Рабочая программа секции «Эксперименташки» районного научного общества дошкольников и младших школьников «Академия детства»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа секции предназначена для воспитанников МБДОУ ДС № 40 «Кораблик» г. Николаевск-на-Амуре, которые занимаются в секции «Эксперименташки».
Секция «Эксперименташки» входит в систему районного научного общества дошкольников и младших школьников «Академия детства», созданного в 2016 году, как одна из форм преемственности дошкольного и общего образования. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное пространство, переломный этап развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) дошкольное образование является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития учебных навыков, познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Научная деятельность – важная составляющая учебного процесса и вообще интеллектуального потенциала человека. Под научной деятельностью понимается деятельность, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов научного исследования: постановка проблемы, изучение теоретической базы, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Поэтому педагогами образовательных учреждений нашего района предпринята попытка ознакомить и вовлечь в эту деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста. Научная деятельность детей в данном случае осуществляется в наиболее простых формах и направлена она на интеллектуальное развитие детей, обогащение представлений об окружающем мире, развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения, сенсорное развитие.
Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития интеллектуальных способностей, чем дошкольное детство трудно представить. Мы все приходим в этот мир примерно с одинаковыми возможностями и способностями, только одни из нас используют свои задатки, а другие - нет. Задача родителей и первых педагогов - воспитателей дошкольных учреждений, как раз и заключается в том, чтобы помочь реализовать заложенные в малышах таланты.
Одаренность, талант, гениальность - это высокий уровень развития способностей человека. Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка.
Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком общеобразовательной программы.
Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хорошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.
Интерес к одаренности в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Педагогами нашего ДОУ был проведен мониторинг детей старших групп, с целью выявления одаренности. Для более точного определения одаренности, а также исходя из наблюдений, воспитателями заполнялись следующие опросники: «Характеристики способностей к обучению» (для дошкольников), «Мотивационно-личностные характеристики» (для дошкольников). Чтобы составить полную картину о развитии способностей ребенка проводилось анкетирование родителей с использованием методик: «Методика диагностики детской одаренности для родителей», разработанная американскими учеными И.Г. Холлом, Н.Скиннером., методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа.,«Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка» Н.И. Гуткиной. В результате мониторинга было выявлено семь одаренных детей.
С целью создания условий, для интеллектуального развития одаренных детей, с учетом их индивидуальных особенностей, педагогами ДОУ была создана секция «Эксперименташки» и разработана рабочая программа по направлению познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Главное достоинство детского экспериментирования в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет, об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Еще одним компонентом, способствующим развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умению наблюдать и экспериментировать является конструирование.
Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.
В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. ЛЕГО-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.
Цель рабочей программы секции – способствовать развитию у одаренных детей интеллектуальных и творческо-конструктивных способностей, познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством познавательно-исследовательской, проективной и конструктивной деятельности.
Цель конкретизируется следующими задачами:
1. Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах детского экспериментирования и конструирования.
2. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
3. Развитие интеллектуальных и исследовательских способностей детей, их воображения и духовного мира.
4. Поддержание у детей инициативы, пытливости и самостоятельности.
5. Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающему миру.
6. Развитие навыков и умений проводить простейшие измерения и манипуляции с приборами, веществами и предметами.
7. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, к техническому творчеству.
8. Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
9. Достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада, семьи и школы в популяризации детского экспериментирования.
10. Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
- Вовлечение родителей в развитие и воспитание детей посредством участия в проектно-исследовательской деятельности.
Программой предусмотрено выполнение и реализация индивидуальных домашних исследовательских проектов маленьких членов секции РНО совместно с родителями. А также проведение занятий для детей привлеченными специалистами.
Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту научной экспериментально-исследовательской, проектной и конструктивной деятельности, для формирования естественнонаучных представлений дошкольников. В науке главной целью является производство новых знаний. В дошкольном образовании цель научно-исследовательской деятельности направлена на формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, становление у детей научно-познавательного, практически - деятельностного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что ребенка окружает.
Научная деятельность детей в данном случае осуществляется в наиболее простых формах и направлена она на интеллектуальное развитие детей, обогащение представлений об окружающем мире, развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения, сенсорное развитие. Под научной деятельностью понимается деятельность, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов научного исследования: постановка проблемы, изучение теоретической базы, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Экспериментально-исследовательское обучение предполагает следующее:
- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
- предлагает возможные решения;
- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает выводы в соответствии с результатом проверки;
- применяет выводы к новым данным;
- делает обобщения.
Программа построена на основе следующих принципов.
- Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.
- Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития.
- Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития.
- Принцип «развивающей интриги».
- Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.
- Принцип деятельного подхода к развитию личности.
- Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности.
- Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности.
- Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания).
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
В работе секции применяются исследовательские методы обучения:
- Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);
- Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский.
Общая направленность Программы (ФГОС, п. 2.4.):
- создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
- решение задач федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС, п. 1.6.):
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка;
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Работа секции РНО «Эксперименташки» предполагает совместную деятельность детей, их родителей, педагогов. Программой предусмотрено выполнение и реализация индивидуальных домашних исследовательских проектов маленьких членов РНО совместно с родителями.
Реализуемый проект, строится на принципе личностно–ориентированного, деятельностного и практико- ориентированного характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данный проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
* Конституция РФ, ст. 43, 72.
* Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
* Типовое положение «О дошкольном образовании»
* Закон РФ «Об образовании» от 10.02.92г. № 3266-1
* Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
* СанПиН 2.4.1.3049-13
* Устав ДОУ.
* ФГОС ДО
* Приказом управления образования администрации Николаевского муниципального района № 222 – осн.р от 26.07.2016 г. «Об организации деятельности районного научного общества детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Возраст детей:
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 5-6 лет.
Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т.е. в 5-6 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.
Продолжительность реализации программы
Продолжительность реализации программы – 2 года. Предусматривается 2 этапа работы:
* 1 этап – с детьми 5 – 6 лет;
* 2 этап – с детьми 6 – 7 лет.
Формы и режим занятий
Программа реализуется на занятиях секции «Эксперименташки». Занятия секции проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий 20-25 минут. Гибкая форма организации экспериментальной и конструктивной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы.
Структура рабочей программы состоит из трех разделов:
Раздел 1. «Познавательно-исследовательская проектная деятельность»
Для того, чтобы ребенок успешно учился, был любознательным и смышленым, взрослым необходимо развивать его интересы и учить добывать знания самостоятельно. Уже в дошкольном возрасте ребенок способен постепенно овладеть техникой исследовательского поиска. Дети старшего дошкольного возраста отличаются пытливостью в исследовании окружающего мира. Именно в этом возрасте поисковая и исследовательская деятельность занимает ведущее место и помогает в удовлетворении потребностей детей в познании окружающего мира.
В экспериментально-исследовательской деятельности у детей развивается познавательный интерес, активность, память и мышление. Они учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, высказывать суждения, делать выводы, соблюдать правила безопасности. Экспериментирование учит детей совместно действовать в коллективе, помогать друг другу, общаться, умению ставить перед собой задачу, развитию у детей умений самостоятельно находить нестандартные решения, видеть проблему , выдвигать гипотезы.
С целью оптимизации результатов познавательно - исследовательской деятельности детей нашими педагогами используется
метод проектов – оптимальная технология, поддерживающая компетентно-ориентированный подход. Метод проектов выбран
нами как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника,
способ воздействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
В проекте педагог и дети, родители и дети, выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:
- На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
- Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями)
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Включение в план- схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
- Домашние задания для самостоятельного выполнения.
- Презентация проекта, открытое занятие.
Раздел 2. «Риторика»
Основная цель: научить дошкольников овладеть приемами риторики, ораторского искусства.
Задачи:
1. Развитие техники речи, которая научит говорить чисто, правильно, интонационно выразительно, пользоваться «языком внешнего вида»: мимикой, жестами, пантомимикой.
2. Развитие речевого этикета, который научит правильно использовать речевые этикетные формулы, умело вести в разных ситуациях, быть талантливым собеседником.
Занятия проводятся учителем – логопедом в соответствие с планом работы секции «Эксперименташки» по специально разработанной программе дополнительного образования детей. Режим работы: 8 часов, 1 раз в 2 недели по 30 минут (академический час).
Основным результатом данного раздела будет успешное выступление детей на презентации продуктов проекта секции.
В основной части занятий планируется включать следующие упражнения: на развитие дыхания, голоса и артикуляции; внимания; на развитие чувства темпа и ритма; координации речи с движением; слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения; речевых и мимических движений.
В работе используются технологические особенности: аудио, видео, костюмы, наглядность. Представленный материал будет интересен и полезен при организации системы работы в ДОУ, направлен на формирование искусства словесного мастерства детей-дошкольников.
Формы работы:
- игровые занятия;
- речевые занятия по формированию навыков живой речи;
- театрализованная деятельность;
- занятия по голосоведению;
- семейные домашние задания;
Раздел 3. «Конструирование - LEGO»
Задачи:
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности
Практика: конструирование моделей зданий, фильтров, очистительных сооружений, разработка эскиза модели на бумаге, подбор деталей конструктора, построение модели, обсуждение движения модели).
Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
Для обучения детей LEGO-конструированию используются разнообразные методы и приемы.
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный | Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана. При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор. В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки. При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками
Тематический план по конструктивной деятельности ««Lego»
№ занятия | Перечень тем: |
1,2 | «Лего-конструктор»- знакомство с деталями и способом скрепления, строительство по замыслу. Видеофильм (презентация) |
3 | «Строим башни двух цветов и разной высоты» Д/и «Чудесный мешочек» |
4 | «Заборчик двух цветов, узкие и широкие ворота» Д/и «Самый быстрый и внимательный» (закрепление формы, цвета, скрепление деталей) |
5 | «Плоскостной домик, лесенки разной высоты» Д/и «Что изменилось?» |
6 | «Учимся читать схему. Конструируем объемный домик по схеме» |
7 | «Моделируем деревья по схеме: елочка, березка» |
8 | «Конструирование транспорта по схемам» |
9 | «Конструируем очистительный фильтр» |
10 | «Конструируем водозаборную башню» |
11,12 | «Конструируем водоочистительную станцию в виде дерева |
13,14,15 | «Строим город, обыгрывание построек. Выставка работ» |
Конечный продукт научно-исследовательской деятельности РНО – социально-значимые объекты для нашего города. Одним из таких объектов членами секции «Эксперименташки» был выбран макет водоочистительной станции. Главным результатом деятельности секции является интеллектуальный, творческий продукт - Проект «Водоочистительная станция в городе будущего»
Ожидаемый результат реализации программы:
После проведения каждого этапа работы секции предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:
- быстрое включение в активный познавательный процесс;
- самостоятельное пользование материалом;
- постановка цели и нахождение путей ее достижения;
- самостоятельность при поиске открытий;
- проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
- настойчивость в отстаивании своего мнения;
- расширение кругозора детей;
- развитие критического мышления и речи;
- развитость мускулатура пальцев;
- проявление поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте
- интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
- формирование конструкторских умений и навыков, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
- формирование предпосылок к учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Дети будут иметь представления:
- о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
- об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
- о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
- о связи между формой конструкции и ее функциями.
Эффективность включенности родителей в деятельность секции определяют следующие показатели: сформированность представлений о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений о педагогической деятельности в целом, специфике работы с детьми в дошкольном учреждении, деятельности педагогов, возможных результатов деятельности детей; владение основными необходимыми умениями и навыками воспитания и обучения детей; степень проявления интереса к активному включению в планирование воспитательно-образовательного процесса. Высший уровень приведенных показателей служит критерием включенности родителей в планирование воспитательно-образовательного процесса в МДОУ. Эффективность сотрудничества обусловлена: положительной установкой сторон на совместную работу, осознанием ее целей и личной заинтересованностью.
Методы оценки:
- проведение мониторинга, включающего в себя исследование познавательной активности и развития творческих способностей воспитанников, конструкторских навыков,уровня активности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности;
- уровень участия и заинтересованности родителей в совместной творческой деятельности.
Форма представления результатов:
- Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
- Выставки по LEGO-конструированию;
- Конкурсы, соревнования, фестивали.
6. Информационные ресурсы: печатный и электронный материал:
- Бедфорд А. «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж, 2004 г., с.88.
3. Брагин А. Все обо всем: Детская энциклопедия/ А.Брагин – М.: АСТ, 2004.
4. Дитрих А. Почемучка – М.: «Педагогика – Пресс», 1993.
5. Дыбина О.В., Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г
6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.83.
7. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013
8. Зубков Б. Как построить небоскреб. Б.Зубков/ М.: Малыш.1997.
9. Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
10. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова - М.: ТЦ «Сфера», 2004.
11. Кислов А.В. Диагностика творческих способностей. – М., 2010.-35с.
12. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001
13. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
14.Лучесской К.Л. От пирамиды – до телебашни. Энциклопедический словарик от А до Я со всеми остановками/ К. Лучесской – М. Детская литература. 1979.
15. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
16. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
17. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
18. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
19. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» - М., 2003 г., с.16.
20. Смирнова В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. – СПб, 2003 г., с. 73.
21. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001.
22. Фешина Е.В. «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
Используемые информационные технологии :
1. Технология мультимедиа, MS PowerPoint.
2. Технология работы с текстовой информацией; MS Word, MS Publisher.
3. Сетевые информационные технологии; MS InternetExplorer.
Материалы и оборудование:
Интернет, компьютер, конструктор LEGO, микроскопы Levenguk.
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Спрячь мышку»
Дидактическая игра «Спрячь мышку» Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме...
Итоговое занятие в средней группе на тему «В гости к…
Итоговое занятие в средней группе на тему «В гости к дядюшке Ау» Цель: выявить у детей формирования знаний, умений и навыков...
Кейс интеллектуальных упражнений для дошкольников
Кейс интеллектуальных упражнений для дошкольников (Элементы программ «Умники и умницы», системы интеллектуального развития А.З. Зака, программы развития «Одаренный ребенок»)