Дополнительная образовательная программа по аквааэробике с элементами танца «Морские звездочки»

(Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

 

Образовательные области: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Срок реализации: 1 год.

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание программы.
  3. I раздел программы: «Аквааэробика».
  4. II раздел программы: «Аквааэробика с элементами танца».
  5. Методические рекомендации.
  6. Календарно-тематический план.
  7. Мониторинг.
  8. Материально-техническое обеспечение.
  9. Список литературы.

 

Пояснительная записка

Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений.

Поиск наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию особенно актуален для детей дошкольного возраста, поскольку в данный период происходит интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование - произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью.

Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ребёнка способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления.

Актуальность программы заключается в том, что плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, способствующий оздоровлению детей, укрепляющий их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма. В последнее время увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата определило необходимость поиска эффективных средств коррекции в условиях ДОУ. Одним из таких средств являются занятия аквааэробикой.

Аквааэробика - это популярный вид физических упражнений для умеющих и не умеющих плавать детей. Одной из её особенностей является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном (в отличии от плавания) положениях тела на глубокой и мелкой воде. При этом работают практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах.

Выталкивающая сила воды создает благоприятные условия для детей с избыточным весом. Тем более что движения в воде имеют статодинамический характер, что благоприятно воздействует на рост мышечной и уменьшение жировой массы тела. С помощью аквааэробики можно укрепить связки и мышцы, которые с трудом развиваются во время занятий на суше; например, сухожилия, ограничивающие с боков подколенную ямку.

Велико гигиеническое значение аквааэробики. Вода очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания, активизирует деятельность различных внутренних органов.

Занятия аквааэробикой помогают развивать такие качества, как сила, выносливость, гибкость и ловкость. Особенно велико оздоровительное и укрепляющее воздействие на интенсивно развивающийся детский организм:

  • формирование “мышечного корсета”;
  • предупреждение искривлений позвоночника;
  • гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног;
  • устранение повышенной возбудимости и раздражительности, подверженности простудным заболеваниям.

Программа кроме занятий аквааэробикой включает элементы танца на воде, различных игр и эстафет на воде.

Настоящая программа не дублирует содержание основной общеобразовательной программы в ДОУ, является дополнительной и учитывает специфику работы с детьми дошкольного возраста, возрастные особенности воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Ее отличительной особенностью является развернутая деятельность педагога, направленная на обучение детей аквааэробике, в процессе которой происходит развитие физической и общей культуры, гармонии и высокой самооценки, приобщение к здоровому и активному образу жизни.

Нормативно – правовое обеспечение программы:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Устав МБ ДОУ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Письмо МО РФ от 02.06.1998г. №89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий;
  • Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660/10 от 22.07.2010 г.

Цель программы: обеспечение оздоровления, закаливания детского организма, всестороннего физического развития средствами музыкальных ритмичных согласованных движений в воде.

Задачи:

Оздоровительные:

  • повышение сопротивляемости организма к заболеваниям;
  • расширение адаптивных возможностей детского организма;
  • совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма;
  • укрепление сухожилий связочно-суставного аппарата;
  • устранение повышенной возбудимости и раздражительности.

Образовательные:

  • формирование теоретических и практических основ освоения водного пространства;
  • обучение уверенным и безбоязненным движениям в воде под музыку.

Развивающие:

  • развитие творчества в игровых действиях под музыку в воде;
  • выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положениях тела на глубокой и мелкой воде;
  • развитие чувства ритма, пластики в движениях;
  • развитие двигаться под музыку при выполнении упражнений;
  • гармоничное развитие мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног;
  • развитие плавательных навыков через разучивание согласованных упражнений и композиций.

Воспитательные:

  • воспитание нравственно-волевых качеств: настойчивости, смелости, выдержки, силы воли;
  • формирование устойчивого интереса к занятиям по плаванию, обеспечение эмоционального благополучия при выполнении упражнений в водной среде;
  • воспитание доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Ожидаемый результат:

  • расширение кругозора у детей;
  • интерес у детей к музыкальному искусству, искусству танца на воде;
  • сформированность чувства ритма, пластики в движениях;
  • сформированность художественного вкуса в соответствии с возрастными особенностями;
  • умение самостоятельно подбирать элементы для танцевальных композиций;
  • улучшение посещаемости за счёт снижение заболеваемости;
  • расширение спектра двигательных умений и навыков в горизонтальном и вертикальном положениях тела в воде;
  • повышение динамики развития движений в воде;
  • развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка;
  • развитие эмоционального и двигательного раскрепощения в воде; ощущение чувства радости и удовольствия от движений;
  • приобретение грации, пластичности, выразительности движений.

Содержание программы.

Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом, объединяясь в одну общую. Содержание занятий строится в порядке возрастающей сложности, постепенного увеличения нагрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа предусматривает взаимодействие детей в воде через игры и игровые упражнения, а также развитие движений по аквааэробике с элементами танца.

Учебный план              

Название раздела Количество занятий в год Количество часов в год
I Аквааэробика 32 32
II Аквааэробика с элементами танца 32 32
  Всего: 64 64

Открытые занятия для родителей проводятся 2 раза в год.

Структура программы.

Занятия предусматривают выполнение плавательных и физических упражнений под музыку в воде с элементами танцевальных движений, различные эстафеты и игры на воде в оздоровительных целях.

Всего в учебном году 64 занятия, которые проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 20 мин.

Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста 5-6 лет с учетом их возрастных особенностей и уровня плавательной подготовленности и не имеющих медицинских противопоказаний.

Включают элементы художественного плавания, комплексы и плавательные упражнения, игры и игровые задания с предметами, восстановительные упражнения, эстафеты на воде.

Движения в воде рассматривается как комплексный навык, требующий отдельной отработки каждого плавательного элемента: задержка дыхания, погружение, всплывание, лежание, скольжение, работа рук, работа ног, правильное дыхание.

Ведущим методом обучения является игровой метод. Игра – это естественная потребность ребенка, умелое удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать поставленные задачи.

Для достижения максимальных результатов, на занятиях используются следующие методы обучения:

  • наглядный: показ пособий и видеоматериалов, показ упражнений и приёмов, имитация, зрительные ориентиры, показ инструктора;
  • словесный: объяснения, указания, беседа, рассказ, заучивание терминологии, команды, распоряжения, пояснения;
  • практический: выполнение упражнений в команде и индивидуально, повторение упражнений, игры, выполнение контрольных нормативов.

Структура занятия

  • 3 минуты - разминка на суше;
  • 5 минут – обучение базовым движениям аквааэробики с предметами и без предметов;
  • 5 минут – обучение аквааэробике и согласованности выполнении движений;
  • 5 минут - подвижные игры на воде;
  • 2 минуты - свободное плавание.

Занятие строится по следующей схеме:

  •   подготовительная часть,
  •   основная часть,
  •   заключительная часть.

Подготовительная часть состоит из выполнения умеренных по интенсивности физических упражнений в воде, под музыку с предметами и без, обеспечивающих разогревание организма, повышение частоты пульса, дыхания.

Основная часть направлена на развитие физических качеств, силы, гибкости, выносливости, а также основных навыков плавания. Состоит из выполнения плавательных движений, элементов художественного плавания под

музыку, упражнений на развитие акватворчества, комплексного использования умений и навыков в самостоятельной деятельности и в сотворчестве с педагогом.

Заключительная часть предусматривает постепенное снижение нагрузки под успокаивающую, расслабляющую музыку, выполнение дыхательных упражнений, релаксации, заданий на расслабление методом контраста («напряжение» - «расслабление») и восстановление дыхания.

I раздел «Аквааэробика»

Основными средствами занятий аквааэробикой являются физические упражнения, выполняемые в воде:

  • игры на воде;
  • упражнения силовой направленности;
  • упражнения на гибкость и растяжку;
  • упражнения на расслабление;
  • упражнения, подводящие к обучению спортивным способам плавания.

Этапы работы по аквааэробике

  Задачи обучения Методы
I этап

(октябрь)

 

Цель: ознакомление с видом аквааэробики и

разнообразным акваоборудованием;

обучение базовым движениям акваэробики, правильному дыханию, приемам безопасного пребывания в воде.

Прыжки, подскоки, бег, различные виды ходьбы, махи руками и ногами, вращение вокруг своей оси, в сочетании с дыхательными упражнениями. Ознакомление с условиями плавучести и равновесия тела; помощь в ориентации в воде; обучение основным движениям в воде.
II этап

(ноябрь-декабрь)

 

Цель: развитие координации и тренировка основных мышечных групп с использованием акваоборудования.

 

Общеразвивающие упражнения для различных групп мышц, элементы танца и музыкально-ритмические движения, подчиняющиеся определенному темпу, ритму выполнения и сопровождаются различной по характеру музыкой. Способствование развития чувства ритма и умения управлять телом в воде; развитие творческих способностей и акватворчество.
IIIэтап

(январь)

Цель: совершенствование специальных упражнений. Упражнения на все группы мышц. Обучение специальным упражнениям на растяжку мышц в воде, для того, чтобы мышцы стали более эластичными и выносливыми.

II раздел «Аквааэробика с элементами танца»

Основными средствами занятий аквааэробикой с элементами танца в воде являются:

  • ритмичные согласованные упражнения и композиции под музыку;
  • упражнения направленные на пластичность, гибкость и выполнение согласованных движений;
  • слушание музыки и ритма при выполнении элементов и упражнений танца;
  • выполнение композиций из отдельных элементов танца.

Принципы подбора музыкального произведения:

  • небольшие по объему (3 - 4 минуты);
  • доступные для детского восприятия и понимания;
  • удобные по темпу в воде (умеренно-быстрые или умеренно – медленные, разнообразные по темпу, т.е. с ускорениями и замедлениями).

Начинать введение танцевальных элементов следует  со второй половины учебного года.

Этапы разучивания аквааэробики с элементами танца

  Задачи обучения Методы
I этап

(февраль)

Ознакомление с простыми упражнениями под спокойную музыку без изменения ритма. Движения под счет или сигнал,

простые построения, выполнение композиций под музыку, выполнение простейших переворотов.

Составление композиций для 2-4 человек, разучивание определенных сигналов и счета, при использовании для обучения элементов танца.
II этап

(март, апрель)

Разучивание связок и композиций с предметами и без предметов под музыку; координирование согласованности движений при выполнении различных упражнений. Движения в разных перестроениях, перевороты на 180-360 градусов, различные упражнения с предметами в паре. Формирование совместного выполнения движений, совершенствование выполнения упражнений в шеренге, кругу, умения следить за своей осанкой.
III этап

(май)

Развитие гибкости, пластичности, красоты и эстетического восприятия от выполнения упражнений и движений на воде;

выполнение разнообразных согласованных движений под музыку.

Согласованное выполнение связок элементов танца. Обучение качественному выполнению упражнений с соблюдением согласованности, корректирование работы ног и рук.

Перед разучиванием решаем задачи:

  • максимально сконцентрировать внимание детей;
  • вызвать интерес к новой композиции с помощью просмотров видеофильмов, иллюстраций, прослушиваний музыкальных композиций;
  • активизировать детей с учетом индивидуальных способностей;
  • освоить танец детьми примерно в течение 3-5 недель.

Последовательность разучивания танца в течение месяца.

1 неделя Прослушивание мелодии, обсуждение темпа, характера, движений. Разучивание танцевальных движений на суше.
2 неделя Разучивание танцевальных движений в воде.
3 неделя Закрепление движений в воде, обучение согласованности в выполнении движений.
4 неделя Скоординированное выполнение танца.
5 неделя Отработка выполнения танца в костюмах и с предметами.

Чтобы достижения детей не прошли без внимания, необходимо использовать подготовленные композиции во время проведения праздников на воде, показательных выступлений для детей и родителей

Методические рекомендации:

  • занятия проводится со всей группой детей (10);
  • при обучении целесообразен фронтальный метод;
  • разучивание упражнений сначала на месте, потом в движении;
  • на занятии двигательный режим детей должен быть рациональным, с учетом их возрастных особенностей и обеспечения благоприятных условий статической нагрузки - снижение её продолжительности и величины;
  • использование игровых приёмов обучения;
  • после занятия целесообразно проводить оздоровительные мероприятия:

- самомассаж;

- ходьба по тропе здоровья;

- релаксационные упражнения;

- дыхательная гимнастика;

- водный стрейтчинг.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста Статья содержит информацию о технологии ТРИЗ и методах решения задач на первый план...

Роль развлечений в развитии эмоций

Роль развлечений в развитии эмоций С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни. Возникают...

Конспект НОД в подготовительной группе по РЭМП «Поможем жителям города…

Конспект НОД в подготовительной группе по РЭМП «Поможем жителям города Нижневартовска» Цели: стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность. Развивать умение четко...

Читайте также

Эссе на тему «Добро» (взгляд подростка)

Эссе на тему «Добро» (взгляд подростка) Добро наверное самое лучшее чувство в мире. Добро может быть разным- может помочь человеку в...

Путешествие по стране геометрических фигур

Путешествие по стране геометрических фигур Цель: закрепить у дошкольников старшего возраста представления о геометрических фигурах. Задачи: учить составлять из геометрических фигур изображение различных...

Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей

Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей Искусство – является средством эстетического воспитания ребёнка, основой его художественного воспитания и развития...