Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей

Искусство – является средством эстетического воспитания ребёнка, основой его художественного воспитания и развития. Приобщение к искусству является частью формирования эстетической культуры личности. Искусство окружает человека с самого момента рождения и вводит его в окружающий мир через системы художественных образов, произведений. Виды искусства имеют свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение видам художественной деятельности способствует развитию радости творчества, формированию интереса к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит основой духовного развития личности.

Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. Чтобы нарисовать или слепить любой предмет, нужно с ним ознакомиться. Формирование представлений о предметах предполагает усвоение знаний об их свойствах, форме, цвете, величине, положения в пространстве. Дети находят эти качества, сравнивая предметы между собой. А находя сходство и различие - они выполняют умственные действия. Значит, изобразительная деятельность способствует сенсорному воспитанию и развитию наглядно - образного мышления. Обучение изобразительной деятельности способствует формированию мыслительных операций, к которым относятся сравнение, синтез, обобщение, анализ. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, детей учат выделять форму предметов и их частей, величину, а также расположение элементов в предмете, их цвет. Изображения различных по форме предметов требует их сравнения и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать явления и предметы, выделять в них общее и отличное, объединять предметы по сходным признакам.

Занятия по изобразительной деятельности способствуют и речевому развитию детей: происходит усвоение названий форм, цветов, оттенков, пространственных обозначений, что способствует обогащению словаря. Высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, а также при рассмотрении иллюстраций существенно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи ребёнка. В свою очередь развитию выразительной речи способствует использование образных сравнений и стихов для эстетической характеристики предметов.

Во время занятий возникают благоприятные условия, в которых у детей формируются такие качества, как любознательность, инициативность, интерес, самостоятельность и умственная активность.

Изобразительная деятельность непосредственно является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые затем переходят в эстетические чувства.

Знакомство с произведениями изобразительного искусства имеет большое значение для эстетического воспитания детей и развития их изобразительных способностей. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и в произведениях прикладного искусства помогают детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в аппликации, лепке, рисунках. Таким образом у детей постепенно развивается художественный вкус.

Вклад занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается в воспитании у детей нравственно-волевых качеств. Это потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, справляться с трудностями, помогать другу. Изобразительная деятельность может и должна использоваться для воспитания доброты, справедливости, для углубления благородных чувств, которые возникают у детей. Формирование трудолюбия связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, настойчивость, выдержка. У детей воспитывается умение работать и достигать желаемого результата.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, скульптуры, аппликации необходимо приложить усилия, выполнить те или иные действия, овладеть определенными умениями.

Произведения изобразительного искусства не только доставляют эстетическое наслаждение, они формируют интеллектуальную, эмоционально-чувственную, волевую сферы, нравственное здоровье. И, несомненно, произведения изобразительного искусства помогают глубже познать окружающий мир, больше замечать, чувствовать, то есть приобщают к одному из сложных видов искусств – это искусство видеть мир.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений…

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста из цикла занятий с использованием технологии...

Новогодний переполох!

Новогодний переполох! Ну, вот и пролетели наши Новогодние праздники в ГБДОУ Детский сад № 236. Где только мы не успели побывать...

Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам…

Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам русской народной сказки «Колобок» (Первая младшая группа)

Читайте также

Методическая разработка - дидактическая игра «Один день из жизни журналиста»

Методическая разработка - дидактическая игра «Один день из жизни журналиста» Возраст детей: 5 – 7 лет. Цель: Формирование знаний у детей о...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну Математика» Возраст: 6 –...

Рабочая программа кружка «Детский музыкальный театр «Бамбини Бельканто» Играем и…

Рабочая программа кружка «Детский музыкальный театр «Бамбини Бельканто» Играем и поём!»