Игровой тренинг по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну радости»
Цель: расширение представлений детей об эмоции «радость»; формирование представление о положительных эмоциях, учить выражать чувства через улыбку; расширение представление детей о поступках, которые приносят радость, развивать способность различать свои мышечные и эмоциональные ощущения.
Оборудование: картинки веселых гномов, кассета с веселой музыкой, рисунок «пустого» лица ежиков для каждого ребенка, пиктограмма с изображением эмоции «радость», зеркало, маленький мячик, карандаши и листы бумаги (для каждого ребенка), разноцветные шарики.
Ход занятия
Звучит музыка «Маленький гном».
Психолог прикрепляет к магнитной доске сюжетную картинку с изображением веселых гномов.
— Я приглашаю вас отправиться в сказочное путешествие с гномами. Давайте посмотрим на них и дадим им имена. Пусть это будут (Дети предлагают свои варианты.)
Как и все настоящие гномы, гномы жили в лесу. Предлагаю отправиться в лес.
Звучит веселая музыка, и, держась за руки, педагог вместе с детьми идет по кругу. В лесу ребятам встретились ежата.
Педагог читает стихотворение:
У канавки две козявки
Продают ежам булавки
А ежи-то хохотать!
«Эх, вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы!
Затем взрослый обсуждает с ребятами настроение ежиков. После обсуждения демонстрируется иллюстрация с изображением веселых ежиков.
На столах лежат листы бумаги с «пустыми лицами ежиков» и набор цветных карандашей. Детям предлагается нарисовать радостное лицо. После выполнения задания ребята возвращаются на ковер, педагог вместе с ними рассматривает то, что получилось, и сравнивает с пиктограммой «радость».
Педагог: «Так как же называется страна, в которую нас привели гномы?» (Ответы детей.) «Правильно, мы очутились в стране Радости».
Психолог говорит: Давайте посмотрим на гномов, какие у них лица?
— Мы посмотрели на гномов и сразу догадались, что они радостные. Как нам это удалось? (Ответы детей.)
По выражению лица, которое называется мимикой, совсем не трудно узнать радостного человека: он улыбается или смеется, уголки губ приподняты вверх, глаза прищурены.
У радостного человека появляется уверенность в собственных силах. Он ощущает необыкновенную легкость, ему хочется летать, плясать, прыгать, кричать, чтобы выплеснуть переполняющую его радость.
Давайте попробуем изобразить жесты радостного человека. (Дети выполняют задание.)
Покажите, какая поза и какая походка у радостного человека. (Дети выполняют задание.)
Постарайтесь радостно сказать фразу: «Сегодня шел дождь». (Дети выполняют задание.)
Закончите мои предложения:
«Когда я радуюсь, я (улыбаюсь, прыгаю, смеюсь, пою)».
«Я радуюсь, когда вижу (подарки, мамино лицо, торт, клоунов)».
— Молодцы! А вы почувствовали, что когда мы с вами говорили о радостных гномах или изображали радующихся людей, нам становилось тоже весело, радостно?
Внимание на экран.
Внимательно посмотрите на экран. Назовите сказочных героев. (Дети выполняют задание.)
А теперь скажите, кто из них радостный? (Ответы детей.)
А кто грустный? (Ответы детей.)
Как вы догадались, что помогло вам определить их состояние? (Ответы детей.)
Вспомните любимых сказочных героев и расскажите, когда они испытывали радость? (Ответы детей.)
Вспомните, кто сначала был одиноким, печальным, а потом стал очень счастливым? (Гадкий Утенок.)
Давайте изобразим Буратино, Колобка, Пятачка и Винни-Пуха. (Дети выполняют задание.)
Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) пары картинок: веселый мышонок — грустный мышонок; веселый червяк — грустный червяк; веселая собака — грустная собака; веселый кот — грустный кот.
— На какой из картинок персонаж печальный, грустный, а на какой — веселый, радостный? (Ответы детей.)
Расскажите, что случилось, из-за чего изменилось настроение героев. (Рассказы детей.)
Что нужно сделать, чтобы герои вновь стали радостными? (Ответы детей.)
Упражнение «Зеркало»
Дети садятся на стулья. Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»
После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Игра «Я радуюсь, когда...»
Педагог называет одного из участников группы, бросает ему мячик и говорит: «(Имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?» Петя ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда...» Затем Петя бросает мячик следующему участнику и, назвав его по имени, в свою очередь просит: «(Имя ребенка), скажи, пожалуйста, когда ты радуешься?»
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не ответят на вопрос.
Психолог: «Вот видите, ребята, как много разных ситуаций в жизни, когда у человека хорошее настроение и он улыбается».
Подумайте, какого цвета бывает ваше радостное настроение?»
После ответов детей педагог говорит о том, что гномы приготовили для них сюрприз. Ребятам предлагается заглянуть в царство волшебных шаров и выбрать шарик с цветом их хорошего настроения. Под веселую музыку дети танцуют со своими шарами.
Гном: «Хорошее настроение отображают яркие цвета. У нас получился замечательный волшебный танец».
Шарики возвращаются на место, в свое царство.
Список литературы:
Л.А. Никифорова. Вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. М.: Национальный книжный центр, 2015.
Читайте также |
---|
Дидактическое пособие «Профессии будущего»
Дидактическое пособие «Профессии будущего»
Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»
Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»
Сказка «Путешествие монетки»
Сказка «Путешествие монетки» Актуальность работы: сегодня наши дети каждый день сталкиваются с ситуациями, где используются «финансы». Родители посещают с детьми магазины...