Педагогический проект «Огород на окне»

Паспорт проекта:

Наименование проекта Огород на окне
Образовательная область Познавательное развитие
Актуальность проекта Дети, наблюдая за растениями, не подозревают, что рост растений зависит от нескольких факторов, в том числе и от человека. Свет, вода, тепло, земля, регулярный уход - влияют на рост любого растения. Ребенок в познавательно-исследовательской деятельности получает информацию о том, как растет и развивается растение, учиться бережно относится к живому растению.
Вид проекта Познавательно - исследовательский, творческий, групповой, долгосрочный
Продукт проекта Документ в формате «Word», презентация, саженцы на участок группы, лэпбук.
Цель Развитие познавательного интереса детей в процессе выращивания и наблюдений за растениями
Задачи Для работы с детьми:
1. Дать первоначальные представления о растениях (строении, росте, уходе),
2. Показать способы ухаживания за растениями (посадка, полив, рыхление почвы, пересадка),
3. Развивать умение пользоваться орудиями труда (грабельки, лейка),
4. расширить знания детей о культурных растениях (горох, фасоль, томат, лук, чеснок, базилик),
5. обобщать представления о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений,
6. Развивать наблюдательность у детей,
7. формировать интерес познавательно-исследовательской деятельности,
8. воспитывать бережное отношение к растениям.
Для работы с родителями:
формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, родителями и детьми;
Для педагога:
1. овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства,
2. сформировать предметно-развивающую среду для проекта,
3. оказывать воспитанникам помощь в поиске нужных знаний.
Участники проекта Дети 1 младшей группы, воспитатели, родители
Ресурсы Книжный, интернет, видео, наглядный материал, дидактический материал
Формы реализации Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки по территории ДОУ, оформление коллективных работ, наглядные информационные материалы.
Оборудование и материалы контейнеры с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, опрыскиватель, грабельки, тряпочка.
Срок реализации 10.21-05.22 (долгосрочный)
Этапы реализации Подготовительный (09-10.2021) 1.Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
2.Подбор методической, научно—популярной и художественной литературы, иллюстрированного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной работы.
3.Составление плана работы над проектом.
Основной (исследовательский) (10-04.2022) Беседы с детьми о растениях, образовательная деятельность,
Информация для родителей по теме проекта,
Организация выставок, развлечений по теме проекта,
Исследование семян растений, Посадка растений,
Уход за растениями,
Регулярные наблюдения за ростом растений,
Различные виды изобразительной деятельности по экологии, коллективные работы с использованием природного материала (сушеные и живые растения, семена),
Работа с дидактическим материалом по теме проекта,
Помощь в труде на огороде участка
Заключительный (05.2022) Презентация проекта, оформленный огород на окне,
Посадка саженцев овощей и цветов на участке.
Основные мероприятия 1. Исследовательские и познавательные занятия по изучению растений,
2.Цикл практических мероприятий по выращиванию растений на подоконнике.
Ожидаемые результаты Для детей:
1. Появление интереса к растениям через сформированное представление о них, в частности о культурных огородных,
2. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями,
3. Расширение представлений об окружающем мире.
Для родителей:
1. Укрепление детско-родительских отношений,
2. Активное сотрудничество с ДОУ.
Для педагогов:
1. повышение профессионализма,
2. внедрение проектной деятельности в работу с детьми и родителями.

Содержание подготовительного этапа.

  1. Определение темы проекта,
  2. Формулировка цели и задач проекта,
  3. Подборка материала по теме проекта (литература, наглядный материал, дидактические и сюжетные игры, физкультминутки, фотографии, семена овощей, муляжи овощей, материалы для посадки),
  4. Составление плана основного этапа

Содержание основного (исследовательского) этапа.

Октябрь:

Познавательное развитие:

Ознакомление с окружающим миром «В саду ли, в огороде».

Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета (см. приложение №1).

Наблюдения, экспериментальная деятельность:

«Семена растений» (арбуз, огурец, морковь, дыня, помидор).

Цель: выявить внешние отличия семян друг от друга.

«Земля—какая она» .

Цель: дать представления о свойствах земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая).

Речевое развитие:

Разучивание потешки про морковь.

МОРКОВКА.

В огороде шум-шум-шум,

Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,

Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,

Съел морковку — ням-ням-ням!

Чтение художественной литературы.

Отгадывание загадок про овощи и фрукты. Стихотворения С.В. Михалкова «Овощи», В. Коркина «Что растет у нас на грядке».

Социально—коммуникативное развитие:

Игровая деятельность.

Д\и: «Отгадай по вкусу» (яблоко, апельсин, груша, огурец, помидор).

Трудовая деятельность:

Полив комнатных растений.

Художественно-эстетическое развитие:

Продуктивная деятельность.

 Рисование «Лук от семи недуг» (см. приложение №2).

Работа с родителями:

Пополнение огорода посадочным материалом (репчатый лук).

Ноябрь:

Познавательное развитие:

Беседы: «Необходимые условия для роста растений».

Рассказ воспитателя: «Где живут витамины»

Наблюдения, экспериментальная деятельность:

«Вода и росток».

Цель: дать представление о значении воды для прорастания и роста растений.

Наблюдение за ростом корневой системы лука в воде.

«Земля и росток».

Цель: дать представление о том, насколько важна земля для роста растений.

Наблюдение за ростом корневой системы лука в земле.

Речевое развитие:

Чтение художественной литературы: А. Барто «Морковный сок», РНС «Вершки и корешки».

Социально—коммуникативное развитие:

Игровая деятельность.

Игра-инсценировка «Мамины помощники».

Трудовая деятельность:

Пересадка комнатного растения (алоэ) (см. приложение № 3).

Художественно-эстетическое развитие:

Продуктивная деятельность.

Рисование «Засолим овощи на зиму», раскрашивание картинки тыквы (см. приложение № 4).

Работа с родителями:

Пополнение ПРС группы наглядным материалом (овощи).

Декабрь:

Познавательное развитие:

Беседа: «Какие бывают семена».

Наблюдения, экспериментальная деятельность:

Наблюдение за ростом зеленых перьев лука (см. приложение № 5).

Речевое развитие:

Чтение художественной литературы.

Ю. Тувим «Овощи». Чтение белорусской сказки «Пых». Повторение РНС «Вершки и корешки».

Социально—коммуникативное развитие:

Игровая деятельность.

д\и «Что растет на огороде», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери из частей».

Трудовая деятельность:

Полив и уход за растениями.

Художественно-эстетическое развитие:

Продуктивная деятельность.

Аппликация «Тарелка с овощами» (см. приложение № 6).

Январь:

Познавательное развитие:

Создание коллекции семян овощных культур.

Наблюдения, экспериментальная деятельность:

«Человек и растение».

Цель: определить роль человека в уходе за растением.

Речевое развитие:

Чтение художественной литературы.

Чтение И. Токмакова «Купите лук», Э. Успенский «Как капусту растили».

Социально—коммуникативное развитие:

Игровая деятельность.

д/и пазлы, домино.

Трудовая деятельность:

Полив и уход за растениями.

Художественно-эстетическое развитие:

Продуктивная деятельность.

Лепка «Морковка для зайчика».

Работа с родителями:

Пополнение садового инвентаря (стаканчики).

Февраль:

Познавательное развитие:

Замачивание семян фасоли и гороха, наблюдение за набухшей и проросшей фасолью.

Цель: находить сходство и различие пророщенных и сухих семян.

Посадка пророщенных гороха и фасоли в землю (посадка в прозрачный стаканчик).

Цель: наблюдение за развитием растения: корни и росток (см. приложение № 7).

Речевое развитие:

Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим».

Социально—коммуникативное развитие:

СРИ по РНС «Репка».

Цель: закрепление содержания сказки.

Трудовая деятельность:

Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление.

Художественно-эстетическое развитие:

Продуктивная деятельность:

Лепка «Стручок гороха» (см. приложение № 8).

Цель: закрепление представлений о внешнем виде гороха, развитие мелкой моторики.

Март:

Познавательное развитие:

Наблюдение за цветением гороха и фасоли, появлением маленьких стручков (см. приложение № 9).

Цель: дать представление о появлении стручка из растения.

Речевое развитие:

Рассматривание картинок «Стадии развития растений».

Цель: формировать словарный запас детей новыми понятиями.

Социально—коммуникативное развитие:

Викторина по загадкам про овощи.

Цель: закрепление представлений о внешнем виде и названии овощей.

Трудовая деятельность:

Оформление огорода на окне.

Художественно-эстетическое развитие:

Коллективная работа ко Дню Здоровья пластилинография «Яблоко».

Работа с родителями:

Памятка для родителей «Лук от семи недуг».

Апрель:

Познавательное развитие:

Наблюдение за большими стручками фасоли и гороха и их содержимым.

Цель: сформировать представление о том, откуда берется фасоль и горох.

Речевое развитие:

Беседа: «Наши помощники на огороде».

Цель: расширять кругозор детей о том, что и кто помогает человеку в работе на огороде.

Социально—коммуникативное развитие:

СРИ «В гостях у повара».

Цель: закрепить знания детей о блюдах их овощей.

Трудовая деятельность:

Посадка семян бархатцев для рассады (см. приложение № 10).

Художественно-эстетическое развитие:

Лепка в технике пластилинографии «Букет для мамы».

Цель: дать детям возможность наглядно изобразить украшение сада-огорода разные цветы с помощью техники пластилинографии.

Работа с родителями:

Участие в оформлении огорода на окне (заборчик, домик овощевода) (см. приложение № 11).

Май:

Познавательное развитие:

Беседа: «Труд овощеводов и садоводов».

Цель: закрепить знания детей о работе овощевода и садовода.

Лэпбук «Овощи» (см. приложение № 12).

Речевое развитие:

Заучивание заклички «Солнышко».

Свети, свети, солнышко,

На зеленое полюшко,

На белую пшеницу,

На чистую водицу,

На наш садочек,

На аленький цветочек.

Социально—коммуникативное развитие:

Наблюдение за огородом на окне у других групп.

Трудовая деятельность:

Пересадка рассады цветов бархатцев в клумбу уличного участка группы.

Художественно-эстетическое развитие:

Аппликация «Огород» (см. приложение № 13).

Цель: закрепить знания детей об овощах.

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Огород на подоконнике».

Содержание итогового этапа.

В завершении проекта была проведена итоговая беседа с детьми о проделанной работе на огороде, оформлена презентация проекта, оформлен огород на окне, посажены саженцы овощей (горох, фасоль) и цветов (бархатцы) на участок группы. Дети получили представление о росте и развитии растения, обогатили словарный запас новыми словами (грабли, рыхлить, полоть, всходы, корешок, стебель, стручок), научились сами заботиться о маленьких всходах и взрослых растениях: сажать, поливать, рыхлить землю - выращивать. Стали бережнее относиться к растениям на участке. Опытно-экспериментальным путем узнали свойства почвы, воды и песка, расширилась мыслительная деятельность детей. К проекту были привлечены родители воспитанников – сбор материалов (семена, палочки, украшения огорода), беседы с детьми дома по теме проекта. Все участники проекта получили положительные эмоции от проделанной работы.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого...

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду Давно известно, что дошкольный возраст, это возраст познания и исследования ребенка мира, в...

Проект «Домашние и дикие животные» для детей второй младшей группы

Проект «Домашние и дикие животные» для детей второй младшей группы  Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский. Сроки реализации: с 01.11-15.11.2023г. Участники: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели. Актуальность:  Многие...

Читайте также

Конспект НОД по физической культуре в старшей группе на тему:…

Конспект НОД по физической культуре в старшей группе на тему: «Космическое путешествие» Цель: создание условий для развития физических качеств, накопления двигательного...

Конспект ООД в первой младшей группе «Прогулка в зимний лес»

Конспект ООД в первой младшей группе «Прогулка в зимний лес»   Цель: Закреплять знания о жизни диких животных – зайца, медведя, белки. Закреплять знания...

Квест-прогулка «Новые знакомые»

Квест-прогулка: «Новые знакомые»