Творческий проект «Поэтический образ Весны»

Тип проекта: творческий, краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, логопед, изоруководитель, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Срок: с 10 – 20 марта 2020г.

Проблема:

В наш современный век роль поэтического слова на низком уровне. Бедна и скудна речь не только детей, но и взрослых. В руках людей редко бывают книги с произведениями поэтов. А ведь речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства: сравнение, метафора, ирония.

Актуальность:

Старшие дошкольники уже имеют достаточно большой словарный запас, умеют правильно выражать свои мысли, но, несмотря на это, образность их речи еще не развита. Поскольку образная речь – неотъемлемая часть культуры речи, она требует обязательного развития. Для того, чтобы обогатить речь старших дошкольников прилагательными, наречиями и средствами художественной выразительности (метафорами, сравнениями, иронией) необходимо обращаться к поэзии, где образность слова доминирует.

О величии поэзии как-то высказался знаменитый писатель К. Г. Паустовский: «Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!»

Поэзия пропитана метафорами, эпитетами, сравнениями. Неживая природа всегда одушевляется … (Она приходит с лаской, И со своею сказкой. Волшебной палочкой взмахнет - В лесу подснежник расцветет…)

Таким образом, мы пришли к выводу, что знакомство старших дошкольников с поэзией природы является лучшим средством для развития образной речи. Для этого мы разработали проект «Образ Весны в произведениях современных поэтов».

Цель проекта: Приобщать детей к поэзии, развивать воображение, мышление и образную речь посредством ознакомления с произведениями современных поэтов.

Задачи:

Обучающие:

  • учить понимать смысл и содержание поэтических произведений о Весне; определять и высказывать свои чувства, возникающие при прослушивании стихотворений о весне.
  • расширять знания о Весне через знакомство с произведениями поэтов, композиторов, репродукциями картин художников-пейзажистов;
  • привлечь внимание детей к красоте весенней природы родного края;
  • формировать умение и желание наблюдать за изменениями в природе Весной.

Развивающие:

  • формировать представления об особенностях поэтического произведения, о специфических особенностях (о композиции; об элементах образности в языке поэзии)
  • развивать творческие способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на художественное слово и живопись;
  • формировать умение самостоятельно создавать художественные образы Весны в продуктивных видах деятельности;
  • способствовать развитию творческой инициативы дошкольников;

воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе;
  • воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение поэтического произведения;

Предполагаемый результат:

Педагоги:

Осуществление в группе образовательного проекта по теме «Поэтический образ Весны».

Пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта

Пополнение копилки по ЧХЛ авторскими стихами, народными загадками, пословицами, поговорками, приметами по теме.

Дети:

Познакомятся с поэтическими произведениями Я. Акима, Т. Белозерова,

С. Вышеславцевой, И. Токмаковой, В. Лунина; с произведениями художников-пейзажистов.

Повысится уровень умений детей понимать значение образных слов и выражений, и использовать их в собственной речи

Родители:

Привлечение родителей к участию в педагогическом проекте группы.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Постановка цели и задач проекта;

2. Отобрать поэтические произведения о Весне (Я. Аким, Т. Белозеров,

С. Вышеславцева, И. Токмакова, В. Лунин).

3. Подобрать словесные дидактические игры, загадки, пословицы, приметы по теме.

4.Создать мини-библиотеку для детей – с произведениями и портретами поэтов.

5. Сделать игры «Подбери словечко», «Собери, докажи и расскажи».

6. Привлечь родительский коллектив к оформлению выставки для детей «Поэтический образ Весны» (по стихотворным строчкам).

II этап. Основной.

Работа по образовательным областям.

Познавательное развитие

Беседы:

«Март – утро года»

Цель: Обобщение знаний детей о весне как времени года, характерных признаках весны, связи между явлениями живой и неживой природы.

«Деревья весной»

Цель: Расширять знания о деревьях, учить сравнивать деревья по внешним признакам (ствол, кора, ветки, почки).

«Первоцветы»

Цель: Учить узнавать и называть первые луговые и садовые цветы.

«О чем поют весенние птицы?»

Цель: развивать мышление, воображение, речь-рассуждение.

Слушание стихов о Весне в аудио-записи, с последующей беседой.

НОД по экологии «Весна пришла»

Цель: Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.

Развивать любознательность, память, устойчивое внимание.

Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.

НОД ознакомление с окружающим «11 марта - День поэзии».

Цель:Продолжать объяснять с опорой на прочитанные произведения жанровые особенности стихотворений, учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, упражнять в выразительном чтении знакомых произведений.

Наблюдения

«Таяние снега», «Первые проталины», «Первые ручьи», «За почками на деревьях и срезанных веточках», «Поведение птиц весной».

Просмотр мультфильмов о Весне с классическим музыкальным сопровождением.

 Речевое развитие

НОД - Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Март».

НОД – Знакомство и заучивание стихотворения Т. Белозерова «Подснежник» по схемам-моделям.

Вечер стихов: «Дети читают стихи…» - знакомство с произведениями поэтов о Весне - Тимофея Белозерова, Ирины Токмаковой, Якова Акима и Виктора Лунина.

НОД – Знакомство и заучивание стихотворения С. Вышеславцевой «Весна» (открытое для педагогов).

Детский мастер-класс (Никита Ануфриев) Знакомство со стихотворением «Весна» И. Токмакова по моделям, которые составили и нарисовали дома.

ЧХЛ:

«На пороге весны» Г.Сребицкий;

В.Жуковский «Жаворонок»;

В.Бианки «Синичкин календарь»;

Н.Пришвин «Разговор деревьев»;

Э.Шим «Сосулька», «Кто лечит деревья»;

Соколов-Микитов «Ранней весной»;

Социально-коммуникативное развитие

Д/И: «Подбери словечко» (образные слова и выражения по картинкам).

Д/И «Собери, докажи и расскажи…» (упражнять в составлении целого из частей, упражнять в составлении рассказа по картине, использовать образные слова и выражения).

Д/И - «Перелетные птицы», «Времена года», «Собери части дерева», «Узнай и назови первоцвет».

Словесные игры на развитие образной речи - «Фразеологический зверинец», «Сказочные фразеологизмы», «Что это?»

Вечер загадок о весне.

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание тематического альбома «Весна»

Цель: Знакомство с произведениями художников-пейзажистов.

НОД рисование «Образ Весны по стихотворению Ирины Токмаковой»

Цель: формировать умение создавать в рисунке образ Весны - использовать нужную цветовую гамму для передачи эмоционального и цветового изображения задуманного.

НОД аппликация «Подснежник» (по стихотворению Тимофея Белозерова)

Цель: Воплощение в художественной форме своего представления о первоцветах; создание образа весеннего цветка в аппликации.

НОД Рисование с натуры «Ветки в вазе»

Цель: Формировать умение отражать в рисунке реальную форму, пропорции и цвет изображаемого.

Раскрашивание раскрасок по теме «Весна».

Цель: Закреплять умение навыка аккуратного закрашивания в одном направлении, вызвать интерес к занятиям по изодеятельности.

Музыкальное развитие:

Слушание «Подснежник», «Весна» П.И. Чайковский.

«Весна» А. Вивальди.

Цель: Знакомство с музыкальными произведениями композиторов, обогащать музыкальные впечатления детей, формировать навыки культуры слушания музыки.

Музыкально-танцевальный этюд под музыку «Вальс цветов» Е.Дога.

III этап. Заключительный.

• Выставка творческих работ детей «К нам Весна шагает…»», «Подснежники», «Ветки в вазе».

• Вечер «Дети читают стихи» по теме «Весна».

• Пополнение дидактических игр по теме.

• Пополнение копилки по ЧХЛ - стихов, загадок, пословиц по теме.

Полученный результат:

Все дети проявили интерес к проекту, задавали много интересных вопросов. Детям очень понравилось познавательное занятие на тему «Весна красна идет…»; занятие по изобразительной деятельности, где дети самостоятельно по представлению рисовали свой Образ Весны; Собран и систематизирован материал по теме проекта. Пополнилась копилка ЧХЛ по теме проекта.

Взаимодействие с родителями

Пополнение РППС: изготовление игр «Подбери словечко» «Собери целое».

Распечатка портретов современных поэтов.

Заучивание стихов о Весне.

Организация выставки рисунков «Поэтический образ Весны».

Распечатка раскрасок по теме «Весна».

Использованные ресурсы:

  1. Илларионова Ю.Г, Учите детей отгадывать загадки /Илларионова Ю.Г. М., Просвещение, 1976. - 127 с. иллюстр.
  2. Ушакова О.С, Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие /Ушакова О.С. М.: ТЦ Сфера, 2011. - 288 с.
  3. Ушакова О.С, Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений /Ушакова О.С., Струнина Е.М. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
  4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа
  5. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Познавательная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста

Интернет-ресурсы.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

НОД в первой младшей группе «Там, по неведомым дорожкам…»

НОД в первой младшей группе «Там, по неведомым дорожкам…» Цель. Формировать познавательную активность детей, закреплять знания детей о диких животных. Доставить...

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Любимые…

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Любимые сказки Корнея Чуковского» Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное...

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы Цель: Создание эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детского сада и семьи. Задачи: - развивать в детях желание...

Читайте также

Практико-ориентированный проект «Мы деревья изучаем, много о деревьях знаем!» для…

Практико-ориентированный проект «Мы деревья изучаем, много о деревьях знаем!» для детей подготовительной логопедической группы Введение Шумят деревья за моим окном.Для нас они —...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей группе «Тонет – не тонет» Возрастная категория: дети 2-3 лет.Интеграция образовательных...

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц»

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц» Цель: Формирование умения передавать в лепке характерные черты животного, создавать сюжетную композицию.Задачи:Образовательные:• Передавать...