Практико-ориентированный проект «Мы деревья изучаем, много о деревьях знаем!» для детей подготовительной логопедической группы
Введение
Шумят деревья за моим окном.
Для нас они — деревья как деревья,
А для других — укромный, мирный дом
Иль временный привал среди кочевья.
Вчера я видел: съёжившись в комок,
На дереве у моего окошка
Сидел хвостатый рыженький зверёк
И чистился, чесался, точно кошка.
Лизал он шёрстку белую брюшка,
Вертя проворной маленькой головкой.
И вдруг, услышав шорох, в два прыжка
На верхней ветке очутился ловко.
Меж двух ветвей повис он, словно мост,
И улетел куда-то без усилья.
Четыре лапы и пушистый хвост
Ему в полёте заменяют крылья.
Моя сосна — его укромный дом
Иль временный привал среди кочевья.
Теперь я знаю: за моим окном
Не только мне принадлежат деревья.
Самуил Маршак.
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Согласно задачам, поставленными ФГОС дошкольного образования, итоговый результат - это формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.
Актуальность проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Основными методами и приёмами проекта являются: беседы, чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, организованно-образовательная деятельность, продуктивная деятельность.
Паспорт проекта
Наименование учреждения | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Тальжинский детский сад» комбинированного вида пос.ст.Тальжино Новокузнецкий муниципальный район |
Тема проекта | «Мы деревья изучаем, много о деревьях знаем!» |
Авторы проекта | Верле Галина Петровна – учитель – логопед Богер Татьяна Сергеевна – воспитатель Лыкова Елена Леонидовна - воспитатель |
Срок реализации проекта | Ноябрь 2021 года |
Вид проекта | Краткосрочный, творческий, коллективный, практико-ориентированный |
Участники проекта | - дети подготовительной группы «Ягодка» - воспитатели - учитель – логопед - родители |
Цель проекта | Расширить представления детей о деревьях, о пользе деревьев в жизни человека, о необходимости бережного отношения к окружающей природе. |
Задачи проекта | 1.Формировать у детей представление о деревьях и их пользе для человека. 2.Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания. 3.Стимулировать и развивать речевое творчество детей, обогащать словарный запас по теме «Деревья». 4.Формировать основы экологического сознания и культуры, развивать любознательность. 5.Расширять кругозор в области профессий, связанных с работой по дереву: зодчество, плотничество и т.д. (знакомство с поделками из дерева). 6.Познакомить с различными способами раскрашивания деревянных предметов. 7. Познакомить детей с творчеством и удивительной судьбой местного краснодеревщика Рыбак Евгением Владимировичем. 8.Познакомить детей с такими человеческими качествами, как сила духа, стойкость, вера, надежда, стремление. 9.Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять. 10.Воспитывать дружеские отношения в коллективе, желание помочь друг другу. |
Образовательные области | Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. |
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный (1 ноября 2021г. – 7 ноября 2021г.)
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели, задач проекта, подбор литературы, пособий;
- Разработка проекта, ознакомление и подбор литературы, оборудования;
- Разработка конспектов, наглядных материалов, подбор дидактических игр и пособий;
- Информация для родителей о предстоящем проекте;
- Анкетирование для родителей «Значение деревьев в нашей жизни»
- Диагностические мероприятия с дошкольниками.
II этап – основной (8 ноября 2021г. – 12 ноября 2021г)
- Реализация проекта через интеграцию образовательных областей;
- Проведение организовано-образовательной деятельности; чтение художественной литературы, проведение дидактических игр, творческой деятельности.
III этап – заключительный (13 ноября 2021г. - 17 ноября 2021г)
- Организация выставки работ мастера-краснодеревщика Рыбак Евгения Владимировича для детей и родителей;
- Диагностические мероприятия с дошкольниками;
- Презентация проекта.
Ожидаемые результаты
- Формирование у детей бережного, ответственного, эмоционально-доброжелательного отношения к миру природы и деревьям;
- Формирование потребности в развитии таких качеств личности как воля, сила духа, стремление к достижению поставленных целей;
- Воспитание любви к природе, желание оберегать ее и охранять;
- Воспитание дружеских отношений в коллективе, желание помогать друг другу.
- Расширение кругозора в области профессий, связанных с работой по дереву: зодчество, плотничество. С различными способами раскрашивания деревянных предметов.
- Знакомство детей с творчеством и удивительной судьбой известного в родном поселке, краснодеревщика Рыбак Евгением Владимировичем.
Работа с родителями
- Изготовление наглядно-информационного материала (буклеты, папки-передвижки);
- Участие в выставке;
- Организация индивидуальных бесед, консультаций;
- Анкетирование по теме проекта.
Перспективный план
Срок | Вид деятельности | Программное содержание |
Первая неделя | 1. Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой» 2. Чтение стихотворений детьми и педагогами о деревьях 3.Коллективная работа по созданию плаката «Мы и природа» |
1.Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы. 2. Цель: формировать чувства патриотизма, любви к своему родному краю, природе, по средствам художественного слова. 3.Цель: мотивировать детей, по средствам ИЗО к познанию окружающей природы. |
Вторая неделя | 1.Чтение пословиц и поговорок о деревьях 2.Экспериментирование «Сравнение свойств дерева» 3.Д/И «Найди дерево по листочку» |
1.Цель: развивать связную речь, мышление, воображение по средствам русских пословиц и поговорок о деревьях. 2.Цель: закрепить знаний детей о качествах и свойствах дерева и других предметов путём сравнения (металл, бумага, пластик) 3.Цель: учить детей соотносить лист с его деревом. |
Третья неделя | 1. «Зашумленные картинки» 2.Беседа «Целебные свойства березы» 3. «Белая береза» (изготовление композиции из бумаги) |
1.Цель: учить детей выделять заданный предмет на фоне наложения на него других картинок. 2.Цель: формировать представления о пользе и целебных свойствах березы. Активизировать внимание и память детей. 3.Цель: обучать детей практическим навыкам изготовления поделок из бумаги. |
Четвертая неделя | 1.Итоговое открытое занятие на тему: «Мы деревья изучаем, много о деревьях знаем!» 2.Организация выставки для детей и родителей мастера - краснодеревщика Рыбак Евгения Владимировича |
1.Цель: обобщить знания детей, полученных в ходе проекта, о значении деревьев в жизни людей. 2.Цель: познакомить с творчеством известного мастера – краснодеревщика Рыбак Евгением Владимировичем |
Список используемой литературы
- https://pedsovet.su/fgos/6674_ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
- Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г.Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.
- Киселева Л.С., Данилина Т.А., Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2005. – 96с.
- Майер А.А., Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 56с.
Приложение
Продуктивная деятельность
«Белая береза» (изготовление композиции из бумаги)
«Зашумленные картинки»
Коллективная работа по созданию плаката «Мы и природа»
Экспериментирование «Сравнение свойств дерева»
Изготовление поделки «Елочка» (рисование по дереву)
Читайте также |
---|
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В…
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В гости к бабушке» Цель: Расширять представление детей о домашних животных. Задачи: Закрепить...
Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок»
Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок» Цель: Учить раскатывать валик (колбаску) из пластилина на доске прямыми движениями рук. Задачи: Обучающие: формировать знание...
Проект «Путешествие в историю русского быта»
Проект «Путешествие в историю русского быта» Основные характеристики проекта: Тип проекта: практико-ориентированный. По количеству участников: групповой. По продолжительности: две недели. Сроки реализации проекта – 2018-2019...