Проект «Рукавичка» (использование мнемотехники в работе с детьми младшего дошкольного возраста) в младшей группе

Паспорт проекта

Тема проекта Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования схем - моделей.
Название проекта «Рукавичка»
Проблема Большое количество детей не умеют связно говорить.
Цель Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством внедрения в практику работы мнемотехники.
Задачи Образовательные:
  • Расширять и обогащать словарный запас детей.
  • Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).
  • Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказок с использованием наглядных пособий;
  • Формировать умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
Развивающие:
  • Способствовать развитию связной речи детей.
  • Способствовать развитию у детей воображения, памяти, наглядно – действенного и логического мышления, образного восприятия.
  • Развивать умение соотносить знаковые символы с образами. Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к фольклору.
Виды деятельности
  • Предметная деятельность.
  • Игровая.
  • Общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.
  • Восприятие смысла сказок, стихов, потешек.
  • Двигательная.
Тип проекта Творческий
Длительность проекта Среднесрочный (2 месяца)
Участники проекта Дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители
Ожидаемые результаты Повысится интерес к художественным произведениям.
Увеличится словарный запас.
Речь станет более связной и грамотной.
Будут сформированы волевые навыки.

Пояснительная записка.

Актуальность

Речь - неотъемлемая часть человека, необходимое условие существования человеческого общества.

Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности, а также «социализацию» ребенка. Грамотная, четкая, чистая и ритмическая речь – не дар природы, она приобретается человеком в детстве благодаря усилиям родителей и семьи в окружении, котором растет ребенок.

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка.

Прекрасным средством для формирования навыков пересказа художественных произведений является мнемотехника.

Чтобы выяснить, как влияет использование мнемотехники для заучивания и пересказа небольших текстов, был разработан проект «Рукавичка».

Новизна

Проект заключает в себе целесообразное слияние наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности.

Авторская идея

Проект строится на основе русской народной сказки «Рукавичка». В течение всего срока реализации проекта дети постепенно знакомятся с героями сказки, учатся составлять рассказы о главных героях на основе мнемоквадратов и мнемодорожек. В завершение проекта дети пересказывают всю сказку, опираясь на схему.

Практическая значимость

Разработанные мнемоквадраты и мнемодрожки для составления описания животных можно использовать в других видах деятельности в соответствии с лексическими темами.

Результативность

В результате применения мнемотехники у детей:

  • расширился словарный запас;
  • речь стала более грамотной;
  • сформировался навык запоминания информации;
  • дети стали употреблять в речи связные предложения.

Таким образом, использование в работе над развитием речи приемов мнемотехники обосновано и дает положительный результат.

Этапы работы над проектом

1 этап. Организационный.

  1. Выбор темы проекта.
  2. Постановка цели и определение задач проекта.
  3. Изучение опыта коллег по теме.
  4. Подбор методической литературы по теме.
  5. Составление перспективного плана для осуществления работы с воспитанниками и их родителями.
  6. Подбор и изготовление схем - моделей для работы с детьми.

2 этап. Основной.

Работа с воспитанниками:

Работа по образовательным областям:

Познавательное развитие:
Чтение рассказов о животных «Волк», «Лиса», «Заяц», «Мышь», «Лягушка», «Медведь».
Рассматривание иллюстраций с изображением животных - героев сказки «Рукавичка».
Социально – коммуникативное развитие:
Беседа «Наши любимые сказки»
Игры на развитие памяти: «Интересная фигура», «День-ночь», «Гуляем по зоопарку», «Осенние листья», «Гуляем по лесу», «Игра в слова», «Разрезанная картинка», «Запомни движения», «Я положил в мешок».
Речевое развитие:
Чтение сказки «Рукавичка».
Разучивание потешек при помощи схем - моделей: «Мыши водят хоровод», «Лисичка», «Зайка серенький», «Медвежата», «Дом».
Составление описательных рассказов по мнемоквадратам: «Мышка», «Лягушата», «Волк», «Заяц», «Лиса», «Медведь».
Художественно – эстетическое развитие:
Пластилинография: «Снежинки»
Рисование: «Лиса», «Мишка»
Аппликация: «Лягушка», «Волк», «Мышка».
Лепка из соленого теста: «Рукавичка»
Музыкально – ритмические игры» (по Е. Железновой) «Мороз», «Лягушата», «Мишка пляшет», «Заинька, попляши», «Зайка серенький», «Зайка прыгал», «Мышь и часы».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «У медведя во бoру», «Хитрая лиса», «Мыши водят хоровод», «Мышеловка», «Зайцы и волк».

Работа с родителями:

- консультация «Развитие речи детей 3-4 лет»;

- консультация «Игры и упражнения для развития речи».

Работа с педагогами:

- Мастер- класс с педагогами ДОУ «Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольников»

3 этап. Заключительный.

Продукт: пересказ русской народной сказки «Рукавичка» при помощи мнемотаблицы.

 

Список используемой литературы.

  1. Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». С-Пб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС». – 2016 г.
  2. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. С-Пб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС». – 2018 г.
  3. С. Н. Савушкин «Развитие речи. Логопедический фольклор. Считалки. Заклички. Дразнилки» М.: «Карапуз».– 2015 г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Основы этики консультативной работы тьютора инклюзивного образования

Основы этики консультативной работы тьютора инклюзивного образования Начну свой ответ на данный вопрос со следующего в основу инклюзивного образования положены приведенные...

Развлечение ко дню матери в младшей группе «Ах, какая мама!»…

Развлечение ко дню матери в младшей группе «Ах, какая мама!» Цель: Способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы и учить детей выражать любовь...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Сороки - праздник…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Сороки - праздник весеннего равноденствия» Цель: 1. Познакомить детей с основными духовно-нравственными традициями русского народа...

Читайте также

Рабочая программа воспитателя средней группы (4-5 года)

Рабочая программа воспитателя средней группы (4-5 года)

Конспект игры «Что? Где? Когда?». Тема: «Знатоки ПДД»

Конспект игры «Что? Где? Когда?». Тема: «Знатоки ПДД» Подготовительная группа компенсирующей направленности (6 – 7 лет) Цель: сформировать у детей устойчивые знания и...

Конспект НОД по рисованию в средней группе. Тема. «Здравствуй, осень…

Конспект НОД по рисованию в средней группе. Тема. «Здравствуй, осень золотая» Цель: формировать умение создавать сюжетные композиции, закрепить представления о временах...