Проект «Рукавичка» (использование мнемотехники в работе с детьми младшего дошкольного возраста) в младшей группе

Паспорт проекта

Тема проекта Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования схем - моделей.
Название проекта «Рукавичка»
Проблема Большое количество детей не умеют связно говорить.
Цель Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством внедрения в практику работы мнемотехники.
Задачи Образовательные:
  • Расширять и обогащать словарный запас детей.
  • Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).
  • Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказок с использованием наглядных пособий;
  • Формировать умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
Развивающие:
  • Способствовать развитию связной речи детей.
  • Способствовать развитию у детей воображения, памяти, наглядно – действенного и логического мышления, образного восприятия.
  • Развивать умение соотносить знаковые символы с образами. Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к фольклору.
Виды деятельности
  • Предметная деятельность.
  • Игровая.
  • Общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.
  • Восприятие смысла сказок, стихов, потешек.
  • Двигательная.
Тип проекта Творческий
Длительность проекта Среднесрочный (2 месяца)
Участники проекта Дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители
Ожидаемые результаты Повысится интерес к художественным произведениям.
Увеличится словарный запас.
Речь станет более связной и грамотной.
Будут сформированы волевые навыки.

Пояснительная записка.

Актуальность

Речь - неотъемлемая часть человека, необходимое условие существования человеческого общества.

Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности, а также «социализацию» ребенка. Грамотная, четкая, чистая и ритмическая речь – не дар природы, она приобретается человеком в детстве благодаря усилиям родителей и семьи в окружении, котором растет ребенок.

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка.

Прекрасным средством для формирования навыков пересказа художественных произведений является мнемотехника.

Чтобы выяснить, как влияет использование мнемотехники для заучивания и пересказа небольших текстов, был разработан проект «Рукавичка».

Новизна

Проект заключает в себе целесообразное слияние наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности.

Авторская идея

Проект строится на основе русской народной сказки «Рукавичка». В течение всего срока реализации проекта дети постепенно знакомятся с героями сказки, учатся составлять рассказы о главных героях на основе мнемоквадратов и мнемодорожек. В завершение проекта дети пересказывают всю сказку, опираясь на схему.

Практическая значимость

Разработанные мнемоквадраты и мнемодрожки для составления описания животных можно использовать в других видах деятельности в соответствии с лексическими темами.

Результативность

В результате применения мнемотехники у детей:

  • расширился словарный запас;
  • речь стала более грамотной;
  • сформировался навык запоминания информации;
  • дети стали употреблять в речи связные предложения.

Таким образом, использование в работе над развитием речи приемов мнемотехники обосновано и дает положительный результат.

Этапы работы над проектом

1 этап. Организационный.

  1. Выбор темы проекта.
  2. Постановка цели и определение задач проекта.
  3. Изучение опыта коллег по теме.
  4. Подбор методической литературы по теме.
  5. Составление перспективного плана для осуществления работы с воспитанниками и их родителями.
  6. Подбор и изготовление схем - моделей для работы с детьми.

2 этап. Основной.

Работа с воспитанниками:

Работа по образовательным областям:

Познавательное развитие:
Чтение рассказов о животных «Волк», «Лиса», «Заяц», «Мышь», «Лягушка», «Медведь».
Рассматривание иллюстраций с изображением животных - героев сказки «Рукавичка».
Социально – коммуникативное развитие:
Беседа «Наши любимые сказки»
Игры на развитие памяти: «Интересная фигура», «День-ночь», «Гуляем по зоопарку», «Осенние листья», «Гуляем по лесу», «Игра в слова», «Разрезанная картинка», «Запомни движения», «Я положил в мешок».
Речевое развитие:
Чтение сказки «Рукавичка».
Разучивание потешек при помощи схем - моделей: «Мыши водят хоровод», «Лисичка», «Зайка серенький», «Медвежата», «Дом».
Составление описательных рассказов по мнемоквадратам: «Мышка», «Лягушата», «Волк», «Заяц», «Лиса», «Медведь».
Художественно – эстетическое развитие:
Пластилинография: «Снежинки»
Рисование: «Лиса», «Мишка»
Аппликация: «Лягушка», «Волк», «Мышка».
Лепка из соленого теста: «Рукавичка»
Музыкально – ритмические игры» (по Е. Железновой) «Мороз», «Лягушата», «Мишка пляшет», «Заинька, попляши», «Зайка серенький», «Зайка прыгал», «Мышь и часы».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «У медведя во бoру», «Хитрая лиса», «Мыши водят хоровод», «Мышеловка», «Зайцы и волк».

Работа с родителями:

- консультация «Развитие речи детей 3-4 лет»;

- консультация «Игры и упражнения для развития речи».

Работа с педагогами:

- Мастер- класс с педагогами ДОУ «Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольников»

3 этап. Заключительный.

Продукт: пересказ русской народной сказки «Рукавичка» при помощи мнемотаблицы.

 

Список используемой литературы.

  1. Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». С-Пб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС». – 2016 г.
  2. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. С-Пб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС». – 2018 г.
  3. С. Н. Савушкин «Развитие речи. Логопедический фольклор. Считалки. Заклички. Дразнилки» М.: «Карапуз».– 2015 г.


Новые публикации

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД»…

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и фрукты – нужные продукты»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы. Тема: «Большое космическое…

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы Тема: «Большое космическое путешествие» Цель: - доставить детям радость и удовольствие от игр и...

Читайте также

Театрализованная игра «Серый волк»

Театрализованная игра «Серый волк» Аннотация: Игра «Серый волк» предназначена для детей 2-3 лет. Игра развивает координацию, связную речь, внимание. Цель: Развивать двигательную активность, координацию. Задачи: OO «Речевое...

Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Нравственные…

Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Нравственные ценности и будущее человечества: Добрым быть совсем не просто …» Цель:...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием развивающих пособий В.В.Воскобовича…

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием развивающих пособий В.В.Воскобовича «Путешествие в фиолетовый лес» для детей 5-6 лет Задачи: Обучающие: - расширять словарь...

Комментарии

  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Здравствуйте! В статье вы не указали список источников, меня интересуют [49] и [50]. Подскажите, что ...

    Подробнее...

     
  • Кристина
    Здравствуйте! А где можно ознакомится с полным проектом ?

    Подробнее...





В блогах

Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад№55 «Радуга» Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»           Разработала воспитатель первой категории Стрельникова Е В     2022 год Цель :...

Мастер – класс для родителей «Как играть в «ЛЕГО» вместе с детьми»

Цель:  повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО-конструирования и степени их вовлечённости в образовательный процесс. Задачи:  ознакомить родителей с инновационной деятельностью в группе;  расширить и уточнить представления...

Lego-конструирование и робототехника - инновационные технологии в детском саду.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности...

Консультация для родителей

Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду» Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет...