Проект «Познавательные игры»

Вид проекта: творческо-информационный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (в течение 1 учебного года).

Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 г. – май 2018 г.

По числу участников проекта: групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы и родители воспитанников.

Цель проекта: Создание благоприятных условий для развития психических процессов детей.

Задачи проекта:

  • развитие у детей познавательных психических процессов (память, внимание, мышление, воображение, речь);
  • развитие эмоционально-волевой сферы детей;
  • формирование коммуникативных умений;
  • стимулирование познавательной инициативы (активности) детей;
  • оказание содействия педагогам в организации эффективной работы с детьми;
  • просвещение родителей и вовлечение их в процесс формирования и развития психических процессов у детей.

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня развития познавательных психических процессов у детей;
  • повышение познавательной активности детей;
  • обогащение форм и методов работы воспитателей с детьми (дополнение картотек игр и игровых упражнений в соответствии с темами недели);
  • повышение уровня психологической грамотности воспитателей;
  • повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития детей старшего дошкольного возраста.

Продукт проектной деятельности: конспекты занятий с детьми с подборкой игр и игровых упражнений в соответствии с поставленными задачами и темами блочно-тематического планирования ДОУ.

Актуальность

Дошкольное детство — важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех психических процессов.

В период дошкольного возраста ребенок открывает для себя не без помощи взрослого мир человеческих взаимоотношений, разных видов деятельности. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей.

Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна.

Учёными доказано, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, а развиваются и представляют собой особые виды деятельности. 

Высокие требования современной жизни к организации обучения делают проблему развития психических процессов дошкольников особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов. Многочисленные наблюдения и исследования психологов показали, что ребёнок, не научившийся учиться и не овладевший приемами мыслительной деятельности в детском саду, в школе обычно переходит в разряд неуспевающих.

Одним из важных направлений и путей в решении проблемы развития психических процессов дошкольников выступает создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных процессов, и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.

Всем известно, что самой продуктивной формой обучения в дошкольном возрасте является игра, так как именно этот вид деятельности в данном возрастом периоде остается ведущим и самым привлекательным для детей. Кроме того, разнообразие игр (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, настольно-печатные и т.д.) позволяют решать практически любые поставленные перед ребёнком задачи, развивать его навыки, умения, расширять кругозор. Через игру педагог может корректировать нарушения в развитии памяти, внимания, мышления и речи у детей с задержкой развития. Коллективные игры позволяют безболезненно преодолевать проблемы личностного и коммуникативного характера.

Доказано, что обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что ребёнок учится и приобретает умения без особого над собой усилия. Условия игры сами диктуют ребёнку необходимость приобретения новых действий и навыков. Он их добровольно принимает и учиться с явной заинтересованностью. Знания, поданные в готовом виде, не связанные с жизненными интересами дошкольников, плохо ими усваиваются и не развивают его. Развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, потому что в ней он может проявить себя, реализовать свой творческий потенциал и перенести приобретённые умения в другие условия. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации является важным показателем развития творческой инициативы ребёнка. Это и есть результат осуществления одного из направлений развития образования в настоящем времени.

Данный проект направлен на работу с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и реализуется на основе погружения в игровое пространство.

Занятия направлены на развитие у детей психических процессов и определённых личностных качеств, которые создают основу для успешного развития дошкольника.

Темы групповых занятий зависят от тематического планирования ДОУ, что позволяет закрепить пройденный в течение недели материал. Игровой и дидактический материал подбираю в соответствии с данными темами.

Занятия проводятся в группе один раз в неделю. Форма организация работы – фронтальная с участием воспитателей. Цель участия воспитателей на занятиях - возможность диагностировать проблемы детей при усвоении пройденного материала, а также обучиться и в дальнейшем использовать в работе с детьми тем играм, которые были на занятии.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

  • Составление плана деятельности.
  • Подбор и изучение литературы.
  • Подбор игр и игровых упражнений для разработки конспектов занятий с детьми в соответствии с поставленными задачами и темами недели блочно-тематического планирования ДОУ.
  • Подбор дидактических материалов в соответствии с поставленными задачами и темами недели блочно-тематического планирования ДОУ.
  • Подбор и разработка материалов (конспект выступления на родительском собрании, буклеты, папки передвижки) для работы с родителями.

2 этап. Основной

Содержание работы Задачи Формы
с детьми
Коррекционно-развивающие занятия
  • Развитие познавательных психических процессов у детей (память, внимание, мышление, воображение, речь);
  • развитие эмоционально-волевой сферы детей;
  • развитие коммуникативных умений;
  • стимулирование познавательной инициативы (активности) детей.
  • Вербальные игры и упражнения;
  • игры и упражнения с картинками и демонстрационным материалом;
  • чтение и обыгрывание сказок;
  • этюды, импровизации;
  • сочинение историй;
  • игровые упражнения на развитие мелкой моторики;
  • психогимнастические упражнения.
с родителями
Психологическое просвещение
  • Создавать ситуацию сотрудничества;
  • формировать установку ответственности родителей по отношению к вопросам воспитания и развития детей;
  • повышение психолого-педагогической грамотности;
  • знакомство с результатами оценки индивидуального развития детей;
  • знакомство с рекомендациями по развитию детей.
  • Выступление на родительском собрании;
  • проведение семинара-практикума;
  • индивидуальные беседы и консультации;
  • оформление стендовой информации, папки-передвижки;
  • распространение буклетов, памяток.
Психологическое консультирование
Психологическая профилактика
с воспитателями
Психологическое просвещение
  • Формирование компетентного подхода у педагогов по развитию психических процессов у дошкольников посредством игр и игровых упражнений в совместной деятельности и непосредственно организованной деятельности;
  • повышение психолого-педагогической компетентности.
  • Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста»;
  • участие воспитателей в занятиях с детьми;
  • индивидуальные консультации.
Психологическое консультирование

Структура психологического коррекционно-развивающего занятия с детьми:

Вводная часть.

Цель: настроить детей на совместную работу, привлечь внимание, заинтересовать, развитие межличностного взаимодействия.

Используются: ритуал приветствия, игры и игровые упражнения для введения в занятие.

Основная часть.

Цель: коррекция и развитие.

В основной части используются игры и игровые упражнения в соответствии с темами недели блочно-тематического планирования ДОУ, направленные на достижение поставленных целей.

Заключительная часть.

Цель: снятие физического и эмоционального напряжения, сплочение группы, оценка своего состояния, закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Используются: релаксационные упражнения, методы обратной связи, ритуал прощания.

Занятия проводятся фронтально с участием воспитателей один раза в неделю в период с октября по апрель. Продолжительность каждого занятия 25-30 минут.

Примерный тематический план занятий

Месяц Неделя Тема недели
октябрь 1 Знакомство.
2 Сезонные изменения.
3 Семья.
4 Хлеб всему голова.
ноябрь 1 Наша родина – Россия.
2 Поздняя осень.
3 Народные промыслы.
4 День матери.
декабрь 1 Одежда, обувь.
2 Зима в природе.
3 Новый год.
4 Новый год.
январь 2 Рождественские потехи.
3 Зимние забавы.
4 Безопасность. Здоровье.
февраль 1 Животные и птицы зимой.
2 Свойства воды и снега.
3 Смелые люди.
4 Масленица. Народная одежда.
март 1 Весна. Мамин праздник.
2 Профессии.
3 Домашний быт.
4 Книжкина неделя.
апрель 1 Весна. Приметы весны.
2 Космос.
3 Земля огромная моя.
4 Заключительное занятие.

3 этап. Заключительный

  • Оценка уровня индивидуального развития психических процессов детей (диагностика);
  • анализ и обобщение проведённой работы по результатам психологической и педагогической диагностик;
  • создание методических рекомендаций по дальнейшей работе с детьми.

 

Список литературы:

  1. Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники».
  2. Ковалько В. И. «Азбука физкультминуток для дошкольников».
  3. Печерога А.В. «Развивающие игры для дошкольников».
  4. Шарохина В. Л. «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе».
  5. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. «Практикум для детского психолога».
  6. Хухлаева О. В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет».
  7. Чистякова М. И. «Психогимнастика».
  8. Алябьева Е. А. «Психогимнастика в детском саду».
  9. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры».
  10. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. «Азбука общения развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет)».
  11. Алябьева Е. А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста».
  12. Куражева Н. Ю., Варава Н. В. «Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-семицветик».
  13. Краснощекова Н.В. «Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения».
  14. Голубец О. Д., Жиличкина М. Ю. «проектная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда ДОО. Познавательное и эмоционально-волевое развитие детей 5-7 лет. Комплексные занятия. Досуги».
  15. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. «Умные картинки: материалы для коррекционно-развивающей работы в детском саду».


Новые публикации

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Спасение принцессы» Цель: закрепить знания правил безопасного поведения в природе. Задачи: Образовательные: -...

Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»

Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»

Читайте также

Перспективный план работы с семьями воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного…

Перспективный план работы с семьями воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на учебный год № Мероприятия Срок Ответственные   Блок консультативно-просветительский 1 Рекомендации родителям по правилам дорожного движения...

Развлечение «День защиты детей» в средней группе

Развлечение «День защиты детей» в средней группе Ход: Воспитатель: Ребята, вы знаете какой сегодня день? Сегодня 1 июня - первый день лета. Лето -...

НОД по лепке «Рыбка»

НОД по лепке «Рыбка» Задачи. Образовательные. · учить приемом надавливания прикреплять «чешуйки» рядом друг с другом; закреплять умение отщипывать маленькие комочки пластилина от основного...

Комментарии

  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...





В блогах

Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации

Sample Image

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации ВЫПОЛНИЛА: Гостева Марина Николаевна, воспитатель МБДОУ № 18 г. Мурманска   Оглавление Введение. 3 I. Создание условий в ДОО для развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников. 5 II...

Методическая разработка. Дидактическое пособие «Тактильное лото».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская   Методическая разработка. Дидактическое пособие «Тактильное лото». Автор: Терехова Юлия Михайловна воспитатель высшей квалификационной категории 2018 Соде р жание. Содержание. 1. Введение. 3 2. Основная часть...

Квест - игра по ПДД "На улицах любимого города". Подготовительная группа.

Квест - игра в подготовительной группе «На улицах любимого города» Цель:  пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру. Задачи: формировать умение договариваться, стимулировать активность и самостоятельность; закреплять знания правил дорожного движения, развивать умение действовать в соответствии...

Наставничество

Работа с родителями: Путь к вершинам воспитания долог и труден, для преодоления этих трудностей не обойтись без опытных – инструкторов, наставников, которые в трудную минуту помогут, подскажут, укажут нужное направление. Такими наставниками являются родители. Взаимодействие и сотрудничество педагогического и родительского...