Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы»

Программное содержание:

  • закрепить знания детей о Крайнем Севере;
  • уточнить представления о коренном населении Ямало-Ненецкого автономного округа;
  • закрепить знания детей о промысле ненцев, их быте, культуре и обычаях;
  • учить детей отвечать на поставленные вопросы полным ответом;
  • закреплять с детьми названия ненецких орнаментов и их выполнение;
  • дать понятие о том, что оленеводы быстрые, ловкие и закрепить эти качества в подвижных играх: «Важенка и оленята», «Олени и пастухи».

Словарная работа: ненцы, селькупы, манси, совик, малица, маут, каюр, важенка.

Материал: маски оленей, иллюстрации с изображением жизни, быта народов Севера, поделки из оленей шкуры.

Предварительная работа: рассматривание картин, заучивание стихов, вырезание из цветной бумаги национального орнамента.

 

Ход беседы:

Воспитатель: - Дети, где мы с вами живем? (На Крайнем Севере.)

- Как называется округ, в котором мы живем? (Ямало-Ненецкий автономный округ.)

- Какое население считается коренным?

- Кто считается коренным жителей Ямало-Ненецкого автономного округа? (Ненцы, ханты, манси, селькупы.)

Воспитатель: Большинство населения – люди приезжие. От некоторых из них можно услышать: мы здесь временные. И как продолжение этих слов, то там, то здесь – следы безжалостного отношения к природе: поваленные деревья, разбросанные кучи мусора вокруг домов, от этого приходит в негодность почва, не растет мох, гибнут леса, тундру изрезали газопроводы. Пастбищ стало меньше. У народов Севера есть пословица: «Оставь землю такой, какой ты увидел ее в первый раз». Они оберегают леса, тундру, реки для своих потомков. Олень – это жизнь, не станет оленей – не станет ненцев с его национальной культурой и обычаями, гибель любой нации отразится со временем на социальном здоровье всего человечества. Название ненцев произошло от слова «ненець» - т.е. человек.

А сегодня мы с вами поговорим о том, каким промыслом заняты ненцы и ханты. Дети, где живут ненцы? Все ли ненцы живут в тундре? Почему оленеводы кочуют? А как они добывают корм? Чем питаются?

И так, когда наступают сильные морозы, оленеводы из тундры перекочевывают в тайгу. Скажите: для чего разводят оленей и какую пользу они приносят людям? Что вы знаете из национальной одежды? (совик, ягушка, малица, парка).

Физ.минутка:

Деревянная шея (голова вверх)

Железный клюв (наклоны)

Кричит «тук – тук» (2 раза)

Чтение стихотворения воспитателем: «Говорит мама» перевод с ненецкого.

В тундре есть одно поверье, в тундре есть одна примета.

Гостя жди с открытой дверью – мой малыш, запомни это.

Тунда тех людей не любит, кто свой чум открыть боится,

Кто это теплом не любит с поздним гостем поделиться.

На костре дымится ужин, пусть присядет гость с дороги.

Гостю долгий отдых нужен – завтра снова в путь – дорогу.

Воспитатель: - чему учит – ненка своего малыша?

- Дети я хочу пригласить вас в северный уголок нашего сада.

Ребята рассматривают экспонаты уголка.

Воспитатель: - дети, что это? (чум). Чум – это дом ненцев, около которого мы видим мать ненку и двух ее сыновей. Дети посмотрите и скажите, где находятся олени? А какие животные водятся еще на Крайнем Севере? (медведи, волки, лисы, песцы, соболя, белки). Какую пользу приносят эти звери? Посмотрите какие они красивые на этих картинках. Какая озорная белочка. Какие хитрые глаза у этого соболя. Кто мне опишет по картинке понравившегося зверя? Ненцы – хорошие охотники. Они много сдают пушнины государству. Дети, а каких птиц вы знаете, которые летом и зимой живут на Крайнем Севере? (гуси. Утки, глухари, полярная сова). Очень много рек есть в Ямало-Ненецком автономном округе: Пякопур, Пур, Айвасоданур. Пур – это быстрый. Реки здесь очень быстрые. Посмотрите это тайга зимой и летом. Она богата не только древесиной и зверьем, а также ягодами и грибами. Какие вы знаете ягоды, которые растут здесь? (голубика, брусника, клюква, морошка). Посмотрите вот стоит девочка. Ее одежда называется совик. Каким орнаментом украшена ее одежда? Дети, народы Севера имеют свою культуру, обычаи. Как бы не был голодный ненец, он никогда не убьет гуся. Гусь – это тотем рода. Также они хорошие художники, умельцы. Из меха составляют разные орнаменты. (Дети рассматривают и называют орнаменты народов Севера). Сегодня мы с вами выполним орнаменты аппликацией.

Анализ детских работ.

В конце проводятся национальные игры: «Олени и пастух», «Важенка и оленята».

Игра «Важенка и оленята»

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

  • Бродит в тундре важенка,
  • С нею – оленята,
  • Объясняет каждому
  • Все, что непонятно...
  • Топают по лужам
  • Оленята малые.
  • Терпеливо слушая
  • Наставления мамины –

играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД (с использованием кейс - технологий). Тема «Семья»

Конспект НОД (с использованием кейс - технологий). Тема «Семья» Старший дошкольный возраст Цель: формировать у детей умение анализировать информацию, выявлять проблему, находить...

Долгосрочный проект во второй группе раннего возраста «Мы за здоровый…

Долгосрочный проект во второй группе раннего возраста «Мы за здоровый образ жизни»

Как научить ребенка 2-3 лет различать и называть цвета

Как научить ребенка 2-3 лет различать и называть цвета Уже в 1,5 года ребенок может различать 4 основных цвета, хотя и...

Читайте также

Познавательно–творческий проект «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Познавательно–творческий проект «Здравствуй, Зимушка-Зима» Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий. Продолжительность: краткосрочный (1.12-15.12) Участники: дети подготовительной группы «Радуга», воспитатели, родители. Актуальность: Научить детей видеть красоту окружающего мира и совершенствовать технические...

Практико-ориентированный проект природоохранного значения «ЭкоДобро»

Практико-ориентированный проект природоохранного значения «ЭкоДобро» Введение Актуальность проекта В настоящее время проблема сохранения экологии нашей планеты приобрела социально-значимый характер. Природа наградила человека самыми...

Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе на…

Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе на тему «Листочки для ежика» Цель: раскрыть понятие «листопад», познакомить с новым видом рисования. Задачи: Образовательные: 1...