Проект «Использование удмуртских подвижных игр в формировании двигательной активности детей»

«Человек забывший свою родину –

заблудившийся человек»

(удмуртская поговорка).

Проблема:

Развивать двигательную активность детей в течение дня при помощи удмуртских подвижных игр. Использовать плавательные навыки и творческие способности через использование элементов плавания и дыхательной гимнастики.

Основная направленность проекта:

Приобщение к национальной культуре, двигательной активности детей.

Срок реализации: месяц.

Тип проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.

Цель:

Знакомство детей с удмуртскими народными играми, воспитание уважения и любовь к удмуртскому языку, формировать интерес к занятиям в бассейне.

Задачи:

  • Создать тематическую модель организации деятельности по приобщению детей к истокам удмуртской народной культуры, через удмуртские народные подвижные игры.
  • Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний умений детьми.
  • Вызвать чувство радости и удовлетворения от движений в воде.
  • Закреплять правила поведения на воде.
  • Воспитывать интерес и любовь к удмуртской национальной культуре, играм на воде и т.д.

Главная задача состоит в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только так дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу, то есть дети приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.

Принципы:

  • Принцип педагогической адекватности проекта.
  • Принцип целенаправленности (ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей и детей).
  • Принцип адресности (учет специфики образовательных потребностей родителей и детей).
  • Принцип доступности (учета возможностей детей в освоении материала).
  • Принцип индивидуализации (модификации содержания, методов обучения, темпов освоение материала в зависимости от реального уровня знаний и умений детей, осваивающих его).
  • Принцип объективности результатов.
Кадровое обеспечение проекта
ФИО сотрудника Основное место работы
Должность
Основные обязанности по проекту
1 Яковлева Ольга Ивановна МБДОУ ЦРР д/с №29
Инструктор по физкультуре на бассейн
Сбор информации, разработка сценария конспектов, занятий и праздников, чтение литературы, посещение музея, составление анкет для родителей
2 Зварыгина Снежана Сергеевна МБДОУ ЦРР д/с № 29
Воспитатель
Сбор информации, разработка сценария конспектов, занятий и праздников, чтение литературы, посещение музея, составление анкет для родителей
3 Дьяконова Елена Юрьевна Медсестра на бассейн Консультация для родителей
4 Представители музея МУК «Глазовский краеведческий музей» Сбор информации и литературы, наглядных пособий
5 Представители родительского комитета  
6 Представители
МУК историко-культурный музей-заповедник «Иднакар»
Сбор информации и литературы, наглядных пособий

Теоретическое обоснование проекта.

Вопросы охраны жизни и здоровья детей, а также организации пребывания детей в ДОУ с опорой на ведущий вид деятельности – игру, отражены в приказе Минобрнауки от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», постановлении от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении "Санитарно – эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО» (САНПИН 2.4.1.3049-13). Важность патриотического воспитания, реализации основ национально-регионального компонента подчеркивается в Постановлении Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в Российской Федерации"

А.П.Усова, К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями, традициями и культурой народа.

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Одним из таких средств воспитания является народная игра. Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. В практике широко используются игры ролевые, дидактические, игры с пением и другие. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Каждый народ – это своя неповторимая культура, история, образ жизни, традиции. И, конечно же, язык. Сберечь его очень важная задача. Так как язык нам дорого как родная мать, наши предки назвали его как родной язык. К сожалению, мы живем в такое время, когда не ценят родной язык, родное слово. Именно сегодня так актуальны праздники, мероприятия, посвященные родному языку. Ведь только тот человек способен учить другие языки, кто знает в совершенстве свой родной язык, читает и интересуется культурой своего родного народа, любит и гордится своим родным языком. У кого есть родной язык- есть свое национальное лицо, есть свое «я», как человек есть уважение к себе. Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего наследия.

Оценка народных подвижных игр педагогической науки среди молодежи были широко распространены народные игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы людей, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи с тем, что игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, это способствовало укреплению здоровья. С развитием педагогической мысли происходит постепенный отбор из числа народных наиболее целесообразных в воспитательном отношении игр. В процессе длительной практики определилось их содержание, были сформулированы правила. Создались новые игры, преследующие специальные педагогические цели.

Во время празднования народных праздников центром внимания становятся игры. Ни один народный праздник не обходится без спортивных состязаний, эстафет, подвижных игр. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми сохранять местные традиции и обычаи. Народные удмуртские подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребёнка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность. При отборе игр, способствующих физическому воспитанию детей дошкольного возраста, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается прежде всего сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий. Все игры детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы.

Развивая интерес к народным играм, и продолжая знакомство с ними, мы продолжаем развивать творческие способности детей (придумывание разных вариантов игр, усложнение движений), развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Воспитывать красоту, выразительность движений.

Во время проведения народных подвижных игр формируется правильная осанка, умение выполнять движения осознанно, красиво, быстро, ловко. Расширяются представления детей о родной стране, о народных праздниках, формируется интерес к событиям в стране, воспитывается любовь к Родине, родному краю. Двигательная активность-это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Развивая потребность в двигательной активности детей при помощи подвижных, народных, спортивных игр, физических упражнений, у детей формируется потребность в ежедневной двигательной активности. Воспитывается интерес и любовь к спорту!

Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков.

  • Плавание закаливает детей.
  • Плавание положительно влияет на сердечно - сосудистую деятельность организма ребенка.
  • Плавание развивает органы дыхания.
  • Плавание исправляет недостатки осанки.
  • Плавание – средство воспитания.

Особенность роли инструктора заключается в том, что, реализуя данные методические материалы, инструктор сможет воздать условия приобретения и закрепления навыков в плавании посредством правильного подобранных упражнений, подвижных игр, форм и методов обучения. С учетом того, что обучение опирается на широкое применение подвижных игр в воде, создается положительные эмоциональные аспекты обучения, возникают благоприятные предпосылки заинтересованности детьми в регулярном посещении уроков плавания. В начальном периоде обучения присутствие инструктора в воде способствует тому, что дети, чувствуя поддержку со стороны опытного наставника, перестают бояться воды, приобретают уверенность в собственных силах, что эффективнее ускоряет и смягчает процесс привыкания к воде, изучение новых необычных для повседневной жизни двигательных навыков и умений, таких как безопорное положение туловища в воде, первых плавательных упражнений и т.д.

Продолжительность занятий, за время которых ребенок может овладеть основными навыками плавания и выполнить определенные нормативы, зависит от трех основных факторов:

- от профессиональной подготовки педагогического мастерства инструктора по плаванию;

- от уровня развития обучающихся;

- от внешних условий.

Специалистам по детской подготовке известно, что основной формой деятельности ребенка является игра, и это должен твердо усвоить инструктор. Поэтому ему необходимо так составить свой план занятий, чтобы игровой элемент постоянно присутствовал и занятия были интересными. Это в значительной степени поможет детям в усвоении заданных упражнений.

Различные игры, знакомые многим детям можно проводить в воде, внося в них незначительные изменения. Это позволит инструктору внести разнообразие в занятия, сделать интересным процесс обучения. Однако игры надо выбирать с таким расчетом, чтобы они требовали от ребят постоянного движения – тогда дети не будут мерзнуть. Кроме того, очень важно разъяснить детям задачу игры и выбрать ее соответственно возрасту.

Рабочий план реализации проекта.

Содержание деятельности Цель Содержание Срок
Подготовительный этап
1 Изучение и теоретический анализ литературных источников Получение более подробной информации о наличии материала по национальной культуре через удмуртские народные игры Анализ теоретических источников 3 неделя октября
2 Анкетирование родителей Выявить отношение родителей к народным удмуртским играм и языку Приложение №1 3 неделя октября
3 Первичное обследование уровня представлений детей об удмуртских национальных играх. Выявить знания детей
об удмуртских играх
Проанализировать ответы детей, определить начальный уровень представлений. 3 неделя октября
4

Разработка тематического плана

«Недели удмуртских игр»

Составить план работы на неделю Определение тематики, объема и содержания мероприятий. 4 неделя октября
5 Создание картотеки удмуртских подвижных игр (на русском и удмуртском языках) Подобрать игры Приложение № 2,3 4 неделя октября
6 Согласование действий воспитателей и инструктора по физкультуре на бассейне в рамках реализации тематической недели Составить совместный план работы Распределение обязанности по проекту на месяц 4 неделя октября
7 Разработка локального акта «О проведении тематической «Недели удмуртских игр» Утверждение локального акта Обсуждение и составление акта
«О проведении тематической недели удмуртских игр»
4 неделя октября
8 Разработка перспективного плана взаимодействия с МУК историко-культурного музея- заповедник «Иднакар», музея МУК «Глазовский краеведческий музей». Разработать перспективный план работы взаимодействия с музеями Внедрение мероприятий с МУК ГКМ в общий план «Недели удмуртских игр» 4 неделя октября
Основной этап
1 «Этиськом шудыны» («Приглашаем поиграть!») Познакомить детей с содержанием удмуртских подвижных игр Беседа об удмуртских подвижных играх. Знакомство с удмуртскими народными персонажами и играми. 1 неделя ноября
2 Знакомство детей с атрибутами подвижных игр Познакомить детей с атрибутами подвижных игр Использование элементов игр с атрибутами на воде "Ву Мурт дорын куноын" («В гостях у водяного») 1 неделя ноября
3

Посещение историко-культурного

музея-заповедника «Иднакар»
и МУК «Глазовский краеведческий музей»

Расширение представлений детей об атрибутах национальных игр. Реализация плана взаимодействия (в рамках тематической недели) 2 неделя ноября
4 Чтение удмуртской литературы. Обогащение словарного запаса Беседы, рассматривание иллюстраций, знакомство с некоторыми удмуртскими словами. 1 неделя ноября
5 Интегрированного тематическое развлечение "Обитатели водного царства" Побуждать детей к использованию удмуртских игр не только на суше, но и на воде. Проанализировать мероприятие "Обитатели водного царства"
Приложение №4.
2 неделя ноября
Заключительный этап
1

Итоговое анкетирование родителей по

результатам реализации блока

Выявление основных проблем и вопросов в рамках реализации проекта На данном этапе можно отметить тенденцию к росту заинтересованности родителей в данном виде совместной деятельности:
-43% родителей проявляют активность в организации совместных экскурсий
-46% согласны представлять материал по результатам совместных экскурсий
-20% могут предоставить информационный и иллюстрированный материал в рамках сферы своей деятельности
2 неделя ноября
2

Итоговое обследование уровня

представлений детей об удмуртских национальных играх.

Выявить знания детей
об удмуртских играх
Дети умеют играть в удмуртские народные подвижные игры, используя удмуртские считалки
Знают значение нескольких удмуртских слов
1 неделя ноября
3

Итоговый праздник на воде "До свидания,

Вумурт" / «Зечлу Вумурт»

Закрепление представлений детей о персонажах удмуртских сказок, использование удмуртских игр на воде.
Приложение №5.
2 неделя ноября
4 Итоговое мероприятие с родителями "Веселые старты" Закрепление представлений детей и родителей о персонажах удмуртских сказок, удмуртских играх.
Приложение №6.
2 неделя ноября

Критериями оценки эффективности проекта являются:

  • Ежегодное проведение педагогической диагностики (выявление уровня интереса детей к национальной культуре, показателей толерантности, уровня знаний и представлений детей об истории родного города и республики в целом. Развитие плавательных навыков и способности держаться на воде.
  • Анкетирование родителей (повышение уровня заинтересованности родителей к теме проекта, реализация единой системы взаимодействия).
  • Анализ промежуточных результатов и перспектива их коррекции всеми участниками проекта.
  • Анализ результатов физических навыков и способностей.

Одним из критериев оценивания работы проекта являются отзывы о проведенных занятиях, мероприятиях, которые будут фиксироваться на фото и видеокамеру.

Создали тематическую модель организации деятельности по приобщению детей к истокам удмуртской народной культуры, через удмуртские народные подвижные игры.

Создали условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. Закрепили правила поведения на воде.

Разработанный программный материал направлен на развитие и совершенствование стойких плавательных способностей, умений и навыков у детей. Способствует приобретению знаний по безопасному поведению на воде, на открытых водоемах в различное время года, правил оказания первой помощи пострадавшим на воде. Основной целью занятий по плаванию является прежде всего укрепление здоровья учащихся, обучению важному навыку – не бояться воды, умению самостоятельно держаться на поверхности воды и, главное, научиться плавать!

Перспективы дальнейшего развития.

  1. Корректировка мероприятий «Недели удмуртских игр» на средний дошкольный возраст.
  2. Разработка плана взаимодействия с родителями по подготовке «Недели удмуртских подвижных игр».
  3. Дальнейшее Посещение МУК историко-культурного музея-заповедника «Иднакар» и МУК «Глазовский краеведческий музей».
  4. Представление проекта в рамках различных конкурсов.

Литература:

  • Покровский Е.А., Ушинский К.Д., Виноградов Г.А. «Народные подижные игры для дошкольников».
  • Детские подвижные игры народов СССР М.;1989.
  • Русскова В., Баканенкова Л.Б. М.;1982г. Сборник статей "Физическое воспитание детей дошкольного возраста".
  • Литвинова И.Н. "Детские народные подвижные игры М.;1995г.
  • Кудрявцев В. "Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте..//Дошкольное воспитание 1998г.№1 стр.67.
  • Павлова Л. "Значение подвижных игр в физическом развитии дошкольника" //Дошкольное воспитание 2002г. №4 стр.57.
  • Миленко В.п. "Нужно ли учить детей играть"//Дошкольное воспитание 2005г. №4 стр.6.
  • Удмуртская периодика "Инвожо", "Зечбур!", "Вордскем кыл".


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект: «Динозавры»

Проект: «Динозавры»

Творческие игры и исследования через методические пособия, направленные на восприятия…

Творческие игры и исследования через методические пособия, направленные на восприятия тактильных ощущений Цели и задачи: Развитие кинестетических ощущений (мышечные чувства). Развитие концентрации внимания...

Театрализованная постановка в средней группе «Эбигэ кунакка

Театрализованная постановка в средней группе «Эбигэ кунакка Цели: развивать творческих способностей дошкольников посредством театрализации, вызвать интерес детей к театрально-игровой деятельности, желание...

Читайте также

Конспект занятия по ОБЖ. Тема «Лекарства и витамины»

Конспект занятия по ОБЖ. Тема «Лекарства и витамины» (Подготовительная группа) Задачи: познакомить с понятием «витамины», «лекарства», закрепить знания о необходимости наличия витаминов...

Конспект ООД в средней группе на тему: «Космическое путешествие»

Конспект ООД в средней группе на тему: «Космическое путешествие» Цель: развитие познавательной и творческой активности детей по теме «Космос». Задачи: - расширять и закреплять...

Конспект интегрированной НОД в первой младшей группе на тему «Весеннее…

Конспект интегрированной НОД в первой младшей группе на тему «Весеннее солнце» Воспитатель: Цель: Расширять знания детей об элементарных явлениях природы весной.Задачи:Познавательные –...