Краткосрочный проект «Большая Масленица»

 

Проект «Масленица широкая» рассчитан на все группы детского сада. Его участники – педагоги, дети, родители. В ходе проекта проходят выставки, дегустации, мастер-классы, культурно-массовые мероприятия по встрече и проводам масленицы, тематические викторины, анкетирование родителей. Воспитатели организуют с детьми показ компьютерных презентаций, беседы, игровую и продуктивную деятельность.

Цель проекта: познакомить дошкольников с традициями праздника Масленицы и создать условия для совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

Задачи:

•  сформировать представление о традициях масленичной недели;

•   закрепить знания о русском костюме, предметах быта, ремеслах и видах прикладного искусства;

•  познакомить с народными играми, и художественным литературным и музыкальным материалом по теме;

•  способствовать формированию активной жизненной позиции;

•   вовлечь родителей образовательную деятельность;

•   обогатить предметно-развивающую среду групп, музыкального зала и территории ДОО

Этапы работы над проектом

На подготовительном этапе воспитатели создали творческую группу, в состав которой вошли как педагоги, так и родители. Цель работы творческой группы – подготовить и провести мероприятия в рамках проекта.

Члены творческой группы побеседовали с родителями и узнали их мнение, нужно ли знакомить детей с традициями. Затем они изучили методическую литературу, подобрали материалы по теме проекта. Также они проанализировали предметно-развивающую среду как группах, так и на территории сада и разработали план по ее обогащению.

Работу с детьми в ходе подготовительного этапа проводили воспитатели и родители.

В разговоре с детьми «Что мы знаем о Руси, быте, традициях, праздниках?» дошкольники делились своими знаниями. По итогам бесед воспитатели выявили у них недостаточный уровень знаний о празднике «Масленица» и предложили совместно разработать мини-план «Как мы можем это узнать, и кто нам может помочь».

За неделю до масленицы воспитатели провели работу с родителями. Они также участвовали в обогащении предметно-развивающей среды в ДОО по теме проекта. Для этого воспитатели организовали акцию «В старину былинную» и оформили «Масленичные» уголки в каждой группе. Родители вместе с детьми подбирали старинные предметы и приносили их в детский сад. В результате предметно-развивающая среда пополнилась интересными предметами быта, элементами народных вышивок.

Основной этап проекта начался в театрализованного представления: «Здравствуй, масленица». В ходе мероприятия на территорию вынесли масленичную куклу, вокруг неё дети танцевали под народную музыку, водили хороводы, пели заклички и частушки. Ребята познакомились с народными традициями: проходить в «Ворота счастья», загадав желание завязав на яблоньке ленточку и «Сжигать неурядицы»: нужно завязать ленточку на веточке и поставить её в костер, который в масленицу сожгут.

Чтобы обогатить знания детей о народных праздниках, традициях, костюмах, оберегах, ремеслах, воспитатели проводили подготовили компьютерные презентации, показывали детям мультфильмы «Смешарики» и фрагменты художественного фильма «Снегурочка», где освещалась тема масленицы. Так же проводили тематические беседы, читали художественную литературу, произведения фольклора. Отдельные занятия воспитатели посвятили особенностям проведения Масленицы на Руси, символам и традициям праздника.

Дошкольники закрепляли знания в играх и в ходе продуктивной деятельности: лепили, рисовали, создавали коллажи, делали поделки. Особым успехом у детей пользовался мастер-класс по изготовлению кукол «Маслён», участие в котором принимали и родители. Детские работы воспитатели представили на выставке в музыкальном зале ДОО «Кукла – самокрутка» и в мини-музеях групп.

В совместной деятельности педагоги групп младшего возраста № 4 и 12 учились готовить тесто и выпекать настоящие блины.

В группах старшего возраста №6 и 8 прошли дегустации изготовленных родителями «Мамины блины, до чего же вы вкусны!!!» Вечером ребята пробовали выпеченные блины, и выигрывал тот родитель, чьи блины съедали первыми.

В группе раннего возраста №3 прошло совместное с родителями мероприятие «Блинок под чаек». В тёплой, дружественной обстановке дети и родители играли в народные игры: «Клубочек» и «Волшебный платочек», рисовали блины, пили чай с угощениями, играли в деловую игру «Я – воспитатель».

В завершении проекта для детей дошкольного возраста прошло итоговое мероприятие – традиционные масленичные гуляния. Под народную музыку дети водили хороводы, участвовали в беге в мешках, в бою подушками, в перетягивании каната. Педагоги вместе с родителями организовали с детьми подвижные игры, на территории детского сада.

Для детей раннего возраста итогом проекта стал показ кукольного спектакля артистами театра «Умка» - «Прощай, зима!»

Итоги проекта

Проект позволил расширить рамки традиционного праздника «Масленица» в детском саду. Воспитатели сформировали у детей уважительное отношение к традициям своего народа. Дошкольники узнали много нового, смогли проявить свои творческие способности.

Благодаря проекту родители воспитанников оказались вовлечены в образовательный процесс. Они выступили не только в качестве организаторов мероприятий, но и сами в них участвовали.

Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с семьёй
ООД Совместная деятельность в ходе режимных моментов
Понедельник «Встреча»
Познакомить с традициями народного праздника. Беседа о традициях и обрядах праздника. Просмотр Электронной презентации «О праздниках, традициях русского народа». Рассмотрение произведения Кустодиева «Масленица» Встреча Масленицы праздника для детей на улице. Утренняя гимнастика по мотивам сказки «Федорино горе». Утро радостных встреч «В нашей избе гостям рады, друзьям рады». Беседа «Быт на Руси», «Гуляем, запеваем, Масленицу зазываем». Просмотр презентаций «Быт русского народа».
Д/и «Масленичный стол», «Накрой стол», «Угадай, для чего».
Разучивание песни «Ой блины, блины…». Разучивание п/и «Золотые ворота», «Платочек», «Ручеёк».
Творческая мастерская: ярмарка посуды, выставка «Посуда на Руси». Выставка иллюстраций к народным сказкам, макет «Русская изба». Чтение потешек, пословиц и зазывалок. Оркестровая игра «Игра на ложках». С/р «Встречаем гостей»
Творческое оформление поделок «Посуда». Рисование «Русская изба». Игра-хоровод «Веснянка» Помощь в организации конкурса «Ой блины, блины, блины…». Помощь в создании мини-выставки «Кукла-Масленица».
Родители помогают в изготовлении костюмов и атрибутов для праздника.
Вторник «Заигрыши»
Дать представление детям о русских народных играх-забавах. Рисование «Русский народный костюм». Работа над заучиванием закличек, попевок к празднику, разучиванеи хороводных игр. Утренняя гимнастика «Ниточка, иголочка».
Утро радостных встреч «Наряды». Знакомство детей с русским костюмом. Беседа «Русский костюм». Просмотр презентации «Элементы костюма». Выставка «Русский костюм».
Альбом «Ткани». Чтение иллюстрированных русских народных сказок.
С/р игра «Ателье»
Рассматривание картины А.Малюкова «Портрет Александры Фёдоровны», Васнецова «Алёнушка», «Снегурочка».
П/и «Заря-зарница», «Кружева», «Узелок».
Д/и «Составь костюм», «Ткани и костюмы», «Придумай узор для платка».
Творческая мастерская: рисование «Украшение сарафана и рубахи».
Чтение произведения К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Прослушивание русской народной песни «Ой, ниточка тоненькая»
Просмотр мультфильма из серии «Смешарики» - Масленица.
Материалы для аппликации «Масленица».
Оформление мини-выставки собственных работ.
Помощь в создании альбома «Ткани на Руси», «Народная одежда».
Приглашение родительницы, которая провела беседу с детьми о профессии швея.
Среда «Лакомка»
Познакомить детей с обрядовой кухней.
Беседа «О празднованиии дня Лакомка».
Познакомить детей с рецептом и этапами выпекания блинов.
Рассматривание картины Сурикова «Взятие снежного городка».
Разучивание и проведение хороводных игр «Галя по садочку ходила»,
«Петушиный бой».
Рисование «Гжель», «Хохлома» по выбору детей.
Утренняя гимнастика «Мастера и мастерицы».
Рассматривание альбомов с росписью. выставка предметов декоративно-прикладного искусства.
Составление описательного рассказа «Предметы из бабушкиного сундука».
С/р игра «Магазин» сюжет: лавка с игрушками.
Д/и «Узнай узор по описанию», «Обведи элемент», «Русский сувенир», «Найди такую же», «Продолжи пару».
Чтение «Госпожа метелица», «Хаврошека».
П/и «Ручеёк». Оформление выставки «Кукла-Масленица».
Опыты с глиной: сравнение качеств глины с качествами дерева. Познавательный вечер «В гости к русским мастерам».
Танцевальные импровизации под музыку в группе.
Просмотр сказки «Марья искусница»
Д/и «Составь узор».
Самостоятельная творческая деятельность в изо-уголке.
Создание книги» Мамины рецепты блинов». Участие родителей в оформлении.
Четверг «Широкий круг. Разгул»
Дать представление о русской тройке. п ознакомить с изготовлением чучело масленицы. Беседа «Традиции на Руси».
Изготовление куклы пеленашки.
Утренняя гимнастика «Куклы, куколки».
Беседа «Вот мчится тройка удалая».
П/и «Гори, гори ясно». Чтение сказки Афанасьева «Василиса прекрасная», «Три орешка для Золушки», «Царевна лягушка».
Просмотр м/ф «Домовёнок Кузя».
С/р игра «Магазин украшений», «Собираемся на день рождение». Ком. игра «Покажи, мы угадаем».
Д/и «Сложи по образу», «Найди такой же». Рассматривание предметов на полочке красоты. Самостоятельная деятельность в ИЗО уголке по образцам в разных техниках и с различным материалов. Оформление участка детского сада к празднику.
Пятница «Тёщины посиделки»
Привлечь детей к истокам народных традиций. Вовлечь детей принять участие в празднике на улице «Проводы Масленицы» Утренняя гимнастика «Масленичные игры».
Утро радостных встреч «Доброе слово и кошке приятно». Выставка поделок за неделю. Беседы и повторение потешек и поговорок о празднике «Весна идёт», «Широкая масленица». Рассматривание масленичной куклы. Прохождение через ворота-счастья и связывание ленточек на «яблоньке-желания».
П/и «Гори, гори ясно…», «Царь Горох» - по желанию детей. Наблюдение за весенними изменениями в природе, с повтором запевок. Праздник «Широкая масленица». Беседа «Что мы узнали о масленице». Проведение конкурса «Ой блины, блины, блины…»
Чаепитие с блинами. Минута подарков.
Творческая мастерская по желанию.
Танцевальные импровизации под музыку в группе.
Награждение победителя конкурса.

 

Приложение

1. Игры.

2. Конкурс «Продолжи пословицу».

3. Масленичные зазывалки.

4. Фотографии конкурса «Ой блины, блины, блины…»

 

Игра «Заря-заряница»

 Заря — зарница, Красная девица,

 По полю ходила, Ключи обронила,

 Ключи золотые, Ленты голубые,

 Кольца обвитые - За водой пошла!

 С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей». Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Игра «Платочек»

(Дети идут по кругу, Масленица движется в противоположную сторону. 

Все напевают.)

А я Масленица,

Я не падчерица,

Со платочком хожу,

К вам сейчас подойду.

(Масленица останавливается между двумя детьми.)

На плече платок лежит,

Кто быстрее добежит?

Раз, два, три – беги!

(Дети бегут, Масленица держит платок. Кто быстрее пробежит круг, схватит платок – тот победил.)

Аттракцион «Кто больше принесёт молока для теста»

Дети строятся в две команды. Ведущим команд выдаются столовые ложки. По команде дети должны зачерпнуть молоко, добежать до стула, на котором стоит стакан. Вылить молоко из ложки в стакан и вернуться, передав ложку следующему игроку. Побеждает команда, у которой молока в стакане окажется больше.

Подвижная игра «Кружева».

Дети выбирают двух водящих, один из них — челночок, другой — ткач. Остальные встают парами в круг или полукругом лицом к центру. Дети в парах берут друг друга за руки и делают ворота. Челночок встает у второй пары, а ткач — у первой. По сигналу ткача челночок начинает бегать змейкой, не пропуская ворота, а ткач его догоняет. Если ткач догонит челночок прежде, чем он добежит до конца полукруга, то он становится челночком.

Ребенок, бывший челночком, идет к началу полукруга, выбирает игрока первой пары и встает с ним на противоположном конце полукруга, игрок, оставшийся без пары, становится ткачом. Если же челночок добежит до последних ворот и не будет пойман, то они с ткачом встают последними, а первая пара начинает игру. Один из игроков первой пары выполняет роль челночка, а второй — ткача.

Правила. 1. Челночок начинает игру только по сигналу ткача. 2. Ткач и челночок, пробегая под воротами, не должны трогать руками игроков, стоящих в парах.

Игра малой подвижности «Ручеек».

Ход игры: Все играющие встают парами лицом друг к другу и берутся за руки - это ворота. Дети из последней пары проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними идет следующая пара.

Правила: пройти нужно так чтобы не задеть ворота, дети держат друг друга за руки.

Игра «Узелок»

Цель: развивать быстроту и реакцию, воспитывать смелость.

Жила-была лисичка, которая хотела научиться шить, но иголка с ниткой и узелок никак не давались ей.

Итак, кто будет лисичка, кто иголка, кто нитка, а кто узелок? Выбрали?

Остальные участники встают в круг и берут друг друга за руки. Иголка, нитка и узелок образуют цепочку и бегают от лисы. Они то забегают в круг, то выбегают из него. а лиса за ними. Если ей удается кого-нибудь из них поймать или кто-то расцепит руки, лиса тут же занимает его место. Игрок возвращается в круг, а остальные участники выбирают новую лисичку.

Конкурс «Продолжи пословицу»

Один пирог два раза не… (съешь)

Не вкусив горького, не узнаешь и … (сладкого)

Сам заварил кашу, сам ее и … (расхлебывай)

Кашу маслом не … (испортишь)

Хочешь есть калачи, не лежи на … (печи)

Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду … (лезть)

Не разбивши яйца, не сделаешь … (яичницу)

Остатки … (сладки)

От черной курочки да белое … (яичко)

От черной коровы да белое … (молочко)

Масленичные зазывалки

1. Ой, Масленица – кривошейка
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачами
И румяным пирогом!

2. А мы Масленицу повстречали
Сыром гору поливали
На широкий двор зазывали
Да блинами заедали!

3. Широкая Масленица
Мы тобой не нахвалимся
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
С детьми поиграть
На горках кататься!

4. Широкая Масленица

Мы тобою хвалимся

На горах катаемся

Блинками наедаемся

Как на масленой неделе

Из печи блины летели

Масленица, угощай

Всем блиночков подавай

5. Будем Масленицу величать 
Да блинами угощать! 
Будем Масленицу хвалить 
Да на саночках возить!

6. Наша Масленица, ты широкая, 
В детский сад к нам пришла 
И веселье принесла!

6.Как на масленой неделе 
Из трубы блины летели! 
С пылу, с жару, из печи, 
Все румяны, горячи! 
7. Масленица, угощай! 
Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару — разбирайте! 
Похвалить не забывайте.

 

Масленица

Масленица

Масленица

Масленица



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Гражданско-патриотический педагогический проект «Юный краевед»

Гражданско-патриотический педагогический проект «Юный краевед» Подготовительная группа компенсирующей направленности (6 - 7 лет) Паспорт проекта Автор проекта Воспитатель: Полещук О.К МБДОУ «Детский сад «Сказка»...

Конспект сюжетно-ролевой игры детей средней группы по социальному-коммуникативному развитию. Тема:…

Конспект сюжетно-ролевой игры детей средней группы по социальному-коммуникативному развитию Тема: «Поездка в театр» Цели: Способствовать развитию компонентов детской игры (обогащение игровых действий...

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики В современном обществе особое внимание уделяется изучению, сохранению и передаче народных традиций...

Читайте также

Влияние игрового материала на развитие личностных особенностей детей старшего дошкольного…

Влияние игрового материала на развитие личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста В последнее время в педагогике, так же как и во...

Конспект совместного занятия с детьми ОВЗ с использованием песочной терапии…

Конспект совместного занятия с детьми ОВЗ с использованием песочной терапии «Путешествие капельки» Цель: развитие познавательных способностей детей с проблемами в развитии путем...

Конспект НОД по рисованию в средней группе ДОУ (рисование ладошками)…

Конспект НОД по рисованию в средней группе ДОУ (рисование ладошками). Тема: «Обезьяна» Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет). Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция...