Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики

В современном обществе особое внимание уделяется изучению, сохранению и передаче народных традиций. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Успех, приобщение дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.

Одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.

Сегодня мы говорим о музее, как об одном из средств развития интереса к на родной культуре и традициям детей дошкольного возраста.

С помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур.

Понятно, что не всегда и не у всех есть возможность посещать музеи. Вы знаете, что в нашем городе есть музей и краеведения, музей медицины, Дом –музей Асеевых и другие. Но дети, да и большинство взрослых не посещали его ни разу. В этом случае на помощь приходит организация мини-музеев в дошкольном учреждении.

Цель создания мини-музеев - обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями; подготовка юного поколения к взрослой жизни через реализацию направления «музейная педагогика» и с помощью музейных средств, приобщение детей и их родителей к музейному искусству.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.

Задачами мини-музея являются:

  • Воспитание уважения к нашим предкам, их труду и быту,
  • к народным ценностям, к родной земле, любви к родному краю,
  • воспитание уважительного отношения к историческому прошлому, формирование опыта работы с музейными экспонатами, коллективное общение,
  • воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

родительские собрания;

консультации

индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей.

По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства и т.д.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:

  • в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;
  • небольшие размеры экспозиции;
  • определенная ограниченность тематики;
  • участие в их создании детей и родителей;
  • в обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции.
  • в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.

Формы организации детской деятельности в мини-музее:

Занятия – экскурсии

Занятия с элементами игры и творческими заданиями

Исследовательская деятельность

Игры-развлечения

Игры-путешествия

Интеллектуально-творческие игры

Игры по сюжету литературных произведений

Продуктивная деятельность

Возможность смены экспозиции

Мини-музей - это «живой организм», где постоянно должна вестись поисковая работа.

И организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея.

Принцип доступности: дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними;

Принцип интеграции. Музей - это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п.

Принцип деятельности и интерактивности напоминает о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу

Принцип природосообразности - при организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

Принцип научности - экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.

Принцип партнерства - мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.

Принцип культуросообразности предполагает, что мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям

Принцип динамичности и вариативности. Мини-музей в детского сада периодически меняется - по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т.д.

Принцип разнообразия - независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и

Принцип экологичности и безопасности. В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое значение уделяется обзорным и тематическим экскурсиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Такая работа помогает решить следующие задачи:

  • выявление творческих способностей детей;
  • расширение представлений о содержании музейной культуры;
  • развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
  • создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Правила поведения в музее.

Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;

Экспонаты нужно возвращать на место и ставить красиво и аккуратно;

Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;

Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;

Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.

Создание атмосферы национального быта.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.

Фольклорные мини-музеи Они могут называться по-разному: «Русская изба», «Музей народной культуры», мини-музеи «Народной куклы», «Национального костюма». Тематика этих музеев отражает культуру, быт, традиции разных народов.

Исторические мини-музеи позволяют детям не просто услышать об истории своей страны, края, но и «увидеть» ее благодаря различным экспонатам. Например, мини-музей, посвященный истории страны; мини-музей государственной символики, музей, посвященный определенному историческому событию; истории родного края; истории одного предмета (часов, хлеба, книги, кукол).

Краеведческие мини-музеи Краеведческие мини-музеи состоят из экспозиций, посвященных родному краю. И многие другие

Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. Дети могут не только созерцать, но и проживать в этом быту, когда проводятся посиделки, изучаются обряды, занимаются рукоделием.

Предметы народной старины помогают дошкольниками вживаться в народную культуру, сформировать способность прогнозировать изменения предметов. Это важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи.

Всякая вещь хранит отпечаток личности мастера, создавшего ее, и хозяина, пользовавшего ею, а значит, отпечаток душ людей.

Все музейные экспонаты создают своеобразный диалог между прошлым и настоящим, и будущим, они наполняют сердца ребят добрыми впечатлениями о прошлом, приобщают их к культурным ценностям, воспитывают в дошкольниках патриотизм с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), а также бережное отношение к природе родного края.

Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им.

Особо важен факт, что музейные памятники не только информируют нас о прошлом, они событийны, позволяют зрителю через восприятие художественных образов реконструировать и пережить ту или иную эпоху.

В детском саду можно применить самые разнообразные темы по созданию мини – музеев: в одной группе, это - мини-музей матрешки, в другой, это - мини-музей кошек. В третьей группе - мини-музей сказки, или новогодней игрушки. Создание таких экспозиций позволяет ходить друг к другу, приглашать к себе и проводить экскурсии, где экскурсоводами становятся сами дети.

При этом закрепляются как ранее полученные знания (речь, память и т. д., так и познается много нового и интересного.)

Работа идет намного успешней, если она интересна не только педагогам, но и родителям. Для повышения интереса проводятся консультации, практикумы, семинары. Привлечение родителей в пополнении экспонатов мини-музеев, а также активное участие в выставках.

В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир.

Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях.

Знакомство детей с землей наших предков, с природой помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.

Выступление на педсовете:

«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики»

Подготовила: Воспитатель I квалификационной категории Стрельникова Татьяна Борисовна



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План работы по парциальной программе «Развитие творческих способностей у детей…

План работы по парциальной программе «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра» Цель: Развитие...

«Мой край родной, казачий край!» Сценарий досуговой деятельности для воспитанников…

«Мой край родной, казачий край!» Сценарий досуговой деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения родной...

Мастер класс для педагогов «Рисование крупой и мыльной пеной»

Мастер класс для педагогов «Рисование крупой и мыльной пеной» Цель: Ознакомление воспитателей с вариативными техниками рисования мыльными пузырями и крупой. Повысить желание поделиться...

Читайте также

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (из опыта работы)

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (Из опыта работы) Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с...

Консультация для воспитателей: «Япония – источник солнца»

Консультация для воспитателей: «Япония – источник солнца» Раса – род, племя; исторически сложившаяся группа людей, имеющие сходные, передаваемые по наследству внешние...

НОД во второй младшей группе для детей с ЗПР «Берегу…

НОД во второй младшей группе для детей с ЗПР «Берегу себя я сам» Цель: формирование у детей навыков здорового образа жизни. Образовательные...