Сайт для воспитателей детских садов



Проект «Сказки в гости к нам пришли»

 

Паспорт проекта:

Вид проекта: познавательно-речевой.

Продолжительность: краткосрочный – 1 месяц.

Участники проекта: дети 2-ой младшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: март 2017 года.

Актуальность темы:

 

«Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам, и через сказку

раскрывается перед нами тысячелетняя история

народа».

А.Н.Толстой.

 

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами – всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

Одной из форм работы в решении этой проблемы является сказка. Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребёнку, и взрослому. В мир сказок ребёнок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребёнка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребёнок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребёнок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать своё настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться.

Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьёй на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это всё способствует развитию личности ребёнка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей.

Цели проекта:

  • развитие интереса к русским народным сказкам;
  • создание условий для активного использования сказок в деятельности детей;
  • развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через сказку.

Задачи проекта:

  • развивать речевую активность у детей;
  • способствовать общему совершенствованию речи ребёнка, активизировать словарь, воспитывать интерес к живому слову;
  • развивать у детей память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи;
  • учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения;
  • учить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности;
  • пополнить предметно-развивающую среду для самостоятельной деятельности детей;
  • повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей через устное народное творчество (сказки).

Предполагаемый результат:

  • дети познакомятся с русскими народными сказками;
  • у детей повысится интерес к рассматриванию иллюстраций к сказкам; к рассказыванию сказок;
  • выделять и называть характерные признаки персонажей;
  • распознавать сказочных героев по иллюстрациям;
  • эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании;
  • находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонации;
  • пересказывать сказки с опорой на схемы;
  • самостоятельно пересказывать сказки;
  • разыгрывать несложные представления по знакомым сказочным сюжетам, используя средства выразительности (мимику, интонацию, жесты);
  • развитие у детей связной речи, творческих способностей, коммуникативных навыков, познавательной активности;
  • совместная работа будет способствовать развитию положительным детско-родительским отношениям;
  • увеличится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.

Роль родителей в реализации проекта: родители принимали активное участие в проектной деятельности: изготовление мнемотаблиц и мнемодорожек по сказкам; атрибутов для театрализованной деятельности: масок сказочных героев; оформление выставки рисунков; изготовление атрибутов настольного театра: «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Колобок»; «Маша и медведь» и др.

Продукт проектной деятельности:

  • развитие у детей интереса к русским народным сказкам;
  • развитие речевой активности у детей;
  • выставка детских работ (рисунки, поделки);
  • выставка совместных работ (детей и родителей);
  • повышение активности родителей в делах группы;
  • презентация проекта «Сказки в гости к нам пришли»;
  • драматизация русской народной сказки «Теремок».

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Подготовительный:

  • определение цели и задач проекта;
  • определение необходимых средств реализации проекта;
  • изучение методической литературы;
  • пополнение предметно-развивающей среды новым материалом, атрибутами;
  • подбор русских народных сказок, иллюстраций к сказкам, стихов, загадок, мультфильмов, музыки;
  • анкетирование родителей «Какие книги и как часто Вы читаете своему ребёнку?».

II. Практический:

  • чтение, прослушивание и просмотр (аудиозаписи и видеозаписи) русских народных сказок;
  • беседа с детьми с объяснением незнакомых и малознакомых слов и выражений;
  • беседы с детьми «Какие сказки я знаю», «Любимые сказки»; «Моя любимая сказка», «Как козлята встретились с волком»;
  • рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;
  • дидактические игры «Третий лишний», «Узнай по описанию сказочного героя», «Узнай сказку по предмету», «Узнай сказку по иллюстрации»; «Кто ушёл?» (герои из сказок);
  • раскрашивание плоскостных силуэтов героев сказок красками, карандашами, восковыми мелками: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Три медведя»;
  • рисование: «Разукрась героев сказки», «Мой любимый сказочный герой» (совместно с родителями), «Колобок, колобок…»;
  • лепка: «Мисочка для трёх медведей», «Угощение для зайки», «Машенькины пирожки»;
  • аппликация «Репка», «Теремок», «Колобок»;
  • конструирование: «Кроватка для Мишутки», «Теремок для игрушек»;
  • настольный театр «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Колобок»;
  • пальчиковый театр «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Репка»;
  • пальчиковые игры «Теремок», «Колобок», «Репка»;
  • рассказывание сказок по опорным схемам, мнемотаблицам;
  • отгадывание загадок «Сказочные загадки»;
  • прослушивание музыкальных сказок;
  • инсценировка русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Репка»; «Маша и Медведь»;
  • свободное рисование: раскраски по русским народным сказкам;
  • НОД: «Вместе дружная семья», «Путешествие в страну сказок».

III. Заключительный:

  • Выставка продуктов детской деятельности.
  • Презентация «Сказки в гости к нам пришли».
  • Драматизация русской народной сказки «Теремок».

Необходимые условия реализации проекта:

  • интерес детей и родителей;
  • методические разработки;
  • интеграция со специалистами детского сада.

Формы и методы работы с детьми:

  • консультативная работа с родителями;
  • игровая форма НОД;
  • беседы;
  • наблюдения;
  • индивидуальная работа с использованием дидактических материалов;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • игры: дидактические, словесные, настольные, игры-имитации, игры-драматизации, инсценировки, настольный театр, пальчиковый театр;
  • выставка рисунков и поделок;
  • чтение русских народных сказок;
  • наглядная пропаганда.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • подбор русских народных сказок;
  • подбор наглядного материала (иллюстрации, рисунки, куклы-герои сказок, опорные схемы, мнемотаблицы, мнемодорожки);
  • подготовка разного вида наглядного материала;
  • дидактические игры, словесные игры, игры-имитации;
  • подготовка атрибутов для игр-драматизаций, игр-инсценировок; настольного театра, пальчикового театра;
  • выставка русских народных сказок, рисунков, поделок;
  • телевизор;
  • аудиозаписи и видеозаписи русских народных сказок;
  • создание условий для драматизации русской народной сказки «Теремок».

Постановка новой проблемы:

  • продолжать работать по теме «Развитие речевой активности у детей через сказку»;
  • провести индивидуальные консультации для родителей и детей, показавших низкий уровень развития речи;
  • разработать план работы с данными родителями и детьми.
  • подобрать соответствующую литературу;
  • продолжать пополнять предметно-развивающую среду.

Литература:

1. Брязгун А.Ф. «Сборник сценариев для детского сада. Сказка в гости к нам пришла» - СПб.: Детство-Пресс, 2015.

2. Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго» - М.: Просвещение, 2001.

3. Зимина И. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» - «Дошкольное воспитание» № 5, 2005.

4. Нищева Н.В. «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста» - СПб.: Детство-Пресс, 2014.

5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой» - М.: ТЦ «Сфера», 2007.

6. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой» - М.: Просвещение, 1997.

7. Шорохова О.А. «Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи» - М.: ТЦ «Сфера», 2006.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.





Новые публикации

Нетрадиционные методы аппликации, как средство развития мелкой моторики рук

Нетрадиционные методы аппликации, как средство развития мелкой моторики рук Одной из актуальных проблем подготовки ребенка к школе является подготовка руки к...

Конспект развлечения в младшей группе «Клёпа в гостях у ребят»

Конспект развлечения в младшей группе «Клёпа в гостях у ребят» Цель: создание радостного настроения у детей, эмоциональная разрядка. Задачи: (образовательная, развивающая, воспитательная): - формирование интереса и положительного...

Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим»

Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим» Паспорт проекта Тема «Чистый край» Вид Творческий, практико-ориентированный, долгосрочный Автор-разработчик Воспитатель Зуева А.О. Участники проекта Воспитатель, дети 6-7...

Читайте также

Сценарий интерактивной выставки «Игры по народным промыслам»

Сценарий интерактивной выставки«Игры по народным промыслам»   Цель: продолжать знакомство с народными промыслами в игровой деятельности; развивать у детей коммуникативные качества; учить...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе Тема: «Спешим на помощь…

Конспект занятия по математике в подготовительной группеТема: «Спешим на помощь к друзьям» Программное содержание: Упражнять детей в количественном счете в пределах 20, в прямом и обратном...

Конспект занятия по «Формированию элементарных математических представлений» в п…

Конспект занятия по «Формированию элементарных математических представлений» в подготовительной (к школе) группе Тема: «Повторение. Измерение площади.» (технология деятельностного метода) Программные задачи: развитие речи...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Презентация группы раннего возраста …

В РАЗДЕВАЛЬНОЙ КОМНАТЕ Здравствуйте! Нашу группу «Солнышко» посещают дети 3 года жизни. Маленький ребенок активно познает окружающий мир, и в этом большую роль играет предметно - развивающая среда. При создании развивающего...

Сценарий развлечения для мам «А ну –ка…

Сценарий развлечения для мам «А ну –ка, мамочки!» Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы отмечаем ещё совсем молодой, но очень добрый и нужный праздник – День матери! Мама, мамочка… Сколько тепла таит...

Тематическое планирование дидактических …

Тематическое планирование дидактических игр и упражнений по развитию речи детей раннего возраста Тема Дидактическая игра, упражнение Цель «Золотая осень» Игра «Найди похожие листья» активизировать лексический запас по теме, развивать зрительное восприятие и внимание Игра «Нарядим дерево в...

Дидактические игры и упражнения для малы…

Игра «Найди похожие листья» Цель: активизировать лексический запас по теме, развивать зрительное восприятие и внимание. Оборудование: картинки листьев красного, жёлтого, зелёного цвета; такие же листья, вырезанные из картона. Ход игры: Воспитатель беседует с ребёнком:...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство