Педагогический опыт воспитателя Борчиной Марии Геннадьевны. Тема «Формирование патриотизма у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Опыт моей работы «Формирование патриотизма у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности» направлен на формирование у детей представлений о своей Родине, родного края, формирование любви к своей Родине, значимость и ценность патриотизма для детей дошкольного возраста.

На формирование работы личный к патриотического . Я на практике , что, игрою детей, на ее содержание, детей в , их , воспитатель на все личности : на , чувства, , , поступки и в .

Используя как формирования патриотизма, возможность детей на те , ценны для представлений. В игре происходит формирование и развитие всех сторон личности дошкольника. Важностью является то, что для ребенка в первую очередь приобретают новые проявления и действия личности, которые становятся доступными, но все же не повседневными, не исчерпанными, они также проникают в игровую деятельность дошкольника. Становление и развитие личности ребенка дошкольного возраста также характеризуется усвоенными им моральными правилами, действующими в обществе.

Проблема:

Проблема формирования патриотизма становится все более актуальной, и вместе с тем, она сопряжена с некоторыми сложностями. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия «патриотизм». Патриотизм является результатом патриотического воспитания личности.

Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребенка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельностном уровне.

Гипотеза:

Процесс формирования патриотизма у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности будет проходить эффективно, если будут соблюдены следующие педагогические условия:

- формирование родственных чувств к своей семье;

- формирование любви к своей Родине;

- воспитание любви к Отечеству.

Цель: определить потенциал игровой деятельности в формировании патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы формирования патриотизма в психолого-педагогической литературе.

2. Изучить особенности формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

3. Определить потенциал игровой деятельности как средства формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

4. Выявить уровень сформированности патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

5. Предложить рекомендации по формированию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (эксперимент, тестирование, количественный

и качественный анализ полученных экспериментальных данных).

Одной из задач в моей работе является подбор и реализация игр с детьми среднего дошкольного возраста, способствующих повышению уровня сформированности патриотизма. Мною была проведена система игр, направленных на формирование структурных составляющих патриотизма

Использование игр с целью формирования патриотизма у детей среднего дошкольного возраста способствовало решению следующих задач:

1) расширение круга представлений, знаний детей среднего дошкольного возраста о своей «малой родине», себе самих, своей семье, роли труда в жизни человека, пробуждение познавательного интереса к этим вопросам;

  1. воспитание эмоционально-ценностных отношений к самим себе и своей семье как главным жизненным ценностям, осмысление роли и значимости семьи в жизни человека;
  2. воспитание чуткости и заботы по отношению к родителям и другим людям;
  3. формирование толерантности, чувства уважения к другим людям, народам, их традициям.

Формирование патриотизма у детей среднего дошкольного возраста посредством игр происходит успешно только при условии активности детей, когда они включены в процесс самореализации и самовыражения.

Организация игры с детьми среднего дошкольного возраста имеет свои специфические особенности. Игровая деятельность должна быть оснащена простой и ясной инструкцией, указывающей на легкий оптимальный способ выполнения замысла. Сначала педагог учит детей обдумывать способ исполнения действий, затем инициирует групповое продумывание способа работы так, чтобы наименьшие усилия давали наилучший результат, выражающийся в уровне сформированности патриотизма. На первых этапах организации игры следует в некоторых сложных случаях инструкцию сопровождать показом действия, и на основании примера выстраивать четкие рекомендации по выполнению. А, получив результат, надо сопроводить организованное групповое восприятие указанием на основные причины хорошего качества полученного результата, чтобы еще раз закрепить в сознании детей опыт, полученный в игре.

Разнообразие игровой деятельности позволяет расширить палитру связей ребенка с окружающей действительностью. Организуя работу с группой, педагог имеет возможность выводить детей на максимально широкий спектр деятельности, по ее видам, средствам, формам.

Деятельность детей в контексте игры связана с активностью детей и педагогов, которые в совместных усилиях направляют эту деятельность на какой-то объект действительности.

В процессе работы с детьми среднего дошкольного возраста были выделены 3 группы, каждая из которых соответствует низкому, среднему и высокому уровням сформированности патриотизма. В связи с этим, организовывая игры детей, мы учитывали готовность детей к поиску решений задач и перспективы повышения уровня сформированности патриотизма. Исходя из этого, подбирался сюжет, распределялись роли. Дети с высоким уровнем сформированности патриотизма на первых этапах проведения эксперимента получали роли, которые позволяли им не только управлять собственной деятельностью, но и направлять других детей, показывать пример разрешения конфликтных ситуаций. Тогда как дети с низким уровнем сформированности патриотизма играли роли управляемые, что позволяло контролировать их агрессивное и малоосознанное игровое поведение. Однако, это положение по ходу экспериментальной работы постепенно менялось и вначале дети со средним, а затем и с исходным низким уровнями сформированности стали играть ведущие игровые роли. Это повышало самооценку детей, настраивало их на применение элементов самоконтроля, позволяло первоначально копировать действия сверстников, а затем самостоятельно решать игровые задачи. Исходя из наличия большого количества детей с низким уровнем сформированности патриотизма, сюжеты изначально тоже подбирались очень простыми, а затем подвергались постепенному усложнению и детализации. Примером может служить организованная мною игра «Семья».

Цель игры: формирование нравственных представлений о добрых отношениях в семье, взаимопомощи, заботе о младших и уважении к старшим.

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.

Игровые роли: мама, папа, младенец, брат, сестра, бабушка, дедушка

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть так, как бы они играли, оставшись одни дома. Предлагается один из сюжетов: «Малыш проснулся», «Как будто мамы нет дома», «Куклы собираются на прогулку». Это самые простые и понятные детям сюжеты, в которых они могут проявить свое нравственное или безнравственное отношение к ситуации, продемонстрировать свои представления о доброте, бережливости, вежливости, уважительном отношении к старшим и заботе о младших.

Предлагаю наиболее ответственные роли брата, сестры, папы сыграть Соне Ш., Роме З., Милане Д.. У этих детей обнаружен оптимальный уровень сформированности представлений о семье. Роли бабушки, дедушки и младенца предлагаем сыграть Аня К., Даша К. – у этих детей выявлен низкий уровень сформированности представлений. Такой подход, позволил нам создать бесконфликтную игровую ситуацию, дети с высоким уровнем сформированности представлений о семье сумели создать атмосферу взаимодействия, сотрудничества и показали образцы поведения в нравственно значимой игровой ситуации.

Однако, уровень репродукции действий со стороны детей с исходным низким уровнем сформированности представлений о семье не давал бы мне оснований для раскрытия их потенциала и решения задачи повышения уровня патриотизма. В связи с этим, через определенное время я начала пробовать работу с детьми с исходным низким уровнем на роли ответственные, от проигрывания которых зависело развитие сюжета и взаимоотношения между детьми.

Мною была повторно проведена сюжетно-ролевая игра «Семья» с усложнением сюжета.

Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу.

В этом варианте роль заботливых внуков я поручили детям с низким уровнем сформированности нравственных представлений. Ребята хорошо справились с заданием, проявили уважительное отношение к «старшим», а это была и сама бабушка, и ее подруги, и ее дети. В этом случае увеличилось количество участников, что мы не могли осуществить на начальном этапе формирующего эксперимента, и количество задач: уступить, выполнить просьбу, потрудиться и др.

Следующим примером может послужить игра «Вежливые слова»

Игра проводилась в несколько этапов:

1. Предварительный этап. С детьми проводится беседа о «волшебных», вежливых словах.

2. Основной этап. На полках в магазине лежат «вежливые» слова: благодарности (спасибо, благодарю), просьбы (прошу тебя, пожалуйста), приветствия (здравствуйте, добрый день, добрый вечер), извинения (извините, простите, очень жаль), ласковые обращения (дорогой папочка, милая мамочка и пр.). Педагог описывает ситуацию, а дети по очереди подходят к полке, «покупают» у продавца нужные им слова и используют их, анализируя ситуацию.

Ситуация 1. Мама принесла из магазина вкусные яблоки. Тебе очень хочется их попробовать, но мама сказала. Что нужно подождать обеда. Как ты ее попросишь?

Ситуация 2. Бабушка устала и лежит на диване. Ты очень хочешь, чтобы она дочитала тебе интересную книжку. Как ты поступишь? Как ее попросить?

Ситуация 3. Папа принес из магазина твой любимый торт. Ты съел свою порцию, но тебе хочется еще. Что ты будешь делать?

Ситуация 4. Утром вся семья собралась за завтраком. Ты встал, умылся, причесался, оделся и тоже пришел на кухню. Как ты себя поведешь? Что скажешь?

3. Этап рефлексии. Чем понравилась игра? В чем была сложность? Как вы с ней справились?

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо….» была нацелена на формирование умения у детей обращать внимание на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь, формирование дружеских отношений, закрепление правила этикета, правил поведения.

Ход игры заключался в следующем: Воспитатель ведет рассказ о том, как следует себя вести в общественных местах и о правилах этикета. Дети среднего дошкольного возраста уже хорошо понимают для чего нужны хорошие поступки и что значит иметь в себе чувство доброты. Тем самым воспитатель формирует дружеские отношения в группе, закрепляет правила этикета и поведения у детей.

Следующая игра называется «Собери флаг», целью которой является представление о символике родного города/села и страны.

Программное содержание:

– научить детей отличать флаг своей страны от флагов других стран;

– рассказать детям о флагах России и Республики Мордовия как об одном из главных и отличительных символов страны и республики;

– развивать интерес к истории своей страны, республики;

– познакомить с флагами и гербами России и Республики Мордовия;

– развивать зрительное внимание, память, мышление;

Ход игры: Рассмотреть флаг России и Республики Мордовия, рассказать о символике. Предложить собрать разрезанные флаги и гербы по образцу. В ходе игры замечались за детьми некоторые трудности в различии флагов России и Республики Мордовия. В основном, дети справлялись с поручениями воспитателя. В ходе игры было заметно, что детям было интересно принимать участие в каждом задании игры. Благодаря этой игре, дети старшей группы познакомились с флагами и гербами России и Республики Мордовия. Также, данная игра помогла детям развить зрительное внимание и память, благодаря сбору мозаики из тематического материала.

Игра «Малая Родина» была нацелена на обогащение знаний детей о своей Малой Родине, об истории, памятниках и достопримечательностях своего города/села.

Материалом для реализации данного занятия служили иллюстрации или фотографии города/села, памятников и достопримечательностей рассказ про город Саранск из источника «Природное и культурное наследие Мордовии».

Воспитатель рассказывал про город Саранск: о его основании, о его населении, обычаях и др., затем ведёт беседу с детьми «вопрос-ответ», в которой дети принимают активное участие. Игра для детей оказалась довольно увлекательной и веселой.

Целью игры «Расскажи о своей семье» являлось сформировать представление о себе как о члене семьи, - показать значение семьи в жизни человека; формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал для проведения игры: фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями в виде генеалогического древа семьи.

Перед проведением этой игры детям средней группы заранее было дано задание: составить фотоальбом своей семьи и краткий рассказ о ней. В ходе игры дети рассказывали о своей семье с показом фотографий всех членов семьи и их родом деятельности. Было заметно, что каждый ребенок вел рассказ с гордостью за свою семью.

Игра «Благородные поступки». Цель: формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик, картинки с изображением благородных поступков.

Ход игры: Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию. Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам).

В этой игре особенно показали свои положительные стороны личности мальчики. Они перечисляли большее количество благородных поступков по отношению к ближайшему окружению

Внешние проявления результативности по формированию патриотизма у детей среднего дошкольного возраста строятся следующим образом: повысился уровень привязанности и уважительного отношения к своей семье, дому; ярко выражалось желание заботиться о других людях; отношения с ближайшим окружением стали более доброжелательны. Они становились более великодушными друг к другу, проявляли внимательность, не свойственную им ранее, более требовательны к товарищам, если те допускали нарушения общепринятых норм поведения по отношению к ближайшему окружению. У этих детей фиксировалась возросшая способность к сопереживанию, сочувствию, готовности помочь. Увеличилась сознательность и объективность суждений детей, более дифференцированными стали этические разнообразных действий, в большинстве случаев носящие аргументированный характер.

Исходя из вышесказанного, патриотизм проявляется в преданности и любви к своему Отечеству, к своему народу и рассматривается в психолого-педагогических исследованиях как комплексное личное образование в обобщенной форме.

Основные характеристики патриотизма включают знание истории, культуры, традиций своей Родины: проявление познавательного интереса к своему прошлому и настоящему, необходимость прогрессивного развития своего государства, чувство национального достоинства, гордость за свою культуру.

 

Литература.

  1. Абрамов, А. В. Целеполагание в учебном процессе гуманитарного университета: монография / А. В. Абрамов [и др.]. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманитарного ун-та, 2014. – 119 с.
  2. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
  1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду / Е. А. Алябьева. - М.: Творческий Центр Сфера, 2007. - 64 с.
  1. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н.Ф. Андреева// Управление ДОУ. - 2005. - №1. - С .16- 24.
  2. Анищенко, О. А. Дошкольное детство: наука - практике / О. А. Анищенко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2007. - 102 с.
  1. Арсентьева, В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие/ В. П. Арсентьева. - М.: ФОРУМ, 2009.- 144 с.
  1. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. - М.: Творческий центр Сфера, 1992. – 120 с.
  2. Ахмедова, А. М. Игровая деятельность как один из компонентов развития креативности дошкольника / А. М. Ахмедова, Ф. А. Махмудова // Научные исследования и образование. – 2016. – № 3 (23). – С. 90–92.
  3. Бабунова, Т. М. Совершенствование игровой деятельности в условиях реализации ФГТ / Т. М. Бабунова // Мир детства и образование: сб. материалов VI Всерос. науч.-практ. конф. с представительством стран СНГ/ под ред. В. С. Туева. – М., 2012. – С. 97–101.
  4. Бабунова, Е. С. Управление игровой деятельностью в условиях реализации ФГТ / Е. С. Бабунова, Н. В. Кучкина // Мир детства и образование: сб. материалов VII Всерос. науч.-практ. конф. / под ред.
    С. В. Николаевой. – М., 2013. – С. 95–99.
  5. Белая, К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К.Ю. Белая. - М.: Творческий центр Сфера, 1998. - 175 с.
  6. Бесова, М. А. Воспитываем патриотов / М.А. Бесова, Т. А. Старовойтова. - Мозырь: Белый ветер, 2017. - 235 с.
  1. Варюхина, С. И. Истоки доброты: пособие для педагогов / С. И. Варюхина. - Минск: Полымя, 2016. - 128 с.
  1. Вороненко, А. Г. Патриотическое воспитание в России // Педагогические науки. - 2016. - № 5. - 12-19 с.
  2. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет / Н. Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 128 c.
  1. Данилюк, А. Я., Кондаков, В. А., Тишков, В. А. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк. - М.: Издательство «Просвещение», 2017.
  2. Дошкольная педагогика: теория и практика: учеб. пособие / под ред. С. В. Кахнович ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2018. – 155 с.
  3. Егорова, А. А. Обучающие игры и их современная классификация / А. А. Егорова // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. К. В. Петрова. – М., 2018. – С. 28–32.
  4. Жариков, А. Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада / А. Д. Жариков. - М.: Просвещение,1980. – 192 с.
  5. Жиляев, А. Г. Самоорганизующаяся игровая деятельность как важнейшая составляющая процесса развития личности ребенка с раннего возраста до перехода во взрослую жизнь / А. Г. Жиляев // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. – 2015. – № 2. – С. 99–108.
  6. Жирова, М. В. Детская игра, или игровая технология, применяемая в дошкольном образовательном учреждении для полноценного развития детей / М. В. Жирова // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. / под ред. М. М. Коннова. – М., 2018. – С. 22–24.
  7. Жуковская, Р. И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; под ред. С. А. Козловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1985. - 268 с.
  1. Займенцева, Л. С. Создание условий для поддержки детской инициативы в игре / Л. С. Займенцева // Психологические и педагогические аспекты научного становления личности: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С. А. Исаевой. – М., 2017. – С. 64–66.
  2. Запорожец, А. В. Психология личности и деятельности дошкольников / А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1965. - 186 с.
  3. Запорожец, А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. - М.: Просвещение, 2013. - 176 с.
  4. Кабанова, Н. В. Современное понимание детской игры в контексте дошкольного образования / Н. В. Кабанова // Концепт. – 2016. – № 10. – С. 111–115.
  5. Казаева, Е. А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 07 / Е. А. Казаева; Шадринский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - 23 с.
  6. Казетова, А. Х. Формирование патриотизма как нравственной ценности детей предшкольного возраста в процессе краеведческой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01 / А. Х. Казетова; Западно-Казахст. гос. ун-т им. М. Утемисова. - Атырау, 2016. - 29 с.
  7. Кедярова, Р. Н. Роль патриотического воспитания в современных условиях / Р. Н. Кедярова / /Социально-педагогическая работа. - 2015. - №5. – 36 с.
  8. Козакова, И. С. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И.С. Козакова // Обруч. - 2013. - №6. - 8-12 с.
  9. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс] : учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 14-е изд. – М. : Академия, 2013. – 1 электрон. опт. диск.
  10. Комаревцева, А. П. Игра в системе дошкольного образования / А. П. Комарцева, О. М. Бурлакова, Е. Ю. Колесниченко // Образование: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. М. И. Иванова. – М., 2015. – С. 256–258.
  11. Комкова, Е. И. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет / Е.И. Комкова - М.: Творческий Центр Сфера, 2013. - 208 с.
  1. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л. А. Кондрыкинская [и др.]; под редакцией Л. А. Кондрыкинская. - М.:ТЦ Сфера, 2014.-120 с.
  2. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Мордовия, - Саранск; Издательско- полиграфический отдел «Билинг», 2014.
  3. Котляр, И. А. Игра в детских садах Германии и России /
    И. А. Котляр, Е. О. Смирнова // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5. – № 1. – С. 39–45
  4. Краморова, Г. А. Игра и ее значение в организации деятельности детей дошкольного возраста / Г. А. Краморова // Социально-гуманитарные коммуникации в системе современных международных отношений: сб. науч. ст. и тезисы докладов / под. Н. А. Елиной. – М., 2016. – С. 63–70.
  5. Крехалёва, В. А. Воспитание любви к родному краю / В. А. Крехалёва // Дошкольное воспитание. - 2013. - №11. - С. 42-46.
  1. Ксенда, О. Г. Комплексы развивающих игр для дошкольников / О. Г. Ксенда, О. Д. Нечай. - Мозырь: Белый Ветер, 2014. - №69. - С. 67 – 81.
  1. Ладутько, Л. К. Познаем мир и себя: пособие для педагогов дошк. учреждений / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. - Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2015. – 184 с.
  2. Левина, Л. Э. Современное понимание игры в контексте дошкольного образования / Л. Э. Левина, И. С. Галкина // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 3–10. – С. 65–68.
  3. Маленькие граждане большой страны: программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Спадчына» / Л. В. Дубовская; под. ред. В. М. Теленченко. - Мозырь: Содействие, 2016. - 220 с.
  1. Мальцева, Е. О. Игра как универсальное средство формирования личности ребенка / Е. О. Мальцева // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: материалы II Междунар. науч. конф. / под ред. К. А. Дудина. – М., 2016. – С. 393–399.
  2. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования /
    Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 207 с.
  3. Милявская, Т. Э. Проблема обучения и воспитания в дошкольном образовании как начальном уровне современной системы образования /
    Т. Э. Миляская // Социальные отношения. – 2015. – № 4 (15). – С. 29–33.
  4. Морева, Н. А. Методика использования деловых игр в работе с педагогами дошкольного образования / Н. А. Морева, Ю. А. Дмитриев,
    Т. В. Кротова // Наука и школа. – 2015. – № 4. – С. 105–113.
  5. Назметдинова, И. С. Теоретические аспекты использования игры в дошкольном детстве / И. С. Назметдинова, С. С. Столярова,
    Н. П. Ломоносова // SWorld. – 2013. – Т. 16. – № 1. – С. 79–82.
  6. Никоноров, В. Т. Развивающие игры с детьми старшего дошкольного возраста / В. Т. Никоноров // Культурогенезные функции дошкольного образования: развитие инновационных моделей : сб. науч. ст. по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С. К. Уткина. – М., 2016. – С. 108–113.
  7. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - М.: LINKA-PRESS, 2013. - 214 с.
  8. Павлова, А. А. Мастерство педагога в организации игрового взаимодействия детей / А. А. Павлова // Детский сад: теория и практика. – 2017. – № 10 (82). – С. 68–77.
  9. Поддьяков, А. Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития / А. Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. - 2015.- № 12. - С. 68 – 70.
  10. Пуранен, В. Н. Игровая деятельность дошкольника как основа социального развития ребенка / В. Н. Пуранен // Исследования и разработки молодых ученых: наука и практика: сб. материалов I Междунар. молодежной науч.-практ. конф. / под ред. С. С. Чернова. – М., 2017. – С. 12–16.
  11. Руппель, Н. В. Личностное развитие ребенка-дошкольника на основе игровой технологии В. В. Воскобовича / Н. В. Руппель,
    А. В. Коноплева, С. А. Зотьева // Учебный год. – 2017. – № 3 (48). – С. 73–75.
  12. Савенко, Н. В. Игра в субкультуре детства: автореф. дис. … канд. филос. наук / Савенко Наталья Васильевна: Ростовский государственный университет. Ростов-н/Д, 2014. – 19 с.
  13. Сафронова, И. А. Игровые технологии в детском саду /
    И. А. Сафронова, И. В. Миронова // Евразийский научный журнал. – 2016. – № 1. – С. 161–166.
  14. Сидорова, А. Н. Игры-эксперименты как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников / А. Н. Сидорова // Начальная школа плюс До и После. – 2014. – № 11. – С. 86–88.
  15. Светлов, П. Н. Традиции как проявление исторической преемственности: автореф. дис...канд. филос, наук: 09. 00. 11 / П. Н. Светлов; Чуваш, гос. ун-т. - Чебоксары, 2013. - 23 с.
  16. Сиволюбова, Н. А. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе русских культурно-исторических традиций: автореф. 82 дис. 68 ...канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Н. А. Сиволюбова; Ставропольский гос. ун-т; Ставрополь, 2015. - 21 с.
  1. Суслова, Э. К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников / Э. К. Суслова // Детский сад от А до Я. - 2013. – № 3.- С. 5-14.
  1. Сушкова, И. В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования / И. В. Сушкова. - М.: Сфера, 2016. – 128 с.
  1. Тихонова, О. Г. Дошкольнику о музейной культуре / О. Г. Тихонова. - М.:АРКТИ, 2016. - 75 с.
  1. Урбанская, М. В. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника / М. В. Урбанская // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева. – 2013. – № 2. – С. 99–105.
  1. Хабибулина, И. 3. Положительные стимулы раннего пробуждения национального самосознания у дошкольников: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13. 00. 07 / И. 3. Хабибулина; Набережночелн. гос. пед. ун- т. Екатеринбург, 2014. - 23 с.
  2. Харламов, И. Ф. Теория нравственного воспитания: Историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи / И. Ф. Харламов. - Минск: ИВЦ Минфина, 2014. - 559 с.
  1. Якобсон, П. М. Психология чувств / П. М. Якобсон. - М. Просвещение: , 2015. - 402 с.
  2. Яковлева, Ж. М. Дошкольник и игра / Ж. М. Яковлева // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. – 2016. – № 5. – С. 166–171.
  3. Ясева, Н. Ю. Воспитание основ патриотических чувств дошкольников: учебн. пособие для студентов и педагогов / Н. Ю. Ясева. - Могилёв. Издательство МГУ, 2013. - 59 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Детская одаренность: понятие, признаки, виды и особенности личности одаренного ребенка

Детская одаренность: понятие, признаки, виды и особенности личности одаренного ребенка Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну...

Конспект осеннего развлечения в младшей группе «Осень золотая в гости…

Конспект осеннего развлечения в младшей группе «Осень золотая в гости к нам пришла» Цель праздника: развитие положительных эмоциональных переживаний детей.. Задачи: 1. Доставить...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на…

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Секреты дружбы» (Для детей подготовительной группы) Цель: продолжать помогать детям осваивать...

Читайте также

Использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для…

Использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста Интерес к кинезиологии растёт очень активно. Она помогает...

Информационно-творческий проект по сюжетно-ролевой игре в старшей группе «Буду в…

Информационно-творческий проект по сюжетно-ролевой игре в старшей группе «Буду в армии служить»

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму Воспитание подрастающего поколения - очень важная и ответственная работа. В основном этот...