Люби и знай свой край!

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

В условиях современного общества особую актуальность приобретает проблема отсутствия у детей дошкольного возраста знаний об истории и культуре родного края. В настоящее время прослеживается утрата интереса подрастающего поколения к изучению истории своей страны и народа, к культурному наследию, о чем свидетельствует низкий уровень гражданской культуры. В качестве одной из первичных ступеней воспитания патриотических качеств личности выступает формирование представлений о родном крае.

Дошкольное образовательное учреждение - это самое первое звено системы образования. Оно призвано сформировать у детей базовое представление об окружающем мире, об отношении человека к природе, к Родине и к своему Отечеству.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом дошкольного образования одним из направлений образовательной программы является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, предполагает развитие интересов детей о Родине и Отечестве, представлений о культурных ценностях своего народа, об отечественных традициях и праздниках. 

Целью моей работы является организация педагогического процесса, способствующего формированию патриотического воспитания детей посредством знакомства с родным посёлком, областью, страной.

Организуя патриотическое воспитание, я опираюсь на психологические особенности дошкольника. Ребенок 6 - 7 летнего возраста мыслит образами, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны я строю на доступных и конкретных фактах, а так же событиях. Это ближе и понятно ребенку. Например, знакомя детей с историей страны, я попросила их составить с помощью родителей свою родословную. Дети, узнавая о своих корнях, предках и через жизнь близких людей, познавали историю Родины. Она стала им ближе и понятнее, потому что окрасила их переживаниями.  Так, например, когда дети знакомились с ближайшим окружением. Для уточнения представления об их именах мною был изготовлен альбом «Я и мое имя», где дети познакомились со значением своего имени.

В своей работе подвожу детей к тому, что любовь к Родине начинается с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы. Огромную работу проводим с детьми к Международному Дню 8 марта, ко Дню матери. Совместно с детьми изготавливаем подарки, открытки, организовываем тематические выставки. 

Приобщение к народным праздникам и традициям – это тоже важная особенность патриотического воспитания детей. 

Участвуем с детьми в народных праздниках: «Золотая осень», «Святки», «Масленица», «Пасха». В процессе подготовки праздника, дети много узнают о русских обычаях и традициях. 

Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами происходит с помощью иллюстраций и сопровождающей музыкой. Большие возможности патриотического воспитания заключаются также и в музыке. В своей работе я использую и народный фольклор, так как оно является богатейшим источником нравственно – патриотического воспитания ребёнка. В пословицах, поговорках, сказках, былинах, песнях четко оцениваются различные жизненные позиции, обращают внимания на  недостатки и положительные качества людей. Народные музыкальные произведения часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношение к природе. 

Большое место в организации работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Дети обыгрывают бытовые, трудовые и общественные сюжеты. Театрализованные игры по русским народным сказкам с помощью различных видов театра: кукольного, настольного, пальчикового. Дети подготовительной к школе группы демонстрируют свои «артистические» способности малышам.

Очень большая работа проводится ко Дню Победы. В группе вместе с детьми и родителями оформляем уголок «Никто не забыт, ничто не забыто…». В группе оформлен стенд под названием «Нет места краше, чем Родина наша!», где представлен материал для ознакомления с малой Родиной, её достопримечательностями, символикой, культурой и традициями. А также материал для расширения представлений о родной стране, её символике, государственных праздниках. Созданы тематические альбомы «Достопримечательности посёлка», «Обычаи, обряды и традиции русского народа», «Быт русского народа», «Здания архитектуры Нижнего Новгорода и Москвы», «Национальные костюмы», «Природа России», «Народно – прикладное искусство» и др. Создан фотоколлаж на тему: «Мой родной посёлок».

Для ознакомления с историей быта родного края создан мини-музей русской избы, где находится старинная мебель, посуда, народная одежда, орудия труда. Таким образом, дети знакомились с устройством русской избы. Для обогащения представлений детей об окружающей жизни и традициях народа родного края были подобраны образцы народно-прикладного творчества с присущей им красочностью, декоративностью.

Также в качестве средства формирования у старших дошкольников представлений о родном крае я использую в своей работе такую инновационную форму работы с детьми, как виртуальные экскурсии. Во время подобных экскурсий дошкольники приобретают углубленные знания и представления о своем регионе, природе, культуре своего народа, представление о работе общественных учреждений. Так, во время виртуальных экскурсий мы с ребятами путешествовали по родному посёлку, его достопримечательностям. Предлагала и виртуальные экскурсии по Нижнему Новгороду, дети посещали Автозавод, фабрику елочных игрушек. Дети узнали, что Фабрика елочных игрушек «Ариель» появилась в Нижнем Новгороде в 1996 году. Ее мастера продолжают традиции производства елочных украшений из стекла, которые были заложены в городе Горьком еще в 1936 году. Всем детям очень понравилось изучать сам процесс изготовления елочных игрушек. Для поддержания интереса детям было предложено включиться в продуктивную деятельность по созданию игрушек по завершению экскурсии. При посещении Автозавода Нижнего Новгорода дети знакомились с историей его создания и тем, что и как он производит.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

В нашей организации установлена тесная связь с родителями детей, и воспитание чувства любви к Родине и родному краю проходит более эффективно, так как, родители помощники детского сада и равноправные участники в формировании личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют во всевозможных конкурсах и выставках «Лучшая елочная игрушка», «Дары осени», «Земля наш общий дом», «Рождественская сказка» и др. Родители проявляли активность и заинтересованность к совместной работе. Участие в проектах «Моя родословная», «Герб семьи», проведение фотовыставок «Моя семья», «Летний отдых семьи». Принимают активное участие в праздниках, которые проходят в ДОУ. «Папа, мама, я – спортивная семья», «Этот день Победы», «День матери», «День защиты детей». 

Воспитание патриотических чувств, всегда будет одним из главных составляющих воспитания  гражданина нашей страны. 

Детство – то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут. 

В дальнейшем буду работать по данной теме, так как считаю, что патриотизм - главная черта русского народа, он поможет воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, будут ли наши дети любить свою Родину.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Перспективный план работы с семьями воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного…

Перспективный план работы с семьями воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на учебный год № Мероприятия Срок Ответственные   Блок консультативно-просветительский 1 Рекомендации родителям по правилам дорожного движения...

Конспект итоговой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области Развитие речи…

Конспект итоговой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области Развитие речи Тема: «Викторина» В средней группе Цель: Выявить уровень знаний детей. Задачи: Образовательная: Упражнять в изменении...

Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь»

Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь» Цель: построение эмоционально - доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и...

Читайте также

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников

Конспект занятия для старшей группы «Мама – солнышко моё»

Конспект занятия для старшей группы «Мама – солнышко моё» Возрастная группа: старшая группа 5-6 лет. Образовательные области: социально – коммуникативное развитие. Цели: - повышение...

Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Весна в окно стучится. Приметы весны»

Планирование воспитательно-образовательной работы Тема: «Весна в окно стучится. Приметы весны»