Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь»
Цель: построение эмоционально - доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и позитивной самореализации.
Задачи:
- Познакомить и обучить родителей эффективным методам использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.
- Закрепить умения родителей применять полученные знания в практике.
Предварительная работа: подготовка презентации «Играем пальчиками – развиваем речь», организация фотовыставки (на фотографиях запечатлены дети в процессе выполнения различных пальчиковых упражнений и массажа); оформление консультации «Влияние мелкой моторики рук на развитие детей»; составление буклетов «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у детей» (игровые упражнения для развития мелкой моторики в домашних условиях), «Практические рекомендации по использованию массажера су-джок в развитии мелкой моторики рук детей» и приглашений о предстоящей встрече.
Оборудование: мультимедийная установка для показа слайдов, презентация, музыкальное оформление, крышки от бутылок, гладкие и массажные мячики, карандаши, прищепки, бумага.
Участники: родители и воспитатели ясельной группы.
Ход мероприятия:
1 слайд.
1. Активизация участников.
– Скажите весело хором, друзья,
Деток вы любите? (Да)
Пришли на встречу, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
Спасибо!
Работая в группе детей раннего возраста и наблюдая за ними, я выявила такую закономерность: у большинства детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.
Как выяснилось из бесед с родителями, многие из них слышали о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, а как ее развивать они не знают. Многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий представляют ценность в плане развития мелкой моторики рук малышей.
Также уделяется мало внимания совместным играм с малышами. И большинство родителей не считают полезными такие занятия детей, как перебирание и пересыпание круп, манипуляции с мелкими предметами. Проанализировав все это, я пришла к выводу о целесообразности проведения семинара-практикума на данную тему.
2 слайд.
2. «Немного теории…»
Уважаемые родители!
Слова, которые вы видите, принадлежат известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно на руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания и облизывания, в его сознании складывается целостное представление об их свойствах и качествах. Чем больше у малыша возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить.
Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса.
3 слайд.
На слайде вы видите слова китайской пословицы.
Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».
Дети слышат объяснение взрослого, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.
4 – 18 слайд.
(Серия фотографий, на которых запечатлены дети в процессе выполнения различных пальчиковых упражнений.)
Комментарии к слайдам: Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга.
В последние 5 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания)
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
19-20 слайд.
Развиваем пальчики: затачиваем карандаш точилкой, стираем нарисованные каракули ластиком, ищем край скотча.
21 слайд.
Последнее время все популярнее становится применение су-джок массажёра в работе с детьми. Массажер «Су-Джок» – это уникальная тактильная гимнастика. Игровой массаж или самомассаж с массажёром проводится в виде динамических пауз или как самостоятельное упражнение (его длительность не более 5 минут). Вашему вниманию предлагаем пример одного такого занятия с малышом - Сказка «Ёжик» из практических рекомендаций.
22 слайд.
Аквагимнастикой называются гимнастические упражнения, выполняемые в воде.
Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Я соединила это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями.
23 слайд.
3. «Переходим к практике…»
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные: самомассаж, пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без, игры на развитие тактильных ощущений «гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и другие. И нетрадиционные, которые вы видите на слайде.
Начинать работу лучше с массажа кистей и пальцев: поглаживание, пощипывание, сгибание и разгибание пальцев рук и чтобы массаж не был скучен, утомителен для ребёнка, вам в практических рекомендациях предлагается массаж со стихами. Затем перейти к играм с элементами массажа. Это всем известная игра «Сорока, сорока», «Ладушки», «Коза рогатая». В игре «Сорока, сорока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится так называемое солнечное сплетение.
А сейчас мы с вами поиграем в игры с элементами массажа
В своей работе с детьми я применяю пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала. (Отрывок видеоролика)
Можно поиграть с детьми и в такие игры, когда просто изображается предмет, птица или какое-то животное.
Больше всего дети любят пальчиковые игры именно со стихотворным речевым сопровождением, которые к тому же ещё и дают малышу определённые знания. Вот одна из любимых игр наших детей – «Сидит белка на тележке». Ёщё в какие пальчиковые игры можно поиграть с детьми, вы познакомитесь в практических рекомендациях. (Приложение «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у детей»).
Заключение
Уважаемые родители!
Мы надеемся, что наша встреча подарила вам немало приятных минут и научила несколько новому общению с ребенком. Играя вместе с вами, он подрастет и поумнеет. Впереди у малыша новые открытия, а у вас — новые заботы. Пусть они будут такими же легкими и приятными, как веселые пальчиковые игры!
Литература:
1. Анищенкова Е. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2007
2. Бардышева Т.Ю. Пляшут мои ручки. Учебно-методическое пособие. ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.
3. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.- М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.
4. Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005.
5. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
Читайте также |
---|
Конспект НОД по развитию речи «Сервировка стола. Столовый этикет»
Конспект НОД по развитию речи «Сервировка стола. Столовый этикет» Возраст: Дети старшего дошкольного возраста. Форма взаимодействия: групповая. Цель. Формирование знаний у детей о сервировке...
Проект «Масленица»
Проект «Масленица» Актуальность. Основной путь восхождения общества к духовным ценностям видится в сохранении и возрождении культуры своего народа. Огромный воспитательный потенциал...
Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе. Тема: «Лесные…
Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: «Лесные ягодки» Цель: 1.Учить детей различать по характерным призракам и называть 2...