Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь»

Цель: построение эмоционально - доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и позитивной самореализации.

Задачи:

  1. Познакомить и обучить родителей эффективным методам использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.
  1. Закрепить умения родителей применять полученные знания в практике.

Предварительная работа: подготовка презентации «Играем пальчиками – развиваем речь», организация фотовыставки (на фотографиях запечатлены дети в процессе выполнения различных пальчиковых упражнений и массажа); оформление консультации «Влияние мелкой моторики рук на развитие детей»; составление буклетов «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у детей» (игровые упражнения для развития мелкой моторики в домашних условиях), «Практические рекомендации по использованию массажера су-джок в развитии мелкой моторики рук детей» и приглашений о предстоящей встрече.

Оборудование: мультимедийная установка для показа слайдов, презентация, музыкальное оформление, крышки от бутылок, гладкие и массажные мячики, карандаши, прищепки, бумага. 

Участники: родители и воспитатели ясельной группы. 

 

Ход мероприятия:

1 слайд.

1. Активизация участников.
– Скажите весело хором, друзья, 
Деток вы любите? (Да)
Пришли на встречу, сил совсем нет, 
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.) 
Я вас понимаю. Как быть, господа? 
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.) 
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)

Спасибо! 

Работая в группе детей раннего возраста и наблюдая за ними, я выявила такую закономерность: у большинства детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.

Как выяснилось из бесед с родителями, многие из них слышали о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, а как ее развивать они не знают. Многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий представляют ценность в плане развития мелкой моторики рук малышей.

Также уделяется мало внимания совместным играм с малышами. И большинство родителей не считают полезными такие занятия детей, как перебирание и пересыпание круп, манипуляции с мелкими предметами. Проанализировав все это, я пришла к выводу о целесообразности проведения семинара-практикума на данную тему.

2 слайд.

2. «Немного теории…»

Уважаемые родители!

Слова, которые вы видите, принадлежат известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно на руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания и облизывания, в его сознании складывается целостное представление об их свойствах и качествах. Чем больше у малыша возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить.

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса.

3 слайд.

На слайде вы видите слова китайской пословицы.
Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».

Дети слышат объяснение взрослого, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами. 

4 – 18 слайд.

(Серия фотографий, на которых запечатлены дети в процессе выполнения различных пальчиковых упражнений.)

Комментарии к слайдам: Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга.

В последние 5 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания)

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

19-20 слайд.

Развиваем пальчики: затачиваем карандаш точилкой, стираем нарисованные каракули ластиком, ищем край скотча.

21 слайд.

Последнее время все популярнее становится применение су-джок массажёра в работе с детьми. Массажер «Су-Джок» – это уникальная тактильная гимнастика. Игровой массаж или самомассаж с массажёром проводится в виде динамических пауз или как самостоятельное упражнение (его длительность не более 5 минут). Вашему вниманию предлагаем пример одного такого занятия с малышом - Сказка «Ёжик» из практических рекомендаций.

22 слайд.

Аквагимнастикой называются гимнастические упражнения, выполняемые в воде.

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Я соединила это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями.

23 слайд.

3. «Переходим к практике…» 

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными. 

Традиционные: самомассаж, пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без, игры на развитие тактильных ощущений «гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и другие. И нетрадиционные, которые вы видите на слайде.

Начинать работу лучше с массажа кистей и пальцев: поглаживание, пощипывание, сгибание и разгибание пальцев рук и чтобы массаж не был скучен, утомителен для ребёнка, вам в практических рекомендациях предлагается массаж со стихами. Затем перейти к играм с элементами массажа. Это всем известная игра «Сорока, сорока», «Ладушки», «Коза рогатая». В игре «Сорока, сорока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится так называемое солнечное сплетение.

А сейчас мы с вами поиграем в игры с элементами массажа

В своей работе с детьми я применяю пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала. (Отрывок видеоролика)

Можно поиграть с детьми и в такие игры, когда просто изображается предмет, птица или какое-то животное.

Больше всего дети любят пальчиковые игры именно со стихотворным речевым сопровождением, которые к тому же ещё и дают малышу определённые знания. Вот одна из любимых игр наших детей – «Сидит белка на тележке». Ёщё в какие пальчиковые игры можно поиграть с детьми, вы познакомитесь в практических рекомендациях. (Приложение «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у детей»).

Заключение

Уважаемые родители!

Мы надеемся, что наша встреча подарила вам немало приятных минут и научила несколько новому общению с ребенком. Играя вместе с вами, он подрастет и поумнеет. Впереди у малыша новые открытия, а у вас — новые заботы. Пусть они будут такими же легкими и приятными, как веселые пальчиковые игры!

 

Литература:

1. Анищенкова Е. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2007

2. Бардышева Т.Ю. Пляшут мои ручки. Учебно-методическое пособие. ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.

3. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.- М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.

4. Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005.

5. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.



Новые публикации

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Спасение принцессы» Цель: закрепить знания правил безопасного поведения в природе. Задачи: Образовательные: -...

Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»

Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»

Читайте также

Концерт, посвящённый Дню матери «Мама – это наше Солнце»

Концерт, посвящённый Дню матери «Мама – это наше Солнце» Ход мероприятия: Песня «Мама-мамочка». Звучит торжественная музыка (фанфары), занавес закрыт. На сцене появляются ведущие. Ведущая (Ира): Здравствуйте, дорогие гости! Ведущий (воспитатель): Здравствуйте...

Арт методика «Альтернативное рисование» тканью с использованием конструктора «Шифоновая радуга»…

Арт методика «Альтернативное рисование» тканью с использованием конструктора «Шифоновая радуга» (Универсальное учебно-игровое пособие)

Познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Модный приговор»

Познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Модный приговор» Тип проекта – познавательно-творческий. Вид проекта – краткосрочный (три недели). Срок реализации проекта – 13. 01. 2020...

Комментарии

  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...





В блогах

Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации

Sample Image

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации ВЫПОЛНИЛА: Гостева Марина Николаевна, воспитатель МБДОУ № 18 г. Мурманска   Оглавление Введение. 3 I. Создание условий в ДОО для развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников. 5 II...

Методическая разработка. Дидактическое пособие «Тактильное лото».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская   Методическая разработка. Дидактическое пособие «Тактильное лото». Автор: Терехова Юлия Михайловна воспитатель высшей квалификационной категории 2018 Соде р жание. Содержание. 1. Введение. 3 2. Основная часть...

Квест - игра по ПДД "На улицах любимого города". Подготовительная группа.

Квест - игра в подготовительной группе «На улицах любимого города» Цель:  пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру. Задачи: формировать умение договариваться, стимулировать активность и самостоятельность; закреплять знания правил дорожного движения, развивать умение действовать в соответствии...

Наставничество

Работа с родителями: Путь к вершинам воспитания долог и труден, для преодоления этих трудностей не обойтись без опытных – инструкторов, наставников, которые в трудную минуту помогут, подскажут, укажут нужное направление. Такими наставниками являются родители. Взаимодействие и сотрудничество педагогического и родительского...