Проект «Путешествие по летним русским народным сказкам» для детей второй младшей группы
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.
Продолжительность: 1 месяц (август 2016 г.).
Участники проекта: дети второй младшей группы «Солнышко», родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта:
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. В последнее время у детей часто встречаются проблемы со связной речью, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка. В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о сказках.
Проблема:
Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов.
Слабо развиты творческие способности детей.
Планируемые результаты:
1. Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.
2. Обогащение словарного запаса детей.
3. Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.
4. Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать загадки по летним русским народным сказкам и составлять свои загадки по русским летним народным сказкам.
5. Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности.
Цель:
Создать положительный эмоциональный настрой. Формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Закрепить знание содержания сказок.
2. Сформировать желание быть похожими на положительных героев.
3. Развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой.
4. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
5. Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.
Предполагаемый результат:
- Дети познакомятся с летними русскими народными сказками, будут знать их содержание.
- Научатся в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать образ своего героя.
- Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.).
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- формулировка цели и задач проекта;
- составление плана реализации проекта «Путешествие по летним русским народным сказкам»;
- чтение русских народных сказок дома и в саду;
- рассматривание иллюстраций в книгах «Русские народные сказки»;
- Обогащение развивающей среды: в книжный уголок – внесение летних русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (фланелеграф, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, на конусах, Бибабо, пальчиковый, деревянный); в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок.
Основной:
- знакомство с летними русскими народными сказками в группе и дома;
- просмотр мультфильмов по сказкам;
- чтение стихов про героев сказок;
- инсценирование летних русских народных сказок с использованием различных видов театров;
- разучивание потешек;
- дидактические игры;
- рассматривание альбома: «Сказки — загадки»;
- загадывание загадок по сказкам;
- рассматривание альбомов сказок, потешек;
- подвижные игры;
- раскрашивание персонажей сказок;
- выполнение коллективной аппликации по сказке «Теремок»;
- выполнение аппликации «Репка»;
- выполнение лепки (пластилинография) по сказке «Колобок»;
- рисование «Колобок катится по дорожке;
- строительство теремка, его заселение «жителями»;
- составление сказок из кубиков;
- настольные игры;
- выставка книг по летним русским народным сказкам.
Заключительный:
- выставка поделок, книжек-малышек, сделанных совместно с родителями;
- выставки книг, продуктивной деятельности;
- изготовление альбомов, дидактических игр, театров.
План реализации проекта «Путешествие по летним русским народным сказкам».
Сказки имеют большой психологический смысл и обладают большой привлекательностью и ценностью для ребенка. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Поэтому я знакомила детей с русскими народными сказками, читая книги, просматривая мультфильмы. Наш проект основывался на сказках: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Курочка Ряба».
Наше знакомство со сказками так же проходило через их драматизацию и игру с использованием разных видов театров:
«Пальчиковый театр»
«Настольный театр»
С целью закрепления знаний о русских народных сказках я использовала дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку».
Дидактические игры развивают речь, мышление, воображение.
Для активизации мыслительных процессов, развития речи, памяти загадывала загадки о сказке, которые показали, насколько хорошо дети знают летние русские народные сказки.
Провела с детьми беседу о правилах безопасного поведения дома и на улице.
Вместе с детьми создали коллективную аппликацию по летней русской народной сказке «Теремок».
В совместной и самостоятельной деятельности:
Продуктивная деятельность:
- пластилинография и рисование цветными карандашами «Колобок», «Яичко для Курочки Рябы»;
- аппликация «Репка»;
- рисование «Колобок катится по дорожке»;
- конструирование «Кроватки для трёх медведей».
Дети с удовольствием играли в игры:
- «Волшебные сказки»;
- составляли сказки с помощью пазлов, кубиков;
- раскрашивали иллюстрации из сказок;
- строили из крупного строительного конструктора избушку и заселяли в неё героев сказок.
Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят с окружающим миром.
Организовали выставку домашних книг и книг детского сада по летним русским народным сказкам.
Инсценировали сказку «Колобок», «Репка» с музыкальным сопровождением. Музыкальные инструменты для сопровождения героев сказки подбирали вместе с детьми. Игры такого характера помогают вырабатывать интонационную выразительность, правильный темп, силу голоса, мимику.
В фотовыставке «Путешествие по летним русским народным сказкам» был наглядно представлен весь материал по проекту. Через фотовыставку родители познакомились с деятельностью воспитателей и детей по реализации проекта.
В проекте принимали участие все дети группы. У детей повысился уровень знаний летних русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной. Родители проявили инициативу и творчество в реализации проекта.
Использованная литература:
1. Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994.
2. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.» - СПб.: «Детство-пресс», 2008.
3. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
Читайте также |
---|
Эссе на тему «Мы растим таланты»
Эссе на тему «Мы растим таланты» На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать...
Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей дошкольника
Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей дошкольника Рисование имеет огромную роль в развитии дошкольника. В процессе рисования у ребёнка...
Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему «Бабочки…
Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему «Бабочки на лугу» Программное содержание: закрепить умение создавать несложную композицию на листе. Активизировать самостоятельность детей...