Сайт для воспитателей детских садов



Проект «Формирование основ безопасности у дошкольников в процессе использования мультимедийных средств обучения»

 

В условиях модернизации российского дошкольного образования одними из приоритетных задач являются формирование основ безопасности у детей и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Актуальность данной темы определяется реальными потребностями ребенка в раннем информировании о правилах безопасного поведения в окружающей его среде, освоения им соответствующих умений. Применение мультимедийных средств обучения является также актуальным, поскольку это дает возможность педагогу решать проблему недостаточной материальной базы наглядности и значительно повысить эффективность традиционных форм обучения детей в детском саду.

В данный момент есть большой ассортимент мультимедийных средств: компьютерные обучающие и развивающие игры, мультимедийные учебные пособия, программно–методические комплексы, презентации, обучающие видеофильмы и мультфильмы.

Но как их использовать эффективно, включать в воспитательно - образовательный процесс и перспективное планирование, плохо раскрыто в педагогической литературе и интернет - ресурсах. Это является противоречием между имеющимися мультимедийными средствами и практическим их применением в формировании основ безопасности детей дошкольного возраста.

В связи с этим в проектно-исследовательской работе устанавливаются:

Цель: определить педагогические условия работы по формированию основ безопасности по средствам использования мультимедийных средств обучения.

Объект исследования – методика ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста по средствам мультимедийных технологий.

Проблема исследования – как повысить эффективность формирования основ безопасности в процессе использования мультимедийных средств обучения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу и средства мультимедийных технологий по данной теме. 2. Выявить наиболее эффективные формы, методы, средства педагогической работы по формированию основ безопасности в процессе использования мультимедийных средства обучения. 3.Разработать перспективный план, интегрированные занятия и апробировать мультимедийные средства на их основе.4. Выявить уровни сформированности основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста и эффективность опытно-экспериментальной работы.

Методы проектно-исследовательской работы:

- словесные методы: беседа, чтение художественной литературы, ситуативный разговор для формирования представлений об основах безопасности жизнедеятельности;

- практические методы: сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, театрализованная деятельность.

Использовались методики:

- Методика формирования у дошкольников основы безопасности жизнедеятельности

- электронно-диагностическая методика, разработанной К.Ю. Белой и представленная в «Диагностическом лото. Формирование основ безопасности у детей».

На защиту выносится: 1. Положение о том, что эффективность формирования основ безопасности можно повысить в процессе использования мультимедийных средств обучения.

2. Обоснование выявленных педагогических условий формирования основ безопасности у старших дошкольников в процессе использования мультимедийных средств обучения.

Новизна проекта

Применены новые педагогические условия по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста, которые не использовались в массовой практике. Это использования мультимедийных средств обучения. Разработаны интегрированные занятия, в основе которых лежит применение мультимедийных средств обучения по основам безопасности жизнедеятельности.

Практическая значимость проекта

Данный опыт работы может быть интересен воспитателям и методистам ДОО независимо от реализуемой образовательной программы и типа дошкольного учреждения. Предназначен для использования в полном объеме или фрагментарно в любом дошкольном образовательном учреждении. Практическая значимость данного исследования состоит в том, что определенно содержание работы и подобран методический материал по основам безопасности жизнедеятельности с применением мультимедийных средств обучения. Это позволяет осуществлять процесс воспитания целенаправленно. Дети получили и закрепили на практике правила безопасного поведения в окружающем мире.

Проектно-исследовательская работа проводилась в период с сентября 2013 года по май 2014 года в старшей группе в ГБОУ СОШ №814 дошкольном отделении г. Москвы.

В проекте участвовали 20 детей старшего возраста.

Работа над проектом проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Задачей констатирующего этапа было выявление начального уровня сформированности основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности был использован метод исследования: индивидуальная беседа.

При составлении вопросов для беседы мы опирались на общеобразовательную программу, по которой работаем «От рождения до школы» Вераксы Н.В и др. Вопросы, разработанные нами, являлись понятными и доступными для детей старшего дошкольного возраста и не превышали программных требований. Например: как тебя зовут? Имя, фамилия. Где ты живешь? Домашний адрес. К кому и по каким телефонам обращаются при пожаре, нападении, травме? Какие ты знаешь опасные предметы дома? 8. Можно ли доверять не знакомым людям? Почему? Как поступить, если в лесу ты увидишь красивые незнакомые ягоды? Как надо вести себя во время грозы? Какие ты знаешь дорожные знаки? Как надо вести себя в общественном транспорте? На какой сигнал светофора нельзя переходить дорогу? Результаты беседы оценивались как высокий, средний,

Анализ исходного уровня сформированности основ безопасности показал, что многие из детей не знают своего адреса, не знают правил поведения на дороге, как вести себя в опасных ситуациях.

Таким образом, результат обследования подтвердил необходимость целенаправленной педагогической работы для решения проблемы формирования основ безопасности у детей в процессе использования мультимедийных средств обучения.

На формирующем этапе мы вводили новые условия, которые ранее не использовались в массовой практике работы с детьми в ДОО. Применение в непосредственной образовательной деятельности презентаций, программно-методических комплексов, видеофильмов. В режимных моментах применение аудио сказок, учебных мультфильмов, обучающих и развивающих игр. В ходе эксперименте мы пытались доказать их эффективность, а, следовательно, и необходимость введения в практику педагогической работы. В тоже время эксперимент носил поисковый характер, т.к. в ходе его проведения проверялась, дополнялась и корректировалась данная система работы, разработанная нами первоначально в гипотетическом плане.

В начале мы определили задачи формирующего этапа: исследовать интернет – ресурсы в поисках мультимедийных средств обучения; разработать перспективный план работы по безопасности жизнедеятельности и конспекты занятий с использованием мультимедийных средств согласно плану; внедрить педагогические условия формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей в процессе использования мультимедийных средств обучения; провести работу с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников.

Исследуя интернет – ресурсы, мы нашли достаточное количество мультимедийных средств. Чтобы реализовать данный проект мы использовали: учебные мультфильмы: «Уроки тетушки Совы» - Серии «Уроки осторожности», «Азбука безопасности на дороге»; «Спасик и его друзья»; «Смешарики»: Азбука безопасности»; «Робокоп Поли. ПДД», «Безопасность – это важно»; «Аркадий Паровозов спешит на помощь», «Озорная семейка. Правила движения», «Пожарная безопасность для детей», учебные мультфильмы для детей от компании «Лукоморье Пикчерз»; программно-методические комплексы «Правила дорожного движения для детей», «Диагностическое лото. Формирование основ безопасности у детей»; видеоролики; видеофильмы «Пять лесных заповедей», «Чрезвычайные приключения»; презентации «ПДД для дошкольников», «Наше тело. Как мы устроены», «Город дорожных знаков»; обучающие и развивающие компьютерные игры «Поиграем в дорогу», «ПО дороге со смешариками», «Правила дорожного движения. Маленький автомобильчик ищет своих друзей»; футажи для презентаций; аудиозаписи

При разработке комплексно – тематического планирования (см. Приложение 3) мы опирались на программу "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной и на методическое пособие «ОБЖ для старших дошкольников. Система работы.» Н.С. Голицыной, С.В. Люзиной, Е.Е. Бухаровой. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности мы составили по разделам: ребёнок и его здоровье; ребёнок дома; ребёнок и природа; ребёнок на улицах города.

Далее мы стали внедрять педагогические условия работы, определенные нами в теоретической части данного проекта. Основываясь на мультимедийных средствах обучения, перечисленных выше, нами были разработаны интегрированные занятия по 4 тематическим разделам, перечисленных выше. Также были использованы в проекте конспекты занятий, взятые из педагогической литературы и интернет – ресурсов.

Цель занятий заключалась не только в том, чтобы познакомить детей с общепринятыми правилами безопасного поведения в сфере дорожного движения, но и научить анализировать их дорожные ситуации. Занятия предполагали обсуждение, детям предлагалось выразить свое мнение, проявить активность. В ходе проведения занятий наши оценивалась инициативность детей, их активная позиция, интерес, эмоциональный настрой.

Занятия проходили в форме занимательной, увлекательной игры и основывались на мультимедийных средствах обучения (просмотре и анализе слайдов диагностического лото, использовании презентаций, видео – уроков, учебных мультфильмов, аудиозаписей, видео фильмов, видео роликов).

В ходе занятия «Опасные ситуации дома» по блоку ребёнок дома, уточнили знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами. Предварительно выучили стихи, которые помогли запомнить правила обращения с опасными предметами и способами их хранения.

Закрепили представления детей о некоторых электроприборах опасных для жизни и здоровья, об их значимости для людей, о правилах пользования ими. Параллельно соотносились ситуации дома с возможными ситуациями и в группе. Т.к. в группе также есть предметы, которые могут оказаться опасными для жизни детей: электрические розетки, иголки, ножницы, нож, вилки, лекарства, бытовая техника (пылесос, магнитофон и т.д.). Детей знакомили с правилами безопасного обращения с ними.

На занятиях «Огонь - друг или враг», «О правилах важных – пожаробезопасных» этого же блока дети познакомились с правилами пожарной безопасности, научились осторожному обращению с огнём. У них развилось понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Дети познакомились с первичными действиями при обнаружении пожара, на практике учились правильно сообщать о пожаре по телефону. В процессе работы у каждого ребенка появилось уважение к труду пожарных. Благодаря дидактической игре "Осторожно огонь" у детей сформировались представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещается – спички, зажигалки, газовые плиты, печка, электроприборы, петарды. Дети узнали, как уберечь себя от ожогов, например, когда проходишь мимо кухонной плиты, нужно следить за тем, чтобы не зацепиться за ручку сковородки или кастрюли. Не пытаться самостоятельно поднять кастрюлю с кипятком. Прежде чем влезть в наполненную ванну или встать под душ, проверить, не слишком ли горячая вода, так же узнали, что солнечный ожог может принести не меньше неприятностей, чем ожог от огня.

Проводились беседы: «Чтобы не было беды», «Спички детям не игрушки», «Безопасное поведение на улице», «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать», «Как не потеряться», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Если ты один дома».

Мультимедийные средства по данному блоку использовались следующие: интерактивное учебное пособие «Диагностическое лото. Формирование основ безопасности у детей».

Учебные мультфильмы «Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности». серии 1,2,3, 9, 10.

Презентация «Пожарная безопасность».

Очень интересно проходили занятия по блоку "ребёнок и природа". На занятие «Отдых на природе» мы отправились в сказочное путешествие, в котором учились ответственному и бережливому отношению к природе, придумали и изготовили запрещающие знаки, которые запрещали разорять птичьи гнёзда, муравейники, рвать полевые цветы, уносить из леса домой животных, вырезать надписи на деревьях, мусорить и разбивать стекло в природе, обижать насекомых). Все эти правила, мы разучили в стихотворной форме, что способствовало быстрому их запоминанию. Смотрели DVD – фильмы из серии «Экология». В ходе этих занятий закрепили знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, ядовитых растениях уточнили, что можно употреблять в пищу, а что нельзя. В ходе беседы «Кошки и собаки – наши друзья», дети учились понимать состояние и поведение животных, знать, что каждое животное обладает своим характером. У детей сформировалось представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными.

Одним из мультимедийных средств был просмотр учебных мультфильмов: «Безопасность – это важно» - серия «Дикие животные», «Спасик и его друзья» - серия «Поведение на природе». Мы считаем, что это очень поучительно для детей. Дети смотрели мультфильмы, запоминали. Главные герои дают очень полезные советы.

Также были применены: аудиозапись звуков природы, видеофильм ««Экология: правила поведения на природе», «Диагностическое лото. Формирование основ безопасности у детей».

Проводились занятия по блоку «ребёнок на улицах города». В проекте этот блок был самым объемным, т.к. результаты констатирующего эксперимента показали, что дети испытывали затруднения больше всего по правилам дорожного движения, поэтому количество занятий было увеличено. В конце года был проведен досуг «Как Светофор Светофорыч и ребята учат Незнайку правилам дорожного движения».

На занятиях «Путешествие в страну дорожных знаков», «Как дети учили Стрекотушу правилам дорожного движения», «Машины на нашей улице», «Улицы большого города», «Безопасность на дороге и в транспорте» воспитанники в игровой форме знакомились с правилами безопасного поведения на улице; закрепляли представления: «Улица», «Тротуар», «Проезжая часть», «Перекрёсток», «Бульвар», «Пешеходная зона», «Островок безопасности»; рассматривали потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть в играх во дворе дома, учились мерам предосторожности; Благодаря этим занятиям у детей формировались знания о дорожных знаках, их классификация, назначение; расширялся круг правил поведения в общественном транспорте( входить в автобус, троллейбус следует через заднюю дверь, а выходить через переднюю; нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна; нужно уступать место инвалидам, пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, нельзя шуметь и отвлекать водителя); расширялся круг представлений детей об особенностях различных видов транспорта (наземный, подземный, воздушный и водный). Дети знакомились со специальными автомобилями: «Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция», их назначение и особыми правилами движения по улице.

В целях формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дороге и улицах города осуществляется тесная связь между всеми разделами программы воспитания и обучения детей. На занятиях по изобразительной деятельности, в подвижных играх постоянное внимание уделялось формированию у детей умения ориентироваться в пространстве, развитию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. Дошкольники с большим желанием обыгрывали сюжетно-ролевую игру «Автобус» «инспектор ГИБДД», тем самым закрепляются правила дорожного движения.

Так же с ребятами проводились беседы «Безопасное поведение на улице», «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать», «Как не потеряться», «Как вести себя в транспорте», «Два светофора», «Культура пешехода». Совместно с музыкальным работником мы разучивали песни «Запрещается – разрешается», «Бибика», которые исполнили на досуговых мероприятиях, посвящённых дорожному движению.

В ходе некоторых занятий и игр по всем блокам использовались видео уроки: «Уроки тетушки Совы», «Азбука безопасности (Смешарики)», «Безопасность – это важно», «Робокар Поли.ПДД», «Пешеходный переход» (Лукоморье пикчерз), «Озорная семейка. Правила движения». – это помогло добиться более быстрого запоминания норм и правил поведения, так как любимые и интересные для детей герои рассказывали и показывали различные ситуации, происходящие с ними и способы и правила выхода из них.

Особенно хочется отметить такое мультимедийное средство как компьютерная обучающая и развивающая игра. В лицензионные игры, которые имели защиту от копирования, дети играли во внеучебной деятельности в ходе режимных моментов. Это такие как: дорожные игры (лото, домино, лабиринты) из программно – методического комплекса «Правила дорожного движения для детей». Открыть их было можно только на том компьютере, где происходила инсталляция (установка). В игры, которые закачивались с интернета, дети играли дома. Это: «Правила дорожного движения для малышей. Маленький автомобильчик ищет своих друзей.» и «Смешарики. По дороге со Смешариками».

Компьютерная игровая программа «Смешарики. По дороге со Смешариками» включает в себя 11 игр: «Подземный переход». «Регулировщик», «Автобус. Трамвай» и т.д. В каждой игре свое задание. Так, например, в игре «Светофор» ребенку предлагается помочь Смешарикам перейти дорогу. Ознакомление с правилами светофора, пешеходной дорожкой. В данной игре дается несколько вопросов, пока ребенок не ответит на все вопросы, он не сможет перейти к другим заданиям. В игре «На роликах» ребенку предлагается проехать дорогу с препятствиями в парк на роликах. Ему нужно использовать кнопки (стрелочки, пробел) на клавиатуре. Стрелочками он будет управлять (вверх, вниз, вправо, влево от препятствий), а пробел это если надо перепрыгнуть препятствие на дороге.

В итоге, в каждой игре свои увлекательные задания.

Суть компьютерной игровой программы «ПДД для малышей. Маленький автомобильчик ищет своих друзей» в том, что ребенок вместе с Домовенком и Бунькой – главными персонажами программы – знакомится с маленьким автомобильчиком, который очень хочет найти друзей. Игра представлена в виде 22 игровых эпизодов: 12 интерактивных сцен и 10 конкурсов. Игра рассчитана на детей от 4 до 8 лет. В итоге успешного прохождения игры ребенок получает навыки вождения виртуального автомобиля и в качестве награды получает «водительское удостоверение».

В результате, в ходе компьютерных игр дети получили представление о том, как правильно переходить дорогу, знакомится со светофором, знаком «пешеходный переход» и «зеброй»; закрепили правила поведения в общественном транспорте; учились понимать жесты регулировщика, знакомились с основными дорожными знаками.

Таким образом, благодаря своим преимуществам компьютерные технологии способствуют приобретению познавательной нагрузки, помогают преодолеть интеллектуальную пассивность ребенка, что в свою очередь может благоприятно отразиться на формировании у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в сфере дорожного движения.

На занятии по блоку «ребёнок и его здоровье» дети получили элементарное представление о безопасности собственной жизнедеятельности. На занятиях «Бережем свое здоровье», «Как мы устроены», «Здоровье – главная ценность», «Витамины и лекарства» особое внимание уделялось формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены. В ходе занятий дети усвоили в процессе практического экспериментирования знания о коже, скелете, внутренних органах, зубах. Поняли биологический смысл основных гигиенических процедур. Мы подвели их к пониманию значения бережного отношения к внутренним органам и правильному уходу за ними (правильное дыхание, питание, необходимость ухода за зубами и так далее).

Дошкольники учились проводить эксперименты и упражнения: прислушивались к работе сердца, определяли и объясняли ощущения, их причины, развивали навыки наблюдения, культуру поведения. На этом занятии к ребятам приходила в гости кукла – грязнуля, и они на её примере закрепляли основные гигиенические навыки. Также дети получили телеграмму от королевы Простуды, чтобы прочитать её пришлось позвать в гости доктора Айболита. Доктор научил детей не бояться врача, сообщил детям о том, что лекарства принимают только в присутствии взрослого, что для здоровья необходимо движение, нужно делать утреннюю зарядку, играть в подвижные игры и заниматься спортом. Акцент делался на том, что главной ценностью в жизни является здоровье.

В качестве мультимедийных средств применялись презентации с футажами, т.е. в слайды вставлялись анимация и видеоролики. На практике выявилось преимущество презентаций. Например, в презентацию «Наше тело. Как мы устроены?» мы включили только те аспекты, которые были разработаны нами в конспектах занятий.

И по традиции в данном блоке использовались мультфильмы: «Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности». – серии 5, 6, 7. «Аркадий паровозов спешит на помощь». - серии 12, 14, 19; «Безопасность – это важно». – серия «Осторожно: грипп». Яркие анимации в наглядной и доступной форме открывали перед детьми новые области знаний и способствовали развитию наглядно-образного и ассоциативного мышления. Они помогли нам проводить беседу с детьми, вовлекать их в активное обсуждение увиденного, ставить проблемные задачи.

В ходе реализации разработанных занятий выявилось, что интегрированные занятия более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к задачам, которые решаются на этих занятиях. У них появляется стремление заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать себя в разных ее видах: игровой, театрализованной, художественно-речевой, познавательно - исследовательской. Воспитанники лучше и быстрее воспринимают полученную информацию. У них развиваются познавательная активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, творческие способности, коммуникативные навыки. Дети не только приобретают новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике. Было достигнуто главное – дети не только знают основные правила личной безопасности, но и умеют объяснять необходимость их применения в опасных ситуациях. Проектный метод в ходе нашей проектно-исследовательской работе на практике показал свое преимущество и эффективность.

Особое внимание уделялось чтению художественных произведений по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Некоторые книги уже имелись в книжном уголке нашей группы, но большинство из них скачивались из интернета – ресурсов. Небольшие произведения переносились на бумажный носитель, другие зачитывались с USB – флеш-накопителя. Во втором случае подбирались картинки с интернета по содержанию произведения и показывались детям.

Книги отбиралась на основе рекомендуемой литературы из комплексной программы, по которой мы работаем, а также перспективного плана, составленного нами с помощью программы "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Р.Б. Стёркиной, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, и методического пособия «ОБЖ для старших дошкольников. Система работы» Н.С. Голицыной и др. Нами были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Произведения с разным содержанием: Г. Георгиев «Светофор», Б. Житков «Что я видел», Н. Кончаловская «Самокат», С. Маршак «В снег и дождь», С. Михалков «Светофор», «Дядя Степа - милиционер», Л. Новогрудский «Движется - не движется», Я. Пишумов «Самый лучший переход», «Посмотрите, постовой», Н. Сорокин «Переход», В. Суслов «Есть сигнал - для всех закон», 0. Тарутин «Для чего нам светофор», загадки о транспорте, правилах дорожного движения. Г. Блинов «Непослушный СТО бед», И. Лешкевич «Гололед», Е. Тамбовцева-Широкова «Кто твой друг и, кто твой враг?», «Находчивый Дима». Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Л. Толстой «Мышка вышла гулять». Берестов «Про машины», Б. Житков «Как в Москве на улице», Б. Заходер «Шофер», М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице», С. Михалков «Скверная история», «Моя улица», Н. Носов «Милиционер», Я. Пишумов «Дорожная азбука», «Азбука города». Журнал «Свирелька», Васильцов. В. «Запоздалый соловей», Тамбиев А. Х. «Кто где живет? Книга 3 «Кто барабанит в лесу?», Марина Бородицкая «Разговор с пчелой». В. Бондаренко «Язык и уши», А. Дмитриев «Незнакомая кошка», Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра», С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык», Г. Новицкая «Дворняжка», Е. Пермяк «Про нос и язык», С. Прокофьев «Румяные щеки», К. Чуковский «Мойдодыр».

Особое место мы уделяли сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцев, Г. П. Шалаевой и О. М. Журавлёвой «Правила поведения для воспитанных детей» и другие книги. Так же было подобрано множество загадок.

Для занятий по блоку «ребёнок на улицах города» был смоделирован автобус из картонных коробок на 8 посадочных мест. Использовали его и как декорацию на детских досугах по ПДД, и для театрализованной деятельности, и для сюжетно - ролевых игр «Автобус», «Инспектор ГИБДД», «Шофер». После того как интерес ребят к автобусу угас, мы переделали его в ширму для постановки спектакля «Кот, лиса и петух». Эта театрализованная деятельность была организована для закрепления темы «Опасные ситуации дома». Ребята декорировали ширму фантиками от конфет, разрисовывали ее в стиле русских народных узоров. С большим интересом разучивали роли. Большое влияние на заучивании текста оказали сами декорации и куклы - бибабо. После показа сказки детям из младших групп, шло обсуждение. Смысл сказки переносился в ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Детям разъяснялось, что приятная внешность незнакомого человека может быть обманчива и не всегда означает его добрые намерения.

В целях формирования устойчивых навыков безопасного поведения на дороге, дома, в лесу дети, участвовавшие в проекте, нарисовали со своими родителями рисунки в рамках тематики проекта и отправили их на Всероссийский конкурс «Страна безопасности». Также принимали участие в окружном конкурсе детского творчества «Огонь – друг, огонь – враг». Автор проекта тоже не отставала от детей и приняла участие в профессиональном городском конкурсе методических разработок по культуре безопасности. В результате заняла 1 место.

Формируя у детей основы безопасности, необходимо было обеспечить тесную связь между всеми разделами программы воспитания и обучения детей. На занятиях по изобразительной деятельности мы делали коллективные работы, рисунки в рамках тематике проекта. А на занятиях по развитию речи обсуждали их, учились составлять описательные рассказы, проводили беседы. Проведение подвижных игр также способствовало формированию у детей умения ориентироваться в пространстве, развитию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. Дошкольники с большим желанием обыгрывали различные дорожные и бытовые ситуации, тем самым закрепляли основы безопасного поведения, правила дорожного движения.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе было отведено место, где разложили разные дидактические игры «Горит – не горит», «Предметы – источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку». Детей это очень интересовало, они подолгу рассматривали, думали, рассуждали.

В целях формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дороге и улицах города осуществляется тесная связь между всеми разделами программы воспитания и обучения детей. На занятиях по изобразительной деятельности мы делали коллективные работы, рисунки в рамках тематике проекта. А на занятиях по развитию речи обсуждали их, учились составлять описательные рассказы, проводили беседы. Проведение подвижных игр также способствовало формированию у детей умения ориентироваться в пространстве, развитию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. Дошкольники с большим желанием обыгрывали различные дорожные и бытовые ситуации, тем самым закрепляли основы безопасного поведения, правила дорожного движения.

В целях формирования устойчивых навыков безопасного поведения на дороге, дома, в лесу дети, участвовавшие в проекте, нарисовали со своими родителями рисунки в рамках тематики проекта и отправили их на Всероссийский конкурс «Страна безопасности».

/

Также принимали участие в окружном конкурсе детского творчества «Огонь – друг, огонь – враг». Автор проекта тоже не отставала от детей и приняла участие в профессиональном городском конкурсе методических разработок по культуре безопасности. В результате заняла 1 место. Для развития познавательной активности детей было отведено место, где разложили разные дидактические игры. В познавательно – исследовательской деятельности детей в рамках проекта уделялось внимание экспериментированию, отрабатывались конкретные действия в потенциально опасных ситуациях. Например, дети искали где расположено сердце, слушали пульс, учились правильно обрабатывать рану и накладывать на неё простейшую повязку, знакомились с первичными действиями при обнаружении пожара, на практике учились правильно сообщать о пожаре по телефону. В игровой форме учились переходить улицу. Узнавали меры предосторожности, рассматривая потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть в играх во дворе и дома. Совместно с музыкальным работником мы разучивали песни. Для игровой деятельности детей включили разного вида игры. Все названия игр, мультимедийных пособий, песен, книг, бесед, занятий описаны в перспективном плане.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в нашем проекте. С целью обеспечения единства педагогических воздействий и повышения образовательного уровня родителей по безопасной жизнедеятельности детей мы использовали следующие формы работы c родителями: индивидуальные консультации, папки-передвижки, информационные листы, родительские собрания. Был размещен материал по безопасности детей старшего дошкольного возраста на персональной странице автора проекта на сайте детского сада №798 в рубрике «информация для родителей». Материал имел вид: публикаций, статей, презентаций, фото-видео материалов по безопасности жизнедеятельности. Дети вместе с родителями рисовали рисунки. Благодаря большому размеру рисунков данные работы послужили наглядным материалом при проведении занятий. Родители вместе с детьми принимали участие в городских конкурсах творческих работ, разучивали вместе с детьми роли для спектаклей и изготавливали костюмы и атрибуты для театрализованной деятельности. Для закрепления знаний закачивали детям с интернета рекомендуемые нами учебные мультфильмы, обучающие компьютерные игры. Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника создала фундамент для формирования основы его безопасности.

Методы обучения. Основным методом при формировании основ безопасности в процессе использования мультимедийных средств будет являться наглядный метод. Также применялись практические методы и словесные методы.

Формы работы с детьми: занятия, целевые прогулки; досуги и праздники, игры, чтение художественной литературы, показ кукольного театра, тренинги, творческие задания, продуктивная деятельность, личный пример, ситуативное обучение.

Процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности имеет большое значение в жизни дошкольников. Планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на воспитание безопасности жизнедеятельности детей, является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени.

Данный проект не исчерпывает всех аспектов изучаемого нами вопроса и открывает перспективы для дальнейшей работы. Целесообразным представляется разработка новых интегрированных занятий с использованием мультимедийных средств в других образовательных областях, разработка консультативной помощи педагогам и родителям по основам безопасности, подборка методического материала для других мультимедийных пособий в рамках других тематик.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста путем использования мультимедийных средств обучения является актуальным, доступным и эффективным.

Работа по данной проблеме была интересной и познавательной. В ходе реализации проекта мы узнали многое о методике ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности, научились разрабатывать перспективный план и интегрированные занятия, познакомилась с некоторыми мультимедийными пособиями в области безопасности, а также пополнили свои знания о технических мультимедийных средствах и способах работы с ними. В своей дальнейшей педагогической работе автор непременно будет использовать мультимедийные средства для обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста и в других образовательных областях.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.





Новые публикации

Конспект организованной образовательной деятельности «В гостях у Светофора» в…

Конспект организованной образовательной деятельности «В гостях у Светофора» в младшей группе Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». 1. Цель: Формировать представление о безопасности движения...

Работа с детьми дошкольного возраста в рамках подготовки к участию в робототехни…

Работа с детьми дошкольного возраста в рамках подготовки к участию в робототехнических конкурсах и соревнованиях Направление работы по техническому конструированию, являются...

Дидактическое пособие Лэпбук на тему: «Космос» для средней группы

Дидактическое пособие Лэпбук на тему: «Космос» для средней группы Задачи: 1. Дать знания детям о российском празднике - День космонавтики, о космосе...

Читайте также

Конспект занятия по изодеятельности «Страна фантазии»

Конспект занятия по изодеятельности «Страна фантазии» Цель: воспитывать эстетически-нравственное отношение к сказочному персонажу. Развивать фантазию и воображение при выборе содержания рисунка...

Путешествие в лес (занятие для средней группы)

Путешествие в лес(занятие для средней группы) Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» (аппликация), «Чтение художественной...

Непосредственно образовательная деятельность по лепке «Грядки»

Непосредственно образовательная деятельность по лепке «Грядки» (лепка из пластилина с использованием природного материала) Образовательная технология: - сказкотерапия - игротерапия Программное содержание: Учить детей сплющивать скатанные...




Комментарии

  • Tany
    Как же помогла мне эта статья в адаптации ребенка к детскому саду! tchild.ru/.../ ...

    Подробнее...

     
  • Маслова Марина
    Очень нужный и своевременный материал. Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо! Понравилось.!

    Подробнее...

     
  • Валентина
    Как вы успеваете провести все? Я проводила это занятие в старшей группе и то не успела за полчаса.

    Подробнее...

     
  • Елена Александровна
    СПАСИБО!!!

    Подробнее...

В блогах

Многофункциональная играс элементами ТРИ…

Паспорт игрового дидактического пособия Название «Забавушка» Есть в саду у нас Забава, Всем забавушкам на славу. Развлекает детвору, И не только развлекает, Развивает, обучает, В каждой группе помогает В воспитанье малыша. Всем подружка, всем мила! Дети с радостью встречают, Умницу-разумницу. Вместе праздники справляют, И...

Турник ,как витамин роста

Управление образования и молодежной политики администрации г.о.г. Чкаловск Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Сказка» Конкурс исследовательских (творческих) работ «Мой первый проект» Тема: «Турник как витамин роста» Выполнил: Дулепов Семен старшая группа Руководитель: мама Мясникова Татьяна Александровна Воспитатель: Вителева В.А. г.о.г.Чкаловск 2017 год План...

Исследовательский проект "Поведай, …

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 5» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Поведай, ракушка, мне тайну на ушко»     Автор проекта: Дымов Константин, 6 лет, Старшая...

Проект для детей второй группы раннего в…

Проект для детей второй группы раннего возраста "Сказка о глупом мышонке"Цель: Познакомить детей с произведением С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Развивать художественное восприятие. Задачи: Расширить кругозор детей на примере произведения С.Я.Маршака...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство