Проект «Технология формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»
Введение
В настоящее время в связи с последними социальными тенденциями: формированием и распространением фобий среди взрослого населения в связи с неспокойной внешнеполитической обстановкой в России, со снижением авторитета и значимости института семьи и брака для молодежи, нарастающей эмоциональной дистанцированностью в детско-родительских отношениях и сменой ценностей и приоритетов для населения эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста вызывает серьезное беспокойство. Это детерминирует актуальность развития и совершенствования технологии формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
Учитывая особенности эмоциональной сферы дошкольников, ее особую роль в развитии ребенка в данный период (доминирование эмоционального интеллекта, непроизвольность и яркость эмоционального реагирования ребенка на происходящее), а также принимая во внимание системный характер развития личности ребенка, можно позиционировать исследование особенностей содержания и применения технологии формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в качестве одного из приоритетных направлений развития дошкольного образования. Однако, в этой сфере наблюдается серьезное противоречие: актуальность изучения и применения данной технологии крайне высока, а исследований в этой области пока недостаточно для реализации всего ее потенциала в этой области. Данный проект ориентирован на разрешение этого противоречия.
Объект исследования: эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: технология формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
Цель проекта: рассмотреть технологию формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста и практические аспекты ее применения.
Задачи работы:
1. Дать общую характеристику технологии формирования эмоционального благополучия детей.
2. Описать практические аспекты применения технологии формирования эмоционального благополучия детей.
1. Технология формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста: понятие и особенности
В настоящее время точного определения понятия «технология формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» нет, в основном оно интерпретируется субъективно каждым ученым, применяющим данную технологию. На основе изученной нами литературы можно предложить следующую дефиницию данного понятия: «технология формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста – это психолого-педагогическая технология, предполагающая создание здоровой и благоприятной психологической атмосферы, ориентированной на укрепление психического здоровья дошкольников путем обеспечения для них условий формирования эмоционального благополучия, как в рамках дошкольной образовательной организации, так и в семье, что достигается путем взаимодействия родителей и ДОО.
Ядром данной технологии является эмоциональное благополучие ребенка, представление о котором также существенно варьируется в дефинициях ученых. С точки зрения Калшиенко В.Д., эмоциональное благополучие (неблагополучие) в психологии рассматривается как характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. В психолого-педагогической литературе нет единого определения данного понятия, но в то же время все исследователи эмоциональной сферы человека к сущностным характеристикам эмоционального благополучия относят нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях, достаточно высокую самооценку.
В исследованиях, направленных на изучение эмоционального развития детей дошкольного возраста (А. Д. Кошелева, М. И. Лисина, Г. Г. Филиппова6 и др.) эмоциональное благополучие рассматривается как базовое состояние, которое определяет позитивное отношение ребёнка к миру и к самому себе. Оно благоприятно сказывается на познавательной и эмоционально-волевой сфере дошкольника, формирует у него ориентацию на успех и достижение поставленных целей, способствует его полноценному нравственному развитию.
Эмоциональное неблагополучие определяется психологами как нарушение положительных связей ребёнка с окружающим миром и обусловливает возникновение у детей устойчивых негативных состояний (высокая тревожность, страх, фрустрация, подавленность и пр.), которые, в свою очередь, могут повлиять на развитие нежелательных черт характера, в частности, таких, как агрессивность, безразличие, недоверчивость. Кроме того, эмоционально неблагополучие часто приводит к психосоматическим расстройствам у дошкольников (В. В. Лебединский, О. С. Никольская).
В диссертационном исследовании Сергеевой Н.Ю., эмоциональное благополучие ребенка интерпретируется, как положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка в условиях определенной социальной среды (семья, детский сад, неформальные группы и другие), характеризуемое ощущением защищенности, принятия, доверия, нужности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, в любви и принадлежности, в уважении, потребности в самовыражении, общении.
В настоящее время существуют также и различные представления о факторах, влияющих на формирование эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста. Например, в диссертационном исследовании Бадулиной О.И. на примере детей среднего дошкольного возраста выделяются следующие педагогические условия формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста:
- удовлетворение потребности ребенка в общении с педагогом на основе личностно-ориентированной модели «рядом», «а не над ребенком»; руководство и организация любой деятельности детей, включая свободную самостоятельную;
- удовлетворение потребностей ребенка в общении или совместной деятельности со сверстниками, формирование ценностных ориентаций в жизни группы и подлинной общности детей на основе определенных традиций в группе и театрализованной деятельности;
- формирование положительной самооценки ребенка благодаря «игровой жизненной позиции», которая создает основу для гибкого и жизнерадостного поведения детей в разных жизненных ситуациях.
В диссертационном исследовании Сергеевой Н.Ю. выделены критерии и показатели уровня эмоционального благополучия детей (см. рис).
Опираясь на результаты исследований в этой области Газеевой А.Ф., можно говорить о том, что применение технологии формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, можно говорить о том, что применение данной технологии представляет собой системный процесс. Начинать применение данной технологии в условиях дошкольной образовательной организации целесообразно начинать уже в период адаптации ребенка в ДОО. Для того чтобы эффективность применения этой технологии была наиболее высокой целесообразно реализовывать ее в контексте следующего взаимодействия (см. рис.).
Учеными также выделяются условия применения технологии формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста:
1. В ходе индивидуальной работы с трудно адаптирующимися детьми необходимо проводить специальные игры, направленные на формирование эмоционального контакта с воспитателем;
2. Создание комфортной (одомашненной) предметно развивающей среды в группе. Среди организующих её принципов, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка, можно выделить принцип эмоциогенности – обеспечения индивидуальной комфортности, психологической защищённости – доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье), эмоционального благополучия;
3. Создание в группе атмосферы эмоционального комфорта для каждого ребёнка и поддержание положительного эмоционального состояния.
Естественно, данный перечень условий применения рассматриваемой технологии может быть продолжен путем учета факторов, приводящих к эмоциональному дискомфорту пребывания дошкольника в условиях ДОО, их перечень включает:
1) отсутствие у педагога интереса к деятельности ребёнка;
2) отклонение педагогом предложения ребёнка о совместной деятельности;
3) некорректное использование педагогом доверительных сообщений ребёнка.
Педагог, которого волнует атмосфера в группе, не может обойтись без самоанализа своей компетентности в осуществлении индивидуального подхода во взаимодействии с воспитанником.
Таким образом, анализ технологии формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста позволяет выделить ее ключевые особенности: во-первых, ее организация носит системный характер, причем как в области организации взаимодействия между субъектами этой технологии, в числе которых дошкольники, их родители, педагоги и специалисты ДОО, так и в области применения ее методов и средств – они должны соответствовать ведущему виду деятельности ребенка-дошкольника – игре, а также принципам развития и природосообразности. Теоретические аспекты технологии формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста выступают в качестве базы для ее практического использования.
2. Практические аспекты применения технологии формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста
В настоящее время существует широкое множество вариаций применения технологии формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста в условиях ДОО. В рамках данного проекта мною предлагается конспект беседы (предметная область – коммуникация) в средней группе в рамках темы «Осень»:
Воспитатель (улыбаясь): Добрый день, ребята!
Дети: Добрый день!
Воспитатель: Ребята, давайте с Вами посмотрим в окно: какие волшебные изменения произошли с природой в последнее время?
Дети: Листья пожелтели, стали опадать. Люди стали теплее одеваться. Нельзя купаться. Солнце редко светит. Дождь идет. Темнеет рано.
Воспитатель: Ребятки, а как Вы думаете, почему так произошло?
Дети: Наступила осень.
Воспитатель: Верно, ребятки. А теперь я Вам прочитаю одно очень красивое стихотворение про осень Алексея Плещеева, а Вы его внимательно послушаете.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Воспитатель: Красивое стихотворение? Вам понравилось?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребятки, а какие чувства у вас вызвало это стихотворение: Вам стало грустно или радостно? Изменилось ли Ваше отношение после услышанного к осени? Что Вы теперь чувствуете?
Дети высказывают свое мнение полным, расширенным ответом.
Воспитатель: Ну а теперь, дорогие мои, я предлагаю Вам вспомнить, какие изменения в природе, характерные для осени, вызывают у Вас радость, восторг, а какие, наоборот, заставляют грустить и скучать?
Дети высказывают свое мнение полным, расширенным ответом.
Воспитатель: А теперь, мои дорогие, посмотрите-ка, что у нас сегодня припасено в волшебном сундучке (дети с интересом рассматривают разноцветные осенние листья). На первый взгляд, Вам, наверное, сложно узнать изменившиеся листья деревьев, но я Вам помогу – я буду Вам показывать листочек и загадывать загадку, отгадав которую Вы узнаете от какого дерева это лист. Готовы?
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
Дети: Береза.
Воспитатель: Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!
Дети: Дуб.
Воспитатель: С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня же обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
Дети: Липа.
Воспитатель: Какие Вы молодцы, ребятки! Сколько всего знаете об осени. Просто умнички! Я благодарю Вас за приятную беседу, а теперь можете играть.
Из этого конспекта наглядно видны особенности практического применения технологии формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста в условиях ДОО:
1. Во-первых, воспитатель постоянно на протяжении всей беседы поддерживает благоприятную психологическую атмосферу на занятии, что позволяет детям ощущать эмоциональный комфорт;
2. Во-вторых, ведя беседу в рамках заданной темы, воспитатель постоянно актуализирует рефлексию эмоционального состояния детей, испытываемые ими эмоции, причем внимание уделяется, как положительно, так и отрицательно окрашенным эмоциям и состояниям, что позволяет детям познакомиться и отрефлексировать весь спектр испытываемых ими эмоций и чувств;
3. В-третьих, позитивный эмоциональный фон беседы, постоянная смена видов умственной деятельности детей приводит к актуализации интереса детей, непроизвольного функционирования познавательных психических процессов, повышению настроения и, как следствие, созданию благоприятной психологической атмосферы как при взаимодействии воспитателя с детьми, так и при взаимодействии детей друг с другом, что отражает эффективность применения этой технологии.
Дополнительно в качестве элемента работы с родителями в контексте реализации технологии формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста в условиях ДОО можно организовать выставку совместных аппликаций детей и родителей из осенних листьев, что также будет способствовать формированию эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста.
Таким образом, применение технологии формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста в условиях ДОО требует от педагога креативности, творческого подхода к выполнению своих профессиональных обязанностей и работе с детьми, однако, выполнение описанных в рамках данного проекта условий применения этой технологии и организации работы с детьми в ее контексте доступны каждому педагогу и открывают перед ним новые перспективы и широкий арсенал метод и средств формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста.
Заключение
Данный проект посвящен технологии формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста.
По итогам анализа теоретических основ данной технологии было установлено, что:
1. Технология формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста – это психолого-педагогическая технология, предполагающая создание здоровой и благоприятной психологической атмосферы, ориентированной на укрепление психического здоровья дошкольников путем обеспечения для них условий формирования эмоционального благополучия, как в рамках дошкольной образовательной организации, так и в семье, что достигается путем взаимодействия родителей и ДОО;
2. Анализ технологии формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста позволяет выделить ее ключевые особенности: во-первых, ее организация носит системный характер, причем как в области организации взаимодействия между субъектами этой технологии, в числе которых дошкольники, их родители, педагоги и специалисты ДОО, так и в области применения ее методов и средств – они должны соответствовать ведущему виду деятельности ребенка-дошкольника – игре, а также принципам развития и природосообразности.
3. Изучение практических аспектов применения технологии формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста в условиях ДОО показало, что она требует от педагога креативности, творческого подхода к выполнению своих профессиональных обязанностей и работе с детьми, однако, выполнение описанных в рамках данного проекта условий применения этой технологии и организации работы с детьми в ее контексте доступны каждому педагогу и открывают перед ним новые перспективы и широкий арсенал метод и средств формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста.
Таким образом, цель проекта достигнута, а задачи решены.
Список использованной литературы
- Анохина И.А. Условия обеспечения социально-эмоционального благополучия детей в ДОУ. – Журнал «Начальная школа». - №6. – 2013. – с.3-11.
- Бадулина О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-osnovy-emotsionalnogo-blagopoluchiya-doshkolnikov.
- Газеева А.Ф. Роль эмоционального благополучия в развитии ребенка дошкольного возраста // Современная педагогика. 2013. № 1. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2013/01/825.
- Ежкова Н.С. Дошкольный возраст: образование с учётом эмоционального компонента / Н.С. Ежкова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8. – С. 65–70.
- Загадки про деревья для детей с ответами. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-derevya.
- Калишенко В.Д. Влияние оценки педагога на эмоциональное благополучие дошкольников // Вестник славянских культур . 2012. №XXV. С.121-126.
- Кузнецова Т. Д. Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников. Эмоциональная напряженность [Текст] / Т. Д. Кузнецова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 77-80.
- Максимова Л.А. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами виртуальной образовательной среды // Педагогическое образование в России. 2013. №4. С.108-112.
- Сергеева Н.Ю. Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия младших школьников средствами изобразительного искусства. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-obespecheniya-emotsionalnogo-blagopoluchiya-mladshikh-shkolnikov-sr#ixzz3EsZGf8AS.
- Сидовская Г.С. К проблеме определения компонентов профессиональной деятельности воспитателя ДОУ по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №65. – С.446-448.
Читайте также |
---|
Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования…
Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования и физкультуры в старшей группе «Юные защитники леса» Задачи: Познавательное развитие: развивать умение анализировать экологическую...
Эссе «Я педагог, а это значит…»
Эссе «Я педагог, а это значит…» «Если вы удачно выберете труд и вложитев него свою душу, то счастье само вас отыщет».Аристотел. Когда...
Лексическая тема недели «Фермерское хозяйство», подготовительная группа
Лексическая тема недели «Фермерское хозяйство», подготовительная группа НОД СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ В РЕЖИМЕ ДНЯ Индивидуальная д-ть РППС 22.11.21.понедельник. 9.00.-9.25. Развитие речи 12.00.-12.25. Физкультура по...