Патриотическое воспитание дошкольников

(Из опыта работы воспитателя)

Мы живём в историческое и сложное время, являемся современниками переломного момента, как в нашей стране, так и во всём мире. В это непростое время, молодёжь разделилась на два лагеря: за и против. Очень обидно осознавать, что молодые люди покидают свою страну. Я чувствую личную боль и ответственность, ведь молодёжь – это вчерашние школьники и дошкольники. Задаюсь вопросом: где, как и когда был упущен момент? Я понимаю, что будущее России зависит от того, как мы воспитаем молодое поколение.

Я считаю, что патриотическое воспитание дошкольника является важным составляющим звеном образования и воспитания. Научить любить и уважать свою Родину не менее важно, чем научить ребёнка читать и считать, а, возможно, даже важнее и первостепеннее. Встаёт вопрос: как это сделать? Как подобрать ключик к каждой детской душе, чтобы в будущем из маленького человечка вырос настоящий гражданин своей страны, с нравственными и моральными принципами, знающим и уважающим историю своей Родины. Ведь Родина, как и мать у каждого человека одна и мы её не выбираем. Маму любят все дети больше всего на свете- она самое важное и главное в жизни ребёнка. Эта любовь приходит с самого рождения и с каждым днём и годом только крепнет, набирает силу, так же любовь к Родине должна приходить по капельке, по частичке, по кусочку мозаики и мы, педагоги, должны помочь собрать всю мозаику.

С чего же надо начинать собирать картину? Это, как в пазлах. Сначала начинаем с простого, собираем основу. Мир маленького ребёнка не велик. Весь мир- это мама, папа, семья. Когда он приходит в детский сад, он уже начинает понимать, что у него есть свой дом, чем старше он становится, мир его тоже увеличивается. Он уже знает, где живёт: дом, улица, район, город, край.

В младшей группе начинаем воспитывать патриотизм с любви к своей семье.

Привлекаем родителей для изготовления индивидуального портфолио. Очень классная и, главное, любимая вещь каждого ребёнка. Дети наперебой показывают и рассказывают про свою семью. Вот он с мамой и папой ещё совсем маленький, а вот он уже пришёл в гости к бабушке и дедушке. Это мамины родители, а вот к папиным надо ехать долго, выезжать рано утром, чтобы успеть к обеду. Надо ехать по мосту через реку, а потом подниматься в гору, совсем выехать из города, долго наблюдать, как быстро сменяются картинки за окном. А вот, на этой фотографии мы едим пироги, которые напекла пробабушка – это мама папиной бабушки, она тоже живёт в этой деревне и у неё есть кошка, собака и даже корова. Сейчас я их тоже покажу… Всё это дети рассказывают с удовольствием, с горящими глазами. Я осторожно, в форме игры даю задания: когда поедете следующий раз, попросите родителей, чтобы они обязательно рассказывали вам, как называются речки, озёра, деревни, мимо которых вы проезжаете и не забудьте нам рассказать, мы с нетерпением ждём ваших интересных рассказов. Каково же было моё удивление, когда после выходных девочка Катя не просто рассказала нам названия, но и почему так странно называется речка и ближайшая деревня. Вот здесь родители молодцы. Когда родители и педагог на одной волне, в одной связке, вот тогда и результат – супер.

Такие беседы и задания начинали со средней группы. В средней же группе дети, конечно, вместе с родителями «выпускали» свои книжки-малышки о любимом месте, о любимой достопримечательности.

Видимо, здесь дала знать не только моя любовь к родному краю, но и образование книговеда и филолога. В общем, всё сошлось: и мне всё это приятно делать и детям нравится.

Начиная со старшей группы, мы уже ведём беседы об истории родного края, родного города. Мы уже вплотную подходим к изучению краеведения, хотя этот термин можно пока и не использовать. Я заметила, что дети легче воспринимают поэтическую форму рассказа, а так как у меня есть некоторый дар в стихосложении, я все свои рассказы, презентации веду в стихах. Конечно, надо помнить, что обязательно все слова подкрепляются видеорядом, будь это использование ИКТ или распечатанные иллюстрации, открытки или книги с картинками.

Все дети любят праздники. Можно совместить праздничное мероприятие с музыкой, песнями, танцами, стихами, приходящими героями с занятием, где опять же дети получат и знания, и позитивные эмоции. Так получилось с праздником «День народного единства». Ведь герои освобождения 1612 года гражданин Минин и князь Пожарский наши нижегородские земляки и именно в Нижнем Новгороде было собрано ополчение.

Ещё интереснее формат экскурсий: к ближайшему памятнику, в музей или библиотеку. Вот где они получают не только знания, но и впечатления на год вперёд.

Формы работы могут быть разнообразными, главное, чтобы это заинтересовало детей. Я хочу поделиться перечнем разнообразных форм педагогической работы по патриотическому воспитанию.

  1. Изготовление индивидуальных портфолио на каждого ребёнка
  2. Составление генеалогического древа своей семьи
  3. Рисунки членов семьи. Например: портрет моей мамы, мой папа- защитник Родины, в гостях у бабушки с дедушкой, как я провёл выходные и т.п.
  4. Презентации с рассказами о родном городе, крае, районе, улице
  5. Рассматривание и беседы по тематическим папкам: Наш Нижегородский край, Нижний Новгород, Мой Ленинский район, Вот моя улица, вот мой дом, Нижегородские промыслы, Башни Нижегородского Кремля
  6. Посещение детской библиотеки им.Пришвина на тему «Наш край»
  7. Экскурсия в музей (ближайшая школа)
  8. Разучивание стихов о малой родине
  9. Посещение памятных мест и достопримечательностей города (с родителями)
  10. Встреча с ветеранами войны и труда
  11. Прогулка по окрестностям
  12. Конкурс стихов о Родине
  13. Тематические фольклорные праздники
  14. Конкурс поделок «Нижегородские промыслы»
  15. КВН с вопросами и ответами по Нижнему Новгороду
  16. Изготовление книжек-малышек: «История города», «Моё любимое место», «Как мы делали поделку?» и т.п.
  17. Совместное мероприятие с родителями в форме круглого стола, чаепития по теме: Мой любимый район
  18. Показательное выступление детей сказки - мюзикла «Однажды в городе Н…»

Не обязательно использовать все формы, можно выбрать то, что было бы наиболее интересно детям вашей группы.

Моё убеждение, что воспитывать патриотизм у детей должен воспитатель, который сам является патриотом своей страны. Важно доносить информацию до детей с интересом, с любовью, с трепетом. Нужно самому воспитателю знать хорошо историю своего края, традиции, культуру, местные обычаи.

Патриотизм – это не только любовь к Родине – это уважение, преданность, привязанность, ответственность, желание трудиться на благо своего города и страны, беречь и умножать её богатства и если нужно, всегда прийти на помощь в трудный момент и защитить свою страну. Закончить я хочу словами академика Лихачёва: «… без корней в родной местности, человек похож на иссушенное растение перекати-поле»

Любите свой родной край, свою Родину и прививайте эту любовь детям!

1

2

3



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект прогулки в средней группе «Приключения колобков»

Конспект прогулки в средней группе «Приключения колобков» Цель: развитие двигательной активности. Задачи: Закрепить названия зимующих птиц, прилетающих к кормушке, необходимость подкармливать птиц в...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста…

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста…

Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр» 1. Пояснительная записка. Дошкольное образование, как первое звено образовательной...

Читайте также

Проект драматизации сказки «Репка на новый лад» в старшей группе…

Проект драматизации сказки «Репка на новый лад» в старшей группе комбинированной направленности Тип проекта: информационно-творческий, ролевой, игровой.Вид: групповой.Форма проведения: занятия, беседы, дидактические игры...

Дидактическая игра «У кого длинней дорожка»

Дидактическая игра «У кого длинней дорожка» Эта игра предназначена для детей 4-5 лет, для развития внимания, памяти, мышления. Она способствует развитию...

Тематический план недели здоровья «Мир искусства»

Тематический план недели здоровья «Мир искусства» Время Понедельник, 27 марта «День поэзии» Вторник, 28 марта «День музыки» Среда, 29 марта «День живописи» Четверг, 30...