Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ
Праздник | Название игр | Описание игры (цель) |
1 сентября «День Знаний» |
Бубенцы (колокольчик) | Цель: Развитие умений действовать по сигналу, внимания, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию. Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все дети говорят: Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.Методические указания: Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга. |
Осенние утренники (октябрь) | Огуречик | Цель: Закрепление навыков выполнения легких прыжков с продвижением вперед и легкого стремительного бега. Описание:
Ребенок в шапочке мышки сидит на стуле в стороне. Напротив него группой стоят дети. Руки у играющих находятся на поясе. Дети исполняют потешку:Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Легкими прыжками продвигаются к «ловишке». Останавливаются, грозят пальчиком «ловишке» со словами:Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Мышка бежит за ребятами, стараясь их догнать. |
Капуста | Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе. Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет: Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибежали
Волк и лисица, бобер и курица,
Заяц усатый, медведь косолапый.Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем. Методические указания: Бежать можно только после слов «медведь косолапый». |
|
У медведя во бору | Цель: Совершенствовать хороводный шаг и легкий бег. Описание:
Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Всё на нас глядит.
А потом как зарычит
И за нами побежит.
Медведь встает и начинает гоняться за детьми. |
|
День Матери (ноябрь) | Пол, нос, потолок (игра с мамами) | Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если вы его коснетесь, скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с вами, а называть будете вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно. Хорошо, если вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос». Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа. В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа». |
Новогодние утренники (декабрь) | Мороз красный нос | Цель: Развитие у детей умения выполнять движения по сигналу. Упражнять в ходьбе и беге. Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос. Он говорит: Я Мороз-Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие отвечают:Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.
После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.Методические указания: Бежать можно только после слова «мороз». «Замороженным» игрокам не сходить с места. |
Рождество (январь) | Золотые ворота | Из участников игры выбираются двое. Они будут «солнцем» и «луной» («месяцем»). Затем «солнце» и «месяц» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». При этом играющие поют любимые песни. Когда через «ворота» идет последний, они «закрываются». Попавшегося тихо спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Игрок выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и игра продолжается до последнего. Когда все распределены, группы устраивают перетягивание каната. Вариант игы: дети, изображающие «ворота», говорят: Золотые ворота Пропускают не всегда: Первый раз прощается, Второй раз – запрещается, А на третий раз Не пропустим вас! «Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто остался в них. Чтобы не быть пойманным, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается она также перетягиванием каната. |
23 февраля | Кто у нас хороший? | Цель: Развитие умений выполнять хороводный шаг, умение двигаться галопом по кругу, использовать знакомые плясовые движения. Описание:
Дети стоят в кругу. В центре «Ванечка». Дети идут по кругу и поют народную песню:Пляшут Ванечка с девочкой. Остальные дети хлопают в ладоши. Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка пригожий. - Ванечка выполняет пружинку с поворотомНа коня садится –
Конь завеселится.
Плеточкой помашет –
Конь под ним запляшет. - Машет плеточкой, ходит высоко поднимая ноги.Мимо сада едет –
Садик зеленеет,
Цветы расцветают,
Пташки распевают. - Двигается по кругу галопом.К дому подъезжает,
Со коня слезает,
Со коня слезает –
Олечка встречает. - Выбирает девочку. Пляшут Ванечка с девочкой. Остальные дети хлопают в ладоши. |
8 марта | Солнце | Цель: Развитие умений действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Описание:
Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.Гори солнце ярче, - Дети ходят Лето будет жарче. - по кругу. А зима теплее, - Идут в центр. А весна милее - Из центра обратно. А зима теплее, - В центр. А весна милее. - Обратно. После слов «солнце» (ловишка) ловит детей. |
Масленица | Петушинный бой | Дети делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3-5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. |
Жмурки | Цель: Развитие умения действовать по сигналу, умения ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры. Описание: Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По данному сигналу, участвующие в игре, бросаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий посередине места для игры старается поймать кого-нибудь из бегущих. Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он становится «жмуркой». Методические указания: Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: "огонь"! Варианты: Игра может проводиться с колокольчиком, который дети передают друг другу. |
|
Гори, гори ясно! | Цель: Развитие ловкости, быстроты. Описание:
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком. Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми. Участники хором поют считалочку: «Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!»
На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его. |
|
Колпачек | Цель: Совершенствование хороводного шага, развитие быстроты. Описание:
Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили. Все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:Танцуй, танцуй,
Сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь! Водящий кружится с закрытыми глазами. Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами. |
|
Пасха | Цель: Развитие у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в прыжках на одной ноге, с продвижением, умению играть в коллективе. Описание: Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!» Игра повторяется. Методические указания:
Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги. Салка тоже должен прыгать на одной ноге. |
|
Подними ладошку | Цель: развивать умение выполнять движения по тексту песни, передавать выразительные движения для рук; воспитывать внимание. Описание:
Дети стоят по кругу и поют:Подними ладошки выше
И сложи над головой.
Что вышло?
Вышла крыша,
А под крышей мы с тобой!- Дети складывают руки над головойПодними ладошки выше
А потом сложи дугой.
Кто же вышел?
Вышли гуси – вот один, а второй другой. - Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук.Подними ладошки выше
И сложи перед собой.
Что же вышло? Вышел мостик,
Мостик крепкий и прямой. - Дети складывают руки перед собой одна на другую «полоской». |
Русские народные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них осмысливается и познается окружающий мир, в них развивается интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть русского народного творчества связана с язычеством, придававшим особую красочность русской народной культуре. Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле. Человек ожидал от природы ниспослания земных благ, почитая предков, произнося магические заклинания и принося жертвы духам или богам. Игрой в разной степени пронизаны практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до свадьбы – своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т.д. Поэтому и в нашем детском саду мы отдаем большое предпочтение русским народным играм, ведь нужно помнить и ценить наших предков
Читайте также |
---|
Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника» (конспект занятия…
Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника» (Конспект занятия по развитию речи в старшей группе) Цель: Формирование правильной грамматической структуры...
Методическая разработка «Согласование работы рук и правильного дыхания при плавании…
Методическая разработка «Согласование работы рук и правильного дыхания при плавании кролем на груди» (Авторская разработка) Введение Кроль на груди является самым быстрым стилем...
Коллективная аппликация в средней группе «Чунга-чанга»
Коллективная аппликация в средней группе «Чунга-чанга» Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и умение работать в коллективе. Задачи: создание изображения предметов по представлению; объединение...