Образовательный квест в развитии познавательных компетенций детей дошкольного возраста

Аннотация

Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагогов в вопросах формирования познавательных компетенций детей дошкольного возраста средствами образовательного квеста. Предложенная разработка раскрывает специфику использования квест-технологии в организации образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников, содержит подробное описание форм и методов, позволяющих обеспечить эффективное взаимодействие педагога с детьми в ходе решения образовательных задач. Методическая разработка предназначена воспитателям дошкольных учреждений.

Введение

В настоящее время перед дошкольными образовательными организациями государством поставлена достаточно важная задача: подготовить молодое поколение, владеющее универсальными компетентностями.

Необходимость формирования универсальных компетентностей у дошкольников определяется ФГОС ДО. Они формируются в ходе всего образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности

(игровой, исследовательской, коммуникативной, познавательной, трудовой).

Формирование познавательной компетентности является одним из важнейших условий для полноценного проживания ребенком дошкольного

детства, для его социализации в современном мире, формирования дальнейших жизненных компетенций.

Познавательная компетентность дошкольника – новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе обучения, представляющее собой системное проявление более широких, углубленных знаний и представлений, умений оперировать этими знаниями и представлениями (рассуждать, анализировать, обобщать, классифицировать), желания расширять интересующую познавательную область.

Д.Б. Эльконин отмечает, что компетентность формируется и проявляется только в процессе деятельности, а ее качество определяется мерой включения ребенка в деятельность.

Проблема заключается в том, что современных детей становится все сложнее заинтересовать образовательным процессом, поскольку все большее

место в жизни дошкольника занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки и т. п. Педагог, учитывая возрастающую конкуренцию

со стороны технических средств, вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые

педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности.

Одним из таких инновационных средств является образовательный квест.

Квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, познавательной активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт.

В ходе реализации образовательного квеста можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности дошкольника.

Важно отметить, что квест – универсальная игровая технология, включающая соревновательные механизмы, повышает качество выполнения заданий, дает возможность самостоятельно осваивать новые знания, позволяет за короткое время вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности. Квесты позволяют объединить всех участников образовательного процесса в решении образовательных задач в игровой и занимательной форме.

Основная часть

1. Влияние образовательных квестов на формирование познавательных компетентностей у детей дошкольного возраста

Роль образовательных квестов в современном мире недооценивать просто нельзя. Дети способны запоминать материал даже на подсознательном уровне, а если процесс преподнесен еще и в игровой форме, то никто не откажется в нем поучаствовать. Квест-технология призвана не только улучшить восприятие образовательного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл из двух взаимоисключающих правил: умение логически мыслить в правильном направлении и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.

Достоинства использования квестов в работе по формированию познавательных компетентностей у детей дошкольного возраста состоят в следующем:

1) квест-технология является привлекательной для ребенка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий;

2) формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания;

3) обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения;

4) формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе;

5) позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объеме;

6) в ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая;

7) дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу; квесты помогают реализовать принцип сотрудничества

Сама форма образовательного квеста предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми. В ходе его реализации можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого.

Квест-технология создает не только условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности, позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. Кроме того, создаются комфортные условия для обучения, при которых каждый ребенок чувствует свою успешность.

В результате проектирования образовательного квеста каждый педагог имеет возможность:

1) осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с одним из принципов ФГОС ДО: «реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка»;

2) способствовать реализации одной из задач ФГОС ДО: «создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, его инициативности»;

3) обеспечить становление и развитие у каждого ребенка одной из ключевых компетентностей на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре».

Таким образом, современная концепция образования нацеливает педагогов на формирование целостной системы универсальных учебных навыков и умений. Обучение в форме игры - замечательная творческая возможность для педагога интересно и оригинально организовать жизнь своих воспитанников. Наиболее эффективной и оригинальной образовательной технологией, которой под силу создать благоприятные условия для активизации у детей интереса к познавательной деятельности и стремления с увлечением решать проблемные задачи является квест-технология.

2. Условия реализации квест-технологии

Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребёнка, самостоятельность действий, проявление смекалки и настойчивости, и способствующая полному погружению в происходящее. Данный формат игры приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений. Он пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения детей, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми.

Квест интегрирует в себе новые технологии и традиционную систему обучения. С одной стороны, квест-технология сохраняет традиции такой формы образовательной деятельности как «путешествие» («Следопыты», «Поиски клада» и т.д.), но отличается от неё наличием проблемы и поиска информации. С другой стороны, анализируя публикации исследователей применения квест-технологии, можно утверждать, что квест содержит в себе: мини-проект, сюжетно-ролевую игру, ИКТ, проблемное обучение.

Для того чтобы квест получился по-настоящему интересным и увлекательным для всех участников, от педагога потребуется высокий уровень профессиональной подготовки, изобретательность, творческое мышление и личный артистизм. Воспитатель выступает в роли мудрого и внимательного наставника, именно он определяет цели, продумывает и составляет игровой маршрут, готовит задания, оценивает результат командных усилий и личных достижений каждого ребёнка.

При разработке образовательного квеста необходимо соблюдать следующие условия:

1. Целенаправленность: цель должна быть четко сформулирована и видим был конечный результат.

2.Разумность по времени и доступности: задания должны соответствовать возрастным особенностям, чтобы не допустить переутомления ребёнка.

3. Безопасность: недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья.

4. Системность: задания должны быть логически взаимосвязаны.

5. Личностный подход: конфликтные ситуации надо решать только мирным путем.

6. Разнообразие видов деятельности и их эмоциональная окрашенность.

Используя квест-технологию, педагог может интегрировать сразу несколько образовательных задач:

  • развитие познавательного интереса;
  • создание эмоционально-комфортных условий и постоянная смена видов деятельности, способствующие личностной самореализации;
  • активизировать интерес к познанию окружающего мира;
  • воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества, формировать умение решать конфликты;
  • способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность.

Образовательный квест реализуется в интеграции всех образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности:

  • игровой (дидактическая, подвижная, спортивная);
  • социально-коммуникативной (развитие речи, здоровьесбережение, ОБЖ);
  • художественно-изобразительной (рисование, конструирование);
  • познавательно-исследовательской (окружающий мир, космос, техника);
  • театрально-музыкальной;
  • восприятие художественной литературы и знакомство с народным творчеством.

С вышеуказанными видами деятельности используются следующие приёмы:

  • дидактические, спортивные, театрализованные, компьютерные, оздоровительные и другие игры;
  • арт-терапия (изотерапия, драматизация, музыкальные и танцевальные импровизации);
  • интеллектуальные викторины;
  • задания творческого характера;
  • загадки, кроссворды, ребусы;
  • конструирование, моделирование;
  • экспериментирование.

Структура образовательного квеста:

  • введение (продумываются сюжет и роли);
  • задание (сформулированы этапы игры и вопросы);
  • порядок выполнения;
  • оценка (подводится итог игры и вручается приз).

Прежде чем применить в своей работе квест-технологию, педагогу необходимо обдумать ход занятия:

  1. проблему. Проблема должна быть основана на образовательных задачах непосредственно образовательной деятельности.
  2. Следующий структурный элемент - сюжет. Сюжет может быть заимствован из художественных произведений, кинофильмов или компьютерных игр. Именно сюжетная линия логически связывает все задания между собой. Сюжет разрабатывается с учетом возрастных особенностей. Поэтому в дошкольном возрасте чаще всего, используются сказочные сюжеты.
  3. Сюжет предполагает роль. Роль может быть связана с реальной жизнью или выдуманной. Если выбран сказочный сюжет, соответственно и роль должна быть сказочная.
  4. Ролевая игра направлена на поиск информации или объекта.
  5. Для реализации квест-игры требуется территория и ресурсы. Необходимо заметить, что квест может быть организован как в помещении детского сада (групповая, музыкальный зал, спортивный зал), так и на площадке для прогулок. Главное, придерживаться сюжета и цели, т.е. «легенды». В помещении удобнее ввести интеграцию ИКТ (на улице можно использовать планшет).

Требования к содержанию образовательной деятельности с применением квест-технологии:

1. первое задание не должно быть слишком сложным, его задача — заинтересовать, вовлечь и игру, вдохновить и вселить оптимизм;

2. поставленные задачи должны быть понятны, пробуждать любознательность и не вызывать ощущение переутомления;

3. зоны игрового маршрута не должны пересекаться;

4. игровые задания и вопросы должны соответствовать возрасту воспитанников, быть не только интересными, но и разнообразными;

5. целесообразно придерживаться принципа чередования активной деятельности с фазами отдыха.

6. задания должны быть последовательными, логически связанными друг с другом.

Необходимо подготовить раздаточный и дидактический материал, создать условия для успешного проведения проекта:

- продумать методику проведения игровых испытаний;

- подготовить презентацию для вводной части;

- продумать музыкальное оформление;

- подготовить реквизит, карты, костюмы, атрибуты для прохождения каждого этапа.

Типология квестов

  • Линейные — задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи (основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание — получишь следующие, и так до финиша).
  • Штурмовые — команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно (каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино).
  • Кольцевые — круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели (отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь и вновь отправляется в пунк «А»).

Наиболее популярными и доступными для дошкольников игровыми вариантами являются бродилки (или, по-другому, игра «по станциям»)

Основная идея коллективной игры-бродилки предельно проста — команда(ы), перемещаясь по пунктам игрового маршрута, последовательно выполняют взаимосвязанные друг с другом задания. Справившись с одним заданием, дети получают подсказку, с помощью которой они переходят к следующему испытанию.

Использование того или иного типа игры зависит от возрастных особенностей её участников. В дошкольном возрасте наиболее приемлемы квесты линейного типа.

По длительности, как и проекты, квесты могут быть:

  • кратковременные
  • длительные (2-3 занятия).

Дидактические принципы, в ходе реализации квест-занятия:

  • принцип деятельности - ребенок активно участвует в поиске информации;
  • принцип непрерывности - соблюдение преемственности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • принцип целостности - формирование целостных представлений о мире;
  • принцип целесообразности – цель должна быть четко сформулирована и видим был конечный результат;
  • принцип психологического комфорта – создание доброжелательной атмосферы;
  • принцип вариативности – создание условий выбора деятельности;
  • принцип творчества – развитие творческой активности;
  • принцип навигации – педагог выступает как координатор процесса образования, мотивирует ребёнка на самостоятельный поиск информации, направляет детей на правильное решение, но окончательные выводы дети делают самостоятельно;
  • принцип доступности заданий – задания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям дошкольников;
  • принцип системности – задания логически связаны друг с другом;
  • принцип эмоциональной окрашенности заданий – методические и образовательные задачи спрятаны за игровыми приёмами;
  • принцип интеграции – использование разных видов детской деятельности и интеграция образовательных областей при проведении квестов;
  • принцип добровольности образовательных действий ребёнка – педагогу надо выстроить так образовательный процесс, чтобы смотивировать ребёнка настолько и в такой степени, которая позволит ему выполнять наши просьбы (задания) добровольно, без принуждения и авторитаризма. Обязательные просьбы имеют место быть, но в минимальном объёме;
  • принцип присутствия выбора. Иногда педагогу очень важно, чтобы ребёнок что-то сделал, тогда нужно это преподнести так, чтобы ребёнок воспринял задание, как результат собственного желания, ему надо дать огромный выбор средств.

3. Методика организации и проведения образовательной деятельности с применением технологии образовательного квеста

Проводить образовательную деятельность с применением технологии образовательного квеста можно как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортзал, затем в бассейн или в музыкальный зал, так и в групповой ячейке, библиотеке, на природе, во время прогулки или экскурсии с элементами ориентирования, на местности с элементами краеведения.

Квесту «все возрасты покорны», практикуется он и в младших группах, но диапазон интересных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах. Особенностями проведения квест-игры в младшей и средней группах являются подбор более простых заданий, меньшее их количество и продолжительность самого квеста.

Продолжительность таких занятий в детском саду больше, чем обычного занятия, и составляет:

  • 20–25 минут для младших дошкольников;
  • 30–35 минут для воспитанников средней группы;
  • 40–45 минут для старших дошкольников

План разработки квест-занятия (на основе технологической карты образовательного квеста по Е. Игумновой, И. Радецкой):

  1. Определить цели и задачи в соответствии с ФГОС (учитывается возраст участников и состояние здоровья)
  2. Продумать сюжет (этапы, станции)
  3. Написать сценарий
  4. Определить территорию и оборудование
  5. Определить помощников, при необходимости
  6. Заинтриговать участников, используя привлекательное название.

Этапы прохождения квеста

Игровые события квеста разворачиваются в определённой последовательности:

  • Пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Например, в соответствии с игровой легендой дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках пропавшего котёнка. Ещё одним интересным сценарным вариантом может стать превращение дошкольников в космических путешественников, отправляющихся на ракете в поисках полезных ископаемых, необходимых для спасения человечества. Или необходимо расколдовать какого-то героя, выполнив задания, который в конце игры появляется перед детьми.
  • Организационная часть квеста также включает: распределение детей на команды или определение капитана команды, знакомство с правилами;

раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.

  • Экспозиция — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.
  • Эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу.

В детском саду квест-технологию можно использовать в разных возрастных группах, начиная с младшей. Однако, предпочтение отдается детям старшего дошкольного возраста, так как у них уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Кроме того, целесообразным будет привлечение не только детей, но и родителей. При разработке квест-игры важно учитывать ряд моментов: во-первых, необходимо знать психологические и физические особенности, потребности каждого возраста; во-вторых, уровень знаний детей, каким социальным опытом они обладают.

Немаловажную роль играют возрастные особенности дошкольников, которые на каждом этапе индивидуальны.

(2 -3 года)

В этом возрасте ребенок очень эмоционален, его легко отвлечь. Познание

окружающего мира происходит через собственное восприятие. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Именно поэтому помещение для проведения квеста должно ограничиться группой, где дошкольники привыкли находиться. Ведущая позиция принадлежит воспитателю. Задания следует ориентировать на наглядные примеры. Чтобы детям было понятно, воспитатель должен сначала дать план действий, то есть показать сам, а затем попросить детей повторить. Так как в данном возрасте пока сложно долго удерживать внимание на чем-то одном, для квеста будет достаточно 2-3 активности, длительностью 15-20 мин.

К трем годам ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все еще с некоторыми дефектами. Сюжет игры должен основываться на сказках, на знакомых игрушках (мишка, зайчик и т.п.) В игру можно включать персонажи кукольного театра. Развитие мелкой моторики – необходимый навык. Для этой цели подойдут задания, связанные с сенсорикой (лепкой, шнуровкой, сортировкой мелких предметов, конструктором).

Пример образовательного квеста для детей 2-3 лет "Белкина кладовка"

Сюжет: белка (кукла бибабо) играла все лето и не успела сделать запасы на зиму, поэтому пришла к детям, чтобы они ей помогли. Приглашает ребят в лес. Задания: рассортировать шишки и орехи, слепить ягоды, физминутка "Грибы", в ходе которой дети находят грибы и развешивают их на веревочку. Грибы превращаются в угощение (печенье грибочки).

(3 - 4 года)

В этот период большинство детей переживает кризис 3-х лет. В это время проявляется первичная самостоятельность, новый уровень самосознания, ребенок хочет быть взрослым. Планируя квест, необходимо придумать задания, в которых он быстро и самостоятельно сможет найти ответ. У ребенка появляется устойчивая потребность в признании его успехов. На каждом этапе игры следует использовать похвалу. Младшим дошкольникам свойственна повышенная возбудимость, что приводит к быстрой утомляемости (быстро переходят от активности к замкнутости). При разработке сценария квеста следует избегать долгого повествования. Необходимо подобрать игру с простым сюжетом, в которую можно ввести сказочного персонажа без грима и масок ("страшных" героев лучше не использовать). Игра обязательно должна иметь эмоциональную окраску (музыка, декорации, видеоматериалы). Длительность квест-игры для данного возраста составляет 20-25 минут. В 3-4 года ребенок хорошо овладевает двигательными навыками. Поэтому в сценарий квеста можно включать физические упражнения: перепрыгивать препятствия, кидать мяч, ходить по наклонной доске и др. Дети способны ориентироваться в знакомых помещениях или на часто посещаемых территориях. Пункты игрового маршрута лучше всего размещать в пределах узнаваемого места (спортивный зал или музыкальный зал, или прогулочная площадка), так как дети могут побояться передвигаться из одного помещения в другое (эффект неожиданности их еще пугает). Так как на данном этапе воображение ребенка еще слабо развито, он плохо понимает словесные инструкции, проще наглядно показать ему, как именно он должен действовать. В возрасте 3-4 года развивается грамматический строй речи, увеличивается словарный запас. В игре можно использовать задания на составления описания ситуации или изображения.

Пример образовательного квеста для детей 3-4 лет "В поисках точек божьей коровки" Сюжет: в гости к детям прилетела божья коровка (роль божьей коровки может сыграть воспитатель), ей нужна помощь: она потеряла свои черненькие точки. Муравей знает где найти точки, за каждое выполненное задание он дает подсказку-картинку с местом, где находится точка. В конце дети находят подарки в виде мармеладных конфет.

Задания: полоса препятствий, "Четвертый лишний", "Угадай тень", собери пазлы (4 крупных детали), музыкальная разминка.

(4 - 5 лет)

В среднем дошкольном возрасте психические процессы становятся более устойчивыми и осознанными. Дети без труда воспринимают указания взрослого в процессе различной деятельности. Это позволяет разнообразить задания для квеста. Упор в сценарии игры рекомендуется делать на развитие наблюдательности, воображения, логики. В этом возрасте у детей развивается критическое мышление, способность анализировать поступки, события, делать определенные выводы. В игру можно вводить положительных и отрицательных героев и задания, способствующие речевому развитию, например рифмовки. В промежутке между 4 и 5 годами ребенок достаточно уверенно ориентируется в предметах и событиях окружающего мира, хорошо умеет обобщать, может выстраивать ассоциативный ряд по картинкам. Именно поэтому главной особенностью

квестов для дошкольников являются яркие карточки с рисунками, но без надписей. Интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности (конструктивная, трудовая, изобразительная) мелкая моторика рук, что способствует включению в игру творческих заданий. К пяти годам дети более выносливы физически, что позволяет им активизировать познавательную деятельность. Сюжет квеста может быть направлен на ознакомление с растительным и животным миром. В подвижных этапах применяются задания на координацию движений, ловкости, скорости. Но физическую нагрузку следует дозировать. Длительность квеста составляет 25-30 мин до пяти активностей с несколькими простыми действиями. Пункты игрового маршрута должны быть знакомы дошкольникам. Воспитатель в квест-игре - внимательный наставник.

Пример образовательного квеста для детей 4-5 лет "Подарки от эколенка елочки"

Сюжет: на День защиты животных эколенок елочка принесла детям подарки, а сорока по дороге их вытащила. Но она оставила карту, где можно найти подарки (фломастеры и раскраски). На каждом этапе игроки получают подсказки. Задания: наклеить редких животных края (оформить страницу Красной книги), потушить пожар (пройти эстафету), разгадать загадки, собрать мусор на полянке, изобразить животного.

(5-7 лет)

Дети периода 5-7 лет общительны, имеют свою точку зрения на происходящее вокруг, с удовольствием объяснят даже то, в чем не очень разбираются. Появляются предпосылки к учебной деятельности. В сценарий квеста включаются игровые математические упражнения, задания по грамоте. У старших дошкольников имеется большой запас представлений об окружающем мире. Поэтому тематика квеста достаточно разнообразна.

Для детей 5-7 лет можно включать задания в виде ребусов, кроссвордов, шифровок.

К 6 годам речь достаточно богата в лексическом отношении. Подсказками в квест-игре могут служить синонимы, антонимы, эпитеты, многозначные слова, пословицы и поговорки. В игре дети данного возраста могут сами распределить роли, оказывают помощь и поддержку. Активно сотрудничают со взрослыми, уточняют информацию. С удовольствием включаются в творческую деятельность, могут создавать что-то свое, оригинальное.

В физическом развитии наблюдаются успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств. В спортивных этапах можно включать эстафеты на ловкость, быстроту, силу, точность, координацию движений. Для ребенка лучше не предлагать конкурсы, где будут победители и проигравшие. В образовательном квесте для детей 5-7 лет может быть включено 7-10 активностей разной сложности (лучше всего их чередовать) Время проведения 35-40 мин. Чем больше маршрутных пунктов, тем интереснее игра. Особенно полезны квесты, проводимые на свежем воздухе.

Пример образовательного квеста для детей 5-7 лет "Клад витаминов"

Сюжет: Карлсон решил пошалить. Он сладкоежка и совсем не любит витамины, поэтому спрятал их в сундук на 4 замка. Витамины "Аскорбиновая кислота" - это приз детям.

Задания: разложить их по корзинкам картинки продуктов питания (полезно, вредно); отыскать фрагменты пазла "Пирамида здорового питания", собрать его;

найти пульт, нажать красную кнопку на экране "Мультзарядка" (дети повторяют);

угадать по вкусу сок, правильно его назвать;

дать название каши по крупе (греча, манка, пшено, перловка).

Эстафеты: Донеси через мягкие модули фрукт или овощ до блюда, в котором он содержится.

Прыжки в мешках за буквами (А, В, С), обозначающие витамины;

назвать правила правильного здорового питания.

Таким образом, при планировании сценария квеста следует помнить, что излишняя сложность или излишняя простота ведут к отсутствию внимания и интереса. Важно учитывать возрастные особенности детей и использовать тот квест, который будет понятен для конкретного возраста.

Примеры вопросов для проведения аналитической беседы и итоговой рефлексии:

  • Что вызвало наибольший интерес?
  • Что узнали нового?
  • Что показалось трудным?
  • Довольны ли вы своими результатами?
  • Что получилось, а над чем нужно ещё поработать?

Примеры оформления игрового маршрута квест-игры

  • Маршрутный лист. Загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой по поводу того места, куда следует отправиться.
  • «Волшебный клубок». К нити прикреплены записки с названием пунктов следования.
  • Карта — изображение маршрута в схематической форме.
  • «Волшебный экран» — планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны переместиться ребята.
  • «Следы». Пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан, например, на лепестках ромашки.
  • «Тайник». Капсула с подсказкой может спрятаться в одном из воздушных шариков или в ёмкости с песком, крупой, водой. Можно рассмотреть и выбрать другой вариант тайника, например: заморозить в кубике льда;
  • написать «секретное письмо» — ребёнок зарисовывает чистый лист бумаги цветным карандашом и с удивлением обнаруживает зашифрованное сообщение в виде изображения, выполненного восковой свечой или белым восковым мелком; также можно использовать лимонный сок и подкрашенную йодом воду или написать письмо молоком и нагреть бумагу над свечой.
  • положить в контейнер, привязать нить и вывесить за окно, ребёнок наматывает нить на палочку, пока не увидит контейнер;
  • искать подсказку на ощупь в мешочке с другими мелкими игрушками и предметами;
  • спрятать в сундучок, закрытый на навесной замочек, поиск ключа становится самостоятельной забавой;
  • спрятать записку в коробочку, положить её высоко и предложить сбить коробочку метким ударом снежка из мятой бумаги.
  •  

Примеры заданий образовательного квеста

«Кроссворд». Дети отгадывают загадки, затем вписывают (малышам помогает педагог) в клеточки первые буквы названных слов и получают слово-подсказку.

«Пазл». Собранная из пазлов картинка подскажет, куда двигаться дальше, например, получилось изображение холодильника, значит, нужно идти на кухню.

«Лабиринт». Нужно проползти между натянутыми верёвками или преодолеть тоннель, сконструированный из мягких деталей напольного строительного конструктора.

«Зеркало». Буквы расположены в зеркальном отражении, дети отгадывают слово и понимают, что следующая подсказка ожидает их в шкафу.

«Кто лишний?». Детям предлагаются картинки с изображениями предметов, задача — определить лишний предмет, который и станет словом-подсказкой.

«Составь рассказ». Две команды составляют рассказы по опорной схеме, картинке или таблице. Например, одна команда составляет рассказ о весне, а другая — о зиме. Рассказывают те дети, у которых на эмблеме изображены цветочек и снеговик.

«Цветик-семицветик». На сердцевине цветка, в центре круга, изображён звук «В», на лепестках нарисованы картинки. Задание: подобрать лепестки с изображениями предметов, в названии которых есть звук «В».

«Фея танца». Согласно легенде, детям нужно пройти через пещеру, но сказочная фея пропускает только тех ребят, которые под звуки лёгкой и тихой музыки перевоплощаются в гномов, а, услышав громкую и тяжёлую, изображают грозных троллей.

Традиционную форму проведения образовательной деятельности с дошкольниками с общим нарушением речи возможно частично заменить на логопедические квесты. Например, коррекционную работу по развитию связной речи можно организовать через проведение квеста, используя при этом на разных этапах опорные схемы, пиктограммы, мнемотаблицы, методы наглядного моделирования и т.д. Особенно актуальны квесты в проведении итоговой образовательной деятельности по изученной лексической теме.

Основными критериями качественного квеста являются:

- соблюдение правил безопасности;

- оригинальность замысла темы и сценария;

- логичность заданий и целостность сюжета;

- создание привлекательного и яркого игрового пространства.

О чём нужно помнить при подготовке образовательной деятельности с применением технологии образовательного квеста:

1. Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти сокровища пиратов или спасти принцессу и т.д.

2. Используемые материалы для дидактических игр, костюмы, атрибуты должны соответствовать сценарию и общей тематике.

3. Необходимо проявлять индивидуальный подход, учитывать личностные и поведенческие особенности детей.

4. Запрещается использовать задания, выполнение которых содержит потенциальную угрозу для здоровья детей. Помните, безопасность превыше всего!

5. Эстетическую привлекательность и положительный эмоциональный фон игры создадут декорации, музыка, костюмы, дополнительные атрибуты.

6. Важно придерживаться принципа уважения личности ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив.

7. Возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом.

8. Роль педагога - направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно.

9. В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.

Заключение

Таким образом, в ходе реализации применения технологии образовательного квеста педагог получает возможность вовлечь детей в познавательную деятельность, создавая эмоционально-комфортные условия для их творческой активности. Что соответствует требованиям ФГОС.

Квест-технология – современная игровая технология, интегрирующая проектную деятельность, проблемное и игровое обучение, ИКТ и традицию российской педагогики. Именно посредством игровой деятельности, создаются необходимые условия для развития воображения и формирования здорового соперничества детей, что составляет одну из основ для успешного обучения в школе.

Образовательный квест обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелен на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, познавательной активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт.

 

Список использованных источников

  1. Абахова А. В. Технология квест-игры как средство развития познавательной активности и инициативы дошкольников //Молодой ученый Международный научный журнал - № 14 (356) / 2021. – с.113
  2. Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей// Журнал практического психолога. – 2008 - № 5.
  3. Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников. – М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. – 176 с. – (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
  4. Гавришова Е.В., МиленкоВ.М. Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10.
  5. Игумнова, Екатерина Александровна Квест-технология в образовании : учеб. пособие / Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая ; Забайкал. гос. ун-т. – Чита : ЗабГУ, 2016 с.-53
  6. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях – КАРО, 2006 – 176с.
  7. Позднякова Е. А. «Квест-игра как инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ» [Электронный ресурс]: сайт http://doshkolnik.ru/pedagogika


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Паспорт проекта «Веселый шумовой оркестр своими руками»

Паспорт проекта «Веселый шумовой оркестр своими руками» «Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены...

Проект: Мини-музей «Книги» во 2 младшей группе

Проект: Мини-музей «Книги» во 2 младшей группе Тема: Мини-музей «Книги».Участники: воспитатели группы, родители.Целевая группа: дети младшего дошкольного возраста ДОУ.Масштаб: время реализации: сентябрь 2022г.- декабрь 2022г.Количество...

Художественный проект на тему «Золотая осень»

Художественный проект на тему «Золотая осень»

Читайте также

Зрительные тренажёры для детей с нарушением зрения

Зрительные тренажёры для детей с нарушением зрения В своей группе «Сказка» я разместила зрительные тренажеры. Использование таких тренажёров является эффективным средством...

Новогодний утренник «Маша и медведь» для детей старшей группы

Новогодний утренник «Маша и медведь» для детей старшей группы Цель: Доставить детям радостное настроение от праздника. Задачи: - развитие творческих, коммуникативных навыков, воображения и...

План воспитательно-образовательной работы на тему «Грибы и ягоды»

План воспитательно-образовательной работы на тему «Грибы и ягоды»