Реализация программы воспитательной работы ДОУ как условие формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт) представляет собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Стандарт утверждает основные принципы:

  • Поддержка и разнообразие детства.
  • Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства.
  • Полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства,

амплификация детского развития.

  • Создание благоприятной ситуации развития каждого ребенка.
  • Сотрудничество детей и взрослых, взаимодействие с окружающим миром.
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности.
  • Учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Цели Стандарта:

  • Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
  • Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования.
  • Сохранение единства образовательного пространства Российской федерации

относительно уровня дошкольного образования.

Задачи:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
  • Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
  • Формирование общей культуры воспитанников.
  • Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ.
  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.
  • Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка.
  • Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы дошкольного образования:

Требования к структуре ООПДО.

Требования к условиям реализации ООПДО, которые включают в себя:

- Психолого-педагогические условия;

- Развивающая предметно-пространственная среда;

- Материально-технические условия;

- Финансовые условия;

- Кадровые условия.

Требования к результатам освоения ООПДО.

Прежде чем говорить о социально-коммуникативном развитии в рамках Стандарта, определим, что же такое социально-коммуникативное развитие?

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста -

это процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты:

1. Диалоговые, коммуникативные навыки, которые включают в себя:

- вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы);

- невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса).

2. Социальные навыки. Это –

умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми); умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.

Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. В социальном развитии старших дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

Социально – коммуникативная компетентность подразумевает развитие умений:

Понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем;

Получать необходимую информацию в общении;

Выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

Вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;

Отстаивать свое мнение;

Соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;

Принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.);

Уважительно относиться к окружающим людям;

Принимать и оказывать помощь;

Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Важно, чтобы к концу дошкольного возраста дети владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д.

При выполнении требований Стандарта мы должны учесть все вышеперечисленное и при проектировании Основной образовательной программы дошкольного образования обратить внимание на создание оптимальных условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих, коммуникативных способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и т.д.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Содержание программы должно учитывать следующие области:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Также в Стандарте отдельно указано, что содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста:

- предметно-пространственная развивающая среда;

- характер взаимодействия со взрослыми;

- характер взаимодействия с другими детьми;

- система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

То есть как в обязательной части Программы, так и в части, формируемой участниками образовательного процесса, должны быть отражены цели, задачи, формы работы, организация предметно-пространственной развивающей среды, взаимодействие с семьями воспитанников и т.д. по социально-коммуникативному развитию.

При выполнении «Требований Стандарта к условиям реализации ООПДО» такженеобходимо учитыватьсоциально-коммуникативный аспект.

Гарантия охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников - педагог постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы воспитанников в преодолении трудностей. У детей преобладает непроизвольное внимание. Ребенок способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача воспитателя – подбор таких форм и методов работы, чтобы усвоение материала проходила легко, в форме игры.

Обеспечение эмоционального и морально-нравственного благополучия воспитанников - педагог должен формировать культуру поведения дошкольников, приучать к саморегуляции поведения, формировать в ребенке умение действовать согласно моральным требованиям, прививать понятия о культуре внешнего вида, правилах поведения в общественных местах, этикете межличностных отношений, культуре общения, формировать моральное сознания (усвоение моральных норм, оценок, положительных образцов).

Профессиональное развитие педагогических работников - без мотивированного, неравнодушного педагога (воспитателя, специалиста), обладающего не только необходимыми знаниями, но и особыми личностными качествами невозможно воспитание им социально адаптированной личности дошкольника. Педагогу необходимо постоянное развитие, непрерывное обновление знаний и навыков,

открытость переменам (желание узнать новые идеи и предложения,

готовность к изменениям в своей деятельности); искренность (честное и открытое общение.

Создание условий для развивающего вариативного дошкольного образования - это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять воспитанникам варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями.

Под вариативностью понимаются не только используемые вариативные программы, разные по содержанию (общеобразовательный, углубленный, расширенный уровни), но и программы, различающиеся по способам, формам, технологиям учения. Следовательно, вариативность образования ориентирована на личность обучающегося, учитывает его потребности, возможности, запросы.

Обеспечение открытости и мотивирующего характера - основным результатом функционирования открытой системы будет успешное взаимодействие с социумом, осваивая который дошкольное образовательное учреждение само становится мощным средством социализации личности. Всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка может быть обеспечено комплексным воздействием на все стороны его активности. Комплексное воздействие основано на совокупности взаимосвязанных пространств развития субъектов воспитания внутри дошкольного учреждения.

Психолого-педагогические условия определяются:

- Уважением педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях, способностях.

- Использование форм и методов работы, соответствующих психолого-возрастным, индивидуальным особенностям каждого ребенка

- Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

- Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности.

- Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

- Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

- Вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс.

- Организация видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии, творчества, успешную социализацию, коммуникативное развитие.

Развивающая предметно-пространственная среда

- Должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

- Должна обеспечивать возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых, возможности их уединения.

- Реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе.

- Д.б. содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

- Воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни; вызывать личную заинтересованность ребёнка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности; предлагать ребёнку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия в ней, с ответственностью, самоконтролем и оценкой; предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.

- В процессе непосредственно-образовательной деятельности необходимы игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты», развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.

- Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами.

- Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Следовательно, в среде необходимо иметь атрибуты для таких игр.

- Социально насыщенная предметно-игровая среда представляет собой систему предметных и социальных средств, функционально моделирующих содержание деятельности, акцентированной на формирование социальной компетентности дошкольника. Принципами её построения являются: обеспечение места и времени для разнообразных игр, возможности выбора их тематики, содержания, игрового материала, партнёров по играм; создание условий для самостоятельной организации и длительного сохранения пространственно-предметной игровой среды; обеспечение возможности свободного объединения со сверстниками по интересам, личному социальному и игровому опыту; предоставление комфортных условий для коллективных игр разной динамики и содержания; создание условий для планирования, моделирования, развития собственной игры.

- Обязательно наличие в среде различных видов театров, уголок ряжения. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, дошкольник принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

Кадровые условия

- Организация должна быть укомплектована квалифицированными кадрами.

- Каждая группа детей должна непрерывно сопровождаться воспитателем или другим педагогом.

Материально-технические условия

- Требования, определяемые СанПиноМ.

- В соответствии с правилами пожарной безопасности.

- Оснащенность помещений для работы медицинского персонала.

Финансовые условия

- Обеспечивают возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре программы.

- Планируя бюджет, необходимо учитывать приобретение материалов, оборудования, игр для социально-коммуникативного развития дошкольников.

Требования к результатам освоения ООПДО

- Представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

- Целевые ориентиры определяются независимо от форм реализации Программы, ее характера, особенностей развития воспитанников и видов Организации, реализующей Программу.

- Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

- Являются ориентирами для: учредителей Организации, педагогов и администрации Организации для решения поставленных задач, авторов образовательных программ дошкольного образования, исследователей, родителей (законных представителей), широкой общественности.

- Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач (оценку качества образования, аттестацию педагогических кадров, оценку уровня развития воспитанников, распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации и т.д.).

- К целевым ориентирам относятся социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

- Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, предполагают формирование предпосылок учебной деятельности.

Целевыми ориентирами социально-коммуникативного развития дошкольника являются следующие социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования:

  • Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов.
  • Ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывает интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.
  • Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Интенсивно развивается и проявляется в игре. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различает условную и реальную ситуации.
  • Ребенок может фантазировать вслух, играет звуками и словами, придумывает сказки, истории, танцует, поет. Хорошо понимает устную речь, может выражать свои мысли, желания.
  • Ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
  • Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
  • Дошкольник проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Работа по воспитанию социально-коммуникативных навыков у детей проводится в нескольких направлениях:

 1 направление «Я - это Я»

Включает в себя работу по развитию у ребёнка представлений об особенностях своей личности, развитие навыков самосознания, позитивного самовосприятия, уверенности в себе. Включает в себя индивидуальную работу, игровые упражнения, работу с «экраном настроения», ведение индивидуальных книжек «Про меня».

2 направление «Давайте жить дружно»

Направлено на приобретение детьми навыков сотрудничества внутри группы, введение алгоритма совместных действий и предоставление ребёнку возможности научиться реализовывать себя в группе. Включает в себя цикл игровых занятий, групповых ритуалов, этюдов, минуток общения, бесед, дружеских посиделок, совместных мероприятий. Для этого проводятся блоки игровых занятий, объединённых одной общей темой: «Как мы общаемся», «Будем вежливы», «Давайте дружить», «Наши добрые дела и поступки» и др. В начале и конце дня проводятся ритуалы приветствия и прощания. Они выполняют функцию установления эмоционально- позитивного контакта с каждым ребёнком, формируют направленность ребёнка на сверстника. Ритуалы создают у детей ощущение безопасности, поддержки, увеличивают групповую сплочённость.

3 направление «Как прекрасен этот мир»

Направлено на приобретение детьми навыков социального общения вне группы (с детьми других групп, ближайшего социума). Включает в себя организацию различных социальных контактов: общих игр, развлечений, спортивных мероприятий, концертов и праздников. Выход из групповой изоляции мы видим в полноправном участии детей в межгрупповых мероприятиях детского сада, районных, городских мероприятиях, взаимодействии с социальными партнерами.

4 направление «Мы вместе»

Включает в себя работу с родителями. Традиционными в группе стали такие формы работы с родителями, как устный журнал, родительская гостиная с приглашением специалистов, общественных организаций, обмен опытом, беседы за круглым столом, совместные физкультурные, театрализованные, музыкальные досуги и развлечения. Эти мероприятия способствуют сплочению родителей, воспитанию у них способности принятия другого человека таким, каков он есть, формируют единое образовательное пространство «родители-детский сад».

Благодаря такой целенаправленной работе, дети приобретают опыт организации совместной деятельности и установления отношений, основанных на чувстве общности и доверия. Совместная деятельность ведёт к формированию адекватного социального поведения, полной реализации потенциала развития.

В рамках социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в нашем ДОУ был разработан и внедряется проект «Маленький патриот».

Цель проекта: обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации на основе получения знаний о национальных праздниках, формирование патриотических чувств, любви к Родине.

Задачи работы:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родному городу;

- развитие коммуникативных навыков - развитие интереса к русским праздникам, традициям и обычаям, расширение представлений о родной земле, её столице, городах, формирование толерантности;- ознакомление с историческим прошлым России, развитие чувства ответственности и гордости за достижения России;

- создание пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют в настоящем и в будущем.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Стенд (уголок) «Эколята - молодые защитники природы»

Стенд (уголок) «Эколята - молодые защитники природы» «Станет лучше на планете, если ей помогут дети!» «Мир такой волшебный и огромный, ты его...

Сказочная гимнастика для глаз

Сказочная гимнастика для глаз В прошлой публикации мы рассмотрели достаточно сложную тему для современных детей и родителей: цифровые игрушки, гаджеты. Действительно, наши...

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре»

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре» Цель: Формирование элементарных представлений у воспитанников посредством дидактических игр в познавательной деятельности. Задачи: -...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Наши имена…

Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возрастаТема: «Наши имена и фамилии» Цель: закреплять знания о том, что у каждого человека есть...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на…

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Петушок и его семья» Цель: Закреплять полученные ранее знания о домашних птицах (петушок...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...