Конспект НОД «История костюма коми народа»

(Старшая группа)

 

Цель: приобщить дошкольников к истории национальной культуры народа коми.

Задачи:

  • Познакомить с историей коми национального костюма, с особенностями его внешнего вида;
  • Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
  • Способствовать развитию речи;
  • Воспитывать интерес и уважение к коми литературе.

Материалы к занятию:

  • Презентация иллюстраций и иллюстрации с изображением коми национальных костюмов.
  • Одежда, обувь коми народа.
  • Аудиозапись коми песни.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с коми национальными костюмами, чтение коми народных сказок.

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, одежды, обуви, видеоматериал), практический метод.

 

Ход занятия

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

Звучит песня «Марья моль», дети заходят в коми керку (коми изба).

Хотите сегодня отправиться в путешествие? (Ответы детей.)

Но прежде, чем вы узнаете, куда мы отправимся, ответьте на мои вопросы, это и станет подсказкой:

- На какой земле вы проживаете? (Ответы детей. Коми земля, Республика Коми.)

- А какой коренной народ проживает на этой земле (в республике)? (Ответы детей - народ коми.)

(Слайд 1.)

Молодцы, ребята, а теперь мы воспользуемся машиной времени и вместе с вами заглянем в прошлое народа коми. Закрываем глаза (Палминг), считаем до 10), открываем глаза (в это время воспитатель переодевается в одежду коми народа, посреди избы оказывается сундук с одеждой).

(Слайд 2.)

- Ребята, посмотрите, вот мы и оказались в прошлом. Основной одеждой женщин была длинная сорочка (мыт). Поверх сорочки надевали сарафан (шушун), а на сарафан – передник (водздора).

(Слайд 3.)

Из головных уборов носили: девушки – ленту, замужние женщины - кокошник, сороку, а в старости – платок.

Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.

- Сейчас я предлагаю выйти одной девочке и одеть головной убор. А как вы думаете, какой головной убор должна одеть я? Почему? (Кокошник или сороку, вы женщина замужняя.)

Давайте ещё раз скажем, из каких частей состоит женский костюм?

(Слайд 4.)

Главными частями мужской одежды были рубаха (дором), штаны (гач), вязанные узорчатые чулки из шерсти (сера чувки), обувь из кожи.

- А что носили мужчины на голове?

- Мужской головной убор того времени – шапка-зырянка, это был войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги.

Давайте ещё раз скажем, из каких частей состоит мужской костюм?

(Слайд 5.)

В холодную зимнюю пору и женщины, и мужчины надевали зипун или сукман.

(Слайд 6.)

Мужская и женская обувь мало отличалась:  кэты (обувь из кожи), сапоги, валенки (тюни),  меховые пимы.

Игровое упражнение: «Разложи последовательно»

Ребята делятся на 2 команды. Необходимо последовательно разложить одежду для мужчин и для женщин.

(Слайд 7.)

- Неотъемлемой частью одежды народа коми был орнамент – узор из повторяющихся одинаковых фигур (ромбы, кресты, цветы, круги и др.) Его «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что орнамент – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.

- Ребята, каждая фигура обозначала свой символ:

  • волнистые линии означали - символ воды;
  • красные круги - символ солнца;
  • крест - это тоже символ солнца;
  • ромб - символ земли, плодородия;
  • цветы – символ богатства.

- Даже цвета имели своё значение:

  • красный – благополучие;
  • жёлтый – тепло и ласка;
  • синий – радость;
  • чёрный – богатство.

Задание: «Составь оберег».

- Ребята, давайте и мы с вами попытаемся создать свой оберег на одежде. Как это сделать? (Ответы детей.)

- Возьмите понравившийся вам вид одежды, на который будет необходимо нанести орнамент. На какую часть одежды мы будем наносить орнамент? (Подол, края рукава, ворот; для работы предлагается на выбор: пластилин, цветные карандаши, мелки, полоски цветной бумаги.)

Пока ребята выполняют работу, звучит песня «Марья моль».

- Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились.

- Скажите, сложно ли было работать? Какие трудности у вас возникли? Недаром в народе говорится:

Не то дорого, что шито золотом,

А то дорого, что доброго мастера.

Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.

Рефлексия.

(Слайд 8.)

Вот и  закончилось наше путешествие.

- Ребята, а что вам сегодня понравилось в работе?

- Что нового вы узнали о народе коми?

Итак, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза (Палминг), повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами снова очутились в садике.

 

Приложения к работе можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Познавательное развитие (авторская математическая сказка) «Как муравьи дорожки искали»

Познавательное развитие (авторская математическая сказка) «Как муравьи дорожки искали» Средняя группа «Сказка-это то золото, что блестит огоньком в детских глазках». Ганс Христиан Андерсен. Цель: развивать...

Влияние режима дня на адаптацию ребенка к детскому саду

Влияние режима дня на адаптацию ребенка к детскому саду Огромное влияние на самочувствие ребенка в новой для него обстановке, играет распорядок...

Сценарий праздника в детском саду «Новогодняя елка в лесу» в…

Сценарий праздника в детском саду «Новогодняя елка в лесу» в разновозрастной группе (2-7 лет) Сорока вбегает в зал. Сорока. Привет, ребятки! Наконец...

Читайте также

Доклад «Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг»

Доклад «Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг» Период раннего детства — старт человеческого начала. Это период закладывания основ здоровья и интеллекта ребенка...

Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для…

Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для старшей группы Планирование составлено на основе Образовательной системы «Школа 2100». Учебник. Программа...

Сценарий развлечения в старшей группе по теме: «Игры народа коми»

Сценарий развлечения в старшей группе по теме: «Игры народа коми» Цель: приобщение детей к традиционной культуре народа коми, здоровому образу жизни. Задачи: Обобщить и закрепить...