Сценарий развлечения в старшей группе по теме: «Игры народа коми»

Цель: приобщение детей к традиционной культуре народа коми, здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. Обобщить и закрепить лексику по пройденным темам «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Прогулка в лес. Ягоды», «Зима. Зимние забавы», используя коми подвижные игры, эстафеты, мультимедийные презентации.
  2. Закрепить знание считалок и коми подвижных игр «Шырӧн - пельӧсӧн», «Ема-кулема», «Ошкӧ-бабӧ», «Пышкай».
  3. Продолжать учить песню «Кодiолӧпемыдвӧрын?»
  4. Развивать и совершенствовать двигательные навыки и умения, используя коми подвижные игры и эстафеты.
  5. Создать положительный эмоциональный настрой, желание заниматься физкультурой и изучать коми язык.

Предварительная работа: занятия по коми языку по темам «Домашние и дикие животные»; «Птицы»; «Прогулка в лес. Ягоды»; «Зима. Зимние забавы»; разучивание считалок на коми языке; разучивание слов к подвижным играм на коми языке; знакомство с правилами игр «Гораньӧн» («Жмурки»), «Шырӧн - пельӧсӧн» («Мышь и угол»); повторение игр на коми языке «Ошкӧ-бабӧ» («В медведя»); «Ёма- кулёма» ( «Ёма – кулёма» ), «Пышкай» («Воробей») и другие. Разучивание слов к песне «Кодiолӧпемыдвӧрын?» («Кто живёт в тёмном лесу?»).

Ход развлечения:

Педагог- ведущая: Видза оланныд, челядь! Видза оланныд, гӧстьяс! (Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости!)

Ребята, я знаю, что вы очень любите играть. А какие коми подвижные игры вы знаете?

Ответы детей: ……

Педагог –ведущая: Сегодня я предлагаю вам сыграть в игру «Шырӧн-пельӧсӧн» («Мышь и угол»). Ворсам? (Поиграем?)

Дети: Да.

Педагог- ведущая: Бӧрйӧй каньӧс. (Выберите кошку.) Кодi лыддяс? (Кто посчитает?).

Ребёнок с помощью коми считалки выбирает кота. «Коту» на голову надевается маска.

Считалки на коми языке.

1. ӧтик –мӧтик,

Кык-мык,

Куим-уим,

Нёль-моль,

Вит –низь,

Квайт-няйт,

Сизим-мизим,

Кӧкъямыс-мыкталысь,

ӧкмыс-прӧмыс,

Дас–пас,

Пес чипас!

2. Тiрс, торс, куим стӧкан морс,

Он ко водит, он и ворс!

3. ӧтчыд мамӧ ньӧбис ботi.

Кык лун видзи, ciйӧ потi,

А мӧдсӧ пачын сотi.

4. Атум, батум,

Тум, батум,

Тум, терентий,

Атам, бум.

Дети берут для себя стулья - «домики» и расставляют их по числу детей, исключая водящего. Мыши стоят за стульями. Кот ходит по кругу и повторяет:
Шырӧ, шырӧ, вай мен пельӧс,
Шырӧ, шырӧ, вай мен пельӧс!

(Мышка, мышка, дай мне угол,

Мышка, мышка, дай мне угол.)

 Затем под музыку все играющие начинают бежать по кругу и с окончанием музыки занимают «домик». Один игрок остается «без домика». Тот становится водящим – котом. Игра повторяется.

Педагог- ведущая: Посмотрите, ребята, я нашла коробку, а на ней написано «Козин». Вы знаете, что обозначает это слово?

Ответы детей: Это коми слово и обозначает оно подарок.

Педагог – ведущая: Давайте попробуем посмотреть, что в коробке. Надо его развязать.

В это время слышен голос: Эту коробку нельзя развязывать, а иначе она исчезнет.

Педагог- ведущая: Коробка заколдована. А очень ведь интересно, что находится в ней.

В это время в зал входит Ёма-баба: Нашли мой подарок - козин? Открыть вы его сможете, если выполните все мои задания.

Педагог- ведущая: Ребята, выполним задания Ёмы?

Дети: да.

Ёма: Я слышала, что вы любите играть. А со мной поиграете?

Педагог- ведущая: Челядь, ворсам? (Дети, поиграем?)

Дети: ворсам.

Дети совместно с героиней Ёмой играют в игру «Ёма-кулёма».

«Ёма-кулёма».

С помощью коми считалки выбирают водящего – Ёму. На голову надевается платок либо какие-либо атрибуты (нос крючком и т.д.).

Ёма садится на стул в углу комнаты или зала. Играющие начинают идти ей навстречу, приговаривая такие слова:

«Ёма-кулёма, паськыд вома, чукля сюра, кузь-кузь ныра, бе-бе-бе…»

(«Ёма-кулёма, с широким ртом, с кривыми рогами, с длинным-длинным носом, бе-бе-бе».)

Как слова закончат говорить играющие, Ёма встаёт и ловит играющих. Кого Ёма поймала, тот становится водящим.

Ёма: Первое задание выполнили, а второе-то потруднее будет.

Педагог – ведущая: Мы никакаих трудностей не боимся, правда, ребята?

Дети: правда.

Ёма: А умеете ли вы прыгать через нарты, сейчас и посмотрим. А что такое нарты вы хоть знаете? (Ответы детей – нарты – это небольшие узкие длинные сани, в которые запрягаются олени и на которых ездят оленеводы по тундре. (Ёма рассказывает детям как проводится данное состязание.)

Игра–эстафета. Дети по сигналу бегут до стойки, перепрыгивая через нарты на бегу, обратно по прямой, передавая рукой эстафету следующему участнику.

Ёма: что-то я так устала и проголодалась уже. Пока меня не накормите, не расколдую ваш подарок.

Ведущая: А давайте для Ёмы соберём ягоды наших коми лесов. (Проводится состязание- эстафета в несколько этапов.)

Дети –девочки бегут по одному до поляны (до обруча), берут одну из ягод и возвращаются и передают эстафету следующему участнику и так далее пока не соберут все ягоды в корзины.

Ёма: Дети, а знаете ли вы как называются ваши ягоды по-коми.

Дети называют: Ёма показывает собранные ягода, а дети называют: мырпом-морошка; чӧд-черника; пув-брусника; турипув-клюква.

Ёма: Да, вас не проведёшь. Очень умные здесь дети собрались. А, я придумала! Я очень люблю в своём лесу заниматься спортом, особенно зимой. Хоть мне уже 150 лет, я ещё 150 хочу прожить здоровой. Вы не думайте, что я старая и неграмотная. Я за всеми новостями слежу по интернету. Тоже осваиваю новые технологии.

Сейчас я загадаю вам загадки, а ответ надо дать на коми языке. Если ваш ответ будет правильным, то на экране появится картинка с отгадкой.

(Ёма загадывает загадки на русском языке, дети дают ответы на коми языке. Используется мультимедийная презентация- смотри в приложении – (санки-дадь, лыжи - лызь, коньки-ко'ньки, мяч - мач.)

Ёма: ещё хочу вас проверить. Поиграем в игру «Что лишнее». Ответ также надо назвать на коми языке. (Используется мультимедийная презентация – картины (санки-дадь, лыжи-лызь, коньки-ко'ньки, мяч- мач). Дети называют лишний предмет-мач.

Ёма: Ух вы какие умные-разумные. У меня есть ещё одно задание. Вам надо посмотреть на картины внимательно, я что-то уберу, а вам надо сказать на коми языке чего не стало. (Мый абу?)

Дети дают ответы.

Ёма: с умом у вас всё в порядке. А как вы прыгаете мне хочется узнать. Просто так козин я вам не отдам. (Проводится состязание «Три заячьих прыжка»). Ребёнок прыгает в длину с места. На уровне его пяток кладут ленту. С этого места прыгает следующий ребёнок. В итоге определяется, чья команда сделает самый длинный прыжок.)

Ёма: Да, трудно с вами, умные вы, шустрые (много ягод собрали и меня накормили), про меня игру знаете да ещё на коми языке, через нарты умеете прыгать. А сильные ли ваши мальчики?

Ведущая: Очень сильные. Ми ёнось. (Мы сильные.) Коми мужчины и мальчики раньше состязались в перетягивании на палках и согнутых пальцах рук, а вы попробуйте перетянуть канат. Покажем Ёме-бабе. (Проводится состязание «Перетягивание каната».

Ёма: А я – волшебница. Очень часто в лесу люблю превращаться в медведя.

Педагог-ведущая: А мы знаем игру про медведя на коми языке «Ошкӧ-бабӧ». (Проводится игра.)

«Ошкӧ-бабӧ» («В медведя»).

С помощью коми считалки выбирают водящего – медведя. Остальные-сборщики ягод. Водящий надевает на голову маску медведя или накидывают на него шубу. Сборщики ягод ходят, имитируя сбор ягод в корзины, приговаривая:

«Ошкӧ-бабӧ, ошкӧ-бабӧ,

Чӧдтӧвотам, пувтӧӧктам,

Бур вотӧссӧбосьтам,

Лёквотоссӧшыбитам…»

«Медведушка–бабушка,

Медведушка-бабушка,

Твою чернику собираем,

Твою бруснику выбираем,

Хорошие ягоды себе берем,

Плохие выбрасываем».

После этих слов медведь сбрасывает с себя шубу и ловит кого-нибудь из ягодников. Кого водящий поймал, тот становится медведем. Если никого поймать не удалось, то снова остаётся медведем.

Ёма: Посмотрите на экран и скажите, в кого я ещё могу превращаться (мультимедийная презентация с изображениями животных – лось-йӧра; лиса-руч; белка-ур; заяц-кӧч; тури-журавль; сова-сюзь; пышкай-воробей.) Дети называют животных и птиц на коми языке.

Педагог-ведущая: Ёма, мы не только знаем названия птиц и животных на коми языке, но выучили песню о них.

Ёма: Ну, спойте.

Дети исполняют песню «Кодi олӧ пемыд вӧрын» под музыку.

Педагог - ведущая: А ещё, Ёма, мы знаем игру «Пышкай» («Воробей»). Хочешь в неё поиграть с нами? Научишь потом лесных зверят.

Проводится игра «Пышкай».

«Пышкай» («Воробей»).

С помощью коми считалки выбирают водящего–воробья. Ему завязывают глаза, либо он их закрывает. Водящий «воробей» стоит в центре круга, взмахивая руками, имитируя полёт птицы. Остальные идут по кругу, взявшись за руки и поют:

«Миян гажа сад йӧрӧ

Локтiс пышкай да сьылӧ:

Пышкай, пышкай,эн вуграв,

Кодi нявӧстас, тӧдмав»

(«Прилетел к нам воробей

И запел, как соловей.

- Эй ты, птичка не зевай,

Кто мяукнет, угадай»)

Все замолкают. Кто-нибудь скажет «Мяу», старясь изменить голос. Водящему нужно узнать, кто подал голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. Если не угадает, то продолжает водить далее.

Ёма: так мне понравилось у вас и вы мне понравились. Такие вы умные, шустрые, проворные, сильные,смелые. И коми язык учите, любите свой край. Отдам я вам подарок-козин. Молодцы. А мне пора возвращаться в свой лес. Досвидания. Аддзысьлытӧдз.

Ёма уходит, а педагог- ведущая вместе с детьми смотрят, что находится в коробке.



Новые публикации

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность...

Путешествие по стране геометрических фигур

Путешествие по стране геометрических фигур Цель: закрепить у дошкольников старшего возраста представления о геометрических фигурах. Задачи: учить составлять из геометрических фигур изображение различных...

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы Цель: Создать праздничное настроение у детей и родителей. Задачи: Развивать творческие и музыкальные способности...

Читайте также

Познавательно-исследовательский проект «Что скрывается в недрах Земли?»

Познавательно-исследовательский проект «Что скрывается в недрах Земли?» (Для детей старшей подготовительной группы) Паспорт проекта Название: «Что скрывается в недрах Земли?» Вид проекта: информационно-познавательно-исследовательский, групповой. Продолжительность...

Юные друзья пожарных

Юные друзья пожарных Пожар легче предупредить, чем потушить. Эта привычная фраза не теряет актуальности, особенно в отношении пожарной безопасности в детских...

Педагогический проект «Лесная аптека»

Педагогический проект «Лесная аптека» Тип проекта: групповой, развивающий, лично – ориентированный. Участники: дети 5- 6 лет, педагоги и родители. Срок реализации: краткосрочный (май 2022...

Читайте также

Методический проект по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожные всем знать…

Методический проект по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожные всем знать положено» Улица полна неожиданностей и опасностей Выходя на улицу, Приготовь заранее, Вежливость и сдержанность, А...

Сценарий осеннего праздника «Осенние посиделки в детском саду»

Сценарий осеннего праздника «Осенние посиделки в детском саду» Разновозрастная группа от 3 до 7 лет Дети вместе с ведущей подходят к залу...

Дидактическая игра «Деревья и кустарники»

Дидактическая игра «Деревья и кустарники» Цель: Развитие умений классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам. Задачи: ОО «Познавательное развитие» Развивать интерес к миру растений:...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 2 младшей группы. Познавательное развитие . Круг…

Цель: 1. Формировать представление о круге как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки; 2. Формировать опыт определения затруднения ( на основе рефлексивного метода); 3.Закрепить умение считать до 2, умение сравнивать предметы по свойствам. Материал Демонстрационный:...

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе. Безопасная прогулка по улице от детского сада до…

Цели: • углублять знания детей о Правилах дорожного движения (ПДД) и безопасного поведения на улице; • учить различать дорожные знаки, знать их назначение; • воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни. Оборудование и материалы: карта-схема прогулки, дорожные знаки...

«Секреты общения с ребёнком в семье»

Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения. Ход собрания Участники располагаются по кругу. - Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, я рада приветствовать на нашем собрании. Сегодня мы поговорим с вами о том...

Семинар- практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагога с детьми в условиях ФГОС ДО»

Цель:  определение условий для наиболее эффективного взаимодействия педагогов с детьми. Задачи: показать влияние на общение с детьми авторитарного, либерального и демократического стиля общения; оказать помощь педагогам в осознании влияния этих стилей с помощью организации «проживания» ими роли обучающегося на занятии;...