Сценарий развлечения в старшей группе по теме: «Игры народа коми»

Цель: приобщение детей к традиционной культуре народа коми, здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. Обобщить и закрепить лексику по пройденным темам «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Прогулка в лес. Ягоды», «Зима. Зимние забавы», используя коми подвижные игры, эстафеты, мультимедийные презентации.
  2. Закрепить знание считалок и коми подвижных игр «Шырӧн - пельӧсӧн», «Ема-кулема», «Ошкӧ-бабӧ», «Пышкай».
  3. Продолжать учить песню «Кодiолӧпемыдвӧрын?»
  4. Развивать и совершенствовать двигательные навыки и умения, используя коми подвижные игры и эстафеты.
  5. Создать положительный эмоциональный настрой, желание заниматься физкультурой и изучать коми язык.

Предварительная работа: занятия по коми языку по темам «Домашние и дикие животные»; «Птицы»; «Прогулка в лес. Ягоды»; «Зима. Зимние забавы»; разучивание считалок на коми языке; разучивание слов к подвижным играм на коми языке; знакомство с правилами игр «Гораньӧн» («Жмурки»), «Шырӧн - пельӧсӧн» («Мышь и угол»); повторение игр на коми языке «Ошкӧ-бабӧ» («В медведя»); «Ёма- кулёма» ( «Ёма – кулёма» ), «Пышкай» («Воробей») и другие. Разучивание слов к песне «Кодiолӧпемыдвӧрын?» («Кто живёт в тёмном лесу?»).

Ход развлечения:

Педагог- ведущая: Видза оланныд, челядь! Видза оланныд, гӧстьяс! (Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости!)

Ребята, я знаю, что вы очень любите играть. А какие коми подвижные игры вы знаете?

Ответы детей: ……

Педагог –ведущая: Сегодня я предлагаю вам сыграть в игру «Шырӧн-пельӧсӧн» («Мышь и угол»). Ворсам? (Поиграем?)

Дети: Да.

Педагог- ведущая: Бӧрйӧй каньӧс. (Выберите кошку.) Кодi лыддяс? (Кто посчитает?).

Ребёнок с помощью коми считалки выбирает кота. «Коту» на голову надевается маска.

Считалки на коми языке.

1. ӧтик –мӧтик,

Кык-мык,

Куим-уим,

Нёль-моль,

Вит –низь,

Квайт-няйт,

Сизим-мизим,

Кӧкъямыс-мыкталысь,

ӧкмыс-прӧмыс,

Дас–пас,

Пес чипас!

2. Тiрс, торс, куим стӧкан морс,

Он ко водит, он и ворс!

3. ӧтчыд мамӧ ньӧбис ботi.

Кык лун видзи, ciйӧ потi,

А мӧдсӧ пачын сотi.

4. Атум, батум,

Тум, батум,

Тум, терентий,

Атам, бум.

Дети берут для себя стулья - «домики» и расставляют их по числу детей, исключая водящего. Мыши стоят за стульями. Кот ходит по кругу и повторяет:
Шырӧ, шырӧ, вай мен пельӧс,
Шырӧ, шырӧ, вай мен пельӧс!

(Мышка, мышка, дай мне угол,

Мышка, мышка, дай мне угол.)

 Затем под музыку все играющие начинают бежать по кругу и с окончанием музыки занимают «домик». Один игрок остается «без домика». Тот становится водящим – котом. Игра повторяется.

Педагог- ведущая: Посмотрите, ребята, я нашла коробку, а на ней написано «Козин». Вы знаете, что обозначает это слово?

Ответы детей: Это коми слово и обозначает оно подарок.

Педагог – ведущая: Давайте попробуем посмотреть, что в коробке. Надо его развязать.

В это время слышен голос: Эту коробку нельзя развязывать, а иначе она исчезнет.

Педагог- ведущая: Коробка заколдована. А очень ведь интересно, что находится в ней.

В это время в зал входит Ёма-баба: Нашли мой подарок - козин? Открыть вы его сможете, если выполните все мои задания.

Педагог- ведущая: Ребята, выполним задания Ёмы?

Дети: да.

Ёма: Я слышала, что вы любите играть. А со мной поиграете?

Педагог- ведущая: Челядь, ворсам? (Дети, поиграем?)

Дети: ворсам.

Дети совместно с героиней Ёмой играют в игру «Ёма-кулёма».

«Ёма-кулёма».

С помощью коми считалки выбирают водящего – Ёму. На голову надевается платок либо какие-либо атрибуты (нос крючком и т.д.).

Ёма садится на стул в углу комнаты или зала. Играющие начинают идти ей навстречу, приговаривая такие слова:

«Ёма-кулёма, паськыд вома, чукля сюра, кузь-кузь ныра, бе-бе-бе…»

(«Ёма-кулёма, с широким ртом, с кривыми рогами, с длинным-длинным носом, бе-бе-бе».)

Как слова закончат говорить играющие, Ёма встаёт и ловит играющих. Кого Ёма поймала, тот становится водящим.

Ёма: Первое задание выполнили, а второе-то потруднее будет.

Педагог – ведущая: Мы никакаих трудностей не боимся, правда, ребята?

Дети: правда.

Ёма: А умеете ли вы прыгать через нарты, сейчас и посмотрим. А что такое нарты вы хоть знаете? (Ответы детей – нарты – это небольшие узкие длинные сани, в которые запрягаются олени и на которых ездят оленеводы по тундре. (Ёма рассказывает детям как проводится данное состязание.)

Игра–эстафета. Дети по сигналу бегут до стойки, перепрыгивая через нарты на бегу, обратно по прямой, передавая рукой эстафету следующему участнику.

Ёма: что-то я так устала и проголодалась уже. Пока меня не накормите, не расколдую ваш подарок.

Ведущая: А давайте для Ёмы соберём ягоды наших коми лесов. (Проводится состязание- эстафета в несколько этапов.)

Дети –девочки бегут по одному до поляны (до обруча), берут одну из ягод и возвращаются и передают эстафету следующему участнику и так далее пока не соберут все ягоды в корзины.

Ёма: Дети, а знаете ли вы как называются ваши ягоды по-коми.

Дети называют: Ёма показывает собранные ягода, а дети называют: мырпом-морошка; чӧд-черника; пув-брусника; турипув-клюква.

Ёма: Да, вас не проведёшь. Очень умные здесь дети собрались. А, я придумала! Я очень люблю в своём лесу заниматься спортом, особенно зимой. Хоть мне уже 150 лет, я ещё 150 хочу прожить здоровой. Вы не думайте, что я старая и неграмотная. Я за всеми новостями слежу по интернету. Тоже осваиваю новые технологии.

Сейчас я загадаю вам загадки, а ответ надо дать на коми языке. Если ваш ответ будет правильным, то на экране появится картинка с отгадкой.

(Ёма загадывает загадки на русском языке, дети дают ответы на коми языке. Используется мультимедийная презентация- смотри в приложении – (санки-дадь, лыжи - лызь, коньки-ко'ньки, мяч - мач.)

Ёма: ещё хочу вас проверить. Поиграем в игру «Что лишнее». Ответ также надо назвать на коми языке. (Используется мультимедийная презентация – картины (санки-дадь, лыжи-лызь, коньки-ко'ньки, мяч- мач). Дети называют лишний предмет-мач.

Ёма: Ух вы какие умные-разумные. У меня есть ещё одно задание. Вам надо посмотреть на картины внимательно, я что-то уберу, а вам надо сказать на коми языке чего не стало. (Мый абу?)

Дети дают ответы.

Ёма: с умом у вас всё в порядке. А как вы прыгаете мне хочется узнать. Просто так козин я вам не отдам. (Проводится состязание «Три заячьих прыжка»). Ребёнок прыгает в длину с места. На уровне его пяток кладут ленту. С этого места прыгает следующий ребёнок. В итоге определяется, чья команда сделает самый длинный прыжок.)

Ёма: Да, трудно с вами, умные вы, шустрые (много ягод собрали и меня накормили), про меня игру знаете да ещё на коми языке, через нарты умеете прыгать. А сильные ли ваши мальчики?

Ведущая: Очень сильные. Ми ёнось. (Мы сильные.) Коми мужчины и мальчики раньше состязались в перетягивании на палках и согнутых пальцах рук, а вы попробуйте перетянуть канат. Покажем Ёме-бабе. (Проводится состязание «Перетягивание каната».

Ёма: А я – волшебница. Очень часто в лесу люблю превращаться в медведя.

Педагог-ведущая: А мы знаем игру про медведя на коми языке «Ошкӧ-бабӧ». (Проводится игра.)

«Ошкӧ-бабӧ» («В медведя»).

С помощью коми считалки выбирают водящего – медведя. Остальные-сборщики ягод. Водящий надевает на голову маску медведя или накидывают на него шубу. Сборщики ягод ходят, имитируя сбор ягод в корзины, приговаривая:

«Ошкӧ-бабӧ, ошкӧ-бабӧ,

Чӧдтӧвотам, пувтӧӧктам,

Бур вотӧссӧбосьтам,

Лёквотоссӧшыбитам…»

«Медведушка–бабушка,

Медведушка-бабушка,

Твою чернику собираем,

Твою бруснику выбираем,

Хорошие ягоды себе берем,

Плохие выбрасываем».

После этих слов медведь сбрасывает с себя шубу и ловит кого-нибудь из ягодников. Кого водящий поймал, тот становится медведем. Если никого поймать не удалось, то снова остаётся медведем.

Ёма: Посмотрите на экран и скажите, в кого я ещё могу превращаться (мультимедийная презентация с изображениями животных – лось-йӧра; лиса-руч; белка-ур; заяц-кӧч; тури-журавль; сова-сюзь; пышкай-воробей.) Дети называют животных и птиц на коми языке.

Педагог-ведущая: Ёма, мы не только знаем названия птиц и животных на коми языке, но выучили песню о них.

Ёма: Ну, спойте.

Дети исполняют песню «Кодi олӧ пемыд вӧрын» под музыку.

Педагог - ведущая: А ещё, Ёма, мы знаем игру «Пышкай» («Воробей»). Хочешь в неё поиграть с нами? Научишь потом лесных зверят.

Проводится игра «Пышкай».

«Пышкай» («Воробей»).

С помощью коми считалки выбирают водящего–воробья. Ему завязывают глаза, либо он их закрывает. Водящий «воробей» стоит в центре круга, взмахивая руками, имитируя полёт птицы. Остальные идут по кругу, взявшись за руки и поют:

«Миян гажа сад йӧрӧ

Локтiс пышкай да сьылӧ:

Пышкай, пышкай,эн вуграв,

Кодi нявӧстас, тӧдмав»

(«Прилетел к нам воробей

И запел, как соловей.

- Эй ты, птичка не зевай,

Кто мяукнет, угадай»)

Все замолкают. Кто-нибудь скажет «Мяу», старясь изменить голос. Водящему нужно узнать, кто подал голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. Если не угадает, то продолжает водить далее.

Ёма: так мне понравилось у вас и вы мне понравились. Такие вы умные, шустрые, проворные, сильные,смелые. И коми язык учите, любите свой край. Отдам я вам подарок-козин. Молодцы. А мне пора возвращаться в свой лес. Досвидания. Аддзысьлытӧдз.

Ёма уходит, а педагог- ведущая вместе с детьми смотрят, что находится в коробке.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе на тему: «Снеговик» Цель: Закреплять умение детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста «Бегал…

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста «Бегал ёжик по дорожке…» Цель: создание психологического благополучия детей с ОВЗ (ЗПР) средствами сенсорной интеграции. Задачи: Коррекционно-обучающие: -...

Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении

Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении Огромной проблемой современного общества и в частности дошкольного детства является ослабление интереса к...

Читайте также

План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми…

План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми на тему «Весенний праздник «Весенняя палитра»

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру Тема моего мастер – класса «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста...

Конспект совместного занятия с детьми ОВЗ с использованием песочной терапии…

Конспект совместного занятия с детьми ОВЗ с использованием песочной терапии «Путешествие капельки» Цель: развитие познавательных способностей детей с проблемами в развитии путем...