Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для старшей группы
Планирование составлено на основе Образовательной системы «Школа 2100».
Учебник. Программа эмоционально-волевого развития для детей (название, автор, издательство, год издания) Т.Д.Зинкевич - Евстигнеева._г. Улан-Удэ 2022 год.
Пояснительная записка к индивидуальной программе по социально-личностному развитию детей.
(Эмоциональное развитие.)
Чтобы быть успешным в современном обществе с его демократическими тенденциями развития дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты. Детство- период жизни, во время которого происходит развитие личности, становление человека как полноценного члена человеческого общества. Это обуславливает необходимость планомерной работы по социальному развитию ребенка дошкольного возраста, не забывая о том, что каждый ребенок- член общества, не только постоянно подвергающийся воздействию социальной среды, но и сам сознательно выстраивающий отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений. Процесс социализации детей требует системного, комплексного подхода, единой программы непрерывного образования, охватывающей все направления, все звенья и всех участников процесса социализации.
В дошкольном возрасте ребенок проживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общественным ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Ребенок не оказывается перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность обязательно включена в общение. Ребенок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а главным образом в процессе деятельности, общения. В процессе взаимодействия с внешним миром ребенок дошкольного возраста, являясь активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Учитывая эти особенности, я составила программу социально-эмоционального развития детей.
Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые - ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как, застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.
Основой построения парциальной программы является ее ориентация на природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе, восприятие ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе социальных отношений, окружающем мире. Программа рассчитана на подгруппу детей, имеющих недостаточное внимание со стороны родителей. В своей работе я применяю компетентностный подход, для развития ценностной сферы дошкольника. Через игры и упражнения у ребёнка формируются:
- нравственные качества личности,
- развивается эмоциональная сфера,
- развивается воля,
- самосознание и самооценка.
Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности, создание чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей,
формирование "позитивного отношения к своему "Я".
Задачи: Программа помогает решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности.
Темы этого раздела представляют возможность побеседовать с детьми о чувстве страха и одиночества, о необходимости доверять близким, которые не дадут в обиду, помогут справиться с грустью и тревогой.
Преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
Познакомиться с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого.
Принципы реализации программы
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
3. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
На занятии использую индивидуальную форму работы, а так же наглядные и словесные методы работы.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями.
Самосознание ребёнка определяется его социальным опытом, в данном возрасте 5 лет у ребёнка осознание себя как активного деятеля.
Игра для ребёнка является такой формой жизни, в которой он может реализовать свои потребности. Игра способствует становлению произвольного поведения ребёнка. В данной программе подобраны игры и упражнения с учётом психических особенностей детей старшего возраста.
Педагогические требования к реализации программы:
доброжелательное партнерство, сотрудничество с ребенком и его семьей: диалоговый характер проектирования индивидуальных образовательных траекторий;
развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением.
Ожидаемый результат:
- Формирование культуры поведения,
- Развитие нравственных качеств личности,
- Развитие эмоционально-волевой сферы,
- Выработке уверенности в своих силах.
Ребёнок дошкольного возраста направлен не только на предметный мир, но и на мир человеческих отношений.
В пятилетнем возрасте ребёнок способен приобрести такие нравственно- волевые качества, как способность не пугаться трудностей, умения мобилизовать свои усилия для достижения цели, помогать другим, соблюдать очерёдность, правила игры. Программа рассчитана на восемь месяцев, 1 раз в неделю.
Список подгруппы:
- Даша К
- Д. М.
На следующий год я планирую продолжить обучение и ввести обучение песочной терапии.
Тема | ЦЕЛЬ | ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ | СРЕДСТВА | Методы | Ход занятия | |||
1.Радость Знакомство с королём и слугой- радость. |
сентябрь с |
Создать непринужденную психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон. Развивать умение рассказывать о своем чувстве. Учить использовать соответствующую цветовую гамму. | Уметь рассказывать о своем чувстве радости, уметь подбирать соответствующую цветовую гамму, которая соответствует радостному настроению. | Магнитофон Бумага Краски Иллюстрации |
Наглядный Словесный Практический |
1. Слушание песни «Дружба начинается с улыбки». 2. Рассматривание иллюстраций 3. Беседа. Какие чувства и эмоции испытывает радостный человек. 4. Изображение чувства радости подобрать нужный цвет. |
||
2. Грусть Знакомство со слугой по имени-грусть. |
октябрь | Развивать саморегуляцию, показать мимически чувство грусти, развивать творческое воображение. Учить использовать цвет, соответствующий настроению. | Уметь показывать мимикой грустное настроение, объяснять словами чувство грусти. Уметь использовать соответствующий цвет. | Бумага, краски | Наглядный Практический Словесный |
1. Упражнение «Рыба- Лов». 2. Прослушивание грустной музыки. О чем ты думаешь? 3. Рисование чувства грусти – подбор цвета. 4. игра «Грустный мяч». 5. упражнение «Давай поговорим». |
||
3. Доброта. Знакомство со слугой по имени-доброта |
ноябрь | Формировать умение мимически показать доброго человека. Развивать толерантность. | Уметь мимикой изобразить доброго человека. Знать, что добро всегда побеждаетё | Зеркало Краски бумага |
Наглядный Практический Словесный |
1.Разноцветные- добрые краски. 2. Упражнение «Рассматривание себя в зеркале». 3.Нарисуй свою улыбку. 4.Игра «Доброе животное» |
||
4.Злость Знакомство со слугой по имени- злость. |
декабрь | Предоставлять возможность осознать эмоциональное состояние через фрагменты игры, развивающей фантазию. | Уметь осознавать эмоциональное состояние, уметь фантазировать. | Газеты Краски Бумага |
Наглядный Словесный Практический |
1.Игра «Очень злая бабушка» 2.Упражнение «Подбери нужный цвет». 3.Упражнение «Порви бумагу». 4.Этюд «Злюка». |
5.Удивление. Знакомство со слугой по имени- удивление. |
январь | Развивать эмоциональную сферу ребенка, активизировать в речи слов – названий эмоций. Развивать связную речь ребенка. | Уметь подбирать соответствующие слова, называя эмоции. Уметь придумывать коротенькие сказки. | Картинки, иллюстрации. | Наглядный Словесный Практический |
1.Упражнение: «Посмотри на Картинку и сделай удивленное лицо». 2. Этюд «Удивление». 3.Беседа, когда люди удивляются. 4.Придумай удивительную историю. |
|
6. Печаль Знакомство со слугой- печаль. |
февраль | Создать непринужденную обстановку. Учить описывать свое настроение. | Уметь описывать свое настроение, используя в речи прилагательные. Уметь вслушиваться в музыку. | Магнитофон картинки |
Наглядный Словесный Практический |
1.Прочитать печальную сказку «Медвежонок Тиша». 2.Упражнение «Выбери нужные картинки». 3.Релаксация под музыку «Печальные движения». |
|
7.Страх. Знакомство со слугой- Страх. |
март | Развивать эмоциональную сферу ребенка. Активизировать в речи слов- названий эмоций. | Уметь быть эмоциональным, уметь описывать названия эмоций. | Книга иллюстрации |
Наглядный Словесный |
1.Упражнение: «Сон животного». Что сниться зайчику, мышке? 2.Беседа «Что ты чувствуешь, когда боишься? Кого ты боишься? 3. Диагностика страха. |
|
8.Веселье Знакомство со слугой- Веселье. |
апрель | Развивать у детей положительные эмоции, воображение и фантазию. | Уметь эмоционально изображать животное, знать названия положительных эмоций. | Пластилин, магнитофон | Наглядный Практический Словесный |
1.Игра «Веселые человечки». 2.Игра «Покажи веселое животное». 3.Слепи веселого человечка |
Первое и последнее занятие – диагностика результативности.
Читайте также |
---|
Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого…
Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого фольклорного жанра Слово «фольклор» - в буквальном переводе с английского означает...
Роль театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста
Роль театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только лучше. Константин Станиславский. Театр как один из...
Социальная акция по правилам дорожного движения «День влюбленных в ПДД!»

Социальная акция по правилам дорожного движения «День влюбленных в ПДД!» Цель: привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения...