Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для старшей группы

Планирование составлено на основе Образовательной системы «Школа 2100».

Учебник. Программа эмоционально-волевого развития для детей (название, автор, издательство, год издания) Т.Д.Зинкевич - Евстигнеева._г. Улан-Удэ 2022 год.

Пояснительная записка к индивидуальной программе по социально-личностному развитию детей.

(Эмоциональное развитие.)

Чтобы быть успешным в современном обществе с его демократическими тенденциями развития дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты. Детство- период жизни, во время которого происходит развитие личности, становление человека как полноценного члена человеческого общества. Это обуславливает необходимость планомерной работы по социальному развитию ребенка дошкольного возраста, не забывая о том, что каждый ребенок- член общества, не только постоянно подвергающийся воздействию социальной среды, но и сам сознательно выстраивающий отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений. Процесс социализации детей требует системного, комплексного подхода, единой программы непрерывного образования, охватывающей все направления, все звенья и всех участников процесса социализации.

В дошкольном возрасте ребенок проживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общественным ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Ребенок не оказывается перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность обязательно включена в общение. Ребенок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а главным образом в процессе деятельности, общения. В процессе взаимодействия с внешним миром ребенок дошкольного возраста, являясь активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Учитывая эти особенности, я составила программу социально-эмоционального развития детей.

Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые - ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как, застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

Основой построения парциальной программы является ее ориентация на природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе, восприятие ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе социальных отношений, окружающем мире. Программа рассчитана на подгруппу детей, имеющих недостаточное внимание со стороны родителей. В своей работе я применяю компетентностный подход, для развития ценностной сферы дошкольника. Через игры и упражнения у ребёнка формируются:

- нравственные качества личности,

- развивается эмоциональная сфера,

- развивается воля,

- самосознание и самооценка.

Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности, создание чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей,

формирование "позитивного отношения к своему "Я".

Задачи: Программа помогает решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности.

Темы этого раздела представляют возможность побеседовать с детьми о чувстве страха и одиночества, о необходимости доверять близким, которые не дадут в обиду, помогут справиться с грустью и тревогой.

Преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

Познакомиться с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого.

Принципы реализации программы

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

3. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

На занятии использую индивидуальную форму работы, а так же наглядные и словесные методы работы.

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями.

Самосознание ребёнка определяется его социальным опытом, в данном возрасте 5 лет у ребёнка осознание себя как активного деятеля.

Игра для ребёнка является такой формой жизни, в которой он может реализовать свои потребности. Игра способствует становлению произвольного поведения ребёнка. В данной программе подобраны игры и упражнения с учётом психических особенностей детей старшего возраста.

Педагогические требования к реализации программы:

доброжелательное партнерство, сотрудничество с ребенком и его семьей: диалоговый характер проектирования индивидуальных образовательных траекторий;

развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением.

Ожидаемый результат:

  • Формирование культуры поведения,
  • Развитие нравственных качеств личности,
  • Развитие эмоционально-волевой сферы,
  • Выработке уверенности в своих силах.

Ребёнок дошкольного возраста направлен не только на предметный мир, но и на мир человеческих отношений.

В пятилетнем возрасте ребёнок способен приобрести такие нравственно- волевые качества, как способность не пугаться трудностей, умения мобилизовать свои усилия для достижения цели, помогать другим, соблюдать очерёдность, правила игры. Программа рассчитана на восемь месяцев, 1 раз в неделю.

Список подгруппы:

  1. Даша К
  2. Д. М.

На следующий год я планирую продолжить обучение и ввести обучение песочной терапии.

Тема   ЦЕЛЬ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ СРЕДСТВА Методы Ход занятия
1.Радость
Знакомство с королём и слугой- радость.
сентябрь
с
Создать непринужденную психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон. Развивать умение рассказывать о своем чувстве. Учить использовать соответствующую цветовую гамму. Уметь рассказывать о своем чувстве радости, уметь подбирать соответствующую цветовую гамму, которая соответствует радостному настроению. Магнитофон
Бумага
Краски
Иллюстрации
Наглядный
Словесный
Практический
1. Слушание песни «Дружба начинается с улыбки».
2. Рассматривание иллюстраций
3. Беседа. Какие чувства и эмоции испытывает радостный человек.
4. Изображение чувства радости подобрать нужный цвет.
2. Грусть
Знакомство со слугой по имени-грусть.
октябрь Развивать саморегуляцию, показать мимически чувство грусти, развивать творческое воображение. Учить использовать цвет, соответствующий настроению. Уметь показывать мимикой грустное настроение, объяснять словами чувство грусти. Уметь использовать соответствующий цвет. Бумага, краски Наглядный
Практический
Словесный
1. Упражнение «Рыба-
Лов».
2. Прослушивание грустной музыки. О чем ты думаешь?
3. Рисование чувства грусти – подбор цвета.
4. игра «Грустный мяч».
5. упражнение «Давай поговорим».
3. Доброта.
Знакомство со слугой по имени-доброта
ноябрь Формировать умение мимически показать доброго человека. Развивать толерантность. Уметь мимикой изобразить доброго человека. Знать, что добро всегда побеждаетё Зеркало
Краски
бумага
Наглядный
Практический
Словесный
1.Разноцветные- добрые краски.
2. Упражнение «Рассматривание себя в зеркале».
3.Нарисуй свою улыбку.
4.Игра «Доброе животное»
4.Злость
Знакомство со слугой по имени- злость.
декабрь Предоставлять возможность осознать эмоциональное состояние через фрагменты игры, развивающей фантазию. Уметь осознавать эмоциональное состояние, уметь фантазировать. Газеты
Краски
Бумага
Наглядный
Словесный
Практический
1.Игра «Очень злая бабушка»
2.Упражнение «Подбери нужный цвет».
3.Упражнение «Порви бумагу».
4.Этюд «Злюка».
5.Удивление.
Знакомство со слугой по имени- удивление.
январь Развивать эмоциональную сферу ребенка, активизировать в речи слов – названий эмоций. Развивать связную речь ребенка. Уметь подбирать соответствующие слова, называя эмоции. Уметь придумывать коротенькие сказки. Картинки, иллюстрации. Наглядный
Словесный
Практический
1.Упражнение: «Посмотри на
Картинку и сделай удивленное лицо».
2. Этюд «Удивление».
3.Беседа, когда люди удивляются.
4.Придумай удивительную историю.
6. Печаль
Знакомство со слугой- печаль.
февраль Создать непринужденную обстановку. Учить описывать свое настроение. Уметь описывать свое настроение, используя в речи прилагательные. Уметь вслушиваться в музыку. Магнитофон
картинки
Наглядный
Словесный
Практический
1.Прочитать печальную сказку «Медвежонок Тиша».
2.Упражнение «Выбери нужные картинки».
3.Релаксация под музыку «Печальные движения».
7.Страх.
Знакомство со слугой- Страх.
март Развивать эмоциональную сферу ребенка. Активизировать в речи слов- названий эмоций. Уметь быть эмоциональным, уметь описывать названия эмоций. Книга
иллюстрации
Наглядный
Словесный
1.Упражнение: «Сон животного». Что сниться зайчику, мышке?
2.Беседа «Что ты чувствуешь, когда боишься? Кого ты боишься?
3. Диагностика страха.
8.Веселье
Знакомство со слугой- Веселье.
апрель Развивать у детей положительные эмоции, воображение и фантазию. Уметь эмоционально изображать животное, знать названия положительных эмоций. Пластилин, магнитофон Наглядный
Практический
Словесный
1.Игра «Веселые человечки».
2.Игра «Покажи веселое животное».
3.Слепи веселого человечка

Первое и последнее занятие – диагностика результативности.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД в области ФЕМП «Цирковое представление»

Конспект НОД в области ФЕМП «Цирковое представление» Вторая группа раннего возраста Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей и совершенствование познавательных процессов средствами развивающих игр В...

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «День России»

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «День России» Цель: Воспитание чувства патриотизма, любви к России, гордости за родную страну Задачи: - Закрепить и...

Театрализованная игра «Собака»

Театрализованная игра «Собака» Аннотация: Театрализованная игра «Собака» помогает развивать у детей связную речь, координацию движений, обогащает словарный запас. Данная игра предназначена для...

Читайте также

Инженерная книга «Детские забавы»

Инженерная книга «Детские забавы»

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Игры со…

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Игры со Снежной королевой» Цель: Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста...

Физическое воспитание в детском саду

Физическое воспитание в детском саду В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Нравственное воспитание – одна...