К здоровью и гармонии через сенсорный сад

Этим летом в одном из солнечных уголков территории детского сада «Ласточка» села Ребрихи появился сенсорный сад.

Это один из продуктов социально значимого проекта «Здоровье в гармонии с природой», реализуемого педагогическим коллективом на средства от победы в муниципальном конкурсе, проходившем весной этого года. Подводя итоги летнего оздоровительного периода в детском саду анализируем результаты этого проекта.

Проект направлен на приобщение дошкольников и членов их семей к здоровому образу жизни, оздоровление средствами природы. Лето – короткая пора в нашем регионе, нам хотелось максимально его использовать для оздоровления воспитанников. Ведь известно, что именно летом можно наиболее хорошо укрепить иммунитет, подготовить организм ребенка к сезонным встречам с ОРВИ. Поэтому в оздоровлении детей мы постарались задействовать все силы живой и неживой природы: солнце, воздух, воду, растительный и животный мир, природные материалы. Технологиями этого проекта стали босохождение (профилактика плоскостопия, закаливание), дыхательная гимнастика (укрепление дыхательной мускулатуры, развитие подвижности грудной клетки – профилактика заболеваний дыхательной системы), бэби-йога (развитие бережного отношения в своему телу, повышение самооценки, укрепление мышц, улучшение осанки и координации движений, обучение контролю эмоций), оздоровительные походы по экологической тропе (комплекс полезных эффектов), сенсорные игры и упражнения с природными материалами (развитие чувственной сферы), ароматерапия (благотворное влияние на нервную систему), рижский метод закаливания (профилактика простудных заболеваний) – во всех группах детского сада. Сенсорный сад стал частью существующего предметно-экологического комплекса ДОУ и местом, где приятно реализовывать каждую из этих технологий, где можно потренировать, а также успокоить, привести к гармонии свои чувства. Здесь сконцентрированы материалы и растения, взаимодействие с которыми благоприятно влияет на общее состояние человека, активизирует систему чувств - обоняние, зрение, тактильное восприятие, слух, вестибулярный аппарат. Сад чувств как бы приглашает каждого – ребенка или взрослого – снять обувь, походить по песку, камушкам, шишкам, крупной или мелкой нагретой солнцем коре сосны, спилам стволов деревьев, круглым поленцам разного диаметра. Здесь можно удобно усесться или улечься прямо на песке или на ребристых мостках, соединяющих ячейки с природными материалами, послушать шелест листвы или звуки, издаваемые несколькими «ловцами ветра». В центре этого большого модуля, представляющего собой своеобразный сенсорный маршрут для босохождения, высажены в кашпо самые разные ароматические растения, среди которых большинство – лекарственные. А вокруг этого необычного ландшафтного элемента высажены туи (чемпионы по выделению фитонцидов) и несколько декоративных и целебных кустарников. Среди ароматических растений лаванда, монарда, шалфей, базилик, ромашка, фенхель, душица, иссоп и другие. Все эти растения можно не только нюхать, но и потрогать, растереть пальцами листочек – именно прикосновение позволяет раскрыться ароматам. Педагог тонко настраивает обоняние ребят на восприятие ароматов, учит ребят определять растение по его аромату, сравнивать запахи, называть ассоциации, которые они вызывают – таким образом мы в непринужденной игровой форме развиваем чувственную сферу детей, снимаем напряжение и излишнее возбуждение перед дневным сном, возбуждаем аппетит перед обедом. Большинство растений на зиму можно перенести в помещение, на окно, где они станут частичкой лета, когда за окном холод и стужа.

Рядом с открытым модулем в беседке расположен стеллаж с емкостями, которые наполнены различными природными и рукотворными материалами для творческих игр (песок, крупы, галька, опилки разной фактуры, вода и пр.). Здесь же устроен небольшой «сеновал» (диванчик из брикетов сена, предоставленных отзывчивыми на проект родителями воспитанников) где можно вдохнуть запах сена – знакомый теперь далеко не каждому сельскому жителю. Сюда при подходящей погоде в течение лета мы выносили клетки и террариумы с нашими питомцами из экологической комнаты (улитки-ахатины, красноухие черепахи, любимцы детей хомячки Миша и Маша). Таким образом, в течение всего летнего оздоровительного сезона детям каждой группы во время ежедневных прогулок была обеспечена возможность взаимодействовать с животными, растениями, природными материалами – испытать их благотворное влияние. А еще это место, где ребенок и мама после ухода из шумной группы, чуть свернув в сторону с тропинки, ведущей к выходу из детского сада, могут еще какое-то время оставаться только вдвоем – не спеша обменяться впечатлениями дня, чувствами, сделать что-то вместе. Это место снимает стресс – многие «пользователи» уже это отметили.

Педагогам не пришлось тратить много времени на освоение методик работы с детьми в сенсорном саду – основы знаний и практические умения по стимулированию сенсорных систем у них имелись и до появления сенсорного сада. Нам лишь пришлось внести дополнения в циклограмму деятельности каждой группы, разнообразив прогулки детей оздоровительными маршрутами и играми в сенсорном саду. Новинкой образовательного процесса этим летом стали и терренкуры – сюжетные туристические пешие походы по экологической тропе детского сада с несколькими остановками для оздоровительных игр и упражнений – дыхательной гимнастики, релаксации, босохождения в сенсорном саду, бэби-йоги.

1

2

3

Мнение родителей

«Очень благодарна педагогическому коллективу за то, что у них появилась идея сенсорного сада. Это действительно яркий неординарный элемент в инфраструктуре образовательного учреждения. Радует то, что в детском саду много внимания уделяется здоровью детей – закаливанию, босохождению, физической культуре. Мы с моими детьми очень часто после детского сада останавливаемся в сенсорном саду, разуваемся и наслаждаемся ощущениями и просто красотой этого места».

Загороднева Ксения Юрьевна, родитель детей групп «Ромашка» и «Рябинка».

P.S. Из выделенных 15000 рублей муниципальной поддержки большая часть средств потрачена на приобретение 20 ковриков для детской йоги, 3500 рублей – на растения-лекари в том числе для ароматерапии в сенсорном саду (туи, курильский чай, лимонник китайский, монарда, лаванда, душица, ромашка, шалфей, розмарин и другие) и кашпо для растений. Деревянные модули самого сенсорного сада и декоративная шпалера для вьющихся растений, выполняющая роль его ограждения, выполнены благодаря безвозмездной помощи в виде пиломатериала и его распиловки наших партнеров – ООО «Ребрихинский лесхоз» в лице Беспалова Юрия Владимировича, индивидуальных предпринимателей Беляева Евгения Николаевича, Хоруженко Павла Павловича. Педагоги, воспитанники и их родители благодарят их за помощь в реализации оздоровительного проекта, заботу о подрастающем поколении и желают им здоровья, благополучия и успехов в их труде.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Педагогический проект по экологическому воспитанию «Сбережем природу»

Педагогический проект по экологическому воспитанию «Сбережем природу» Подготовительная группа Проблема: «Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу -...

Конспект НОД «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях»

Конспект НОД «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях» Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах, предложениях Задачи: Коррекционные: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при...

Проект «Чем пахнут ремесла»

Проект «Чем пахнут ремесла»

Читайте также

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я родился в России»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я родился в России» Старший дошкольный возраст Информационная карта проекта 1. Название проекта: «Я родился в России». 2. Тип проекта: социально-значимый. 3...

Сценарий музыкально-спортивного праздника с папами к 23 февраля «Вместе с…

Сценарий музыкально-спортивного праздника с папами к 23 февраля «Вместе с папой» Цель: доставить детям радость от участия в совместном празднике с папами;...

Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ

Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка». К. Д. Ушинский. Игры с песком — прекрасный материал...