Методическое пособие для детей старшего и подготовительного возраста: «Музыкальные игры на основе народной музыки»

Аннотация

Народные песни с хороводами являются богатым материалом для музыкальных инсценировок, представляя собою естественное сочетание игры с песней. Русская народная песня является почти первой по степени своей художественности. Чрезвычайно музыкальный от природы русский народ всю свою жизнь, все свои переживания изливал в стихотворно-вокальной форме. Поэзия сразу выливалась в музыку.
Русские хороводы представляют собою плясовые игры-песни; в них музыка и драматизация к ней связаны между собой неразрывно.

Введение

Произведения народного творчества не только отражают жизнь народа, его опыт, традиции и ценности, но и способствуют появлению глубинного чувства родства – своеобразного стержня для дальнейшего формирования всей личности.

Народные песни, музыкальные народные игры для малышей и дошкольников рассказывают о культуре русского народа в образной, доступной для детей форме. Они развивают творческое мышление, способствуют формированию музыкальной культуры и делают детей более восприимчивыми к художественным образам.

Музыкальные игры – одно из наиболее доступных средств развития музыкального слуха, координации движений и способностей к импровизации. Большинство народных игр не имеет чётких правил, так что детям предоставляется возможность в полной мере проявить свои творческие способности, фантазию, умение быстро и нестандартно мыслить. Они развивают находчивость, внимательность и координацию движений, сообразительность, ловкость, скорость реакции и умение работать в команде.

«Летел голубь»

Летел голубь, летел сизый за голубицею.

Шел удалый молодец да с красной девицею.

Что не сизенький голубчик- добрый молодец идет,

Что не сизая голубка, красна девица-душа.

Полетел мой голубочек,

полетел голубь домой.

Полетел голубь домой ко голубушке своей.

Сизый голубь ворковал, голубушку поджидал,

Голубушка прилетала,

дружком милым назвала.

Эта песня хороводная. Детям можно предложить спокойно под музыку двигаться в кругу вправо и влево. Выбираются дети, играющие голубка и голубку. Они должна находиться внутри круга и изображать всё, что поется в песне, с плясовыми жестами и легким намёком на жесты птиц, изредка взмахом крыльев и т.д.

В процессе игры обратить внимание детей на спокойную меланхоличность музыки, которая должна отразиться и на движении.

«Поутру ранёшенько»

Поутру ранешенько на заре

Щебетала ласточка на дворе.

Всплакала девонюшка на море

На белом горючем, на камне.

По бережку батюшка гуляет,

Гуляй, гуляй, батюшка, мой родной,

Сними меня, девицу, со моря,

Со бела горючего, со камня.

У батюшки жалости не было,

У родного милости не стало,

Не снял меня девицу со моря,

Со бела горючего со камня.

У молодца жалости прибыло,

У родного милости прибыло,

Снял он меня девицу со моря,

Со бела горючего со камня.

Игру можно провести в виде хоровода в кругу или же в виде совсем свободной инсценировки. Выбираются девица, батюшка и молодец; детям объяснить разное отношение батюшки и молодца к девушке: батюшка суровый, неласковый, а молодец хороший, добрый - пожалел девушку. Остальные дети поют или в кругу, или группой садятся петь в стороне, глядя на игру. Игра сопровождается плясовыми движениями.

«Как за речкою»

Как за речкою, как за быстрою,

Ай люли, люли, как за быстрою.

Как ходил, гулял добрый молодец,

Ай люли, люли, добрый молодец.

Как на нем кудри светло-русые,

Ай люли и т. д.

Они чесаны, перечесаны,

Ай люли и т. д.

Повстречалися ему девушки:

«Ты продай-ка нам, добрый молодец,

Ты продай свои кудри русые».

«Ах вы, девицы неразумные,

Самому-то мне кудри надобны».

Эту игру можно очень красиво провести в хороводе. Сначала выбираются молодец и несколько девушек; предлагается сделать сразу сомкнутый круг или сначала пройтись в разных направлениях завивающейся гирляндой, сомкнув ее в венок не с самого начала.

Молодцу можно быть где он хочет: в кругу ли, или потом из него выделиться, или вне круга и так гулять за кругом. Девушкам тоже можно выбрать место, откуда потом они будут выходить навстречу молодцу: выделиться ли из самого круга на соответствующих словах или со стороны войти в середину круга для встречи с молодцем.

Молодец должен приплясывая, красоваться своими кудрями. При встрече девушек с молодцем выполняется старинный, медленный поклон, какой был в то время, когда пелись в деревне эти песни. Девушки в кругу могут приплясывать то в одну, то в другую сторону, то вперед, то, приплясывая, отходить назад. При этом могут держаться за руки, или каждая со своим жестом, чем разнообразнее, тем лучше. Припевы «ай люли» выражать особо оживленными жестами.

В этой игре может быть много вариантов, которые изобретаются самими детьми. При наличии русских костюмов может получиться очень красивая инсценировка для праздников.

Список литературы:

1. Бударина Т.А. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством».С.-Пб. «Детство- Пресс».1999.

2. О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре: Программа». Учебно-методическое пособие. СПБ.: Детство – Пресс. 2010г.

3. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа)

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа) Вид проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность: краткосрочный. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, музыкальный руководитель...

Ротацизм у дошкольников и работа с ним в условиях ДОУ

Ротацизм у дошкольников и работа с ним в условиях ДОУ Для специалиста ротацизм и его исправление изначальное заключается в формировании правильной...

Безопасность в сети интернет

Безопасность в сети интернет Что такое Интернет? Интернет – эта Всемирная информационная сеть. Получив доступ к сети, можно сделать многое. При...

Читайте также

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста…

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

К здоровью и гармонии через сенсорный сад

К здоровью и гармонии через сенсорный сад Этим летом в одном из солнечных уголков территории детского сада «Ласточка» села Ребрихи появился...

Конспект осеннего праздника «Проделки Бабы Яги» для детей старшего дошкольного…

Конспект осеннего праздника «Проделки Бабы Яги» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет Под песню «Проказница осень» дети входят в зал...