Познавательный досуг «Путешествие в «Сказку о царе Салтане…»

Цель: Приобщить детей к восприятию произведения художественной литературы через интеграцию разных видов искусств (живопись, музыка). Прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина.

Задачи: Развивать умение выразительно читать стихи, изображать сказочных персонажей. Прививать любовь к музыке и поэзии. Развивать творческую инициативу в продуктивной деятельности (оригами). Познакомить с библиотекой и профессией библиотекаря. Воспитывать эстетический вкус.

Предварительная работа: Чтение сказки А.С. Пушкина. Беседа о жизни и творчестве поэта. Рассматривание иллюстраций и репродукций картин известных художников. Слушание музыки из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», просмотр мультфильма «Сказка о царе Салтане», рисование понравившихся сюжетов сказки, раскрашивание сюжетов из сказки.

Оборудование и материалы: ПК и мультимедиа, презентация «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» с иллюстрациями. Аудиозаписи музыки к опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», фрагмент «Три чуда». Костюм кота-ученого. Рисунки детей по сказке, репродукция картины Врубеля «Царевна-Лебедь», иллюстрации И.Я. Билибина к сказке.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Ход занятия

В библиотеку входят дети и садятся на стульчики. Их встречает библиотекарь (Воспитатель в роли Библиотекаря.)

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! А вы знаете, куда вы пришли?

Библиотекарь: Правильно, в библиотеку. Библиотека- это хранилище книг. А как называют хозяйку этого хранилища? (Библиотекарь.) Я - библиотекарь, хозяйка этой библиотеки. Зовут меня Елена Николаевна.

В моей библиотеке живут разные книги: энциклопедии, рассказы, стихи и вами любимые сказки. Сегодня я приглашаю вас в одну из них (Слайд №2). Написал эту сказку Александр Сергеевич Пушкин - великий русский писатель и поэт.

Посмотрите на портрет А.С. Пушкина (Слайд №3).

Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Разговор у нас сегодня пойдет о Пушкине-сказочнике.

С раннего детства маленькому Саше напевала песни, рассказывала необычные истории и сказки его любимая няня – Арина Родионовна (Слайд№4).

Нянины речи – певучие, медленные или бойкие, веселые – понимал он сначала не по смыслу, а по их музыке. А когда Саша стал побольше – пришли сказки по вечерам, как награда за весь день. В сказках добрые воевали со злыми. Злые были сильными и ловкими. Добрым приходилось трудно, но в конце добро побеждает зло. Став взрослым, Пушкин собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки.

Библиотекарь: В одну из его сказок мы сейчас и отправимся. Вы спросите, а как мы это сделаем? У меня есть волшебная палочка (показывает). Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова:

Волшебная палочка раз, два, три

В сказку нас перенеси!

Дети закрывают глаза. Выносится изображение дуба с золотой цепью.

Библиотекарь: Вот мы и в Лукоморье, где живут все сказки А. С. Пушкина.

У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом… .

- Подождите, дуб есть, на нем цепь. А где же кот?

Появляется Ученый Кот с книгой.

Здравствуйте, ребята! Я ученый кот.

Говорят коты и кошки

Любят греться на окошке

Любят сливки и печенье

Но не любят приключенья.

Я - совсем наоборот

Я не зря – Ученый кот!

Я в душе авантюрист

И немножечко артист

Но – подчеркиваю, лично

Я учился на отлично

И поэтому – то вот,

Я вполне ученый кот.

Зачем вы пожаловали ко мне в Лукоморье?

Библиотекарь: Уважаемый кот, мы хотим попасть в одну из сказок Пушкина.

Кот: В какую же?

Библиотекарь: Пушкин написал много сказок, но одна из них справляет день рождения в наступающем году.

Ей исполняется 185 лет (создана в 1831 году).

Кот: Я понял, о какой сказке идет речь. А вы, ребята, поняли? Тогда узнайте ее по строкам (Слайд №5):

Три девицы под окном

пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

говорит одна девица,-

то на весь крещеный мир

«Кабы я была царица,-

говорит ее сестрица,-

приготовила б я пир!»

то на весь бы мир одна

наткала я полотна!»

«Кабы я была царица,-

третья молвила девица,-

я б для батюшки-царя

родила богатыря!»

Библиотекарь: Правильно, это сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (Слайд № 6).

Кот: Ребята, многие сказки Пушкина нашли своё отражение в музыке русских композиторов: Михаила Ивановича Глинки и Николая Андреевича Римского-Корсакова.

В 1899 г. Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане». Это был год 100-летнего юбилея со дня рождения великого русского поэта Пушкина (Слайд №7).

Художники также иллюстрировали «Сказку о царе Салтане».

Одним из известных художников был Иван Яковлевич Билибин. Эту сказку Иван Яковлевич иллюстрировал первой (Слайд №8).

Кот: В «Сказке о царе Салтане…» было много волшебного и чудесного. Вот об этих чудесах я и хочу с вами поговорить. Сколько всего чудес было в сказке? (Три чуда.)

- Композитор Римский-Корсаков так представил в музыке первое чудо. Давайте послушаем. (Аудиозапись №1)

Кот: Ребята, какая музыка по характеру?

Дети: Музыка очень веселая, светлая, прозрачная, хрупкая.

Кот: О каком чуде идет речь в музыке Римского-Корсакова?

- Правильно, о Белке.

Ребенок читает отрывок про белку «Ель растет перед дворцом….»

(Слайд №10)

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,

Кот: В этой музыке композитор рассказал не только о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, но и о том, как она поет. Песенка белки – это р.н.п. «Во саду ли, в огороде».

Кот: Ребята, веселая белочка из сказки оставила нам задание:

Д/и «Что лишнее»

Цель: Узнать к какой сказке А. С. Пушкина принадлежат иллюстрации, и определить какая иллюстрация к этой сказке не относится.

Кот: Дети, а какое же было второй чудо? Давайте послушаем музыку композитора Римского-Корсакова. Она нам подскажет (Аудиозапись №2).

Кот: Ребята, какая музыка по характеру?

-Бурная, громкая, величественная.

- О каком чуде идет речь в музыке? Как вы думаете?

-Правильно, о тридцати трех богатырях и о дядьке Черноморе. (Слайд №11)

Ребенок читает отрывок про богатырей «Море вздуется бурливо…»

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор".

Кот: В этой музыке композитор передал, как шумит, волнуется море при появлении богатырей, какие сильные, могучие богатыри идут на защиту града князя Гвидона.

Кот: Ребята, богатыри, еще их называют витязи, из сказки оставили нам свое задание:

Игра малой подвижности «Море волнуется раз…» (Сказочная фигура.)

Цель: Способствовать развитию творчества в импровизации, воображения. Формировать двигательную активность детей.

Кот: Дети, а какое же было третье чудо? Давайте снова послушаем музыку композитора Римского-Корсакова. (Аудиозапись №3).

Кот: Ребята, какая музыка по характеру?

Мелодия плавная, напевная, ласковая.

Кот: О каком последнем чуде идет речь в музыке?

- Правильно, о Царевне-Лебеди.

Царевна эта необычная, волшебная, это и человек, и птица лебедь.

(Слайд №12)

Ребенок читает отрывок про Царевну-Лебедь:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть;

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава;

А как речь - то говорит,

Словно реченька журчит.

-А вот какой увидел в «Сказке о царе Салтане» Царевну-Лебедь великий художник Михаил Александрович Врубель (Слайд № 13).

Кот: Ребята, Царевна – Лебедь также оставила для вас задание ,чтобы у вас осталась память о ней. Давайте и его выполним.

Продуктивная деятельность: Оригами «Лебедь»

Цель: Упражнять в использовании техники оригами в работе с бумагой, развивать пространственное воображение.

Кот: Молодцы, ребята! Вы действительно знаете сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», а также о трех чудесах.

- Герои сказки оставили вам подарок, но я его не уберег и от него остались только мелкие кусочки. Если вы мне поможете и соберете все эти кусочки, то подарок станет целым и я вам его подарю.

(Дети собирают части разрезной картинки с изображением книги А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».)

А вот и обещанный подарок! (Кот вручает детям книгу со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».)

Кот: Дорогие ребята, наше путешествие по пушкинской сказке заканчивается. И мне было очень приятно и интересно вместе с вами еще раз вспомнить сказку Пушкина и послушать замечательную музыку Римского-Корсакова, написанную к ней. Я думаю, что после нашего путешествия вы полюбите сказки Пушкина еще больше. Все они прекрасны и поучительны. И в них всегда побеждает добро. Желаю вам идти по жизни только одной дорогой – дорогой добра. И еще хочу пожелать читать больше книг. И беречь наш прекрасный русский язык. Обращайтесь с ним почтительно, в руках умелых он в состоянии творить настоящие чудеса!

- До свидания!

Библиотекарь: И нам, ребята, пора возвращаться. Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова:

Волшебная палочка раз, два, три

Обратно нас перенеси!

Библиотекарь: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Вы всегда можете прийти в библиотеку и отправиться в новые неизведанные путешествия в мире книг.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Театрализованная игра «Курочка»

Театрализованная игра «Курочка» Аннотация: Игра развивает связную речь, учит драматизации, обогащает словарный запас, активизирует развитие познавательной активности, эмоционально-волевой сферы, формирует коммуникативные качества...

Паспорт мини – музея «Ракушки» для детей 1-й разновозрастной группы

Паспорт мини – музея «Ракушки» для детей 1-й разновозрастной группы Паспортные данные: Наименование мини – музея: «Ракушки» Профиль мини – музея: поисковая, научная...

Дидактическая игра «Домик для друзей»

Дидактическая игра «Домик для друзей» Дидактическая игра «Домик для друзей» подойдет для детей 4-5 лет. Данная игра направлена на развитие логического...

Читайте также

Развитие гибких навыков у детей дошкольного возраста, как ответ на…

Развитие гибких навыков у детей дошкольного возраста, как ответ на специфику современных тенденций в обществе Фёдорова И.А. – магистр социальных наук...

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»…

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» (с презентацией) Цель: Закреплять знания в области речевого и познавательного развития...

Конспект НОД в подготовительной группе по РЭМП «Поможем жителям города…

Конспект НОД в подготовительной группе по РЭМП «Поможем жителям города Нижневартовска» Цели: стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность. Развивать умение четко...