Развитие гибких навыков у детей дошкольного возраста, как ответ на специфику современных тенденций в обществе

Фёдорова И.А. – магистр социальных наук, ст.преподаватель кафедры «Педагогики и психологии», директор ЦИИ Казахстанско-Американского Свободного Университета, Усть-Каменогорск, Казахстан.

Хасанзянова В.М. – магистр психологии, педагог-психолог Муниципального автономного ДОУ «Детский сад № 379 комбинированного вида c воспитанием и обучением на татарском языке», бизнес-тренер проекта «Фабрика Предпринимательства – Дети», Казань, Республика Татарстан.

В любом современном, развитом государстве, всестороннее развитие детей является одном из центральных приоритетов, так как именно они залог успешного существования и развития его в дальнейшем. Выражение «Дети – наше будущее», настолько очевидное, но неизменно актуальное, несет в себе всю глубину и суть значения подрастающего поколения. Но не менее очевидно, что модель поведения и совокупность социальных и когнитивных навыков, сформированных у современных взрослых – это не тот эталон, на основе которого необходимо строить модели обучения и воспитания детей, которым предстоит жить в мире совершенно иной формации. Поэтому, понимание того, каковы приоритеты развития и в чем специфика комплекса базовых навыков, которые необходимо сформировать в период активного становления человека, требует особой глубины и вдумчивости.

Если рассуждать, какие именно тенденции современного мира и общества оказывают наиболее значительное влияние на воспитание и развитие детей и могут влиять на этот процесс, можно говорить о следующих моментах.

Во-первых, это глобальное и интенсивное развитие технологий. Использование смартфонов, планшетов, интернета и других современных устройств, и технологий, стало не просто обычным, но и необходимым для развития и обучения детей уже в достаточно раннем возрасте. В психологии развития можно встретить обозначение этого фактора развития, таким понятием, как «экран». В данном случае, экран представляет собой не что-то физическое, а выступает как глобальное пространство информационной среды, вписанной в субъективную картину мира каждого ребенка. Поэтому и речь здесь идет не столько о воздействии на здоровье, сколько о содержании экранных образов, способных как гармонично вписываться в картину мира и дополнять ее как информационно, так и социально, так и искажать ее, вызывая определенные когнитивные деформации [1].

Во-вторых, важно учитывать расширение информационного пространства, в котором ежедневно находятся дети, начиная с момента рождения. Использование интернета знакомо и доступно многим детям дошкольного возраста, что само по себе не имеет негативного или положительного эмоционального окраса, так как использование подобных информационных каналов – это реальная необходимость. Более важным, в оценке этого фактора, является оценка качества этой информации, то есть контента и ресурсов, которыми пользуются дети.

В 2021 году «Лаборатория Касперского» проанализировала, в каких конкретных мобильных приложениях казахстанские дети проводят большую часть времени. Лидирует видеохостинг YouTube (доля составила 32% от всего объёма времени, проведённого в десяти самых популярных приложениях). В целом чаще всего в конце 2021 года дети по всему миру искали на YouTube контент, связанный с играми. Доля таких запросов составила 28%. Детализируя – дети ищут каналы игровых блогеров (самой популярной игрой является Minecraft). В топ-3 каналов на YouTube попали MrBeast, EdisonPts и Paluten, а в десятку наиболее востребованных игр впервые вошли Genshin Impact и Poppy Playtime. Второе место, среди опрашиваемых детей, на YouTube заняли музыкальные запросы (их доля составила 19%). Чаще всего искали BTS, BlackPink, Lil Nas X, Ariana Grande и Twice. На такой развлекательный контент, как фильмы, мультфильмы и телешоу пришлось 12% запросов.

Далее в тройке наиболее популярных среди детей программ - около 22% набрал мессенджер WhatsApp и ещё 16% - TikTok [2].

В психическом плане, то, что дети имеют доступ к огромному количеству информации через интернет, может значительно подхлестнуть их когнитивное развитие, но также может спровоцировать информационное перенасыщение, когнитивные искажения, снижение социальной активности и тревожные состояния при отсутствии доступа в подобной информации.

Третье, на что мы предлагаем обратить внимание – это тенденции в изменении структуры семьи. В Казахстане и России проводится множество демографических и психологических исследований, повещённых данной тематике. Вот примеры только некоторых из них: «Семья в Казахстане: тенденции и перспективы» в котором анализируется демографическая ситуация и изменения в структуре семьи, такие как рост разводов, падение рождаемости и увеличение числа одиноких матерей (2016 г., Агентство по делам семьи и равноправия полов Казахстана), «Исследование семьи и семейной политики в Казахстане» анализирует изменения в семьях Казахстана, включая браки, разводы, рождаемость и политику поддержки семей (2018 г. , Национальный центр социологических исследований Казахстана), «Изменения в семейной структуре в Казахстане» посвященное динамике семейной структуры (браки, разводы, рождаемость), особенностям миграции супругов и эффекту миграции на семейные связи (2012 г., исследование ЮНИСЕФ), «Изменения в структуре семьи в Казахстане: динамика, тренды и причины» анализирует социально-экономические факторы, влияющие на изменения в структуре семьи, включая разводы, рождаемость и миграцию (2013 г., проведено Институтом демографии Казахстана), «Исследования статистических данных: Росстат» (Федеральная служба государственной статистики) регулярно публикует статистику о составе семей и бракоразводных процессах в России, Исследования демографических трендов: различные демографические институты и организации, такие как Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, проводят исследования о демографических тенденциях и их влиянии на структуру семьи.

Все эти исследования указывают на факты роста числа одиноких родителей, семей с двумя работающими родителями и семей альтернативных традиционной нуклеарной (гей-пары, многодетные, смешанные и т.д.).

Четвертый важный фактор – увеличение уровня ежедневного стресса. Аргументируя, можно указать исследования профессора психологии, исследовавшего стресс у детей дошкольного возраста, Майкла Раттера. Его исследования показывают, что дети дошкольного возраста могут испытывать стресс из-за различных факторов, таких как разлука с родителями, изменение обстановки, конфликты со сверстниками или требования, несоответствующие их возрастным возможностям. Также, он установил, что стресс может оказывать отрицательное влияние на психическое и физическое благополучие детей, что в свою очередь может весьма негативно влиять на развитие, которое особенно активное в этом возрасте. Он обнаружил, что переживание постоянного стресса может привести к развитию психосоматических симптомов (например, головная боль, боли в животе), тревожности, депрессии или других проблем психического здоровья. Особенно важно, что эти последствия могут иметь долгосрочные последствия. Например, постоянное нарушение стрессом нервной системы может повлиять на развитие мозга ребенка и привести к проблемам социального и эмоционального функционирования в будущем [3].

Специфика стресса в современном обществе в том, что она активно проявляется не только в деятельности и жизни взрослых, но нарастает и у детей, так они могут столкнуться с высокими академическими требованиями, социальным давлением, депрессией и т.д.

Еще один из центральных факторов – пятый – это изменения в образовательной среде. Множество традиционных методов обучения уступают место более интерактивным подходам, основанным на самостоятельности и творческом мышлении, гибких навыках. Также все большее значение уделяется развитию навыков, связанных с технологиями.

Среди основных трансформаций системы среднего образования в Казахстане можно отнести: обновление учебных программ для всех уровней среднего образования, проведено обновление содержания предметов, введение новых курсов и тем, чтобы соответствовать требованиям современной экономики и общества; внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, создание цифровых учебников, электронных платформ для обучения, проведения тестирования и контроля успеваемости; развитие автономии школ; обновление квалификационных требований для педагогов и система их профессионального развития,  более системное обучение педагогов, акцент на повышение качества их работы; развитие внешкольного образования, введение дополнительных образовательных программ внешкольных учреждений, включая кружки и секции по различным предметам. В свою очередь в России можно отметить следующие изменения: внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в среднюю школу, новый стандарт включающий в себя изменения в содержании образования, организации учебного процесса и оценки знаний учащихся; увеличение доступности образования; развитие информационных технологий в образовании, введение использования современных технологий в учебном процессе, таких как электронные учебники, интерактивные доски, онлайн-курсы и т.д.; улучшение профессиональной подготовки учителей, внедрение новых требований к квалификации и повышению уровня компетенции педагогических работников; развитие дополнительного образования, в рамках которого, значительное внимание уделяется развитию образование в рамках  кружков, секции, участие в олимпиадах и конкурсах, микро-лаборатории и т.д.

Шестой особенностью, которую мы считаем необходимым упомянуть – это формирование и углубление фактора мультикультурного общества. Здесь и изначальное культурное развитие населения как Казахстана, так и России, и интенсивное развитие миграционных и иммиграционных  процессов, и глобализационные процессы в целом, что провоцирует смешение культур и приводит к тому, что дети сталкиваются с различными ценностями, языками и традициями, культурными нормами и национальными характерами. В свою очередь, это требует от воспитателей, учителей и родителей, да и общества в целом, необходимости развивать у детей уважение и толерантность к культурному разнообразию, культурную гибкость и адаптивность.

И, наконец, седьмой фактор, который мы хотели бы упомянуть – это изменение мира профессий, как ответ на социальные и индустриальные вызовы общества. Учет этого фактора чрезвычайно важен тем, что поколение, которое сейчас только вступает на путь осознанных решений, будет жить в совершенно ином и, возможно даже, чуждом нам мире, с иными потребностями и запросами. Такие изменения мы видим и можем констатировать, как в современном Казахстане, так и в России. В 2017 году, в России, Минтрудом был разработан Справочник профессий, содержащий описание не только самих профессий, но и методология прогнозирования профессий и факторы, которые определяют развитие тех или иных профессий [4]. А в Казахстане, в 2021 году, по инициативе Министерство труда и социальной защиты населения РК, состоялась онлайн конференция, в рамках которой был презентован Атлас новых профессий и компетенций в Республике Казахстан. «При помощи Атласа новых профессий можно прогнозировать потребности в различных компетенциях по каждой из рассматриваемых отраслей экономики, что положительно отразится на точности будущих стратегических программ развития. Кроме того, это скажется на понимании и заинтересованности населения в повышении квалификации, вовлеченности в обучение актуальным навыкам или профессиям, которые будут востребованы», – сообщил Саясат Нурбек, оказывавший методологическую, административную и организационную поддержку на всех этапах реализации проекта по разработке и внедрению Атласа [5].

Обобщая этот, далеко не полный, список факторов, влияющих на трансформацию не только самого мира и общества, но и требований, которые мир транслирует человеку, который хочет не просто существовать, но быть успешным и полезным в данном обществе, мы можем понять, что в обучение и развитие чрезвычайно важно включать элементы, на которых можно базировать развитие, так называемых гибких навыков (Soft skills).

Само понятие «soft skills» изначально было введено и развивалось в области бизнеса и управления и обозначало набор некогнитивных навыков и качеств личности, которые оказывают влияние на формирование успешных межличностных отношений и достижение более высокого профессионального успеха. Первые литературные упоминания о soft skills можно найти в международной литературе по менеджменту и персональному развитию еще в 1960-х годах, однако в последние десятилетия понятие получило широкое распространение и стало значимой частью современного представления о необходимых навыках для успешного функционирования в обществе в целом, а не только на рынке труда.

Использование понятия «soft skills» непосредственно в образовании и акцентирование внимания на развитии этих навыков в учебных программах, наравне с hard skills можно отнести в середине-концу ХХ-го века. Одним из ключевых «пионеров» внедрения понятия в образование была Американская национальная ассоциация по образованию (National Education Association), которая включила гибкие навыки в свою программу обучения еще в 1992 году.

С течением времени, развитие социально-эмоциональных навыков в образовании стало более признанным и получило поддержку со стороны различных образовательных организаций и исследователей, а также государственных систем образования.

Гибкие навыки – тема достаточно популярная для изучения в русскоязычной психологии. Так, стоит уделить внимание, изысканиям и практической так психологов как: Виталий Спивак, доктор психологических наук, автор исследований и практических руководств по развитию социальных и эмоциональных навыков у детей; Алексей Лебедев, кандидат психологических наук, исследователь в области личностного и социального развития детей, также насчитываются различные публикации на тему «гибкие навыки»; Елена Морозова, кандидат психологических наук, занимается исследованиями и разработками по развитию эмоционального интеллекта и межличностных навыков у детей; Лейла Ахметжанова, педагог и психолог, автор популяризированных психологических книг «100 гибких навыков для развития ребенка» и «Умный ребенок. Гибкие навыки»; Айгуль Шанова, казахстанский психолог и тренер, специализирующийся на вопросах развития коммуникативных и взаимодействия с детьми.

Размышляя о значении гибких навыков для процесса социализации, психического становления и созревания в контексте трансформации мира, важно понимать, что их формирование становится вопросом раннего развития и становления личности, и сдвигается на максимально ранние этапы психического развития, а именно на дошкольный возраст. Их формирование должно становится естественной частью раннего развития и обучения и гармонично сливаться с традиционными системами обучения всем прочим навыкам и умениям, так как под «soft skills» мы имеем в виду, навыки, позволяющие человеку эффективно и гармонично выстраивать межличностное взаимодействие, определяющее успех индивидуума в социуме [6].

Говоря же о содержании комплекса гибких навыков мы опираемся на восемь основных навыков, выделенных в статье «Soft skills как основа развития социального интеллекта детей дошкольного возраста»: сотрудничество (лидерство, работа в команде), коммуникация (навыки устного общения, умение говорить публично и внимательно слушать), усвоение информации (получение новых знаний), критическое мышление (решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации), креативность (артистизм, любопытство, воображение, самовыражение), инициативность (настойчивость, самостоятельная работа, планирование, самодисциплина, самообучение, способность к адаптации), ответственность (социальная грамотность, личная и социальная ответственность), эмпатия (распознавание эмоций других людей и свои собственные, их контроль, сопереживание) [7].

Основываясь на важности изменения подхода к формированию базовых личностных качеств, переноса акцента на углубленное развитие гибких навыков, как некий залог успешности во многих жизненных сферах, мы также понимаем, что эти процессы должны быть обращены к более ранним возрастам, и только при таком подходе они могут гарантированно и органично вписаться в структуру формирующейся личности и стать естественной основой жизнедеятельности. Нами было проведен мини-опрос, респондентами в котором выступили родители, чьи дети участвовали в программах, включающих как элемент, развитие soft skills, у детей дошкольного возраста, а также специалисты, работающие с детьми в данном направлении.

Всего в опросе приняли участие 60 человек, из них 41 респондент – родители, 19 респондентов – специалисты, работающие с детьми.

Первый вопрос был посвящен определению респондентами навыков, которые они считают необходимыми для того, чтобы иметь более высокий шанс самореализации в современном обществе, со всеми его специфическими особенностями. Как видно на рисунке 1, распределение ответов в подгруппах «родители» и «специалисты, работающие с детьми», очень близки.

1

Рис. 1. Результаты ответа на вопрос «Какие центральные навыки вы считаете необходимыми, для успешной самореализации в современном обществе?» (в %)

Так мы видим, что среди родителей, как наиболее значимые навыки, лидируют: умение доносить свою мысль (около 56%), умение конструктивно распределять свое время (около 54%), умение находить нестандартные решения и быть изобретательным (около 51%). В выборке специалистов несколько иные приоритеты: умение находить нестандартные решения и быть изобретательным (около 58%), умение распознавать свои и чужие эмоции и умение работать в команде (по 42%). В обеих подвыборках выделяется нестандартность решений, поскольку есть понимание того, что мир сверхвариативен и способность быстро принимать новые условия и генерировать решения – это центральное условие адаптивности. Два других навыка, которые указали родители, очень значимы для построения детско-родительских отношений, тогда как навыки, указанные специалистами, больше относятся к успешности в социальных отношениях.

Следующий вопрос касался направленности респондентов на формирование различных качеств, относящихся к сфере гибких навыков у своих детей. Понимание того, какие навыки являются важными и практическая ориентация в воспитании на их формирование не одно и то же. Реальная ситуация может быть ограничена воспитательными возможностями или спецификой, сложившейся в семье и ее окружении событийной истории. Явление семейного нарратива очень важно, когда мы анализируем идеалистичные представления и желания и сопоставляем их с возможностями и конкретизированными событиями воспитания ребенка.

2

Рис. 2. Результаты ответа на вопрос «Какие качества вы стараетесь развивать у своих детей в наибольшей мере?» (в %)

Примечательно, что и родители, и специалисты, как три ведущих качества указали - умение принимать решение, находить пути решения задач, ответственность, коммуникация и общение (рисунок 2). А вот качества, которые набрали наименьшее количество выборов – различны. Родители наименьшее внимание уделяют самоанализу и саморефлексии (около 5%), а также навыку совместной деятельности (около 10%). Специалисты в свою очередь, реже всего указывают лидерские качества и финансовую грамотность (примерно по 5%).

Поскольку один из моментов, на которых мы настаиваем – это необходимость формирования гибких навыков у детей, начиная не с школьного, а с дошкольного возраста, когда психика ребенка максимально гибка и идет закладка социальных навыков взаимодействия, самоконтроля, самоорганизации и тому подобных навыков, то мы посчитали необходимым, включить вопрос, способный отразить мнение респондентов об этом.

На рисунке 3 можно видеть, что большинство опрошенных указывают, что начало формирования гибких навыков целесообразней всего начинать в дошкольном возрасте, то есть от 3-х до 7-ми лет. Поскольку эта точка зрения совпадает с нашей, считаем необходимым аргументировать ее. Мы считаем, что формирование гибких навыков в дошкольном возрасте имеет несколько преимуществ:

1. Факт пластичности мозга - в дошкольном возрасте, физиологически, мозг ещё очень пластичен и продолжает активно развиваться. Это, в некоторой степени, обуславливает то, что дети быстро усваивают и воспринимают новые навыки и информацию. Формирование гибких навыков в этот период более эффективно и легко, поскольку дети быстрее приспосабливаются и адаптируются к новым задачам и ситуациям.

2. Факт легкости перехода от одних поведенческих паттернов к другим. В данном возрасте у детей еще нет сформированного устоявшегося мнения и привычек. Они поведенчески более открыты к новому опыту и готовы к изменениям, а формирование гибких навыков создает психический и психологический фундамент для легкого перехода к новым требованиям и ситуациям в будущем.

3. Факт социального взаимодействия основан на том, что большинство детей именно в дошкольном возрасте начинают активно и достаточно осознанно общаться, и взаимодействовать со сверстниками и «чужими» взрослыми. Формирование гибких навыков в этот период позволяет им осознавать и учитывать мнение и потребности других людей, а также учиться принимать компромиссы и находить общие решения.

4. Факт подготовки к будущему, базируется на том, что гибкие навыки, такие как адаптивность, творчество, критическое мышление, умение работать в команде и другие, являются ключевыми факторами успеха в современном мире и их раннее формирование помогает = успешнее адаптироваться к быстро меняющемуся миру и быть готовыми к вызовам и возможностям, которые постоянно появляются.

3

Рис. 3. Результаты ответа на вопрос «С какого возраста вы считаете возможным начинать активное, целенаправленное развитие навыков, которые вы указали в вопросах выше? » (в %)

Таким образом, сам факт важности раннего формирования гибких навыков очевиден. В идеальном варианте, образовательные и воспитательные меры, направленные на их развитие должны стать элементом системы дошкольной системы образования. В рамках прикладного аспекта, опишем опыт участия одного из авторов статьи в подобных программах, которые в будущем могут быть внедрены в государственные программы обучения.

В психологической службе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 379 комбинированного вида с воспитанием и обучением на татарском языке" Приволжского района г.Казани запущен формат – «Образовательного онлайн-марафона». В течение определенного времени участникам марафона (родителям воспитанников детского сада) высылаются лекции и практические задания. Участники делятся выполнением домашнего задания, дают обратную связь по лекциям и задают вопросы. Такой формат работы позволяет родителям прослушивать лекции и выполнять задания, в удобное для них время. Данная форма работы подразумевает не просто просветительскую деятельность, а имеет развивающий эффект психологических компетенций и навыков. Эмоциональный интеллект является одним из блоков Soft skills (мягких/гибких навыков). Развитие эмоционального интеллекта входит во все виды деятельности психологической службы, особенно уделяется внимание повышению эмоциональной грамотности родителей, педагогов и детей. Важно понимать, эмоциональный интеллект детей развевается в зависимости от уровня эмоционального интеллекта значимого взрослого, поэтому был выбран формат работы с родителями в данном направлении и разработан Образовательный онлайн-марафон.

Цель онлайн-марафона: помочь родителям в развитии эмоционального интеллекта у детей.

Задачи:

  • Научить осознавать и описывать свои эмоции;
  • Обучить способам приемлемого выражения эмоций;
  • Научить регулировать свое эмоциональное состояние;
  • Развить коммуникативные навыки.

Эмоциональный интеллект ребенка формируется и развивается в зависимости от микроклимата в семье и общего уровня эмоционального интеллекта. Поэтому так важно, повышать уровень эмоциональной грамотности родителей. Развитие эмоционального интеллекта становится основой для формирования «харизмы», нравственности, успешности личности.

Также ведётся деятельность на проекте «Фабрика Предпринимательства – Дети», где начиная с 4-х до 18 лет, детей обучают основам предпринимательства. Для создания обучающей программы был создан методический совет с разных регионов Российской Федерации. Программа включает себя практические занятия, где даются и теоретические знания. Основная цель программы: обучение основам предпринимательства и развитие soft skills. Мы понимаем, что возможно, не все ребята пойдут в создание собственного бизнеса и создаем условия для всестороннего развития детей. А развитие soft skills становятся залогом  успеха в любом виде деятельности, в том числе и предпринимательстве. Программа обучения разделена на блоки, каждый месяц посвящен определённому блоку. Обучение начинается с коммуникативного блока, где дети знакомятся, учатся говорить о себе, работать в команде. В процессе обучения детьми осваиваются следующие блоки: сотрудничество, критическое и креативное мышление, эмоциональный интеллект, инициативность. В обучении принимают участие и родители. В клубе для родителей проводятся различные вебинары, с целью развития компетенций.

Имеется множество личных примеров детей, посещающих данный проект, которые в начале обучения были стеснительны, проявляли несформированные мягкие навыки, к концу обучения становились - уверенными спикерами, успешно защищали свои бизнес-планы перед инвесторами.  Создавая благоприятные условия для формирования и развития мягких навыков, мы создаем благоприятные условия для развития успешной личности.

Исходя из вышеизложенных данных, мы понимаем, что развитие soft skills в дошкольном возрасте возможно и необходимо. На развитие в данном направлении нас подталкивает специфика изменения современного общества, запрос родителей и потребность детей в успешной социальной адаптации.

 

Список литературы

  1. Социальная психология детства: учебник / В.В. Абраменкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2023.
  2. Дети сидят в интернете: самые популярные приложения у казахстанских школьников. –  [Электронный ресурс]: URL: https://forbes.kz/process/internet/deti_sidyat_v_internete_samyie_populyarnyie_prilojeniya_u_kazahstanskih_shkolnikov
  3. Robert J. Haggerty, Lonnie R. Sherrod, Norman Garmezy, and Michael Rutter. Stress, Risk, and Resilience in Children and Adolescents: Processes, Mechanisms, and Interventions. – Cambridge University Press, 1994/96. – 417 p.
  4. Новый справочник профессий и современные тенденции их развития на финансовом рынке. –  [Электронный ресурс]: URL: https://finprofessional.ru/rubrics/accent/novyi-spravochnik-professii-i-sovremennye-tendentsii-ikh-razvitiya-na-finansovom-rynke-118
  5. Атлас новых профессий Казахстана презентован государственным органам. – [Электронный ресурс]: URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/enbek/press/news/details/199852?lang=ru
  6. Oxford English Dictionary. 2nd edition. – Oxford: Clarendon Press, 1989. – 624 p.
  7. Тавед, И.А. и Емельянова, И.Е. Soft skills как основа развития социального интеллекта детей дошкольного возраста // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. 2020. – №4. – С. 121-126.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД «Путешествие по памятным местам в Нефтеюганске»

Конспект НОД «Путешествие по памятным местам в Нефтеюганске» (Старший дошкольный возраст)

Сказочная гимнастика для глаз

Сказочная гимнастика для глаз В прошлой публикации мы рассмотрели достаточно сложную тему для современных детей и родителей: цифровые игрушки, гаджеты. Действительно, наши...

«Весенняя лотерея». Сценарий 8 марта в средней группе

«Весенняя лотерея». Сценарий 8 марта в средней группе Цель: Способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы и учить детей выражать любовь к самому...

Читайте также

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика» Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, изобразительная. Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие. Цель: Закрепление математических знаний...

Сценарий квест игры «Ищем праздничную открытку для мамы»

Сценарий квест игры «Ищем праздничную открытку для мамы» Цель: сплочение коллектива, формирование семейных ценностей, любовь и уважение к матери. Задачи:  1. Создать праздничную атмосферу. 2...

Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей…

Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей среднего дошкольного возраста» Цель:  - повышение педагогической грамотности родителей о процессе подготовки...