Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по лепке
Тема: «Олененок»
Программное содержание.
- Систематизировать и закреплять знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.
- Учить детей создавать изображения по мотивам дымковских игрушек, обогащать и расширять художественный опыт детей, развивать творческие способности, учить лепить фигуру животного из целого куска, предавая форму отдельных частей приемом вытягивания. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
(Дети заходят в группу, их встречает бабушка в русском народном костюме.)
- Вот опять мои внучата в гости ко мне пожаловали. Когда последний раз вы у меня были, мы с вами много говорили о русских народных небылицах, скороговорках, потешках, прибаутках. Слушали колыбельные песни, водили хороводы. А сегодня я хочу поговорить с вами о дымковской игрушке.
- Вы сами-то слышали о дымковской игрушке ?
1. Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали, и село большое
«Дымково» прозвали.
2. Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
3. Все игрушки непростые:
А волшебно - расписные.
Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой казался бы узор,
Но отвести не в силах взор.
4. И пошла о дымке слава,
Заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
- Как по другому называют дымковскую игрушку? (Вятская.)
Почему? (Село Дымково находилось рядом с городом Вятка.)
- В начале какие игрушки делали? (Свистульки.)
- Правильно, всю зиму дымковские мастера лепили их для ярмарки и благодаря свистулькам появилось название народного гулянья. Как оно называлось? (Свистунья.)
- Потом уже появились мастерские по лепке дымковских игрушек, лепили уже не только свистульки, но и разные игрушки сувениры.
- Посмотрите, какие игрушки есть в моей мастерской.
Чуть жива от восхищенья!
Чудо всем на удивленье.
Расписные медвежата,
Барышни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки
Царство дымковской игрушки.
- Выберите себе игрушку и расскажите о ней.
1. За студеною водицей,
Собирается девица.
Как лебедушка плывет,
Ведра полные несет.
2. Дымковский индюк хорош,
Лучше в мире не найдешь.
Красный, синий, голубой,
Вот такой весь расписной.
3. Посмотрите, что за конь.
Он с хвостом и гривой,
Вот такой красивый.
4. Барашек- свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди цветок.
5. Через горные отроги,
Через крыши деревень.
Красноногий, желторогий,
Мчится глиняный олень.
-Ребята, посмотрите, Из вашего детского сада у меня в гостях были другие дети. Они сами слепили и расписали игрушки и оставили их вам на память. Красивые игрушки да ведь?
-А давайте ненадолго превратимся в них.
(Физкульминутка «Кто как ходит».)
- Сейчас я предлагаю вам на некоторое время стать мастерами по лепке дымковских игрушек и приглашаю в мастерскую. Но мастерская закрыта, туда вы можете попасть после того, как ответите на мои вопросы.
- Из какой глины лепили настоящие дымковские игрушки?
- Чем смешивали глину?
- В какое время года заготавливали глину?
- А летом лепили? Почему?
В долгие зимние вечера садились всей семьей и лепили разные игрушки.
- Вот слепили игрушку, высушили, а потом что с ними делали? (Обжигали.) Для чего их нужно было обжигать? (Чтобы были крепкие, закаленные, звонкие.)
- Узор наносили на белом фоне, но ведь раньше красок не было, так чем же покрывали их? (Мелом, смешанным молоком.)
- А потом уже расписывали.
- Назовите основные элементы дымковской росписи.
- Назовите 8 основных цветов дымковской росписи.
(Дети садятся за столы.)
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
(Обсуждение образца.)
- Лепить будем из пластилина. В первую очередь нужно разделить кусок пластилина на 2 так, чтобы одна часть была больше другой. Теперь скатайте из них 2 колбаски. Длинная и толстая колбаска – это туловище и ноги, а короткая и тонкая – это шея и голова. А теперь разрезаем на две части обе стороны у большой колбаски, потом сгибаем дугой и округляем ножки. Вот туловище с ногами готовы. Теперь положите маленькую колбаску перед собой. Стекой отрезаем угол наискосок, скошенной стороной прикрепляем колбаску к туловищу, хорошо разглаживаем места соединения.
Придерживая шею, верхнюю часть тонкой колбаски сгибаем и формируем голову олешка. Придаем форму мордочки приемом вытягивания. А потом на голове делаем два треугольных ушка методом вытягивания А сейчас на глаз разделите отрезанный кусочек от маленькой колбаски на две части так чтобы одна часть была больше. Из маленькой части катаем колбаску - это будет хвост и прикрепляем к туловищу. Из остальной части катаем колбаску с заостренными кончиками, сгибаем на две части и закрепляем между ушами на голове, и вот и рога готовы и олешек у всех готов. Вот вы научились лепить дымковскую игрушку. Посмотрите, как хорошо наши мастера справились с работой.
- Все ли игрушки ладные?
- Чья работа больше всех нравится? Почему?
- Какая игрушка самая аккуратная?
- Ребята, вы сегодня много интересного узнали о дымковской Слободе, встретились с игрушками, сами пробовали себя в роли мастеров. А теперь приводите в порядок свои рабочие места.
МЫ о дымковской игрушке,
Будем вспоминать не раз.
А сейчас друзья – подружки,
Мы закончим свой рассказ.
- Кто трудился от души, веселись теперь, пляши!
Читайте также |
---|
Стенд (уголок) «Эколята - молодые защитники природы»
Стенд (уголок) «Эколята - молодые защитники природы» «Станет лучше на планете, если ей помогут дети!» «Мир такой волшебный и огромный, ты его...
Сказочная гимнастика для глаз
Сказочная гимнастика для глаз В прошлой публикации мы рассмотрели достаточно сложную тему для современных детей и родителей: цифровые игрушки, гаджеты. Действительно, наши...
Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре»
Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре» Цель: Формирование элементарных представлений у воспитанников посредством дидактических игр в познавательной деятельности. Задачи: -...