Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по лепке
Тема: «Олененок»

 

Программное содержание.

  • Систематизировать и закреплять знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.
  • Учить детей создавать изображения по мотивам дымковских игрушек, обогащать и расширять художественный опыт детей, развивать творческие способности, учить лепить фигуру животного из целого куска, предавая форму отдельных частей приемом вытягивания. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

(Дети заходят в группу, их встречает бабушка в русском народном костюме.)

- Вот опять мои внучата в гости ко мне пожаловали. Когда последний раз вы у меня были, мы с вами много говорили о русских народных небылицах, скороговорках, потешках, прибаутках. Слушали колыбельные песни, водили хороводы. А сегодня я хочу поговорить с вами о дымковской игрушке.

- Вы сами-то слышали о дымковской игрушке ?

1. Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали, и село большое

«Дымково» прозвали.

2. Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

3. Все игрушки непростые:

А волшебно - расписные.

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой казался бы узор,

Но отвести не в силах взор.

4. И пошла о дымке слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

- Как по другому называют дымковскую игрушку? (Вятская.)

Почему? (Село Дымково находилось рядом с городом Вятка.)

- В начале какие игрушки делали? (Свистульки.)

- Правильно, всю зиму дымковские мастера лепили их для ярмарки и благодаря свистулькам появилось название народного гулянья. Как оно называлось? (Свистунья.)

- Потом уже появились мастерские по лепке дымковских игрушек, лепили уже не только свистульки, но и разные игрушки сувениры.

- Посмотрите, какие игрушки есть в моей мастерской.

Чуть жива от восхищенья!

Чудо всем на удивленье.

Расписные медвежата,

Барышни, коньки, утята,

Расписные даже хрюшки

Царство дымковской игрушки.

- Выберите себе игрушку и расскажите о ней.

1. За студеною водицей,

Собирается девица.

Как лебедушка плывет,

Ведра полные несет.

2. Дымковский индюк хорош,

Лучше в мире не найдешь.

Красный, синий, голубой,

Вот такой весь расписной.

3. Посмотрите, что за конь.

Он с хвостом и гривой,

Вот такой красивый.

4. Барашек- свисток,

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди цветок.

5. Через горные отроги,

Через крыши деревень.

Красноногий, желторогий,

Мчится глиняный олень.

-Ребята, посмотрите, Из вашего детского сада у меня в гостях были другие дети. Они сами слепили и расписали игрушки и оставили их вам на память. Красивые игрушки да ведь?

-А давайте ненадолго превратимся в них.

(Физкульминутка «Кто как ходит».)

- Сейчас я предлагаю вам на некоторое время стать мастерами по лепке дымковских игрушек и приглашаю в мастерскую. Но мастерская закрыта, туда вы можете попасть после того, как ответите на мои вопросы.

- Из какой глины лепили настоящие дымковские игрушки?

- Чем смешивали глину?

- В какое время года заготавливали глину?

- А летом лепили? Почему?

В долгие зимние вечера садились всей семьей и лепили разные игрушки.

- Вот слепили игрушку, высушили, а потом что с ними делали? (Обжигали.) Для чего их нужно было обжигать? (Чтобы были крепкие, закаленные, звонкие.)

- Узор наносили на белом фоне, но ведь раньше красок не было, так чем же покрывали их? (Мелом, смешанным молоком.)

- А потом уже расписывали.

- Назовите основные элементы дымковской росписи.

- Назовите 8 основных цветов дымковской росписи.

(Дети садятся за столы.)

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

(Обсуждение образца.)

- Лепить будем из пластилина. В первую очередь нужно разделить кусок пластилина на 2 так, чтобы одна часть была больше другой. Теперь скатайте из них 2 колбаски. Длинная и толстая колбаска – это туловище и ноги, а короткая и тонкая – это шея и голова. А теперь разрезаем на две части обе стороны у большой колбаски, потом сгибаем дугой и округляем ножки. Вот туловище с ногами готовы. Теперь положите маленькую колбаску перед собой. Стекой отрезаем угол наискосок, скошенной стороной прикрепляем колбаску к туловищу, хорошо разглаживаем места соединения.

Придерживая шею, верхнюю часть тонкой колбаски сгибаем и формируем голову олешка. Придаем форму мордочки приемом вытягивания. А потом на голове делаем два треугольных ушка методом вытягивания А сейчас на глаз разделите отрезанный кусочек от маленькой колбаски на две части так чтобы одна часть была больше. Из маленькой части катаем колбаску - это будет хвост и прикрепляем к туловищу. Из остальной части катаем колбаску с заостренными кончиками, сгибаем на две части и закрепляем между ушами на голове, и вот и рога готовы и олешек у всех готов. Вот вы научились лепить дымковскую игрушку. Посмотрите, как хорошо наши мастера справились с работой.

- Все ли игрушки ладные?

- Чья работа больше всех нравится? Почему?

- Какая игрушка самая аккуратная?

- Ребята, вы сегодня много интересного узнали о дымковской Слободе, встретились с игрушками, сами пробовали себя в роли мастеров. А теперь приводите в порядок свои рабочие места.

МЫ о дымковской игрушке,

Будем вспоминать не раз.

А сейчас друзья – подружки,

Мы закончим свой рассказ.

- Кто трудился от души, веселись теперь, пляши!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Стенд (уголок) «Эколята - молодые защитники природы»

Стенд (уголок) «Эколята - молодые защитники природы» «Станет лучше на планете, если ей помогут дети!» «Мир такой волшебный и огромный, ты его...

Сказочная гимнастика для глаз

Сказочная гимнастика для глаз В прошлой публикации мы рассмотрели достаточно сложную тему для современных детей и родителей: цифровые игрушки, гаджеты. Действительно, наши...

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре»

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре» Цель: Формирование элементарных представлений у воспитанников посредством дидактических игр в познавательной деятельности. Задачи: -...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Наши имена…

Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возрастаТема: «Наши имена и фамилии» Цель: закреплять знания о том, что у каждого человека есть...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на…

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Петушок и его семья» Цель: Закреплять полученные ранее знания о домашних птицах (петушок...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...