Образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе
«Народные промыслы родного края «Чудо-валенки»

 

Цель: Формировать познавательный интерес к народным промыслам елецких умельцев.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Задачи:

  1. Познакомить детей с Елецким народным промыслом – сапоговаляние.
  2. Формировать познавательную активность.
  3. Расширить представление детей о традиционном народном промысле елецких умельцев: «катание» валенок.
  4. Дать представление о профессии сапоговаляльного промысла (валяльщик).
  5. Воспитывать уважение, любовь и интерес к традициям родного края.

Образовательная область «Речевое развитие».

Задачи:

  1. Развивать связную речь.
  2. Обогатить словарь детей (валяльщик, валяние или катание валенок, лекало, сновка, голенище, колотушка, рубель, скалка).
  3. Расширять представления детей о различных формах русского фольклора (потешки, загадки, поговорки, стихи о изделиях народного промысла).
  4. Учить детей рассматривать и выражать своё отношение к изделиям народного промысла.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Задачи:

  1. Развивать творческую активность, воображение, образное мышление.
  2. Продолжить учить детей составлять симметричную композицию из природного и бросового материала, самостоятельно придумывать узоры.
  3. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
  4. Активизировать эмоциональное восприятие музыкально-художественных образов.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Задачи:

Воспитывать доброжелательность, взаимопонимание.

Образовательная область «Физическое развитие»

Задачи:

  1. Формировать правильную осанку.
  2. Развивать мелкую моторику рук.
  3. Совершенствовать навыки ритмично ходить под музыку координируя движения рук и ног.

Оборудование:

Ноутбук, экран, проектор, ТСО, изба с печкой, валенки простые и с узорами, стенд с кружевом, деревянная утварь с хохломской росписью, с липецкими узорами, тульский самовар; «валенки», вырезанные из картона и нанесенным на него пластилином; бросовый материал (бусинки разных размеров, скорлупа от орехов), игрушка мягкая барашек, дерево из фанеры, посылка.

Предварительная работа:
Оформление зала.

Провести беседу на тему: «Чем славен город елец», «Откуда появились валенки», «Как делают валенки», познакомить с обычаями, связанными с этой обувью.

Нанести пластилин на картонную форму валенка.

Образовательная деятельность: «Елецкое кружево», «Народные промыслы: хохлома», «Мой родной город Елец»

Организация временной выставки «Елецкие кружева», «Деревянная   кухонная посуда»;

Заучить пословицы, поговорки о труде, мастерстве, загадки;

Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий по теме «Народные промыслы», «Родной город»;

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»;
Слушание русских народных песен.

 

Воспитатель входит в зал с детьми.

В. Дети к нам сегодня пришли гости! Давайте поздороваемся!

(Дети здороваются.)

В. Мы сегодня с вами отправимся в увлекательное путешествие.

Вы готовы?

Д. Да!

В. Тогда закройте глаза.

1, 2, 3 - мы на месте покружились.

И в деревне очутились! 

Посмотрите перед нами русская изба! Какая она красивая! Давайте зайдем в избу!

(Дети и воспитатель заходят в «Избу», садятся на стульчики. Воспитатель набрасывает платок на плечи и присаживается на стул. На столе лежит мешочек.)

В. Дети, посмотрите, какой у меня красивый мешочек есть?

Ребёнок. А что находится в мешочке?

В. В нем для вас загадка спряталась! Хотите посмотреть, что в мешочке лежит?

Д. Да!

В. Тогда, предлагаю вам игру, которая называется «Чудесный мешочек»

Сейчас каждый из вас опустит руку в мешочек и попытается на ощупь определить, что находится в мешочке. А отгадку сразу не говорите, хорошо подумайте.

(Дети пытаются на ощупь отгадать, что лежит в мешочке.)

В. Что находится в мешочке?

Д. Я думаю, что в мешочке лежит вата.

В. Хорошо! Стас, а ты как думаешь?

Ребёнок. Я думаю, что в мешочке лежит пух.

В. Полина, а ты как думаешь?

Ребёнок. Я думаю, что в мешочке находится шерсть.

В. Мы сейчас посмотрим!

(Воспитатель открывает мешочек и показывает детям шерсть.)

В. Правильно - это шерсть!

Скажите, какая она на ощупь?

Д. Шерсть на ощупь мягкая, пушистая, колкая…..

В. Как вы думаете, откуда берется шерсть? Аня как ты думаешь?

Д Я думаю, что шерсть продают в магазине.

В. Стас, а ты как думаешь?

Ребёнок. Я думаю, что шерсть продается на рынке.

В. Я вам расскажу, откуда берется шерсть? Пройдем за мной!

(Воспитатель выходят из избы и показывает игрушку барашка.)

Посмотрите, какой маленький барашек здесь стоит! Какая у него мягкая и пушистая шерсть!

(Воспитатель гладит барашка.)

В. А когда он подрастет, то шерсть станет еще гуще и длиннее, как у его мамы и папы. Осенью шерсть аккуратно состригут так, чтобы не пострадало

животное. Вскоре у овцы вырастет новая шерсть. А из этой шерсти изготовят теплую одежду.

В. Что можно еще изготовить из шерсти? Кто знает?

Д. Не знаем!

В. Тогда, отгадайте загадку!

Их на ноги надевают, 
Но это не сапоги
Из шерсти сделаны, 
Но не носки. Что это? (Валенки.)

Д. Это валенки!

В. Правильно! Да у меня валенки на печке сушатся! Проходите скорее в избу.

Сейчас я вам их покажу!

(Воспитатель достает с печки валенки.)

В.А вот и валенки!

(Воспитатель показывает черного цвета валенки.)

В. Валенки - прекрасная, старинная и удобная обувь! В валенках не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви холодной зимой на Руси не было! А ещё, в старину, валенки считались ценным подарком. Иметь собственные валенки было престижно, это считалось признаком достатка. Валенки берегли, носили по очереди, передавали по наследству.

В. У вас есть валенки?

Ребёнок. Да, у меня есть. Я сегодня в детский сад в них пришла!

Ребёнок. И у моей бабушки, которая живет в деревне, тоже есть. Она в них зимой на улицу выходит.

В. Это просто замечательно, что вы и ваши родные носят валенки!

Потрогайте. Скажите, какие они на ощупь?

(Дети трогают руками валенки.)

Д. Валенки твёрдые, колючие, не ломаются, падают…

В. Дети, как выглядят валенки?

Ответы детей: У валенка, круглый носок,

У валенка плоская подошва без каблука.

В. Правильно! А эта часть валенка называется голенище

(Воспитатель показывает на валенке.)

В. Запомнили, как называется эта часть валенка?

Повторите, как называется эта часть валенка?

Ребёнок: Эта часть валенка называется «голенище»… Стас, повтори!

В. Правильно! Как вы думаете, где делают такую замечательную обувь?

Д. Валенки делают дома, в нашем городе, на фабрике…

В. Да, валенки раньше делали дома, вручную, а сейчас валенки изготавливают на сапоговаляльной фабрике.

В. На какой фабрике изготавливают валенки?

Д. Валенки изготавливают на сапоговаляльной фабрике.

В. Дети, наш город Елец славится разными народными промыслами. И один из них – изготовление валенок, которые делают на Елецкой сапоговаляльной фабрике.

Сейчас мы туда и отправимся. Готовы!

Д. Да!

В. Тогда, в путь!

Физкультминутка

По дорожке мы шагаем

Вместе весело играем!

Для начала мы с тобой
Повращаем головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем —
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на стульчики присели. (Дети садятся.)

В. Садитесь поудобнее.

(Дети садятся у экрана.)

В. Дети, а теперь давайте посмотрим, как изготавливают валенки на сапоговаляльной фабрике.

(Показ Видео.)

У нас в России есть 2 музея «Валенок», где выставлены разнообразные валенки с красивыми узорами.

В. Посмотрите, какая красота! Эти валенки украшены узорами из золотых ниток, а эти – расшиты птицами, цветами……

Просмотр слайдов украшенных валенок.

В.. Вот мы и узнали, как делают валенки. Все внимательно смотрели?

Д. Да!

В. А сейчас и проверим!

Как называется изготовление валенок? Дети что вы запомнили?

Ребёнок: Изготовление валенок называется «валяние»

В. А ты как думаешь?

Ребёнок: Изготовление валенок называется «катание»

В. Правильно! Изготовление валенок называется «валянием», а валяние называется «катание».

Как называют мастера по изготовлению валенок?

1реб. Мастера, который делает валенки называют «валяльщиком».

В. Стас, повтори, пожалуйста!

Ответ ребёнка.

В. Какими инструментами пользуются мастера?

Дети перечисляют инструменты: Мастер пользуется рубилом, колотушкой, скалкой.

В. Я услышала слова «лекало» и «сновка».

Лекало - это образец валенка, который сделан из плотного материала.

Соня повтори, что такое лекало? (Ответ.)

В. Сновка – это заготовка валенка.

Аня повтори, что такое сновка? (Ответ.)

В. Чем украшены валенки?

Д. Валенки украшены цветочками, листиками, кружочками, мехом…

В. Из чего сделаны эти узоры?

Д. Эти сделаны из бусинок, из ниток, ткани

В. Правильно! Молодцы! Давайте вспомним, из чего же делают валенки?

Д. Валенки делают из шерсти.

В. Правильно! Какого цвета бывает шерсть?

Ответы детей: Шерсть бывает белая, черная, коричневая.

В. Соня, повтори. (Ответ.)

В. Дети, у нас есть мастерская, в которой мы можем с вами попробовать покатать или повалять шерсть. А сейчас давайте отправимся туда!

(Дети с воспитателем идут друг за другом по залу.)

По дорожке мы шагаем,

Ножки дружно поднимаем!

1-2-3

В мастерскую мы пришли!

Пройдем в мастерскую и попробуем сами свалять шерсть.

(Дети подходят к столу. Воспитатель присаживается и показывает, как скатывается шерсть.)

В. Сейчас я немножко попробую скатать шерсть.

Я беру комочек шерсти, смачиваю теплой водой и начинаю скатывать шерсть.

А теперь вы попробуйте!

(Дети пробуют скатывать и рассуждают. В чего превращается шерсть)

В. Что у тебя получилось?

Дети. У меня получился (жгутик, шарик, нитка).

В. Посмотрите, из большого и пушистого комочка шерсти, получился твердый жгутик.

В. Молодцы, ребята! Все справились! Вытирайте руки салфеткой.

Дети, к нам сегодня утром пришла посылка!

(В. достает из коробки-посылки валенки из картона.)

Мастера успели изготовить валенки для ярмарки, но не успевают их расшить и украсить. Давайте мы с вами поможем украсить валенки.

В. Мы сейчас с вами отправимся в мастерскую, украшать валенки.

Перед тем как начать работу предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(Соединять пальцы в «замок».)

С вами мы подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять.

(парное касание пальцами от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать.

(Руки вниз, встряхнуть кистями.)

В. А теперь я предлагаю вам стать мастерами. Сейчас каждый из вас возьмет по паре валенок и пройдет в мастерскую. Садитесь за столы, мы сегодня с вами будем украшать валенки. Посмотрите, на валеночки уже нанесен пластилин. Скажите, какой материал у вас лежит в тарелочках?
Д. Я вижу, что у меня лежат (бусинки, горох, фасоль, семечки, скорлупки от фисташек, семена дыни, арбуза).
В. Этими материалами мы будем украшать валенки. Каждый из вас должен придумать свой узор. Приступайте к работе. (Дети выполняют работы).

Звучит веселая народная музыка «Валенки»

(Дети украшают валенки. Педагог помогает детям, если у них не получается работа.)

В. Молодцы ребята! Все закончили украшать?

Дети ставят свои валенки на прилавок.

В. Дети, какие замечательные валенки у вас получились?

Чей узор на валенке тебе больше нравится?

(Ответы детей.)

В. Почему?

(Ответы детей.)

В. Дети посмотрите. А у Стаса какой необыкновенный узор! Не просто валенки, а валенки с олимпийской символикой! Эта обувь для детей, которые любят спорт!

В. Какие вы молодцы! Мастера с фабрики вам очень благодарны за помощь!

Про валенки народ сложил много пословиц, поговорок, песен, частушек.

Я вам сейчас расскажу:

Без шубы и валенок – и зима без конца

1 реб. Я знаю частушку о валенках!

Не хочу ботинок я,

Не хочу сапожек,

Валенок удобнее

Нет обуви для ножек!

2 реб. И я знаю загадку.

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки,

В них мы бегаем зимой,

Утром- в садик, днём-домой!

В. Какие молодцы! А теперь давайте посмотрим, что приготовили народные умельцы для нашей ярмарки. Что вы здесь видите?

1реб. Я вижу (воротнички, салфетки………………) из Елецкого кружева.

В. Какое оно?

Д. Кружево тонкое, белое, воздушное, ажурное напоминает морозный узор на окне. В его узорах можно увидеть цветы и геометрические орнаменты, составленные из разнообразных квадратиков, уголков, ромбиков.

В. Мы уже с вами знаем – это еще один из народных промыслов города Ельца. Как он называется?

Д. Этот промысел называется кружевоплетение.

Вот такое кружево плетут Елецкие мастерицы.

Кружева елецкие - это чудеса,

Кружева елецкие - нежная краса,

Кружева елецкие и любовь, и труд,

Кружева елецкие знают там и тут.

В. Дети, а здесь что мы видим?

Д. (Обращается по имени отчеству воспитателя), посмотрите, здесь ложки, тарелки, … украшенные хохломской росписью……..

В. А на этой вазе мы видим липецкие узоры! На ней мы изображены ягоды, перышки, травка…

Д. А я вижу здесь самовар.

В. Правильно - это тульский самовар. Он расписан красивыми листиками, цветочками. Вот какие народные промыслы выставлены на ярмарке: и деревянная посуда, и елецкие кружева, и наши валенки.

Дети, мы с вами приготовились к ярмарке, а завтра мы придем на нашу весеннюю веселую ярмарку!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Театрализованная деятельность в ДОУ

Театрализованная деятельность в ДОУ Театрализованная деятельность в детском саду имеет большое значение. Это не только развлечение, но и сильное педагогическое средство...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по…

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе«Путешествие по планетам» Ход занятия: Ребята, у нас сегодня с вами необычное утро, к нам...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Учебник для…

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Учебник для Грамотейки» Образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное, социально – коммуникативное. Возрастная группа: подготовительная. Форма:...

Читайте также

Конспект педагогического мероприятия по художественно – эстетическому развитию (вторая младшая…

Конспект педагогического мероприятия по художественно – эстетическому развитию (вторая младшая группа) Тема: «Театрализованная деятельность. Сказка “Репка”» Интеграция образовательных областей: «Художественно –...

«Мама – терапия» по методике Драпкина Б.З.

«Мама – терапия» по методике Драпкина Б.З. Методика «Мама – терапия» применяется родителями, когда ребенок спит. Через 20-30 мин. после того...

Интерактивная технология «Кубик Блума» - адаптированная игра «Грамотеи»

Интерактивная технология «Кубик Блума» - адаптированная игра «Грамотеи»