Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Учебник для Грамотейки»

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально – коммуникативное.

Возрастная группа: подготовительная.

Форма: итоговое занятие

Цель: развитие у дошкольников базовых предпосылок обучения грамоте и овладение речью, как средством общения и культуры.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закреплять навык звукослогового анализа слов.

Закрепить графический образ букв.

Закреплять навык чтения слогов и слов.

Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.

Закрепить умения определять место звука в слове.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать память и внимание.

Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Формировать навык совместной и самостоятельной работы.

Используемые методы и приемы:

Игровые: получение письма от гнома Грамотейки, артикуляционная гимнастика под музыку «Гномы», дидактическая игра «Составь слово по первым звукам», «Найди своё место»

Словесные: беседа о буквах алфавита, оценка воспитателем выполнения заданий, указания к выполнению заданий.

Наглядные: демонстрация заданий выполненных совместно на мольберте.

Практические: звуковой, слоговой, позиционный анализ слов, составление предложений,

Оборудование: цветные фишки; предметные картинки для звукового и слогового анализа; игра «Составь слово по первым звукам»; слоговые домики; схемы для составления предложений; карточки «Начало, середина и конец» (позиционный анализ звука [Р]), колонка с музыкой для артикуляционной гимнастики «Гномы», письмо от Грамотейки; индивидуальные наборы карандашей, мольберт, маркер для письма на доске.

Ход занятия:

Логопед: Ребята, сегодня у нас с вами необычная встреча. Посмотрите, к нам пришли гости. Вы уже скоро будете не дошколятами, а станете настоящими учениками. Вы многому научились, многое умеете и знаете. И наши гости пришли посмотреть, все ли вы готовы идти в 1 класс. Ребята, сегодня в нашу группу пришло письмо. Давайте его прочитаем (читают письмо).

Письмо: "Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут гном Грамотейка. Мне нужна ваша помощь. Мне известно, что вы без пяти минут школьники и, стало быть, уже знакомы с грамотой. Помогите нам, пожалуйста! Я решил открыть школу для жителей моей лесной страны, чтобы все желающие смогли научиться читать и писать, но у меня возникла проблема-в моей стране нет ни одной книги, по которой мои друзья могли бы учиться. Нельзя допустить, чтобы жители моей страны остались безграмотными. Помогите нам пожалуйста составить такую книгу с заданиями, выполнив которые, мои друзья будут знать всё о буквах и звуках, научаться читать и писать. Помогая нам, вы и сами вспомните, чему выв научились в детском саду и пройдете самое настоящее испытание на готовность к школе. Ваш друг гном Грамотейка".

Логопед: Ну что ребята поможем Грамотейке?

Дети…..Да.

Задание 1. «Схема-подсказка «Звуки и буквы»

Ребята, для начала я предлагаю вспомнить, что мы с вами знаем о грамоте…

1.Из чего состоит наша речь? (слова)

2. Из чего состоят слова? (звуки)

3.Чем буквы отличаются от звуков? (буквы ми пишем и видим (читаем), а звуки мы слышим и произносим)

4. Какими бывают звуки? (гласные и согласные)

5. Какие буквы называются гласными? (сколько гласных букв, сколько звуков?)

6. Какими бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)

7. Каким цветом обозначаются твердые согласные звуки? мягкие согласные звуки

8. Какими ещё могут быть согласные звуки? (глухие и звонкие)

Вот и готова первая страничка для нашего учебника. Давайте продолжим нашу работу, согласны?

Задание 2. «Допиши правильно букву»

На магнитной доске находится лист с изображением букв, у которых не хватает каких-нибудь элементов.

Логопед: Ребята, что это за буквы, вы узнали? Давайте попробуем дописать недостающие элементы букв, и это будет вторая страничка учебника, по которой можно узнать как выглядят буквы нашего алфавита.

(Дети поочерёдно выходят к доске и маркером дописывают элемент той буквы которую они узнали.)

Задание 3. Артикуляционная гимнастика

Но прежде чем мы продолжим с вами нам нужно подготовим наши язычки, чтобы они у нас были послушными, проведем артикуляционную гимнастику «Гномы» под песенку, которой научил нас гном Грамотейка

Задание 4 «Найди своё место»

Логопед: Ребята, а теперь я предлагаю вам переместиться за столы и поработать в группах.

А для того чтобы нам быстрее разделиться на группы я приготовила для вас небольшое игровое задание, но я надеюсь вы догадаетесь каким образом нужно поделиться на группы, возьмите пожалуйста каждый по одной карточке со стола, а на трёх столах находится карточки с обозначенной позицией какого то звука, вот эта карточка и подскажет вам кто и за какой стол должен сесть. Будьте внимательны! Молодцы ребята.

Задание 4. «Звуковой анализ»

Первое задание для каждой группы: обозначить цветными фишками все звуки в заданных словах.

Слов: «ЧАШКА», «СЛОН», «ЛИСТ»,

Слово «ШАПКА» один ребёнок делает у доски.

Назовите 1 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим?

Назовите 2 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим?

Назовите 3 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим? И т.д.

Сколько всего звуков?

Сколько гласных?

Сколько согласных?

Готова страничка, где мы изучаем звуковой анализ слова.

Задание 5. «Составь слово по первым звукам»

Ребята, перед вами на столе лежат карточки, на которых изображены разные предметы, а мы с вами уже умеем слышать и выделять звуки, из которых состоят слова, следующее задание такое: нужно из звуков, на которые начинается название каждой картинки составить слово, и записать его буквами прямо под картинками на своём листе. Это задание для каждого индивидуально, слова получатся у всех разные. Будьте внимательны.

А для работы у доски я предлагаю вам следующее задание: «Зашифрованное слово»

«Буквы по порядку вы расположите
Полученное слово вслух произнесите»

У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово, подобрать подходящую картинку.

Ещё одна страничка для чтения готова .

Задание 6. Игра «Рассели слова в домики»

Измерить длиннющее слово

Да это проще простого!

Сколько слогов в нем надо узнать.

Хлопать в ладоши пора начинать.

Названия предметов на слоги поделите

И сколько в слове том частей

Скорее вы скажите..

- Сначала давайте вспомним, что такое слог? (часть слова). По каким звукам мы узнаем, сколько в слове слогов? (по гласным)

Ребята, а для следующего задания нам понадобятся волшебные домики. Одно окошечко – один слог, два окошечка – два слога, три окошечка – три слога. Вам нужно расселить слова по домикам, если в названии предмета на картинке есть один слог, мы его поселим в домик с одним окошечком и т.д.

Дети поочерёдно выходят к доске, берут по одной карточке-слову, и располагают его рядом с домиком, с соответствующим количеством окошек.

Ребята, чему можно научиться по этой страничке нашего учебника?

(делать слоговой анализ).

Задание 7. Игра «Составь предложение»

Логопед: Ребята, вспомните пожалуйста, на какие три большие группы делятся слова в нашем языке?

Дети:

- На вопрос Кто? Что? Отвечают «слова – предметы».

- На вопрос Какой, какая, какие? Отвечают «слова – признаки»

На вопрос Что делает? Что делают? Отвечают «слова-действия»

Когда слова связаны между собой по смыслу получается….. Дети-ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Логопед: Ещё правильно построить предложение нам помогают специальные короткие слова……..

Дети - ПРЕДЛОГИ.

Логопед: Сейчас для каждой подгруппы я раздам карточки по содержанию которых вы должны составить правильное предложение.

Помните, что волнистой линией обозначены «слова – признаки», двойной линией-«слова-действия», а картинкой-«слова – предметы», в каждой карточке содержится схематичное изображение предлога.

Дети работают группами, они садятся за столы, составляют из слов предложения.

Любое выбранное предложение выкладывают с помощью магнитной схемы на доске.

Логопед: Вот и готова последняя страничка нашего учебника. Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями, и теперь в волшебной стране будет наконец свой учебник и все её жители смогут учиться в школе.

А теперь наконец, давайте с вами посмотрим, что же у нас получилось…. (Демонстрирует учебник с заготовленными заранее листами с выполненными заданиями.)

Ответное сообщение Грамотейки.

Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь. Вы спасли не только нашу страну, но и всех ребят, которые хотят быть грамотными, а самое главное, я вижу, что вы действительно готовы к школе! Мои юные друзья, в знак благодарности за вашу помощь, хочу подарить вам скромные подарки – ручки. Пишите и читайте на здоровье! Надеюсь, что вы всегда будете дружить с грамотой и учиться на пятерки! Ваш друг Грамотейка.»

Вручает ручки от Грамотейки

Подведение итога. Рефлексия.

Логопед: Вот вы и выполнили все задания, вспомнили, чему научились в детском саду. Я очень рада, что вы смогли достойно справиться со всеми заданиями.

Скажите ребята, понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? Чем оно вам запомнилось?

Ответы детей…………

Логопед: вспомним, что мы хорошего сделали?

Теперь жители волшебной страны смогут писать и читать. А самое главное, это будут уметь все дети.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по теме: «Количество и счет» (Вторая младшая группа) Цель: Создать условия для формирования умения сравнивать...

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»…

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» (с презентацией) Цель: Закреплять знания в области речевого и познавательного развития...

Дидактическая игра «Цветные комочки»

Дидактическая игра «Цветные комочки»

Читайте также

Конспект спортивного развлечения «Зимушка - зима» во второй младшей группе

Конспект спортивного развлечения «Зимушка - зима» во второй младшей группе Программное содержание: 1. Создать у детей праздничное радостное настроение. 2. Закрепить знания...

Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»

Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»

Конспект занятия образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с…

Конспект занятия образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием технологии В. В. Воскобовича в средней группе Цель: Развивать интеллектуальные...