Программа мастер-класса
«Развитие способности моделирования у детей дошкольного возраста»
Для воспитателей и психологов дошкольных учреждений
Пояснительная записка
Одной из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, является замена ценностей обучения на ценности развития ребёнка. Примерная образовательная программа дошкольного образования, в свете стандартов нового поколения, выдвигает на первый план развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребенка и ориентирующую педагога на его индивидуальные особенности и нацеленной на его всестороннее развитие. В программе выделяется задача развития способностей и компетенций у выпускников детского сада.
В рамках преемственности программ дошкольного и начального образования, следует рассмотреть приоритетную цель современного российского образования не в становлении репродуктивной передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а в полноценном формировании и развитии способностей ученика, самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Важно, чтобы ребенок не только не только освоил полезную информацию для жизни, но и научился взаимодействовать с окружающим его миром людей: чтобы он мог иметь друзей, мог наладить деловые отношения, мог обратиться за советом и помощью, решал самостоятельно конфликтные ситуации. Наличие способностей является условием не только успешности в обучении, т.е., более быстрого усвоения знаний, умений, навыков, но и возможности действовать там, где недостаточно знаний из школьной программы.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что дошкольный возраст – сенситивный период, где формируется одна из базовых познавательных способностей - способность моделирования. В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках образовательной среды является более современным подходом в образовании.
Чтобы эффективно формировать у дошкольника данный вид способности, педагогам необходимо понимать природу способностей в целом, специфику применения наглядного моделирования в разных видах детской деятельности.
Что такое способность моделирования? Как осуществлять развитие способности у детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах? Какими инструментариями для осуществления диагностики необходимо владеть? Ответы на эти вопросы могут найти педагоги и психологи дошкольных учреждений, прослушав данный курс.
Цель данного мастер-класса: Вооружить воспитателя средствами, «инструментарием» по развитию способности моделирования и диагностики дошкольников.
Во время семинарских занятий, практикумов, просмотра и анализа открытых занятий, проектирования и «проигрывания» развивающих занятий, воспитатели смогут составить методическую копилку методов, приемов по формированию способности наглядного моделирования, определить и зафиксировать ряд возможных трудностей, возникающих у педагога при организации развивающих занятий и овладение инструментарием мониторинга отслеживания по развитию способностей детей дошкольного возраста.
Ожидаемый результат:
В ходе работы участники мастер-класса научатся:
- Составлять игровые упражнения по формированию наглядного моделирования.
- Проектировать развивающие занятия по формированию наглядного моделирования.
- Проводить диагностику формирования способности наглядного моделирования.
Программа мастер - класса была апробирована в 2012-2013 году в МАОУ «ЛИИТ №36», участниками программы стали 13 педагогов и 32 дошкольника. Мониторинг показал положительную динамику уровня сформированности способности моделирования у детей старшего дошкольного возраста.
Также материалы данного мастер-класса были представлены на городских семинарах для педагогов дошкольных учреждений.
3. Содержание мастер-класса
Цель: создание условий для освоения педагогами основных положений, методов и приемов по организации развивающих занятий формирования наглядного моделирования в дошкольном возрасте.
Категория слушателей: воспитатели, педагоги-психологи дошкольных учреждений, студенты педагогических вузов.
Срок обучения: 36 часов, 9 недель, 2 месяца.
Форма обучения: семинары, практикумы, открытые занятия
Программа курса состоит из 4 разделов.
Раздел 1
Направлен на проблематизацию слушателей по теме мастер-класса, на определение педагогов своих границ знания и «незнания» по теме мастер-класса.
Содержание раздела: Проблематизация: развитие способностей, что мы знаем, что мы умеем?
Раздел 2
Направлен на определение особенностей развития умственных способностей, этапы формирования способности наглядного моделирования в дошкольном возрасте.
Содержание раздела: Основные этапы развития умственных способностей детей дошкольного возраста; источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве; моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольников.
Раздел 3
Раздел направлен на характеристику использования наглядных моделей в разных видах деятельности, подбором диагностического материала по формированию способности моделирования.
Содержание раздела: Использование наглядных моделей в разных видах деятельности: ознакомление с художественной литературой, ознакомление детей с природой, обучение грамоте, конструирование, логике, элементарных математических представлениях; проектирование, «проигрывание» развивающих упражнений, занятий; диагностика способности моделирования.
Раздел 4
Содержание раздела: стажировка по составлению и проведению развивающих занятий с использованием наглядного моделирования в разных видах деятельности.
4. Планируемые результаты
В результате изучения программы данного курса педагоги узнают:
- Виды способностей и значение развития способностей в дошкольном возрасте;
- Основные этапы формирования умственных способностей у дошкольников.
- Способы формирования наглядного моделирования в разных видах деятельности.
- Способы диагностики определения уровней развития способности моделирования.
В результате изучения программы данного курса педагоги научатся:
- Составлять игровые упражнения, развивающие занятия по формированию наглядного моделирования.
- Проводить диагностику формирования наглядного моделирования.
5. Материально-техническое обеспечение:
- Кабинет для проведения лекций, семинаров и практикумов.
- Групповые помещения на время проведения открытых занятий.
- Компьютер, проектор, экран, принтер.
- листы, маркеры.
- Бумага для распечатывания текстов для каждого слушателя.
Список литературы
1. Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М.: Просвещение, 1973. – 268c.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96с.
3. Выготский Л.С. Проблема развития способностей. // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. – 331c.
4. О. М. Дьяченко "Чего на свете не бывает?", Москва, "Знание", 1994.
5. Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, "Домашняя школа", Москва, "Знание", 1994.
6. Л. Ю. Субботина, "Развитие воображения у детей", Ярославль, "Академия развития", 1996.
7. О. М. Дьяченко, Н. Ф. Астаськова, А. И. Булычева, "Дети, в школу собирайтесь", Москва, "Просвещение", "Учебная литература", 1996.
8. Программа "Развитие" под редакцией Л.А. Венгера.
9. О.М. Дьяченко, А.И. Булычева, Н.С.Варенцова, «Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие», Москва, «Новая школа», 1996.
11. Е.Е. Кравцова «Разбуди в ребенке волшебника», Москва, Просвещение: Учебная литература, 1996.
12. Э.С. Акопова, Е.Ю. Иванова, «Развитие способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста», МИОО: Кафедра экспериментального и инновационного образования, 2006.
13. О.И.Глазугова, Е.Ю.Иванова, «Диагностика образовательной успешности», Москва: Пушкинский институт, 2007.
14. Дружинин В.Н. // Психология общих способностей. РАН. – Москва: МГУ, 2003. – 106 с.
Читайте также |
---|
Интерактивная игра: «ВикоДария хлеба»
Интерактивная игра: «ВикоДария хлеба» Паспорт игры Название игры: «ВикоДария хлеба». Возраст детей: дошкольный возраст (разные блоки игры можно использовать на разных возрастах –...
Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей
Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей Многие родители вынуждены отдавать детей в детский сад в раннем возрасте...
Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Мир профессий»
Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Мир профессий» Цель: Систематизировать знания детей о профессиях, вызвать интерес к разным видам профессий. Задачи: Закреплять знания...