Мастер-класс по обучению составления описательного рассказа старших дошкольников

Участники: педагоги дошкольных муниципальных образовательных учреждений г.Бодайбо и района.

Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по картине.

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по картине.

Задачи:

  • Создать условия для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства образовательной деятельности по коммуникативному развитию.
  • Передать педагогический опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при описании картины.
  • Освоить практически методические подходы и приёмы решения поставленной в мастер-классе проблеме.
  • Мотивировать участников мастер-класса на активное использование полученных знаний в своей педагогической деятельности.

Форма проведения: занятие со взрослыми, на котором демонстрируются методы и приёмы эффективной работы с воспитанниками.

Используемые материалы: картина К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», раздаточный материал «Ромашка» (главный или второстепенный персонажи картины (предмет или любой объект живой -неживой природы) на лепестках ромашки), одноразовые стаканчики, напиток «Волшебный коктейль».

Литература:

1. Альтшуллер Г.С.- Методика изобретательского творчества. - Минск,1970.-24 с.

2. Детский сад- Дом радости.Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.Н.М.Крылова.-М.:ТЦ СФЕРА,2015- 352с.

Этапы мастер-класса:

  1. Теоретическая часть. (Приветствие, Передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при описании картины.)
  2. Практическая часть. (Отработка полученных знаний в процессе составления описательного рассказа по картине.)
  3. Рефлексия. Работа в группах (каждый участник получает индивидуальные рекомендации).

 

Ход мастер-класса:

1. Приветствие. Вступительное слово педагога.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет», или «Да».

Сложилась удачно ваша судьба?

В игрушки вы часто играете? (Да.)

Так вы педагоги, вот ваша стезя?

Девиз ваш: «Учиться везде и всегда?» (Да.)

Скажите, хотели прийти вы сюда,

Чтоб что-то узнать, что-то взять для себя? (Да.)

А, может, нам просто устроить обед?

Заманчиво было бы, но мы скажем (нет)

Сейчас хочу слышать честный ответ:

Детей вы любите, или нет? (Да.)

Чтоб деткам своим быть подмогой всегда,

Нужно быть в тренде. Согласны вы? (Да.)

Кошмар нам знаком со студенческих лет:

Вы скучные лекции слушали? (Нет.)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть.

Прошу вас активно мне помогать,

Приветствие кончилось. Можно начать.

1.1. Передача педагогического опыта. Аргументация актуальности выбранной темы.

И, немного о себе: зовут меня Светлана Сергеевна Михненко, работаю в должности воспитателя в детском саду №13 «Берёзка» 3 года. Общий педстаж - 21 год.

На протяжении длительного педагогического наблюдения пришла к выводу, что развитие коммуникативных компетенций играет одну из важнейших ролей в становлении и развитии личности. Поэтому это направление стало привилегированным в выборе темы мастер-класса, а именно «Обучение детей составлению описательных рассказов по картине», т.к. картина является большим подспорьем в развитии связной речи.

Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приёма обучения рассказ воспитателя, что тормозит развитие творческого мышления и принуждает подсознательно дублировать пересказ предыдущего лица.

Технология Н.М.Крыловой «Детский сад - дом радости» содействует развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности на уровне самостоятельности и творчества, что мы вам сегодня и продемонстрируем. Я хочу представить вам подгрупповую работу по обучению составлению описательных рассказов по картине с использованием технологии «ТРИЗ».

2. Освоение методических приёмов и технологий на практике. Прежде, чем начать работу, предлагаю вам ознакомиться с картиной и визуально обозначить её эмоциональный характер (рассматривают картину). Эту замечательную картину «Дети, бегущие от грозы» написал Маковский Константин Егорович в 1872 году.

Сколько вы видите героев на картине? (ромашка).

Возьмите на себя роль выбранного из лепестков ромашки объекта. От имени выбранного героя опишите всё, что вы видите и ощущаете. Во время описания вы не должны терять связь с остальными объектами: как только вы назовёте и опишете себя, дайте слово следующему объекту, называя его в конце своего выступление. Как только вы услышите имя своего героя, вы выходите занимаете его место в картине и рассказываете о себе, описываете себя. У меня есть волшебный элексир для полного погружения в картину? Давайте выпьем его. Рассаживайтесь поудобнее, и мы начинаем…

3. Рефлексия. Мотивация участников мастер-класса на активное использование полученных знаний в педагогической деятельности.

А теперь представьте, что наша ожившая картина попала из Третьяковской галереи на аукцион добрых слов. Купите картину, предложив самое красивое описание. Предлагаю вам закончить характеристику данного лота, используя всего 22 слога, или пяти строк, т.е. технологию «Синквейн», где:

  1. Первая строка состоит лишь из одного слова (имя сущ. или местоим.), оно должно обозначать тему.
  2. Вторая строка состоит из двух прилагательных или причастий и используется для описания свойств темы.
  3. Третья-повествует о действиях темы, состоит из трёх гаголов или дееприпчастий.
  4. Четвёртая состоит из 4 слов, связанных в предложение, в котором выражается ваше мнение относительно темы.
  5. Пятая строка-одно слово, раскрывает (резюмирует) суть темы.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Новогодние чудеса»

«Новогодние чудеса» Ведущая. Дорогие гости наши, Мы спешим поздравить всех, Пусть придут в году грядущем К вам удача и успех! Пусть для вас, людей хороших, Не...

Формирование знаний о природе через игру в рамках предмета «окружающий…

Формирование знаний о природе через игру в рамках предмета «окружающий мир» в контексте новых стандартов образования В настоящее время в связи...

Работа с родителями по использованию дидактических игр и упражнений как…

Работа с родителями по использованию дидактических игр и упражнений как средство формирования словаря у детей раннего возраста в практике работы...

Читайте также

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про…

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про ёжика Прошу»

Дидактическая игра «Пришей пуговицу» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Пришей пуговицу» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...

Проект для группы раннего возраста «Здравствуй, сказка!»

Проект для группы раннего возраста «Здравствуй, сказка!» Вид проекта: творчески – игровой. Срок реализации: краткосрочный (1 неделя). Участники: воспитанники группы раннего возраста (1,6...