Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста. Тема: Звук [з]
Цель занятия: постановка звука [з].
Задачи занятия:
- постановка звука [з] путем озвончения звука [c];
- уточнение артикуляции звука [з];
- развитие фонематического анализа;
- развитие плавного длительного выдоха;
- развитие слухоречевого внимания;
- развитие общей и артикуляторной моторики;
- воспитание самоконтроля.
Оборудование: предметные картинки, игрушка зайца, тренажер для дыхания, платок.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Доброе утро. Сегодня мы научимся петь новую песенку. Я тебе загадаю загадку, а ты попробуй отгадать, чью же песенку мы будем учиться петь:
Пищит над ухом он всю ночь
И укусить тебя не прочь.
Ну и зануда, вот кошмар!
Писклявый, маленький … (КОМАР).
– Конечно, молодец. Сегодня мы с тобой будем учиться песенку комарика (показать картинку с комариком). А поможет нам в этом пушистый Зайка, который пришел прямо из Волшебного зимнего леса (достать игрушку зайца). Давай поможет Зайке согреться после долгого путешествия и выполним несколько упражнений для язычка и губ, чтобы согреть их.
- Артикуляторная гимнастика
- Упражнения для губ: улыбка, хоботок, зайчик, обиделся, зайчик обиделся, силовое упражнение (зажать платочек губами).
- Упражнения для языка: 1) на распластывание (сначала похлопывание губами по поверхности широко распласт. языка и произнесение слогов «па-па-па», затем то же самое, но покусывание с произнесением слогов «та-та-та»); 2) лопатка- широкий язык на нижней губе; 3) ступеньки – на счет 1 лопатка, на счет 2 широкий язык за нижнюю губу (Мартышка), на счет 3 язык за нижние зубы (Мостик); 4) лодочка.
3. Дыхательная гимнастика.
– Молодец, теперь мы согрелись. Но пока мы с тобой выполняли упражнения, на улице пошел снег, и к нам прилетела настоящая снежинка.
Логопед дает ребенку снежинку на ниточке.
– Давай заставим нашу снежинку кружиться. Медленно набери воздух через нос. Щеки не надувай, следи, чтобы плечи не поднимались и подуй на снежинку.
Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не поднимал плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
4. Постановка звука [з] путем озвончения звука [с] с привлечением тактильно-вибрационного контроля.
– А теперь давай научимся петь песенку комарика. Приложи руку к горлышку. Произнеси [c] (песенку водички), а теперь пропой ее громко и с голосом, чтобы горлышко задрожало. Получается песенка комарика. Повторить несколько раз.
- Уточнение артикуляции звука [з].
– Давай еще раз споем песенку комарика. Что делают губы, когда ты ее поешь?
– Улыбаются.
– А в каком положении зубы – сомкнуты или раскрыты?
– Раскрыты.
–А где находится кончик языка, когда ты поешь песенку комарика: он поднят или опущен?
– Опущен.
– Правильно. Такое положение называется «горочкой». Покажи ладошкой форму горочки.
- Физкультминутка
– А теперь давай немного отдохнем. Зайка научил меня особенному танцу. Я тебе сначала покажу, ты посмотри, а потом потанцуем вместе.
Зайки белые сидят
(присесть на корточки)
И ушами шевелят.
( кисти рук приставить к макушке, локти развести в стороны, лопатки свести)
Зайкам холодно сидеть,
(встать, ручки встряхнуть, расслабить)
Надо лапки им погреть.
(поглаживающие движения обеих рук)
Зайкам холодно стоять,
(руки на пояс)
Надо зайкам поплясать
(потопать на месте)
- Развитие фонематического анализа.
– Молодец. Мы с тобой отдохнули, а теперь давай покажем Зайке, как ты умеешь узнавать песенку комарика.
– Хлопни в ладоши, если услышишь в слове песенку комарика: зонт, кот, коза, дверь, волк, ветер, зуб, рот, роза, замок, метель, золото.
- Подведение итогов.
– А теперь давай напомним Зайке, чем мы сегодня занимались, прежде чем он отправится обратно домой в Волшебный лес. Чью песенку мы сегодня научились петь?
– Песенку комарика.
– Как она поется? В каком положении губы, зубы и язык?
Ребенок повторяет артикуляцию звука [з].
– Молодец. Ты сегодня хорошо поработал, и теперь Зайка отправляется домой. А мы с тобой увидимся на следующем занятии.
Читайте также |
---|
Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с…
Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет по художественно – эстетическому развитию на...
Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников
Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД»…
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)