Мастер–класс «Игровая карусель»

Цель: Систематизировать представления педагогов о финно-угорских народных играх как о форме этнокультурного развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с некоторыми финно-угорскими народными играми.

2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса

Материалы: атрибуты к подвижным играм, шпаргалки для участников со словами игр.

Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам встать в круг, и отправится в путешествие на карусели. (Игра «Заря – зарница».)

Заря - заряница, Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз, два - не воронь,

А беги, как огонь!

С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становиться водящим.

Ух, здорово мы с вами прокатились, даже дух захватывает. Вы наверное устали, присядьте отдохните.

Сегодня мастер - класс будет посвящен финно-угорским подвижным народным играм.

Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд,

национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

Классификации игр очень много. Я хотела представить классификацию предложенную А.А. Тараном.

Подвижные игры можно распределить на группы:

  • Народные подвижные игры отражающие отношение человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Кто знает такие игры, давайте вспомним?) А национальные игры такие («Вумурт», «Волк и овцы», «Ручейки и озёра»).
  • Игры, отражающие быт народа, повседневные занятия наших

предков. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость. («Небыльток», «Капканы», «Продай горшок». «Ворота»).

  • Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью. (Игра с полотенцем «Чушконшудон», «Пирожок», «Перетяни за черту», «Пуклё бекмыльтыса», «Роняя полено».

Ведущий: В какие игры играют финно-угорские народы мы узнаем при помощи карусели.

«Кручу верчу, поиграть хочу» (карусель вертится). Посмотрим, какую нам

игру предложила карусель.

Игра «Капканы» игра народов республики Карелия

Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы, они располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные играющие берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы захлопываются, то есть ребята, изображающие капканы, опускают руки. Те играющие, кто попался в капкан, образуют пары и тоже становятся капканами. В этой игре выявляется самый ловкий и быстрый из ребят – тот, кто сумел до конца игры не угодить ни в один капкан.

Ведущий: «Кручу верчу, поиграть хочу» (карусель вертится). Посмотрим, какую нам игру предложила карусель.

Игра «Капканы»

 

«Продаем горшки» мордовская подвижная игра

Играющие разделяются на две группы. За каждым горшком стоит игрок - хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок! Покупай. Сколько дать тебе рублей? Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу. Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

«Продаем горшки» мордовская подвижная игра

 

«Ручейки и озёра» марийская подвижная игра

Игроки стоят в пяти - семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

«Ручейки и озёра» марийская подвижная игра

 

«Пирожок» подвижная игра народа Коми

Делимся на две команды, становимся лицом друг к другу. "Пирог" становится в середине, упирается руками в бока, надувает щеки.

Команды произносят слова: «Вот он, какой высоконький, вот он какой мякошенький, вот он какой широконький, режь его, да ешь!» После этих слов играющие по одному от каждой команды бегут к пирогу и стараются его перетянуть на свою сторону. Кто перетянет, забирает пирог в свою команду. Новый «пирог» выбирается из проигравшей команды. Выигрывает та команда, которая заберет больше «пирогов».

«Чум» подвижная игра народа ханты и манси

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок,

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки быстро бегут к своему домику, встают в круг поднимая руки вверх, образуя чум. Выигрывают ребята, которые быстрее остальных образовали чум.

Ведущий: «Кручу верчу, поиграть хочу» (карусель вертится). Посмотрим, какую нам игру предложила карусель. Мы с вами поиграем в удмуртскую народную игру.

«Игра с полотенцем» (Чушконшудон)

Берется удмуртское полотенце, как можно большей длины играют одновременно два человека и более. Ход игры контролирует воспитатель.

Два ребенка берут полотенце с разных концов и по сигналу воспитателя разворачиваются вокруг своей оси и начинают в него заворачиваться.

Игра идет до момента пока оба ребенка не соприкоснулись друг с другом. Воспитатель отмечает точку на полотенце, где они соприкоснулись. Далее обратно дети разворачивают полотенце и по линии точки соприкосновения полотенце складывается. Выигрывает тот, у кого длина края больше. 

«Игра с полотенцем» (Чушконшудон) - удмуртская игра

 

«Удмуртские горелки» (удмуртская народная игра)

Играющие разбиваются на пары и строятся колонной, как в русских «горелках». Однако водящий становится лицом к первой паре, впереди от нее, примерно в 10 шагах. Он держит в поднятой руке платок или шарф.

Последняя пара разъединяет руки, и каждый игрок бежит вдоль своей стороны колонны вперед, к водящему. Тот игрок, который успеет схватить платок первым, становится водящим, а другой игрок становится в пару с прежним водящим во главе колонны. Вся колонна постепенно продвигается вперед, а водящий отступает на несколько шагов назад, чтобы расстояние между ним и первой парой не уменьшалось.

Таким образом, с помощью подвижных игр мы сохраняем традиции и обеспечиваем духовное здоровье и формирование этнокультурной воспитанности детей дошкольного возраста.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Народные костюмы»

Дидактическая игра «Народные костюмы» Познание детьми народной культуры, народного творчества через дидактические игры положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует общую...

Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода»

Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода» Цель: способствовать познавательному развитию детей дошкольного возраста, познакомить детей со свойствами воды и уточнить значение...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В мире стекла и пластмассы» Старшая группа

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В мире стекла и пластмассы» Старшая группа Цель: познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы на основе сравнения. Задачи: - упражнять...

Читайте также

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме «Экскурсия в гипермаркет»

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме «Экскурсия в гипермаркет» Задачи: Развивать динамическую координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и...

Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего…

Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего дошкольного возраста Дети под музыку «Пока часы 12 бьют» входят в...

Дидактическая игра «Цикл развития в живой природе»

Дидактическая игра «Цикл развития в живой природе» (Для детей подготовительного к школе возраста) Все процессы в живых организмах происходят, повторяясь во времени...