Конспект занятия по развитию речи детей с ОНР старшей группы
Тема «Снеговик»

 

Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: развитие диалогической речи.

Задачи:

- учить отвечать на поставленные вопросы полными предложениями;

- развивать ритмико-интонационную сторону речи, координировать речь с движением;

- упражнять в звуко-слоговом анализе слов и составлении схемы предложения;

- упражнять в подборе родственных слов;

- развивать длительный целенаправленный выдох;

- развивать слуховое восприятие, логическое мышление;

- профилактика простудных заболеваний;

- профилактика нарушений зрения.

Оборудование: снежинки на ниточках, наборы для звукового анализа, счетные палочки – по количеству детей; игрушка Снеговик; картинки с изображением зимних забав детей.

 

Ход

I. Оргмомент.

Дети встают в кружок, выполняют движения, сопровождающие стихотворение:

Снег, снег, снег кружится,    Кружатся.

Белая вся улица.                 Плавные движения руками вдоль пола.

Собралися мы в кружок,       Взяться за руки.

Завертелись, как снежок.     Кружатся.    

II. Сообщение темы.

- Какое время года сейчас?

- Назовите по порядку зимние месяцы.

- Какого цвета зима? (Ответы детей.) Почему? (Ответы детей.)

- Сегодня мы отправляемся в Снежную страну. Как вы думаете, кто хозяин Снежной страны? (Дед Мороз.)

III. Дыхательные упражнения (Логопед раздает детям снежинки на ниточках)

Как подул Дед Мороз –        Логопед произносит

В воздухе морозном             стихотворение, а дети дуют на

Полетели, закружились        свои снежинки.

Ледяные звезды

Кружатся снежинки в воздухе морозном,

Падают на землю кружевные звезды.

Вот одна упала на мою ладошку:

«Ой, не тай, снежинка, подожди немножко!»

(Последнюю строчку произносят вместе с логопедом.)

IV. Упражнение «Снежинка» (гимнастика для глаз)

Мы снежинку увидали, -    Дети берут снежинку в руку за ниточку.

Со снежинкою играли.      Вытянуть снежинку вперед перед собой,

                                     сфокусировать на ней взгляд.

Снежинки вправо полетели,    Отвести снежинку вправо,

Дети вправо посмотрели.        проследить движение взглядом.

Вот снежинки полетели,         Отвести ее влево,

Глазки влево посмотрели.       проследить взглядом.

Ветер снег вверх поднимал     Поднимать снежинки вверх и опускать

И на землю опускал…            вниз.

Дети смотрят вверх и вниз.    Покружиться и присесть,

Все! На землю улеглись.         опустив снежинку на пол.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Дети отдают снежинки педагогу и садятся на стульчики.

V. Упражнение «Зимние забавы детей»

- Отгадайте загадку:

Что за нелепый человек пробрался в XXI век?

Морковкой нос, в руке метла, боится солнца и тепла. (Снеговик.)

(В руках логопеда появляется игрушка Снеговик.)

Снеговик я непростой,

Любопытный, озорной.

Знать хочу я, чем ребята

Занимаются зимой?

(Ответы детей. Логопед показывает детям картинки с зимними забавами, поправляет речь воспитанников, чтобы ответы звучали полными предложениями.)

VI. Артикуляционная гимнастика.

1) «Улыбка»

- У нас хорошее настроение, мы рады зиме и нашему гостю Снеговику. Давайте улыбнемся.

2) «Горка»

- Покатаемся на горке.

3) «Саночки»

- На чем поедем с горки?

VII. Упражнение «Исправь ошибку» (Развитие логического мышления.)

- Съехали с горки на санках. Внизу нас ждет Снеговик. Послушайте, что он говорит. Если услышите ошибку, хлопните в ладоши и исправьте Снеговика.

Зимой дети на улице катаются лыжах, велосипедах, играют в мяч, снежки, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, строят снежную крепость.

VIII. Физминутка «Кролик» (Координация речи с движением.)

Мы слепили снежный ком,     Имитировать, как лепят снежки.

Ушки сделали потом.      Приставить раскрытые ладони к голове.

Вместо глаз –        Указательными пальцами слегка

Угольки нашлись у нас.    прикоснуться к внешним уголкам глаз.  

Кролик вышел, как живой!    Поджать руки к груди, кисти опущены.

Он с хвостом и головой.    Рукой показать «хвост», положить обе ладони на голову.

За усы – не тяни! -      Погрозить пальцем.

Из соломинки они!      

Длинные, блестящие,      Провести пальцами от носа к мочкам ушей.

Точно настоящие.          Покачать головой.

IX. Звуко-слоговой анализ слова «ком».

- Я вам «брошу» звуки, «поймайте» их и «соберите» в слово: [к], [о], [м]. (Ответы детей.)

- Сколько слогов в слове «ком»? Сколько звуков в слове «ком»?

- Составьте звуковую схему.

- Сколько гласных в слове? Согласных? Какие согласные: твердые или мягкие?

X. Составление предложений с опорным словом. Составление схемы предложения.

- Что можно слепить из нескольких комков разной величины?

- Придумайте предложение про Снеговика.

- Составим схему предложения (выбрать 1 предложение из прозвучавших). Сколько слов в предложении? Какое 1-е, 2-е…? Как обозначить начало предложения? Конец?

XI. Массаж биологически активных зон «Снеговик» (Координация речи с движением.)

Раз – рука, два – рука.      Вытянуть вперед одну руку, потом другую.

Лепим мы снеговика.      «Лепка» снежков.

Три-четыре, три-четыре,    Погладить ладонями шею.

Нарисуем рот пошире.

Пять – найдем морковь для носа,  Кулачками растереть крылья носа.

Угольки найдем для глаз.    Провести указательными пальцами вокруг глаз.

Шесть – наденем шляпу косо,  Приставить ладони ко лбу «козырьком»

Пусть смеется он у нас.      и растереть лоб.

Семь и восемь, семь и восемь -  Погладить ладонями колени.

Мы плясать его попросим.

- Снеговик зиме радуется, но придет весна – и он заплачет. Почему?

Снеговик на весну обижается,  Показать мимикой настроение.

Снеговик от весны простужается.

У него, если нету мороза,

Капельки капают с носа…

XII. Итог.

  - Сегодня мы назвали много слов-родственников к слову «снег». Какие это слова? (Снег – снежинка, снеговик, снежная…)

  - Вспомните, что делали в Снежной стране. Что больше запомнилось, понравилось?

  - Молодцы!

Литература:

  1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  4. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Доклад на тему: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании…

Доклад на тему: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников» «Здоровье – это главное жизненное благо». Януш Корчак. В современном...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в сказочную страну» Программное содержание: Готовить детей к решению несложных математических задач. Закрепить знания...

Конспект игры по ПДД в старшей группе «Правила дорожного движения»

Конспект игры по ПДД в старшей группе «Правила дорожного движения» Цели: закрепить знания детей о правилах дорожного движения‚ дорожных знаков. Задачи: 1.Уточнить и...

Читайте также

Интегрированное занятие второй группы раннего возраста. Тема: «Путешествие в…

Интегрированное занятие второй группы раннего возраста Тема: «Путешествие в весенний лес!» Цель: Уточнить знания детей о весенних явлениях природы и расширить представления...

Конспект НОД педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Планета…

Конспект НОД педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Планета доброта» Цель: развитие социальной компетентности, доброжелательности, умения трансформировать агрессивные тенденции в миролюбивые и...

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается культура...