Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается культура речи. Развитая речь помогает дошкольнику лучше передать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию; формирует такие качества личности, как общительность, верность, объективность.

В процессе знакомства с художественной литературой дети начинают понимать специфику литературных жанров (сказки, стихи, произведения устного народного творчества, рассказы), их художественные достоинства учат понимать значение образных выражений, развивать поэтический слух и научить детей использовать различные средства художественного выражения в самостоятельном словесном творчестве. Поэтому по тому, как ребенок строит свои высказывания, насколько интересно, образно он умеет рассказывать и пересказывать, сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, владении богатством родного языка.

Знание литературного языка, повышение навыков речевой культуры - необходимая составляющая воспитания человеческого интеллекта. Если по каким-то причинам у ребенка недостаточно развита речь, то в будущем это также усложнит учебную деятельность. Поэтому учителю, а также родителям необходимо овладеть методами и приемами, способствующими развитию речи в дошкольном возрасте[3].

В старшем дошкольном возрасте широко используются все традиционные виды повествования: об игрушке, предмете, картинке, серии картинок, основанные на впечатлениях (коллективных и индивидуальных) по воображению. Особое направление в процессе формирования речевых навыков - работа с произведениями искусства разных жанров. В процессе такой деятельности решается комплекс учебных и воспитательных задач. Среди них важное место занимает формирование навыков построения монологического высказывания, что в будущем позволит ребенку успешно учиться в школе.

На наш взгляд, эффективное развитие связной речи может быть обеспечено в процессе обучения пересказу и выполнения творческой работы на основе прочитанного. Рассмотрим те типы творческих задач, основанные на художественном тексте, которые требуют от старшего дошкольника составить подробное изложение монолога. Словесная иллюстрация, которая широко используется в школьном обучении, вызывает большой интерес у детей. Он предполагает подробное описание картины, которая создается в воображении после прочтения определенной части художественного текста.

Важно, чтобы дети выполняли это задание последовательно, и для иллюстрации выбирается либо та часть текста, которая может вызывать образы на основе жизненного опыта в воображении ребенка, либо требующая использования творческого воображения. Исходя из этого, можно выделить два варианта словесной иллюстрации: воспроизведение авторского контекста и свободное толкование очерченной автором сюжетной линии. При этом активность детей во многом зависит от интереса к произведению, от художественного своеобразия текста, выразительности его языка.

Словесная иллюстрация может осуществляться в связи с работой над любым жанром. Его организация в старшем дошкольном возрасте требует оригинальных подходов, не дублирующих школьные методы. Приведем пример организации выделенных выше типов иллюстраций. Вместе с тем отметим, что для организации такой работы мы часто используем тексты эпических стихов, так как при небольшом объеме они имеют динамичный сюжет, выразительный язык.

В первую очередь выберем текст, в котором изображения конкретны, видны, характеристики точны и детализированы. Нельзя забывать, что дети дошкольного возраста воспринимают произведение только на слух, поэтому лишний раз обратиться к тексту не могут.

Однажды, роскошно одета,

По полю гуляла Конфета.

На ней был хорошенький фантик

И белый с ромашками бантик.

На ней было платье в горошек.

И день был ужасно хороший…

Стояло волшебное лето,

Сияла от счастья Конфета.

Так начинается стихотворение А. Усачева «Баллада о конфетах» [1, с. 86]. На наш взгляд, этот отрывок позволяет успешно проводить словесную иллюстрацию. С одной стороны, образ оригинален, интересен детям своей неповторимостью. С другой стороны, она прорисована подробно, ребенок может представить не только саму Конфету, но и окружающий ее пейзаж.

Ознакомившись со стихотворением и проанализировав его, предлагаем создать к нему словесную иллюстрацию. Учитель перечитывает выбранный отрывок и просит описать то, что было представлено по плану: во-первых, Кенди, ее одежду, позу, настроение и то, как это передается; затем пейзаж, окружающий героиню. В процессе подготовки к школе примерный рассказ учителя не используется, тем более что он лишит детей самостоятельности. Работая с такими текстами, мы получаем довольно однообразные по содержанию утверждения. Но такая работа необходима, так как создает основу для озарения более высокого уровня, основанного на творческой фантазии.

В качестве примера для проведения иллюстрирования, основанного на воображении, возьмем стихотворение Д. Хармса «На этой странице странные птицы» [2, с. 23]

На этой странице

Странные птицы

Странно летают!

А тут:

Странные люди

Стоят очень странно,

И странные пальмы растут.

И странное солнце

Блестит над страною,

И странная светит луна.

Но мы улыбнемся

И скажем с тобою:

Бумажная это страна

Это стихотворение описывает «чужую страну», но в чем ее странность каждый читатель должен представить самостоятельно. Автор не описывает птиц, людей, пальмы, солнце и луну в бумажной стране, поэтому каждый вправе придумывать свой вариант иллюстраций. Главное, чтобы описание передавало необычный, фантастический характер ландшафта, он должен быть «странным». Дети последовательно придумывают каждую деталь картины. Особое внимание уделяется расположению предметов в пространстве, цветовой гамме. В стихотворении упоминаются «странные» люди, подробно рассматривается их внешний вид. В результате проведенной подготовительной работы дети получают самостоятельные описательные высказывания. Затем, основываясь на словесной иллюстрации, вы можете выполнить графику.

Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что степень творческой активности детей при выполнении иллюстраций зависит от особенностей содержания выбранных произведений. При этом оба варианта создания словесной картины (репродуктивный и творческий) важны и эффективны, так как первый учит воображать то, что подробно описал автор, а второй учит описывать плоды собственной фантазии исходя из деталей, приведенных в тексте.

 

Литература:

1. Усачев А. Большая книга стихов и рассказов. — М.: Росмен, 2017. — 215 с.

2. Хармс Д. Стихи. — М.: Эксмо, 2010. — 120 с.

3. Форманюк, М. В. Значение художественной литературы в речевом развитии дошкольников / М. В. Форманюк. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 440-441. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71643/ (дата обращения: 24.09.2021).



Новые публикации

Игровой самомассаж в работе с детьми раннего дошкольного возраста

Игровой самомассаж в работе с детьми раннего дошкольного возраста Одним из направлений нашей педагогической деятельности с детьми раннего возраста является развитие...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема:…

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Составление творческого рассказа по картине «Помощь зимующим птицам» Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное...

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей…

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Введение Основой формирования личности является физическое развитие и здоровье ребенка. Задача...

Читайте также

Дидактический материал для исправления недостатков речи у детей старшего дошкольного…

Дидактический материал для исправления недостатков речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Звуки [з], [з’] {pdf=download/files/presentation/file651.pdf|90%|700|native}

Межрегиональный телемост как средство формирования открытого информационного пространства между ДОО

Межрегиональный телемост как средство формирования открытого информационного пространства между ДОО Проблема. В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно - компьютерных технологий не...

Экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста Любое экспериментирование начинается с наблюдения – это первая ступенька в процессе естествознания. Китайская пословица гласит: «РАССКАЖИ – И...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Темы бесед с детьми по ОБЖ

Картотека бесед с детьми по ОБЖ   Беседы по ОБЖ  (старший дошкольный возраст) № 1. Тема «Как себя вести в группе» Цель: воспитывать у детей правила поведения и общения в помещении детского сада (в группе, спальне, приемной). Развивать умение подчиняться...

"Формирование осанки у детей дошкольного возраста"

Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Осанка - привычная поза тела во время покоя и движения; формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой...

Семинар - практикум «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»

Предварительная работа : педагогам предлагается посмотреть в литературе такие вопросы: 1. Значение театрализованной деятельности в детском саду. 2. Как в своей работе Вы используете театрализованную деятельность, как часто и когда планируете в работу с детьми? 3. Какие виды кукольных театров...

Коуч-сессия «Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами народных традиций»

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам. Одна из основных задач образования, в...