Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи
Тема: «Путешествие в зимний лес»

Цель: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах;
  • Активизировать словарь по теме, учить отвечать полным предложением;
  • Расширять употребление в речи слов-определений;
  • Закреплять употребление родительного падежа существительных во множественном числе;
  • Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные;
  • Закреплять употребление творительного и предложного падежей;
  • Совершенствовать слоговую структуру слова (деление слов на слоги);
  • Совершенствовать умение употреблять предложно-падежные конструкции;
  • Закреплять умение составлять рассказ по опорным картинкам;
  • Совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь;
  • Развивать общую и мелкую моторику;
  • Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
  • Развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно–воспитательные задачи:

  • Воспитывать взаимопонимание, навыки взаимодействия и сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности и бережного отношения к природе.

Словарь предметов: Зима, снег, мороз, снежинка, льдинка, пушинка, сугроб, путешествие, осина, рябина, берёза, липа, дуб, сосна, ель, ива, тополь, логово, дупло, нора, норка, клёст, сорока, синица, снегирь, воробей, дятел;

Словарь признаков: Холодная, лёгкая, белая, пушистая, чистая, колючая, резная, серебристая, сверкающая, узорчатая, мелкая, крупная, блестящая, извилистая, морозный, лисья, заячьи, кабаньи, волчьи, оленьи, беличий, мышиный, длинноухий, ловкий, длиннохвостая, прыгучая;

Словарь действий: Лепить, любоваться, наблюдать, метёт, дует, падает, кружится, летит.

Оборудование: Аудиозапись, снежинка, ели, шишка, картина зимнего леса, демонстрационные картинки, рисунки, раздаточный материал, животные (игрушки), птицы (игрушки).

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок на зимнюю тему, беседы по картинам с зимними пейзажами. Работа с родителями (создание рисунков).

 

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Дети заходят в группу друг за другом, становятся в линию.

Логопед: Ребята, к нам сегодня в группу пришли гости. Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра.

Возьмитесь за руки и сделайте круг.

Дети здороваются и перестраиваются в круг.

Ребята, послушайте внимательно, я загадаю вам загадку.

С неба падает зимою

И кружится над землею

Легкая пушинка,

Белая ... (Снежинка)

Все: Снежинка!

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика

Логопед показывает детям снежинку и говорит:

Логопед: Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетела снежинка.

Логопед и дети выполняют артикуляционную гимнастику.

  • Её принес ветер (упражнение «Часики»);
  • Она поднималась вверх и опускалась вниз

(упражнение «Качели»);

  • Летела над домами (упражнение «Вкусное варенье»);
  • Залетела к нам в окошко и присела на ладошку (упражнение «Блинчик»).

2. Игра «Какими бывают снежинки» (подбор слов-определений)

Логопед: А теперь расскажите снежинке, какая она?

Дети передают по цепочке снежинку и называют слово-определение.

Легкая, белая, пушистая, чистая, холодная, колючая, резная, серебристая, маленькая, красивая, сверкающая.

3. Послание снежинки (аудиозапись)

Логопед: Ребята, не просто так к нам в группу залетела снежинка. Она нам хочет что-то рассказать. Давайте послушаем.

Звучит запись: Здравствуйте, ребята! Я хочу пригласить вас в путешествие по зимнему лесу. Погуляйте и вы увидите много интересного. А я буду внимательно за вами наблюдать.

Логопед: Ну что, ребята, вы готовы?

Дети: Да!

Логопед: Тогда начинаем наше путешествие!

4. Игра «Прогулка в зимний лес» (речь с движением)

Логопед: Повернитесь друг за другом и приготовьте ладошки.

Раз, два, три, четыре, пять! (хлопки в ладоши, идут по кругу)

В лес отправимся гулять. (обычная ходьба, идут по кругу)

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем, (ходьба змейкой за руки)

По снежочку мы пройдем. (ходьба змейкой)

Морозный воздух мы вдохнем (Глубокий вдох через нос, выдох через рот. Повторить 3 раза)

Хорошо вы подышали? –Да!

По дорожкам побежали. (бег на носках на месте)

Через сугробы перейдем (высоко поднимают ноги)

И скорее в лес зайдем! (садятся на стульчики)

Логопед: Ребята, занимайте свои места.

5. Игра «Назови дерево» (употребление родительного падежа существительных во множественном числе)

Дети сидят на стульчиках перед магнитной доской. На доске картина с изображением зимнего леса. Игра проводится с шишкой.

Логопед: Ребята, вот и оказались мы с вами в лесу. А в лесу растут разные деревья. Давайте вспомним их названия.

Логопед: С шишкой играем – деревья называем.

В лесу много елей.

Осина, рябина, берёза, липа, дерево, куст, дуб, сосна, ель, ива, тополь.

6. Игра «Чей? Чья? Чьё?» (употребление притяжательных прилагательных)

Логопед: Ребята, а как вы думаете в лесу кто-нибудь живет?

Ответы детей.

Игра проводится с волшебным мешочком. Дети по очереди достают игрушку (животное) из мешочка и выполняют задание по образованию притяжательного прилагательного.

Логопед: Это лиса. У лисы морда – лисья.

Это заяц – У зайца уши… заячьи. Это белка – у белки хвост… беличий. Это волк – у волка зубы... волчьи. Это олень – у оленя рога…оленьи. Это мышь – у мыши хвост...мышиный. Это дикий кабан – у кабана клыки… кабаньи. Это волк – у волка шуба…волчья. Это волк – у волка лапы волчьи.

7. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Ребята, а теперь займите свои места за столами. Приготовьте ладошки для нашей гимнастики.

Животных следы мы как книгу читаем. Ладонями рук дети изображают открытую книгу.
В лесу кто живет мы легко отгадаем Закрывают «книгу».
Вот лисьи следы, Загибают пальцы на обеих руках, перечисляя следы
животных.
Вот волчьи, лосиные,
Кабаньи и заячьи,
Медвежьи, ежиные.
Вот беличьи, рысьи,
А это – оленьи.
Какое большое в лес населенье! Поднимают руки вверх и опускают их через стороны
вниз.

8. Игра «Кто где живет?» (употребление Творительного и Предложного падежей)

Логопед: Ребята, на ваших столах лежат карточки. Рассмотрите их. А теперь соедините линией животное и его жилище.

Лиса – в норе, белка – в дупле, заяц – под кустом, волк – в логове, мышка – в норке.

Логопед: Где живет лиса? Где спрятался заяц?

9. Игра «Шагай и слоги считай» (деление слова на слоги)

Логопед: Ребята, а теперь встаньте и постройтесь в линию. Будем к лесу шагать, через сугробы переступать и слоги в словах считать.

Дети на каждый слог делают один шаг вперёд, высоко поднимая ноги.

Слова: Волк, ли-са.

10. Игра «Где птица?» (употребление предлогов)

Логопед: Давайте сделаем полукруг.

Ребята, лесным птицам приглянулась наша ёлочка. Посмотрите и скажите, где находится каждая из них.

Дети отрабатывают употребление предлогов и называют место положения птиц относительно дерева.

Логопед: Где сидит синица? – синица сидит на ветке.

Где сидит снегирь? – снегирь сидит между веток.

Где летит ворона? – ворона летит над елью.

Где сидит клёст – клёст сидит перед елью.

Где сидит сорока? – сорока сидит за елью.

Где сидит дятел? – дятел сидит на пеньке. А где стоит пенёк? – пенёк стоит около ели.

Где сидит воробей? Воробей сидит под елью.

11 Игра «Возвращение в детский сад» (речь с движением)

Логопед: Ребята, прогулку нашу пора заканчивать.

Логопед и дети

Хорошо мы погуляли, (шагают друг за другом)

Свежим воздухом дышали.

Про животных мы узнали

И за птицами наблюдали.

А теперь на месте повернись (поворот вокруг себя возле стульчиков)

И в группе нашей окажись. (разводят руки)

Логопед: Садитесь, ребята.

Дети садятся на стульчики перед магнитной доской.

12. Составление рассказа по рисункам.

Логопед: К нашему сегодняшнему занятию готовились мы и ваши родители. Посмотрите, какие рисунки они нарисовали вместе с вами.

Логопед выставляет рисунки на доску.

Логопед: Они все о зиме. И очень помогут нам составить рассказ о нашем сегодняшнем путешествии.

  • Рисунок «Наступила зима»
  • Рисунок «Зимний лес»
  • Рисунок «Лесные обитатели»
  • Рисунок «Я люблю зиму»

III. Итог занятия

Логопед: Ребята, помните снежинка сказала нам, что будет следить за нашим путешествием. И мне кажется, я слышу её голос.

Звучит запись: Ребята, всё это время я наблюдала за вами. Вам понравилось путешествие по зимнему лесу? (ответы детей) А что вам понравилось? (ответы детей) Вы молодцы! Примите мой подарок – сладкие льдинки. До свидания!



Новые публикации

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей…

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Введение Основой формирования личности является физическое развитие и здоровье ребенка. Задача...

Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая младшая группа) Цель: Познакомить детей с народной игрушкой матрёшкой, привлечь внимание к игрушке. Задачи: формировать...

Читайте также

Перспективно-тематическое планирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Направление – «Музыкальное воспитание»…

Перспективно-тематическое планирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Направление – «Музыкальное воспитание» старшая группа (от 5 – 6 лет)

Дидактическая игра «Деревья и кустарники»

Дидактическая игра «Деревья и кустарники» Цель: Развитие умений классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам. Задачи: ОО «Познавательное развитие» Развивать интерес к миру растений:...

Творческий проект «Серия поэтических семейных вечеров для старших дошкольников и…

Творческий проект «Серия поэтических семейных вечеров для старших дошкольников и их родителей» Введение «Ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Воркшоп "«Формирование первоначальной профориентации детей дошкольного возраста через народные традиции»

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию воркшоп по теме «Формирование первоначальной профориентации детей дошкольного возраста через народные традиции». Слайд 2. Все мы очень разные, неповторимые, но есть, то единственное, что нас объединяет? Как вы думаете, что? (Мы...

Познавательно-исследовательская деятельность «Зачем зайчику белая шубка?»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Зачем зайчику белая шубка». Задачи: создавать условия для: развития познавательного интереса к окружающим нас предметам, развития воображения, образного мышления; проявления исследовательской активности; формирования умения находить причинно–следственные связи в процессе исследовательской деятельности;...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интеллектуально-спортивной направленности «Волшебные шашки»

Отдел образования администрации Мордовского района Тамбовской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Золотой ключик»       Рассмотрена на заседании «Утверждаю» Методического совета Заведующий МБДОУ _____________ совета ___________________/Ф.И.О./ от «___» ______ 2020г. приказ № __ от ________2020г...

Анализ выполнения рабочей программы педагогов смешанной группы № 4

На 22 июня 2022 в смешанной группе  № 4 находиться 20 детей . 9 мальчиков и 11 девочек. Из них 10 детей в возрасте от 4 до 5 лет, 9 воспитанников - от 5 до 6 лет. Педагогический процесс в...