Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи
Тема: «Путешествие в зимний лес»

Цель: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах;
  • Активизировать словарь по теме, учить отвечать полным предложением;
  • Расширять употребление в речи слов-определений;
  • Закреплять употребление родительного падежа существительных во множественном числе;
  • Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные;
  • Закреплять употребление творительного и предложного падежей;
  • Совершенствовать слоговую структуру слова (деление слов на слоги);
  • Совершенствовать умение употреблять предложно-падежные конструкции;
  • Закреплять умение составлять рассказ по опорным картинкам;
  • Совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь;
  • Развивать общую и мелкую моторику;
  • Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
  • Развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно–воспитательные задачи:

  • Воспитывать взаимопонимание, навыки взаимодействия и сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности и бережного отношения к природе.

Словарь предметов: Зима, снег, мороз, снежинка, льдинка, пушинка, сугроб, путешествие, осина, рябина, берёза, липа, дуб, сосна, ель, ива, тополь, логово, дупло, нора, норка, клёст, сорока, синица, снегирь, воробей, дятел;

Словарь признаков: Холодная, лёгкая, белая, пушистая, чистая, колючая, резная, серебристая, сверкающая, узорчатая, мелкая, крупная, блестящая, извилистая, морозный, лисья, заячьи, кабаньи, волчьи, оленьи, беличий, мышиный, длинноухий, ловкий, длиннохвостая, прыгучая;

Словарь действий: Лепить, любоваться, наблюдать, метёт, дует, падает, кружится, летит.

Оборудование: Аудиозапись, снежинка, ели, шишка, картина зимнего леса, демонстрационные картинки, рисунки, раздаточный материал, животные (игрушки), птицы (игрушки).

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок на зимнюю тему, беседы по картинам с зимними пейзажами. Работа с родителями (создание рисунков).

 

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Дети заходят в группу друг за другом, становятся в линию.

Логопед: Ребята, к нам сегодня в группу пришли гости. Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра.

Возьмитесь за руки и сделайте круг.

Дети здороваются и перестраиваются в круг.

Ребята, послушайте внимательно, я загадаю вам загадку.

С неба падает зимою

И кружится над землею

Легкая пушинка,

Белая ... (Снежинка)

Все: Снежинка!

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика

Логопед показывает детям снежинку и говорит:

Логопед: Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетела снежинка.

Логопед и дети выполняют артикуляционную гимнастику.

  • Её принес ветер (упражнение «Часики»);
  • Она поднималась вверх и опускалась вниз

(упражнение «Качели»);

  • Летела над домами (упражнение «Вкусное варенье»);
  • Залетела к нам в окошко и присела на ладошку (упражнение «Блинчик»).

2. Игра «Какими бывают снежинки» (подбор слов-определений)

Логопед: А теперь расскажите снежинке, какая она?

Дети передают по цепочке снежинку и называют слово-определение.

Легкая, белая, пушистая, чистая, холодная, колючая, резная, серебристая, маленькая, красивая, сверкающая.

3. Послание снежинки (аудиозапись)

Логопед: Ребята, не просто так к нам в группу залетела снежинка. Она нам хочет что-то рассказать. Давайте послушаем.

Звучит запись: Здравствуйте, ребята! Я хочу пригласить вас в путешествие по зимнему лесу. Погуляйте и вы увидите много интересного. А я буду внимательно за вами наблюдать.

Логопед: Ну что, ребята, вы готовы?

Дети: Да!

Логопед: Тогда начинаем наше путешествие!

4. Игра «Прогулка в зимний лес» (речь с движением)

Логопед: Повернитесь друг за другом и приготовьте ладошки.

Раз, два, три, четыре, пять! (хлопки в ладоши, идут по кругу)

В лес отправимся гулять. (обычная ходьба, идут по кругу)

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем, (ходьба змейкой за руки)

По снежочку мы пройдем. (ходьба змейкой)

Морозный воздух мы вдохнем (Глубокий вдох через нос, выдох через рот. Повторить 3 раза)

Хорошо вы подышали? –Да!

По дорожкам побежали. (бег на носках на месте)

Через сугробы перейдем (высоко поднимают ноги)

И скорее в лес зайдем! (садятся на стульчики)

Логопед: Ребята, занимайте свои места.

5. Игра «Назови дерево» (употребление родительного падежа существительных во множественном числе)

Дети сидят на стульчиках перед магнитной доской. На доске картина с изображением зимнего леса. Игра проводится с шишкой.

Логопед: Ребята, вот и оказались мы с вами в лесу. А в лесу растут разные деревья. Давайте вспомним их названия.

Логопед: С шишкой играем – деревья называем.

В лесу много елей.

Осина, рябина, берёза, липа, дерево, куст, дуб, сосна, ель, ива, тополь.

6. Игра «Чей? Чья? Чьё?» (употребление притяжательных прилагательных)

Логопед: Ребята, а как вы думаете в лесу кто-нибудь живет?

Ответы детей.

Игра проводится с волшебным мешочком. Дети по очереди достают игрушку (животное) из мешочка и выполняют задание по образованию притяжательного прилагательного.

Логопед: Это лиса. У лисы морда – лисья.

Это заяц – У зайца уши… заячьи. Это белка – у белки хвост… беличий. Это волк – у волка зубы... волчьи. Это олень – у оленя рога…оленьи. Это мышь – у мыши хвост...мышиный. Это дикий кабан – у кабана клыки… кабаньи. Это волк – у волка шуба…волчья. Это волк – у волка лапы волчьи.

7. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Ребята, а теперь займите свои места за столами. Приготовьте ладошки для нашей гимнастики.

Животных следы мы как книгу читаем. Ладонями рук дети изображают открытую книгу.
В лесу кто живет мы легко отгадаем Закрывают «книгу».
Вот лисьи следы, Загибают пальцы на обеих руках, перечисляя следы
животных.
Вот волчьи, лосиные,
Кабаньи и заячьи,
Медвежьи, ежиные.
Вот беличьи, рысьи,
А это – оленьи.
Какое большое в лес населенье! Поднимают руки вверх и опускают их через стороны
вниз.

8. Игра «Кто где живет?» (употребление Творительного и Предложного падежей)

Логопед: Ребята, на ваших столах лежат карточки. Рассмотрите их. А теперь соедините линией животное и его жилище.

Лиса – в норе, белка – в дупле, заяц – под кустом, волк – в логове, мышка – в норке.

Логопед: Где живет лиса? Где спрятался заяц?

9. Игра «Шагай и слоги считай» (деление слова на слоги)

Логопед: Ребята, а теперь встаньте и постройтесь в линию. Будем к лесу шагать, через сугробы переступать и слоги в словах считать.

Дети на каждый слог делают один шаг вперёд, высоко поднимая ноги.

Слова: Волк, ли-са.

10. Игра «Где птица?» (употребление предлогов)

Логопед: Давайте сделаем полукруг.

Ребята, лесным птицам приглянулась наша ёлочка. Посмотрите и скажите, где находится каждая из них.

Дети отрабатывают употребление предлогов и называют место положения птиц относительно дерева.

Логопед: Где сидит синица? – синица сидит на ветке.

Где сидит снегирь? – снегирь сидит между веток.

Где летит ворона? – ворона летит над елью.

Где сидит клёст – клёст сидит перед елью.

Где сидит сорока? – сорока сидит за елью.

Где сидит дятел? – дятел сидит на пеньке. А где стоит пенёк? – пенёк стоит около ели.

Где сидит воробей? Воробей сидит под елью.

11 Игра «Возвращение в детский сад» (речь с движением)

Логопед: Ребята, прогулку нашу пора заканчивать.

Логопед и дети

Хорошо мы погуляли, (шагают друг за другом)

Свежим воздухом дышали.

Про животных мы узнали

И за птицами наблюдали.

А теперь на месте повернись (поворот вокруг себя возле стульчиков)

И в группе нашей окажись. (разводят руки)

Логопед: Садитесь, ребята.

Дети садятся на стульчики перед магнитной доской.

12. Составление рассказа по рисункам.

Логопед: К нашему сегодняшнему занятию готовились мы и ваши родители. Посмотрите, какие рисунки они нарисовали вместе с вами.

Логопед выставляет рисунки на доску.

Логопед: Они все о зиме. И очень помогут нам составить рассказ о нашем сегодняшнем путешествии.

  • Рисунок «Наступила зима»
  • Рисунок «Зимний лес»
  • Рисунок «Лесные обитатели»
  • Рисунок «Я люблю зиму»

III. Итог занятия

Логопед: Ребята, помните снежинка сказала нам, что будет следить за нашим путешествием. И мне кажется, я слышу её голос.

Звучит запись: Ребята, всё это время я наблюдала за вами. Вам понравилось путешествие по зимнему лесу? (ответы детей) А что вам понравилось? (ответы детей) Вы молодцы! Примите мой подарок – сладкие льдинки. До свидания!



Новые публикации

Проект дня «Праздничная ёлочка»

Проект дня «Праздничная ёлочка» Идея проекта: проведение непосредственной образовательной деятельности по теме «Праздничная ёлочка» в форме проектной деятельности. Участники проекта: дети группы...

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с…

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с профессиями Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности...

Перспективный план по реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое…

Перспективный план по реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Модуль «Увлекательная колористика» Тема недели Тема модуля, этап Форма проведения «До свидания, лето»...

Читайте также

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с приоритетными задачами по ознакомлению с окружающим…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с приоритетными задачами по ознакомлению с окружающим (в том числе по экологическому образованию) с дошкольниками подготовительной к...

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Беседа по картине…

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Беседа по картине В.Васнецова «Богатыри» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с образами защитников Родины, богатырями...

Дидактическое пособие: Интеллект-карта на тему «Насекомые»

Дидактическое пособие: Интеллект-карта на тему «Насекомые» Интеллект- карта — это особый вид запоминания информации, в форме развивающей игры. Цель: закрепление знаний детей...

Комментарии

  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...





В блогах

ООД Речевое развитие в старшей группе. Тема: «Хищные животные нашего края»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе речевой деятельности. Задачи: создать условия для: - формирования умения сопоставлять, сравнивать; - развития наблюдательности, внимания, мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы; - развития связной речи детей. Ход Воспитатель: ребята, я хочу прочитать вам стихотворение –загадку:...

Проект «МИР ДОБРА И ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Проект «МИР ДОБРА И ТОЛЕРАНТНОСТИ» В группе компенсирующей направленности №1 МАДОУ ДС №473 г. Челябинска, для детей с нарушением интеллекта.   Составил: Бондаренко Н.В., воспитатель Высшей категории   Название проекта: «Неделя добра и толерантности» в группе 1, компенсирующей направленности для...

" Рождество да Святки, все поют колядки"

  "Рождество да Святки - все поют колядки" Взаимосвязь народных календарно-обрядовых и православных традиций в подготовке детских праздничных мероприятий.   На протяжении многих веков после Крещения Руси народные календарно-обрядовые и православные праздники имели между собой неразрывную связь. Это прослеживается в...