Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук С заблудился в Африке»

 

Цели: расширение и закрепление представлений о животных жарких стран;

знакомство со звуком С.

Задачи:

  • неречевые – развитие физиологического дыхания, артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие конструктивного праксиса, развитие зрительного внимания, мышления, памяти, воображения;
  • речевые – активизация и расширение словаря, формирование связной речи, четкой дикции, развитие речевого слуха, совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, слов-антонимов); развитие навыка звукового анализа;
  • педагогические – формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, взаимопонимания, самостоятельности, развитие учебных навыков, игровых навыков, умения слушать других.

Оборудование:

наборное полотно, игрушечное плетеное солнце, игрушка зебра, интерактивная обучающая панель «Африка», пазлы-картинки с изображением животных из Африки, большой мяч, рисунки с изображением слона для штриховки по количеству детей, простые карандаши, картинка-символ звука С, коробка-посылка, бумажные санки по количеству детей, картинки (сапоги, самокат, автобус, бусы, совок).

 

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Развитие речевого слуха, мышления.)

Приветствие детей.  

Логопед. Отгадайте загадку «Светит, сверкает, всех согревает». Что это? Дети. Солнце.

Логопед. Верно. Это солнце. Ребята, напоминаю, что отвечать нужно полными предложениями. Посмотрите, какое солнышко сегодня нас будет согревать (показывает игрушечное солнце).  

2. Психогимнастика. (Освобождение от эмоциональной напряженности.)

Логопед. Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно – расслабление. Подул холодный ветер, вам холодно – напряжение. Опять засверкало солнце – расслабление.

3. Сообщение темы занятия.

Логопед. Скажите, в какой части земного шара всегда тепло и светит солнце круглый год?

Дети. Всегда тепло в Африке.

Логопед. Правильно. (Предъявляется интерактивная обучающая панель «Африка»). И сегодня мы поговорим с вами о животных, которые там живут. У нас гостья из Африки – Зебра.

Игрушка-Зебра здоровается со всеми и говорит скороговорку:

«Носорог носорогу уступит дорогу»

Логопед. Это скороговорка. Что такое скороговорка, как вы понимаете это слово?

Дети. Это то, что надо быстро говорить.

Логопед. Скороговорки – это фразы, которые учат людей правильно и красиво говорить. Вот еще одна любимая скороговорка Зебры:

«Вяжет жираф жирафу шарф».

Логопед просит повторить тех детей, у которых звуки Ш и Ж на стадии автоматизации в стихах медленно, а потом быстрее.

4. Артикуляционная гимнастика для соноров. (Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада звука Р.)

Логопед. Трудное было задание? Сейчас сделаем зарядку для язычка, чтобы быстрее научиться проговаривать скороговорки.

Перед зеркалом выполняются упражнения «Лошадка», «Комарик», «Барабан».

Логопед. Ребята, сейчас мы поиграем в игры, благодаря которым узнаем много интересного о животных из Африки.

5. Игра «Собери картинку». (Развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики.)

Логопед. Зебра принесла фото своих друзей. Но по дороге они рассыпались. Нужно собрать картинку и придумать предложение со своим животным.

Логопед раздает детям пазлы-картинки. Дети собирают картинки и составляют предложения.

Дети. У меня слон. Слон очень большое животное. У меня зебра. Зебра полосатая и красивая.

6. Игра с маленьким массажным мячом «Скажи наоборот». (Обогащение словаря антонимами.)

Логопед. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете словом-наоборот:

У жирафа шея длинная, а у бегемота – короткая.

У обезьяны хвост тонкий, а у тигра – (толстый).

У слона уши большие, а у зебры – (маленькие).

У бегемота спина широкая, а у зебры – (узкая).

У слона кожа толстая, а у обезьяны – (тонкая).

7. Игра «Чей? Чье? Чья? Чьи?» с большим мячом. (Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).)

Дети становятся в круг.

Логопед. Я называю часть тела животного, а вы говорите, чья она:

Пример: Хвост крокодила – крокодилий хвост.

Голова обезьяны –… (обезьянья голова).

Туловище слона – … (слоновье туловище).

Лапы тигра – … (тигриные лапы).

Бивень слона – …(слоновий бивень).

Дети возвращаются за столы.

8. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке». (Развитие мелкой моторики.)

Сидит белка на тележке. Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга

Продает она орешки. попеременно.

Лисичке-сестричке, Загибаем по одному пальчику, начиная с

Воробью, синичке, большого, на обеих руках.

Мишке-толстопятому,

Заиньке усатому.

9. Упражнение «Заштрихуй слона». (Развитие тонкой моторики.)

Логопед. Для пальчиков тоже гимнастику сделали, можем работать с карандашами. Пожалуйста, заштрихуйте слона, следуя направлению стрелок.

Логопед раздает простые карандаши и рисунки с контуром слона.

Логопед оценивает работу детей.

Логопед. Ребята, а вы бы хотели оказаться в Африке?

Дети. Да!

Логопед. На чем туда можно быстро добраться?

Дети. В Африку можно доплыть на корабле. В Африку можно долететь на самолете.

Логопед. Правильно, на сссамолете (звук С выделяется голосом). Приглашаю вас в полет.

10. Динамическая пауза «Самолет». (Развитие общей моторики, координации речи с движением.)

Руки в стороны - в полет отправляем самолет. Бегут на носочках.

Правое крыло вперед, Поворот через правое плечо.

Левое крыло вперед. Поворот через левое плечо.

Полетел наш самолет. Бегут, руки - крылья.

Дети возвращаются на места.

11. Упражнение «Знакомство со звуком С». (Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия.)

Логопед. Когда мы отправимся в полет, кто нас встретит у трапа самолет?

Дети. Стюардесса. Нас встретит стюардесса.

Логопед. Куда мы пройдем в самолете?

Дети. Мы пройдем в самолете в салон.  

Логопед. Послушайте внимательно: сссамолет, ссстюардесса, сссалон. Какой звук вы услышали в начале этих слов?

Дети. Мы услышали звука С.

Логопед. Давайте произнесем звук С вместе.

Дети вместе с логопедом произносят звук С.

Логопед. Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами, зубы почти сжаты. Значит во рту есть преграда для воздуха из зубов. Как вы думаете, звук С гласный или согласный?

Дети. Звук С – согласный.

Логопед. Правильно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком будем обозначать звук С?

Дети. Синим.

Логопед. Звук Ссогласный, твердый. Положите ладошки на горлышко. Посмотрите, горлышко дрожит, когда произносим С?

Дети. Нет, не дрожит.

Логопед. Значит этот звук глухой.

Логопед предъявляет символ звука: папа поливает огород из шланга: СССС…

12. Фонетическое упражнение «Насос»:

Логопед. Накачаем насосом колесо: С, С, С,.. (резкое отрывистое произношение звука вслед за взрослым.

13. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «С»:

Логопед. С п м с с; са ма ша сы ож ис яс; Соня Саня коса кровать дом колесо лес.

14. Упражнение «Найди звук С». (Развитие фонематического восприятия, навыка звукового анализа.)  

Логопед. Зебра получила посылку. Она просит, чтобы вы объяснили, что в этой посылке.

Логопед достает из коробки бумажные санки. Дети объясняют, для чего нужны санки. Определяют место звука С в слове «санки».

Логопед. Послушайте слова, которые я произнесу, и определите, что их объединяет: «снег», «снежинка», «сугроб», «снеговик», «сосулька».

Дети. Это слова из зимы.

Логопед. Правильно. Это «зимние» слова. И в каждом слове есть звук С. Я думаю, что посылка и звук С заблудились. Они хотели попасть не в Африку, а к нам в …Россию.

Я для вас припасла санки. Сейчас каждый выберет себе санки с грузом: картинкой. Определите наличие звука С и его место в звуковой схеме. (картинки: сапоги, самокат, автобус, бусы, совок).

Логопед. Образец ответа: У меня «сапоги». В слове «сапоги» звук С стоит в начале слова.

Дети. У меня «автобус». В слове «автобус» звук С стоит в конце слова.

Итог занятия. Логопед просит назвать детей тему занятия, вспомнить, чему они научились, в какие игры играли, с каким звуком познакомились. Дает положительную оценку деятельности каждого ребенка. Дети вместе с логопедом играют на интерактивной панели.

Список использованной литературы:

Нищева Н.В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Образовательная программа ДОУ

Образовательная программа ДОУ

Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУ Тема…

Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУТема «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности» «Музыкальное воспитание −это не...

Спортивно-развлекательный досуг «Педагоги, дошколята - все спортивные ребята»

Спортивно-развлекательный досуг «Педагоги, дошколята - все спортивные ребята» (Старший дошкольный возраст) Цель: Приобщение детей и взрослых к физической культуре и спорту. Задачи: 1. Совершенствовать...

Читайте также

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...

Перспективный план работы с родителями на 2021 – 2022 год…

Перспективный план работы с родителями на 2021 – 2022 год учебный год Первая смешанная дошкольная группа Цель: установление сотрудничества детского сада...

Обновление развивающей предметно-пространственной, образовательной среды как условие для интеллектуального, художественного…

Обновление развивающей предметно-пространственной, образовательной среды как условие для интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольников «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь...