Сайт для воспитателей детских садов



План кружка «Развивайка» по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста

 

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

(В.А. Сухомлинский.)

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.

Дети с косоглазием и амблиопией нуждаются в специальном развитии осязания и мелкой моторики. Плохо развитые двигательные функции руки и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаз и руки вызывают у детей трудности.

Кружок «Развивайка» помогает более углубленно и систематически решать важную проблему по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 25 минут. Форма организации образовательного процесса – подгруппа по 5 – 6 детей.

Цель: развивать и совершенствовать мелкую моторику и координацию движений руки с помощью игрового массажа, упражнений и игр.

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику руки, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий.
  2. Формировать более точные и координированные зрительно-моторные координации.
  3. Развивать зрительное восприятие.
  4. Развивать графические умения, ориентироваться в ограниченной плоскости.
  5. Развивать произвольное внимание, зрительную память.
  6. Воспитывать в детях аккуратность, самостоятельность.

 

Перспективное планирование кружка «Развивайка»

Тема занятий Цель занятий Содержание
Диагностика
(1-я и 2-я неделя)
Определение уровня развития точности движений, степени подготовленности руки к овладению письмом, сформированности внимания и контроля за собственными движениями.  
Сентябрь
Детский сад
и игрушки
(3-я неделя)
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Обеспечить подвижность каждого пальца обеих рук.
1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».

2. Игровое упражнение «Привет».

3. Попади карандашом в точку.

Семья
(4-я неделя)
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Становление совместной деятельности двигательного и зрительного анализатора.
1. Пальчиковое упражнение «Привет».

2. Катание ребристого карандаша между ладонями – массаж.

3. Раскрашивание игрушек.

Октябрь
Осень
1-я неделя.
Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности, проводить линии разной конфигурации (прямая, волнистая) в разных направлениях. 1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

2. «Листопад» - зрительный анализ линии, рисование в воздухе.

3. «Красивый листочек» - штриховка различными линиями.

Осень
2-я неделя.

 

Развивать координацию движений, графические навыки, умение видеть отдельный элемент на заштрихованном поле. 1.  Игровое упражнение «Привет».

2. Игровое упражнение «Штриховка. Осенние листья».

3. Игра с карандашом «Удержи карандаш разными пальчиками».

Овощи
3-я неделя.

 

  • развивать координацию движений пальцев рук;
  • укрепление устойчивой зрительной различительной способности.
1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (выбрать только овощи).

2. Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3. Работа с трафаретом. «Обведи овощи»,

«Выдели овощи разным цветом»

Фрукты
4-я неделя.

 

Развивать мелкую моторику пальцев, зрительную моторную координацию. 1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

2. «Сушим фрукты» - нанизывание на веревку изображений фруктов из картона с дырочкой посередине.

3. Трафареты «Обведи и раскрась фрукты».

Ноябрь
Ягоды
1-я неделя.

 

  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Развитие подвижности суставов указательного пальца ведущей руки.
1. Пальчиковая игра «Ягоды на ветке» (прищипывание прищепок).

2. Самомассаж пальцев рук. Игровое упражнение с карандашом «Собираем ягоды».

Лес
2-я неделя.

 

  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Развивать навыки пространственной ориентации у детей при сходящемся и расходящемся косоглазии.
1. «Составь узор» - работа с магнитным конструктором под углом 45º.

2. «Большие и маленькие деревья» - выкладывание из палочек деревьев разной высоты.

3. Игровое упражнение с карандашом «Посадим дерево».

Дом, семья
3-я неделя.
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Продолжать формировать графические навыки.
  • Развивать зрительные обследовательские умения: прослеживать контур любой фигуры.
1. Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»

2. Массаж ребристым карандашом ладоней и пальцев рук.

3. Игровое упражнение «Гонки» (движение машины – указательного пальца – по «трассе».

Декабрь
Зима
1-я неделя.
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Формирование общей умелости рук.
  • Активизация взора.                                          
1. Пальчиковая гимнастика «Солнце утром рано встало».

2. Графический диктант «Красивые снежинки».

3. Игровое упражнение с карандашом «Падает снежинка» (скольжение по карандашу вверх-вниз).

Зимующие птицы
2-я неделя.
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Упражнять в координации движений с речью.
  • Повышение зрительной функции глаза – прослеживающей функции глаза.
1. «Покормим птиц» (сортировка семян).

2. Пальчиковая гимнастика «Прилетели птички».

3. Графический диктант «Птица».

Зимние забавы
3-я неделя.
  • Продолжать развивать мелкую моторику пальцев.
  • Развивать пространственное воображение.
  • Развивать ориентировку на листе бумаги в клетку.
1. Самомассаж пальцев карандашом.

2. Игра-лабиринт «Прокати снежный ком»

3. Графический диктант «Снежная горка».

Новый год
4-я неделя.
  • Повышать зрительную активность – прослеживающую функцию глаза.
  • Развивать мелкую моторику – формировать общую умелость руки.
1. Самомассаж пальцев руки мячиком.

2. Пальчиковая гимнастика «Хоровод».

3. Упражнение «Волшебник Штрих».

Январь
1-я, 2-я неделя Продолжать развивать мелкую моторику пальцев. Мониторинг: определение уровня развития мелкой моторики на данном этапе занятий.
Бытовые приборы
3-я неделя.
  • Развивать точность и координацию движений рук.
  • Развивать графическую моторику.
1. Пальчиковая гимнастика «Ножницы».

2. Графический диктант «Часы бывают разными».

3. Игровое упражнение «Привет».

 

Посуда
4-я неделя.

 

Развитие умения штриховать в разных направлениях и конфигурациях. 1. Массаж кистей рук резиновыми шариками.

2. Упражнение «Волшебник Штрих».

3. Пальчиковая игра «Угощение».

Февраль
Одежда
1-я неделя.

 

  • Развивать зрительно-двигательную координацию.
  • Активизация фиксации взора.
1. Пальчиковая гимнастика «Человечек».

2. Пальчиковая игра «Красивое платье, костюм».

3. Графомоторное упражнение через кальку «Кукла в красивом платье».

 

Обувь
2-я неделя.

 

  • Развивать графомоторные умения.
  • Развивать мелкую моторику пальцев руки.
  • Закрепление штриховки разными способами.
1. Игровое упражнение «Привет».

2. Пальчиковая гимнастика «Веселый пешеход» (игра с пробками).

3. Упражнение «Волшебник Штрих».

Животные средней полосы
3-я неделя.

 

  • Совершенствовать графические умения и навыки.
  • Развивать точность и координацию движения руки с речью.
1. Самомассаж трехгранными карандашами.

2. Пальчиковая гимнастика «Белка».

3. Графический диктант «Волк в лесу».

Животные жарких стран
4-я неделя.

 

  • Упражнять в координации движений руки.
  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Развивать чувство ритма, координацию движений.
1. Графический диктант «Озорная мартышка резвится среди пальм».

2. Пальчиковое упражнение «Солнце».

3. Самомассаж пальцев руки резиновыми шариками.

Март
Весна
1-я неделя.

 

  • Формировать скорость и точность движений.
  • Развитие пространственного воображения.
  • Формирование общей умелости руки.
1. Игровое упражнение «Кто скорее свернет ленту».

2. Графический диктант «Пришла весна».

3. Самомассаж пальцев рук шестигранным карандашом.

Перелетные птицы
2-я неделя.

 

  • Развивать зрительно-моторную координацию.
  • Повышать зрительную функцию глаза – прослеживающую функцию.
1. Пальчиковая гимнастика «Птички», «Солнечные лучики».

2. Графомоторное упражнение «Птицы».

3. Самомассаж пальцев массажными мячиками.

Домашние животные
3-я неделя.

 

  • Формирование общей умелости руки.
  • Формирование контроля за собственными движениями.
  • Развивать мелкую моторику пальцев руки.
1. Игровое упражнение « Что спрятано – найди на ощупь».

2. Графический диктант «В деревне» (рисуем по клеточкам).

3. Выкладывание магнитной мозаикой «Домашние животные».

Домашние птицы
4-я неделя.

 

  • Формирование общей умелости руки.
  • Развитие пространственного воображения.
  • Формирование автоматизированных навыков синхронности действий руки и глаз.
1. Игровое упражнение «Накормим птиц».

2. Графический диктант «Кто появился из яйца?».

3. Игровое упражнение «Волшебник Штрих» (рисунки домашних птиц).

Апрель
Транспорт
1-я неделя.

 

  • Совершенствование зрительно-моторной координации и ориентировки в микропространстве – развитие зрительной памяти.
  • Способствовать развитию зрительного восприятия.
1. Игровое упражнение «Метро».

2. Игровые упражнения «Волшебник Штрих», «Дорога».

3. Самомассаж пальцев рук трехгранным карандашом.

4. Игровое упражнение с карандашом «Едет поезд».

Правила дорожного движения
2-я неделя.

 

  • Совершенствование графических умений (способ удерживания карандаша, ручки).
  • Обеспечивать подвижность каждого пальца обеих рук.
  • Развитие пространственного воображения.
1. Игровое упражнение «Пешеходный переход».

2. Игровое упражнение «Светофор» (пластилинография).

3. Игровое упражнение «Дорисуй узор».

4. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «Обвести транспорт по трафарету, вырезать».

Космос
3-я неделя.

 

  • Совершенствовать скорость и точность движений.
  • Развитие зрительно-моторной координации.
  • Ориентировка в пространстве и на листе бумаги.
1. Игровое упражнение «Привет».

2. Игровое упражнение «Звездное небо» (расположение звезд в разных частях листа).

3. Самомассаж пальцев рук резиновыми мячиками.

Хлеб
4-я неделя.

 

  • Обеспечивать подвижность каждого пальца обеих рук.
  • Закрепление штриховки разными способами.
  • Развивать зрительное внимание, память.
1. Игровое упражнение с карандашом «Колосок».

2. Игровое упражнение «Дует ветер в поле».

3. Графомоторное упражнение «Различные узоры».

4. Игровое упражнение «Различные крупы».

5. Сортировка круп (рис, фасоль, горох).

Май
Насекомые
1-я неделя.

 

  • Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений.
  • Продолжать развивать ориентировку в пространстве на листе бумаги в клетку.
  • Совершенствовать внимание, память.
1. Пальчиковая гимнастика «Бабочка».

2. «Быстро – медленно» («ходьба» пальцами в пластиковых крышках).

3. Графический диктант «А вот беззаботные бабочки порхают на лугу».

Цветы
2-я неделя.

 

  • Продолжать совершенствовать скорость и точность движений.
  • Продолжать формирование общей умелости руки.
  • Продолжать развивать зрительно-моторную координацию.
1. Игровые упражнения с карандашом «Распустились цветы».
3-я, 4-я неделя. Обследование мелкой моторики пальцев рук.  

 

Литература.

  1. Г.В. Никулина, А.В. Потемкина, Л.В. Фомичева. «Готовим к школе ребенка с нарушениями зрения». Санкт-Петербург, «Детство-ПРЕСС», 2004 г.
  1. А. Зарин. «Волшебные рисунки». СПб, издательство RAPO, 2004 г.
  1. О. Узорова, Е. Нефедова. «1000 упражнений для подготовки к школе». Издательство «Астрель», 2004 г.
  1. И. Васильева. «Графические диктанты для мальчиков». ООО «Стрекоза», 2012 г.
  1. И. Васильева. «Графические диктанты для девочек». ООО «Стрекоза», 2012 г.




Новые публикации

Конспект занятия «Пуховое чудо земли Оренбургской»

Конспект занятия «Пуховое чудо земли Оренбургской» {pdf=download/files/presentation/file574.pdf|90%|700|native}

Конспект занятия на тему «Конструируем автомобиль»

Конспект занятия на тему «Конструируем автомобиль» (с использованием плоскостного моделирования с детьми старшего возраста)   Цель: способствовать формированию умения создавать объект из геометрических фигур...

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух»

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух» (Для детей дошкольного возраста) «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение...

Читайте также

Военно-патриотическая игра «Зорничка»

Военно-патриотическая игра «Зорничка» Цель: Формирование нравственно патриотических чувств через игру «Зорничка». Задачи: Воспитывать чувство уважения к Армии, любви к Родине. Создавать условия для проведения...

Проект «Краеведение через сказку»

Проект «Краеведение через сказку» Характеристика проекта. Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации...

Консультация для воспитателей. Теоретические основы развития речи старших дошкол…

Консультация для воспитателей Теоретические основы развития речи старших дошкольников с ОНР в продуктивных видах деятельности «Продуктивная деятельность как средство всестороннего развития дошкольника»   Продуктивные...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

"Праздник семьи, любви и верности

«День семьи, любви и верности» Цель: популяризация семейных ценностей, народных традиций и укрепление социального института семьи. Задачи: - способствовать укреплению семейных ценностей; - содействовать формированию позитивного образа семьи; - способствовать развитию нравственных и духовных ценностей участников образовательного процесса. -...

"Летние приключения"

«Летние приключения»                          Досуг для детей старшего дошкольного возраста        Цель: Воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе игры. Дать каждому ребёнку возможность ощутить свою принадлежность к группе сверстников.  Задачи: Учить...

«Я – исследователь!» Проект «Зачем авто…

Актуальность. В современном мире нас окружает множество автомобилей. Они помогают нам  передвигаться в  повседневной жизни. Когда я вырасту, у меня тоже будет автомобиль. Каждый день меня папа возит в детский сад...

Пути укрепления детского творчества

Каждый ребенок рождается с творческим потенциалом, но этот потенциал может быть подавлен, если родители не будут заботиться о развитии и стимулировании творчества. Творчество показывает уникальность человека. Творчество - это способность...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство