План кружка «Развивайка» по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста

 

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

(В.А. Сухомлинский.)

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.

Дети с косоглазием и амблиопией нуждаются в специальном развитии осязания и мелкой моторики. Плохо развитые двигательные функции руки и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаз и руки вызывают у детей трудности.

Кружок «Развивайка» помогает более углубленно и систематически решать важную проблему по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 25 минут. Форма организации образовательного процесса – подгруппа по 5 – 6 детей.

Цель: развивать и совершенствовать мелкую моторику и координацию движений руки с помощью игрового массажа, упражнений и игр.

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику руки, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий.
  2. Формировать более точные и координированные зрительно-моторные координации.
  3. Развивать зрительное восприятие.
  4. Развивать графические умения, ориентироваться в ограниченной плоскости.
  5. Развивать произвольное внимание, зрительную память.
  6. Воспитывать в детях аккуратность, самостоятельность.

 

Перспективное планирование кружка «Развивайка»

Тема занятий Цель занятий Содержание
Диагностика
(1-я и 2-я неделя)
Определение уровня развития точности движений, степени подготовленности руки к овладению письмом, сформированности внимания и контроля за собственными движениями.  
Сентябрь
Детский сад
и игрушки
(3-я неделя)
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Обеспечить подвижность каждого пальца обеих рук.
1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».

2. Игровое упражнение «Привет».

3. Попади карандашом в точку.

Семья
(4-я неделя)
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Становление совместной деятельности двигательного и зрительного анализатора.
1. Пальчиковое упражнение «Привет».

2. Катание ребристого карандаша между ладонями – массаж.

3. Раскрашивание игрушек.

Октябрь
Осень
1-я неделя.
Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности, проводить линии разной конфигурации (прямая, волнистая) в разных направлениях. 1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

2. «Листопад» - зрительный анализ линии, рисование в воздухе.

3. «Красивый листочек» - штриховка различными линиями.

Осень
2-я неделя.

 

Развивать координацию движений, графические навыки, умение видеть отдельный элемент на заштрихованном поле. 1.  Игровое упражнение «Привет».

2. Игровое упражнение «Штриховка. Осенние листья».

3. Игра с карандашом «Удержи карандаш разными пальчиками».

Овощи
3-я неделя.

 

  • развивать координацию движений пальцев рук;
  • укрепление устойчивой зрительной различительной способности.
1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (выбрать только овощи).

2. Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3. Работа с трафаретом. «Обведи овощи»,

«Выдели овощи разным цветом»

Фрукты
4-я неделя.

 

Развивать мелкую моторику пальцев, зрительную моторную координацию. 1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

2. «Сушим фрукты» - нанизывание на веревку изображений фруктов из картона с дырочкой посередине.

3. Трафареты «Обведи и раскрась фрукты».

Ноябрь
Ягоды
1-я неделя.

 

  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Развитие подвижности суставов указательного пальца ведущей руки.
1. Пальчиковая игра «Ягоды на ветке» (прищипывание прищепок).

2. Самомассаж пальцев рук. Игровое упражнение с карандашом «Собираем ягоды».

Лес
2-я неделя.

 

  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Развивать навыки пространственной ориентации у детей при сходящемся и расходящемся косоглазии.
1. «Составь узор» - работа с магнитным конструктором под углом 45º.

2. «Большие и маленькие деревья» - выкладывание из палочек деревьев разной высоты.

3. Игровое упражнение с карандашом «Посадим дерево».

Дом, семья
3-я неделя.
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Продолжать формировать графические навыки.
  • Развивать зрительные обследовательские умения: прослеживать контур любой фигуры.
1. Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»

2. Массаж ребристым карандашом ладоней и пальцев рук.

3. Игровое упражнение «Гонки» (движение машины – указательного пальца – по «трассе».

Декабрь
Зима
1-я неделя.
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Формирование общей умелости рук.
  • Активизация взора.                                          
1. Пальчиковая гимнастика «Солнце утром рано встало».

2. Графический диктант «Красивые снежинки».

3. Игровое упражнение с карандашом «Падает снежинка» (скольжение по карандашу вверх-вниз).

Зимующие птицы
2-я неделя.
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Упражнять в координации движений с речью.
  • Повышение зрительной функции глаза – прослеживающей функции глаза.
1. «Покормим птиц» (сортировка семян).

2. Пальчиковая гимнастика «Прилетели птички».

3. Графический диктант «Птица».

Зимние забавы
3-я неделя.
  • Продолжать развивать мелкую моторику пальцев.
  • Развивать пространственное воображение.
  • Развивать ориентировку на листе бумаги в клетку.
1. Самомассаж пальцев карандашом.

2. Игра-лабиринт «Прокати снежный ком»

3. Графический диктант «Снежная горка».

Новый год
4-я неделя.
  • Повышать зрительную активность – прослеживающую функцию глаза.
  • Развивать мелкую моторику – формировать общую умелость руки.
1. Самомассаж пальцев руки мячиком.

2. Пальчиковая гимнастика «Хоровод».

3. Упражнение «Волшебник Штрих».

Январь
1-я, 2-я неделя Продолжать развивать мелкую моторику пальцев. Мониторинг: определение уровня развития мелкой моторики на данном этапе занятий.
Бытовые приборы
3-я неделя.
  • Развивать точность и координацию движений рук.
  • Развивать графическую моторику.
1. Пальчиковая гимнастика «Ножницы».

2. Графический диктант «Часы бывают разными».

3. Игровое упражнение «Привет».

 

Посуда
4-я неделя.

 

Развитие умения штриховать в разных направлениях и конфигурациях. 1. Массаж кистей рук резиновыми шариками.

2. Упражнение «Волшебник Штрих».

3. Пальчиковая игра «Угощение».

Февраль
Одежда
1-я неделя.

 

  • Развивать зрительно-двигательную координацию.
  • Активизация фиксации взора.
1. Пальчиковая гимнастика «Человечек».

2. Пальчиковая игра «Красивое платье, костюм».

3. Графомоторное упражнение через кальку «Кукла в красивом платье».

 

Обувь
2-я неделя.

 

  • Развивать графомоторные умения.
  • Развивать мелкую моторику пальцев руки.
  • Закрепление штриховки разными способами.
1. Игровое упражнение «Привет».

2. Пальчиковая гимнастика «Веселый пешеход» (игра с пробками).

3. Упражнение «Волшебник Штрих».

Животные средней полосы
3-я неделя.

 

  • Совершенствовать графические умения и навыки.
  • Развивать точность и координацию движения руки с речью.
1. Самомассаж трехгранными карандашами.

2. Пальчиковая гимнастика «Белка».

3. Графический диктант «Волк в лесу».

Животные жарких стран
4-я неделя.

 

  • Упражнять в координации движений руки.
  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Развивать чувство ритма, координацию движений.
1. Графический диктант «Озорная мартышка резвится среди пальм».

2. Пальчиковое упражнение «Солнце».

3. Самомассаж пальцев руки резиновыми шариками.

Март
Весна
1-я неделя.

 

  • Формировать скорость и точность движений.
  • Развитие пространственного воображения.
  • Формирование общей умелости руки.
1. Игровое упражнение «Кто скорее свернет ленту».

2. Графический диктант «Пришла весна».

3. Самомассаж пальцев рук шестигранным карандашом.

Перелетные птицы
2-я неделя.

 

  • Развивать зрительно-моторную координацию.
  • Повышать зрительную функцию глаза – прослеживающую функцию.
1. Пальчиковая гимнастика «Птички», «Солнечные лучики».

2. Графомоторное упражнение «Птицы».

3. Самомассаж пальцев массажными мячиками.

Домашние животные
3-я неделя.

 

  • Формирование общей умелости руки.
  • Формирование контроля за собственными движениями.
  • Развивать мелкую моторику пальцев руки.
1. Игровое упражнение « Что спрятано – найди на ощупь».

2. Графический диктант «В деревне» (рисуем по клеточкам).

3. Выкладывание магнитной мозаикой «Домашние животные».

Домашние птицы
4-я неделя.

 

  • Формирование общей умелости руки.
  • Развитие пространственного воображения.
  • Формирование автоматизированных навыков синхронности действий руки и глаз.
1. Игровое упражнение «Накормим птиц».

2. Графический диктант «Кто появился из яйца?».

3. Игровое упражнение «Волшебник Штрих» (рисунки домашних птиц).

Апрель
Транспорт
1-я неделя.

 

  • Совершенствование зрительно-моторной координации и ориентировки в микропространстве – развитие зрительной памяти.
  • Способствовать развитию зрительного восприятия.
1. Игровое упражнение «Метро».

2. Игровые упражнения «Волшебник Штрих», «Дорога».

3. Самомассаж пальцев рук трехгранным карандашом.

4. Игровое упражнение с карандашом «Едет поезд».

Правила дорожного движения
2-я неделя.

 

  • Совершенствование графических умений (способ удерживания карандаша, ручки).
  • Обеспечивать подвижность каждого пальца обеих рук.
  • Развитие пространственного воображения.
1. Игровое упражнение «Пешеходный переход».

2. Игровое упражнение «Светофор» (пластилинография).

3. Игровое упражнение «Дорисуй узор».

4. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «Обвести транспорт по трафарету, вырезать».

Космос
3-я неделя.

 

  • Совершенствовать скорость и точность движений.
  • Развитие зрительно-моторной координации.
  • Ориентировка в пространстве и на листе бумаги.
1. Игровое упражнение «Привет».

2. Игровое упражнение «Звездное небо» (расположение звезд в разных частях листа).

3. Самомассаж пальцев рук резиновыми мячиками.

Хлеб
4-я неделя.

 

  • Обеспечивать подвижность каждого пальца обеих рук.
  • Закрепление штриховки разными способами.
  • Развивать зрительное внимание, память.
1. Игровое упражнение с карандашом «Колосок».

2. Игровое упражнение «Дует ветер в поле».

3. Графомоторное упражнение «Различные узоры».

4. Игровое упражнение «Различные крупы».

5. Сортировка круп (рис, фасоль, горох).

Май
Насекомые
1-я неделя.

 

  • Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений.
  • Продолжать развивать ориентировку в пространстве на листе бумаги в клетку.
  • Совершенствовать внимание, память.
1. Пальчиковая гимнастика «Бабочка».

2. «Быстро – медленно» («ходьба» пальцами в пластиковых крышках).

3. Графический диктант «А вот беззаботные бабочки порхают на лугу».

Цветы
2-я неделя.

 

  • Продолжать совершенствовать скорость и точность движений.
  • Продолжать формирование общей умелости руки.
  • Продолжать развивать зрительно-моторную координацию.
1. Игровые упражнения с карандашом «Распустились цветы».
3-я, 4-я неделя. Обследование мелкой моторики пальцев рук.  

 

Литература.

  1. Г.В. Никулина, А.В. Потемкина, Л.В. Фомичева. «Готовим к школе ребенка с нарушениями зрения». Санкт-Петербург, «Детство-ПРЕСС», 2004 г.
  1. А. Зарин. «Волшебные рисунки». СПб, издательство RAPO, 2004 г.
  1. О. Узорова, Е. Нефедова. «1000 упражнений для подготовки к школе». Издательство «Астрель», 2004 г.
  1. И. Васильева. «Графические диктанты для мальчиков». ООО «Стрекоза», 2012 г.
  1. И. Васильева. «Графические диктанты для девочек». ООО «Стрекоза», 2012 г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Весенние цветы»

«Весенние цветы» В нашей группе был проведён познавательно-творческий проект «Весенние цветы». Проект был направлен на познавательное развитие детей к природе, в...

Авторский конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста ко Дню…

Авторский конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста ко Дню Матери Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (шестой год). Виды деятельности: музыкальная, игровая, коммуникативная...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Чудесное дерево»

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Чудесное дерево» Цели: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года; совершенствовать...

Читайте также

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» (Средний дошкольный возраст) Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Программное содержание: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доброе отношение и любовь к...

Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение

Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение «Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что...

Сценарий «День бантиков»

Сценарий «День бантиков» Под музыку дети входят в зал. Останавливаются около стульчиков. Ведущий: Вновь наступила весна! Снова праздник она принесла, Праздник радости, светлый и нежный, Праздник...