Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение
«Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых.
И от того, что знает и умеет воспитатель,
зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».
(К. Гельвецкий.)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармонической личности.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе «Концепции дошкольного воспитания», «Федеральном государственном образовательном стандарте».
«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечении их к этой работе» - писала Надежда Константиновна Крупская, «о необходимости создания крепкого союза детского сада и семьи писал в своё время» - Василий Александрович Сухомлинский.
Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчеркивая необходимость связи дошкольного учреждения с семьей и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой работы и её задачи:
- Изучение семей детей.
- Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения.
- Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей.
- Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Основным противоречием, возникающим, на наш взгляд, при реализации задач сотрудничества, является недостаточное разведение сфер деятельности, с одной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение задач.
Содержание, организация и методика сотрудничества детского учреждения и родителей включает:
- Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей.
- Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей.
- Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду
- Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики.
- Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников.
- Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей.
В соответствии с ФГОС работа с родителями должна учитывать микроклимат семьи, её социальный статус, родительские запросы для повышения культуры педагогической грамотности семьи.
В нашем саду 72% родителей от 20 до 40 лет – это молодые, идущие в ногу со временем люди, готовые к обучению, саморазвитию и сотрудничеству, способные активно участвовать в образовательном процессе.
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.
Как показал проведенный опрос родителей моей группы (вы его видите на экране) существует необходимость нововведений в сотрудничестве с родителями.
- 9 семей (36%) воспитанников занимают активную жизненную позицию (т.е. проявляют интерес к развитию и воспитанию своего ребенка, принимают участие в различных мероприятиях как внутри группы, так и в детском саду);
- 14 семей (62%) воспитанников выполняют поручения только по прямой просьбе педагога;
- 2 семьи (2%) воспитанников занимают позицию пассивных наблюдателей.
Проблема:
Отсюда следует, что более 50% родителей имеют низкий уровень родительской ответственности в воспитании детей, а так же недостаток педагогических знаний, проявляющихся в завышенных или заниженных требованиях к ребенку, воспитание вслепую, интуитивно.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив, как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей и детей.
Исходя из вышесказанного, мы поставили перед собой цель: повысить педагогическую культуру родителей через внедрение новых форм сотрудничества.
Для её реализации были определены следующие задачи:
- Повышение уровня психолого–педагогичекой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
- Создание необходимых условий на всех уровнях образовательного учреждения для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с детским учреждением.
- Развитие партнерских взаимоотношений на основе сотрудничества детского учреждения с семьей.
Для привлечения родителей к деятельности детского учреждения вся работа включает в себя три этапа:
I Первый – актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;
II Второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;
III Третий – партнерство педагогов и родителей в деятельности, в основу которой заложены идеи гуманизации отношений.
Это взаимодействие позволило мне создать систему сотрудничества с родителями, представленную двумя блоками, каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности.
Основные блоки по взаимодействию с родителями:
Выбираем формы взаимодействия, ориентируясь на следующие требования: оригинальность, востребованность, интерактивность, активность.
Одной из форм, отвечающих требованиям, является конкурсное движение.
Целью конкурсного движения: организовать совместную деятельность ребенка и родителей для успешного становления личности.
На подготовительном этапе:
- Консультация заместителя заведующего по воспитательно-методической работе.
- Родительское собрание.
- Анкетирование.
Практический этап – реализация мероприятия.
Для реализации содержания этой работы в учреждении были разработаны положения о конкурсах чтецов, рисунков и поделок из бросового материала по разным темам. Итогом этих конкурсов стало участие в областном поэтическом баттле «СтихиЯ»; в муниципальных конкурсах рисунков «Байкал и я – 2018»; «Радуга цвета»; «Безопасность-это важно»; в муниципальном конкурсе, организованном ДК Энергетик «Осенние поделки»; «Подарок для мамы»; муниципальной выставке декоративно-прикладного и технического творчества «Наша сказка - новый год». Также являемся постоянными участниками областных конкурсов от ИРОО Родители Сибири: «Зарядка для хвоста»; «В маминых объятиях»; «Мой папа самый-самый»; «Хочу в школу. В моем сердце»; «На одной волне». Дети и родители преодолели страх перед публичными выступлениями, семья еще более сплотилась, дети стали уверенными в себе, поскольку почувствовали поддержку родных и близких.
Заключительный этап:
- Круглый стол по итогам.
- Создание фото-архива.
- Книга отзывов родителей.
- Награждение участников благодарственными письмами, грамотами.
- Размещение итогов на сайте детского учреждения.
На сегодняшний день, проведя опрос на тему «Удовлетворенность родителей работой ДОУ», мы пришли к выводу, что новые формы взаимодействия привлекли не только родителей-активистов, но и тех, кто до этого момента предпочитали быть наблюдателями.
Увеличилось число активных родителей за счет малоактивных на 10 семей, а пассивных и вовсе не стало. Теперь активных родителей стало 76 %, а малоактивных – 24%. Повысился уровень педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников. В результате сотрудничества, родители стали доверять педагогам свои пожелания и проблемы в воспитании подрастающего поколения. Интерес к совместной деятельности повысился у детей, чьи родители участвовали в организованных нами мероприятиях. Дети стали более уверенными в себе, поскольку почувствовали поддержку родителей. В семье установились более доверительные взаимоотношения, основанные на общих интересах и семейных традициях. Теперь появилась возможность делиться своим опытом не только у родителей, но и у детей.
Перспективы на будущее: продолжать поиск новых форм взаимодействия с родителями с целью включения всех родителей в образовательный процесс.
Читайте также |
---|
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с…
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами...
Коммуникативная готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с…
Коммуникативная готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Правильное формирование личности ребенка – это задача не...
Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению грамоте в…
Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению грамоте в коррекционной работе воспитателя Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей...