Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение

«Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых.

И от того, что знает и умеет воспитатель,

зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».

(К. Гельвецкий.)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармонической личности.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе «Концепции дошкольного воспитания», «Федеральном государственном образовательном стандарте».

«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечении их к этой работе» - писала Надежда Константиновна Крупская, «о необходимости создания крепкого союза детского сада и семьи писал в своё время» - Василий Александрович Сухомлинский.

Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчеркивая необходимость связи дошкольного учреждения с семьей и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой работы и её задачи:

  • Изучение семей детей.
  • Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения.
  • Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей.
  • Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Основным противоречием, возникающим, на наш взгляд, при реализации задач сотрудничества, является недостаточное разведение сфер деятельности, с одной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение задач.

Содержание, организация и методика сотрудничества детского учреждения и родителей включает:

  • Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей.
  • Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей.
  • Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду
  • Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики.
  • Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников.
  • Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей.

В соответствии с ФГОС работа с родителями должна учитывать микроклимат семьи, её социальный статус, родительские запросы для повышения культуры педагогической грамотности семьи.

В нашем саду 72% родителей от 20 до 40 лет – это молодые, идущие в ногу со временем люди, готовые к обучению, саморазвитию и сотрудничеству, способные активно участвовать в образовательном процессе.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.

Как показал проведенный опрос родителей моей группы (вы его видите на экране) существует необходимость нововведений в сотрудничестве с родителями.

  • 9 семей (36%) воспитанников занимают активную жизненную позицию (т.е. проявляют интерес к развитию и воспитанию своего ребенка, принимают участие в различных мероприятиях как внутри группы, так и в детском саду);
  • 14 семей (62%) воспитанников выполняют поручения только по прямой просьбе педагога;
  • 2 семьи (2%) воспитанников занимают позицию пассивных наблюдателей.

Проблема:

1

Отсюда следует, что более 50% родителей имеют низкий уровень родительской ответственности в воспитании детей, а так же недостаток педагогических знаний, проявляющихся в завышенных или заниженных требованиях к ребенку, воспитание вслепую, интуитивно.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив, как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей и детей.

Исходя из вышесказанного, мы поставили перед собой цель: повысить педагогическую культуру родителей через внедрение новых форм сотрудничества.

Для её реализации были определены следующие задачи:

  • Повышение уровня психолого–педагогичекой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
  • Создание необходимых условий на всех уровнях образовательного учреждения для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с детским учреждением.
  • Развитие партнерских взаимоотношений на основе сотрудничества детского учреждения с семьей.

Для привлечения родителей к деятельности детского учреждения вся работа включает в себя три этапа:

I Первый – актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;

II Второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;

III Третий – партнерство педагогов и родителей в деятельности, в основу которой заложены идеи гуманизации отношений.

Это взаимодействие позволило мне создать систему сотрудничества с родителями, представленную двумя блоками, каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности.

Основные блоки по взаимодействию с родителями:

2

Выбираем формы взаимодействия, ориентируясь на следующие требования: оригинальность, востребованность, интерактивность, активность.

Одной из форм, отвечающих требованиям, является конкурсное движение.

Целью конкурсного движения: организовать совместную деятельность ребенка и родителей для успешного становления личности.

На подготовительном этапе:

  • Консультация заместителя заведующего по воспитательно-методической работе.
  • Родительское собрание.
  • Анкетирование.

Практический этап – реализация мероприятия.

Для реализации содержания этой работы в учреждении были разработаны положения о конкурсах чтецов, рисунков и поделок из бросового материала по разным темам. Итогом этих конкурсов стало участие в областном поэтическом баттле «СтихиЯ»; в муниципальных конкурсах рисунков «Байкал и я – 2018»; «Радуга цвета»; «Безопасность-это важно»; в муниципальном конкурсе, организованном ДК Энергетик «Осенние поделки»; «Подарок для мамы»; муниципальной выставке декоративно-прикладного и технического творчества «Наша сказка - новый год». Также являемся постоянными участниками областных конкурсов от ИРОО Родители Сибири: «Зарядка для хвоста»; «В маминых объятиях»; «Мой папа самый-самый»; «Хочу в школу. В моем сердце»; «На одной волне». Дети и родители преодолели страх перед публичными выступлениями, семья еще более сплотилась, дети стали уверенными в себе, поскольку почувствовали поддержку родных и близких.

Заключительный этап:

  • Круглый стол по итогам.
  • Создание фото-архива.
  • Книга отзывов родителей.
  • Награждение участников благодарственными письмами, грамотами.
  • Размещение итогов на сайте детского учреждения.

На сегодняшний день, проведя опрос на тему «Удовлетворенность родителей работой ДОУ», мы пришли к выводу, что новые формы взаимодействия привлекли не только родителей-активистов, но и тех, кто до этого момента предпочитали быть наблюдателями.

3

Увеличилось число активных родителей за счет малоактивных на 10 семей, а пассивных и вовсе не стало. Теперь активных родителей стало 76 %, а малоактивных – 24%. Повысился уровень педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников. В результате сотрудничества, родители стали доверять педагогам свои пожелания и проблемы в воспитании подрастающего поколения. Интерес к совместной деятельности повысился у детей, чьи родители участвовали в организованных нами мероприятиях. Дети стали более уверенными в себе, поскольку почувствовали поддержку родителей. В семье установились более доверительные взаимоотношения, основанные на общих интересах и семейных традициях. Теперь появилась возможность делиться своим опытом не только у родителей, но и у детей.

Перспективы на будущее: продолжать поиск новых форм взаимодействия с родителями с целью включения всех родителей в образовательный процесс.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка конкурса чтецов среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций…

Методическая разработка конкурса чтецов среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций Серовского городского округа «Поэтическая радуга» Положение о конкурсе чтецов среди воспитанников...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике в…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике в старшей группе «Лиса – рыжая краса» Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной...

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе…

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе жизни «Айболит спешит на помощь» Цель: 1. Уточнить и расширить знания детей...

Читайте также

Конспект зимней прогулки в средней группе «Спасем Снеговика»

Конспект зимней прогулки в средней группе «Спасем Снеговика» Цель: Формировать потребность в двигательной активности. Создание условий для закрепления признаков зимы. Задачи: систематизация представления детей о...

Занятие по познавательному развитию «По страницам Красной книги Вологодской области»

Занятие по познавательному развитию «По страницам Красной книги Вологодской области» Цель: дать представление о Красной книге Вологодской области как об основном документе...

Конспект развлечения в младшей группе ДОУ «Зимние забавы»

Конспект развлечения в младшей группе ДОУ «Зимние забавы» Цель: ознакомление и закрепление знаний детей о зимних развлечениях на улице. Задачи: закрепление представлений о признаках...