Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение

«Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых.

И от того, что знает и умеет воспитатель,

зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».

(К. Гельвецкий.)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармонической личности.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе «Концепции дошкольного воспитания», «Федеральном государственном образовательном стандарте».

«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечении их к этой работе» - писала Надежда Константиновна Крупская, «о необходимости создания крепкого союза детского сада и семьи писал в своё время» - Василий Александрович Сухомлинский.

Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчеркивая необходимость связи дошкольного учреждения с семьей и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой работы и её задачи:

  • Изучение семей детей.
  • Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения.
  • Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей.
  • Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Основным противоречием, возникающим, на наш взгляд, при реализации задач сотрудничества, является недостаточное разведение сфер деятельности, с одной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение задач.

Содержание, организация и методика сотрудничества детского учреждения и родителей включает:

  • Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей.
  • Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей.
  • Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду
  • Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики.
  • Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников.
  • Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей.

В соответствии с ФГОС работа с родителями должна учитывать микроклимат семьи, её социальный статус, родительские запросы для повышения культуры педагогической грамотности семьи.

В нашем саду 72% родителей от 20 до 40 лет – это молодые, идущие в ногу со временем люди, готовые к обучению, саморазвитию и сотрудничеству, способные активно участвовать в образовательном процессе.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.

Как показал проведенный опрос родителей моей группы (вы его видите на экране) существует необходимость нововведений в сотрудничестве с родителями.

  • 9 семей (36%) воспитанников занимают активную жизненную позицию (т.е. проявляют интерес к развитию и воспитанию своего ребенка, принимают участие в различных мероприятиях как внутри группы, так и в детском саду);
  • 14 семей (62%) воспитанников выполняют поручения только по прямой просьбе педагога;
  • 2 семьи (2%) воспитанников занимают позицию пассивных наблюдателей.

Проблема:

1

Отсюда следует, что более 50% родителей имеют низкий уровень родительской ответственности в воспитании детей, а так же недостаток педагогических знаний, проявляющихся в завышенных или заниженных требованиях к ребенку, воспитание вслепую, интуитивно.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив, как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей и детей.

Исходя из вышесказанного, мы поставили перед собой цель: повысить педагогическую культуру родителей через внедрение новых форм сотрудничества.

Для её реализации были определены следующие задачи:

  • Повышение уровня психолого–педагогичекой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
  • Создание необходимых условий на всех уровнях образовательного учреждения для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с детским учреждением.
  • Развитие партнерских взаимоотношений на основе сотрудничества детского учреждения с семьей.

Для привлечения родителей к деятельности детского учреждения вся работа включает в себя три этапа:

I Первый – актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;

II Второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;

III Третий – партнерство педагогов и родителей в деятельности, в основу которой заложены идеи гуманизации отношений.

Это взаимодействие позволило мне создать систему сотрудничества с родителями, представленную двумя блоками, каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности.

Основные блоки по взаимодействию с родителями:

2

Выбираем формы взаимодействия, ориентируясь на следующие требования: оригинальность, востребованность, интерактивность, активность.

Одной из форм, отвечающих требованиям, является конкурсное движение.

Целью конкурсного движения: организовать совместную деятельность ребенка и родителей для успешного становления личности.

На подготовительном этапе:

  • Консультация заместителя заведующего по воспитательно-методической работе.
  • Родительское собрание.
  • Анкетирование.

Практический этап – реализация мероприятия.

Для реализации содержания этой работы в учреждении были разработаны положения о конкурсах чтецов, рисунков и поделок из бросового материала по разным темам. Итогом этих конкурсов стало участие в областном поэтическом баттле «СтихиЯ»; в муниципальных конкурсах рисунков «Байкал и я – 2018»; «Радуга цвета»; «Безопасность-это важно»; в муниципальном конкурсе, организованном ДК Энергетик «Осенние поделки»; «Подарок для мамы»; муниципальной выставке декоративно-прикладного и технического творчества «Наша сказка - новый год». Также являемся постоянными участниками областных конкурсов от ИРОО Родители Сибири: «Зарядка для хвоста»; «В маминых объятиях»; «Мой папа самый-самый»; «Хочу в школу. В моем сердце»; «На одной волне». Дети и родители преодолели страх перед публичными выступлениями, семья еще более сплотилась, дети стали уверенными в себе, поскольку почувствовали поддержку родных и близких.

Заключительный этап:

  • Круглый стол по итогам.
  • Создание фото-архива.
  • Книга отзывов родителей.
  • Награждение участников благодарственными письмами, грамотами.
  • Размещение итогов на сайте детского учреждения.

На сегодняшний день, проведя опрос на тему «Удовлетворенность родителей работой ДОУ», мы пришли к выводу, что новые формы взаимодействия привлекли не только родителей-активистов, но и тех, кто до этого момента предпочитали быть наблюдателями.

3

Увеличилось число активных родителей за счет малоактивных на 10 семей, а пассивных и вовсе не стало. Теперь активных родителей стало 76 %, а малоактивных – 24%. Повысился уровень педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников. В результате сотрудничества, родители стали доверять педагогам свои пожелания и проблемы в воспитании подрастающего поколения. Интерес к совместной деятельности повысился у детей, чьи родители участвовали в организованных нами мероприятиях. Дети стали более уверенными в себе, поскольку почувствовали поддержку родителей. В семье установились более доверительные взаимоотношения, основанные на общих интересах и семейных традициях. Теперь появилась возможность делиться своим опытом не только у родителей, но и у детей.

Перспективы на будущее: продолжать поиск новых форм взаимодействия с родителями с целью включения всех родителей в образовательный процесс.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с…

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами...

Коммуникативная готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с…

Коммуникативная готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Правильное формирование личности ребенка – это задача не...

Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению грамоте в…

Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению грамоте в коррекционной работе воспитателя Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей...

Читайте также

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети…

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет«Мой город, моя улица. Майские праздники»

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) …

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) в средней группе Тема: «В гостях у бабушки Настасьи»