Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника в условиях реализации ФГОС
«Самое лучшее открытие, которое ребенок делает сам».
Ральф У.Эмирсон.
На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении направлен на раскрытие личности ребенка, формирование тех необходимых качеств, которые помогут ему в дальнейшем для достижения поставленных целей.
Современная система образования переходит от способа передачи детям знаний информационным путем к поиско-исследовательской деятельности, когда ребенок сам находит ответы на интересующие его вопросы.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.)
Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребенок мог раскрыть и совершенствовать свои способности и свойства объектов окружающей действительности.
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование у дошкольников расширенных представлений об объектах живой и неживой природы. Для этого нами создаются все условия; в группах созданы уголки по экспериментальной деятельности «Юный исследователь»-со всем необходимым материалом, для экспериментов; создаются специальные педагогические ситуации для исследовательской деятельности, изучения свойств тех или иных объектов, предметов или явлений природы.
Именно опытно-экспериментальная деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС ДО, согласно которым выпускник сегодня должен обладать такими качествами как любознательность, активность. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится размышлять, искать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности, развивается любознательность, мышление.
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:
- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
- предлагает возможные решения;
- проверяет возможные решения, исходя из данных
- делает выводы к новым данным;
- делает обобщения.
При организации опытно-экспериментальной деятельности педагог должен соблюдать следующие этапы работы:
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Начиная с младшей группы, мы составляем картотеку опытно-исследовательской деятельности, согласно лексическим темам, изучаемым в данной возрастной группе. Это позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с правилами безопасности. Дети, сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно выходят за приделы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности и создают новый продукт; постройку, альбом с результатами эксперимента, игры.
Так экспериментальная деятельность влияет на остальные виды деятельности дошкольника.
Например, опытные исследования «Свойства воздуха» дети делают выводы:
- «Вода не имеет цвета»,
- «Вода не имеет вкуса»,
- «Вода не имеет формы».
После окончания исследования, дети самостоятельно делают зарисовки о проделанной работе.
Приемы экспериментирования и исследовательской деятельности мы используем во время проведения прогулок, чтения художественной литературы, конструктивной деятельности, что позволяет создавать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов.
Например, при ознакомлении дошкольников с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, используются следующие приемы:
- наблюдение на прогулке за движением облаков;
- для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер»;
- чтение и обсуждение отрывка из сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Солтане».
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Внедрение познавательно-исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.
Литература:
- Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
- И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
- Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения.
- Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2012. – 14 с.
Читайте также |
---|
Игра - конкурс в старшей группе по правилам дорожного движения…
Игра - конкурс в старшей группе по правилам дорожного движения совместно с родителями: «С танцем, шуткой и в игре изучаем...
Мультфильмы как средство развития познавательного интереса старших дошкольников
Мультфильмы как средство развития познавательного интереса старших дошкольников Современный педагог-воспитатель должен решать в своей работе множество задач. Одной из приоритетных является...
Организованная образовательная деятельность по Формированию элементарных математических представлении в подготовительной…
Организованная образовательная деятельность по Формированию элементарных математических представлении в подготовительной группе Цель: ознакомление детей с общепринятыми способами и мерой измерения объема...