Сайт для воспитателей детских садов



Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника в условиях реализации ФГОС

 

«Самое лучшее открытие, которое ребенок делает сам».

Ральф У.Эмирсон.

 

На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении направлен на раскрытие личности ребенка, формирование тех необходимых качеств, которые помогут ему в дальнейшем для достижения поставленных целей.

Современная система образования переходит от способа передачи детям знаний информационным путем к поиско-исследовательской деятельности, когда ребенок сам находит ответы на интересующие его вопросы.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.)

Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребенок мог раскрыть и совершенствовать свои способности и свойства объектов окружающей действительности.

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование у дошкольников расширенных представлений об объектах живой и неживой природы. Для этого нами создаются все условия; в группах созданы уголки по экспериментальной деятельности «Юный исследователь»-со всем необходимым материалом, для экспериментов; создаются специальные педагогические ситуации для исследовательской деятельности, изучения свойств тех или иных объектов, предметов или явлений природы.

Именно опытно-экспериментальная деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС ДО, согласно которым выпускник сегодня должен обладать такими качествами как любознательность, активность. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится размышлять, искать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности, развивается любознательность, мышление.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:
- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
- предлагает возможные решения;
- проверяет возможные решения, исходя из данных

- делает выводы к новым данным;
- делает обобщения.

При организации опытно-экспериментальной деятельности педагог должен соблюдать следующие этапы работы:

- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. 

- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. 

- Уточнение плана исследования. 

- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования. 

- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах. 

- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. 

Начиная с младшей группы, мы составляем картотеку опытно-исследовательской деятельности, согласно лексическим темам, изучаемым в данной возрастной группе. Это позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с правилами безопасности. Дети, сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно выходят за приделы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности и создают новый продукт; постройку, альбом с результатами эксперимента, игры.

Так экспериментальная деятельность влияет на остальные виды деятельности дошкольника.

Например, опытные исследования «Свойства воздуха» дети делают выводы:

- «Вода не имеет цвета»,

- «Вода не имеет вкуса»,

- «Вода не имеет формы».

После окончания исследования, дети самостоятельно делают зарисовки о проделанной работе.

Приемы экспериментирования и исследовательской деятельности мы используем во время проведения прогулок, чтения художественной литературы, конструктивной деятельности, что позволяет создавать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов.

Например, при ознакомлении дошкольников с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, используются следующие приемы:

- наблюдение на прогулке за движением облаков;

- для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер»;

- чтение и обсуждение отрывка из сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Солтане».

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Внедрение познавательно-исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

 

Литература:

  1. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
  2. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
  3. Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения.
  5. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
  6. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2012. – 14 с.




Новые публикации

Развитие графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи

Развитие графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи Одним из аспектов подготовки ребенка к школе является уровень развития графо-моторных навыков...

Мастер-класс «Древняя книга своими руками» - секрет изготовления папируса и воск…

Мастер-класс «Древняя книга своими руками» - секрет изготовления папируса и восковых дощечек Цель: дать детям представление изготовления папируса и восковых дощечек своими руками, научить...

Конспект квест-игры для детей среднего дошкольного возраста, посвященной праздни…

Конспект квест-игры для детей среднего дошкольного возраста, посвященной празднику «Международный женский день 8 Марта» Цель: Воспитывать любовь к матери. Задачи: Закрепить знания о празднике 8 Марта. Развивать связную...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет «Книга…

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет«Книга – наш верный друг, это знают все вокруг!»   Цель: прививать интерес и любовь...

Семинар «Физическо-оздоровительное развитие детей с 1года 3 мес. до 3 лет»

Семинар «Физическо-оздоровительное развитие детей с 1года 3 мес. до 3 лет» Физическое развитие является одним из главнейших показателей здоровья. Физическое развитие...

Непосредственно организованная образовательная деятельность по ФЭМП в подготовит…

Непосредственно организованная образовательная деятельность по ФЭМП в подготовительной группе компенсирующего вида для детей с ОНР «Поможем Золушке» Цель. Закрепление математических знаний и умений...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • Вера
    Спасибо огромное за вашу работу. Храни вас Господи!

    Подробнее...

     
  • Илья
    Чудный сценарий!! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Rassamaha
    Очень интересная работа.. Мне 30 лет, холост, детей нет.. но планирую к 35 годам обзавестись семьей..

    Подробнее...

     
  • admin
    Скачать презентацию можно по ссылке: dohcolonoc.ru/.../file_216.rar ...

    Подробнее...

     
  • Келлер Светлана Влад
    как скачать презентацию

    Подробнее...

В блогах

Конспект НОД в старшей группе «Опасные с…

Конспект НОД в старшей группе  «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома, на улице». Воспитатель Беловского ДС1 Мамедова Елена Олеговна Цель: Формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту. Задачи:образовательные: продолжать формировать...

Тема: «Мы будем Родине служить».

Цель: Приобщение детей к социокультурным ценностям и традициям семьи и нашего государства через знакомство с праздником «День защитника Отечества» и российской армии. Задачи: Образовательные: 1.Расширять осведомленность детей о военной сфере человеческой деятельности: о...

Психолого-педагогические условия для фор…

Современное дошкольное образование развивается принципиально в новых условиях. Введение в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  предполагает становление в дошкольном образовательном учреждении новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и...

Конспект занятия: «Решение арифметически…

ГБУ  СО  СРЦ  «Возвращение» г. Саратова Конспект занятия: «Решение арифметических задач» Специалист по реабилитационной работе  Кировского филиала Деминой Е.И.   Цель: Сравнение  предметов по количеству и весу. Подготовка к решению арифметических задач. Задачи: Познакомить с понятием вес, разнообразием и устройством весов. Находить обобщающее...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство