Сайт для воспитателей детских садов






Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника в условиях реализации ФГОС

 

«Самое лучшее открытие, которое ребенок делает сам».

Ральф У.Эмирсон.

 

На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении направлен на раскрытие личности ребенка, формирование тех необходимых качеств, которые помогут ему в дальнейшем для достижения поставленных целей.

Современная система образования переходит от способа передачи детям знаний информационным путем к поиско-исследовательской деятельности, когда ребенок сам находит ответы на интересующие его вопросы.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.)

Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребенок мог раскрыть и совершенствовать свои способности и свойства объектов окружающей действительности.

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование у дошкольников расширенных представлений об объектах живой и неживой природы. Для этого нами создаются все условия; в группах созданы уголки по экспериментальной деятельности «Юный исследователь»-со всем необходимым материалом, для экспериментов; создаются специальные педагогические ситуации для исследовательской деятельности, изучения свойств тех или иных объектов, предметов или явлений природы.

Именно опытно-экспериментальная деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС ДО, согласно которым выпускник сегодня должен обладать такими качествами как любознательность, активность. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится размышлять, искать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности, развивается любознательность, мышление.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:
- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
- предлагает возможные решения;
- проверяет возможные решения, исходя из данных

- делает выводы к новым данным;
- делает обобщения.

При организации опытно-экспериментальной деятельности педагог должен соблюдать следующие этапы работы:

- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. 

- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. 

- Уточнение плана исследования. 

- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования. 

- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах. 

- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. 

Начиная с младшей группы, мы составляем картотеку опытно-исследовательской деятельности, согласно лексическим темам, изучаемым в данной возрастной группе. Это позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с правилами безопасности. Дети, сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно выходят за приделы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности и создают новый продукт; постройку, альбом с результатами эксперимента, игры.

Так экспериментальная деятельность влияет на остальные виды деятельности дошкольника.

Например, опытные исследования «Свойства воздуха» дети делают выводы:

- «Вода не имеет цвета»,

- «Вода не имеет вкуса»,

- «Вода не имеет формы».

После окончания исследования, дети самостоятельно делают зарисовки о проделанной работе.

Приемы экспериментирования и исследовательской деятельности мы используем во время проведения прогулок, чтения художественной литературы, конструктивной деятельности, что позволяет создавать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов.

Например, при ознакомлении дошкольников с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, используются следующие приемы:

- наблюдение на прогулке за движением облаков;

- для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер»;

- чтение и обсуждение отрывка из сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Солтане».

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Внедрение познавательно-исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

 

Литература:

  1. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
  2. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
  3. Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения.
  5. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
  6. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2012. – 14 с.
0 Плохо0


Добавить комментарий

Оставляя комментарий, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.


Новые публикации

Проект «Омская крепость»

Проект «Омская крепость» Патриотическое воспитание детей это одно из важных направлений воспитания. Действительно, любимый край, область по своему особенные. У каждого есть...

Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников

Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению...

Конспект фронтальной ООД по обучению грамоте. Тема: «Звуки С,-Сь. Буква С»

Конспект фронтальной ООД по обучению грамотеТема: «Звуки С,-Сь. Буква С» Цель: знакомство со звуками [с-сь] и буквой С. Задачи: Коррекционно-образовательные: закрепить навык различения и...

Читайте также

Конспект занятия «Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»

Конспект занятия «Дагестанская сказка «Храбрый мальчик» (cредняя группа) Программное содержание:   Познакомить детей с дагестанской народной сказкой «Храбрый мальчик». Учить определять жанр произведения. Развивать...

Проект по ПДД в подготовительной группе «Школа пешеходных наук»

Проект по ПДД в подготовительной группе «Школа пешеходных наук»   Все мы педагоги, пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни наших детей?»   Содержание: Краткая...

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Пояснительная записка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа детский сад № 59 общеразвивающего вида с...


Подписаться на получение новостей сайта


Комментарии

  • людмила
    спасибо за полезнуюю информацию.

    Подробнее...

     
  • надежда
    прекрасно

    Подробнее...

     
  • людмила
    спасибо .хороший конспект.

    Подробнее...

     
  • юлия
    Данный материал вполне можно использовать как "скелет" основного проекта, наполнив соответствующим и ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Поделитесь пожалуйсто музыкой!

    Подробнее...

В блогах

Пальчиковая гимнастика в стихах

18-01-2019 %HITS Разное %AUTHOR

Дом Я хочу построить дом,(Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе...

НОД по ФЭМП с элементами театрализованно…

18-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Конспект НОД по ФЭМП с элементами театрализованной деятельности в подготовительной группе«Колобок на новый лад»Задачи:1. Образовательные закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам продолжать учить детей составлять и решать...

Спортивная форма на занятиях  по физичес…

18-01-2019 %HITS Консультации %AUTHOR

Физкультурные занятия обязательно требуют соблюдения техники безопасности в зале. Спортивная форма на занятиях – это обязательное условие их проведения. Ребенок получает полное физическое развитие: учится бегать, прыгать, лазать, ползать и т.д. Чтобы вашему ребенку было...

«Оптимизация условий для развития речево…

18-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

ГБОУ Школа 1373 Чиж Л.А. 2019 Истоки способностей и дарований детей– на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питаютисточник творческой мысли. В.А. Сухомлинский Тестопластика относится к категории работы с нетрадиционными материалами, которая...

Добавить статью на сайт Заказать свидетельство