Организованная образовательная деятельность по Формированию элементарных математических представлении в подготовительной группе

Цель: ознакомление детей с общепринятыми способами и мерой измерения объема сыпучих тел.

Задачи:

  • Образовательные: учить детей измерению с помощью условной мерки определять объем сыпучих тел; измерять длину ленты; упражнять детей в составлении числа пять из двух меньших.
  • Развивающие: развивать познавательную активность, логическое мышление, внимание, память, умение излагать результаты исследования.
  • Воспитательные: воспитывать у детей интерес к математике, самостоятельность в работе, чувство товарищества, желание прийти на помощь.

Методические приемы: показ способов действия в сочетаниях с объяснением; пояснения, разъяснения; вопросы; контроль и оценка; синтез; игровые упражнения; предметное моделирование.

Материал:

  • Демонстрационный: календарь на октябрь, 2 прозрачных сосуда, горох, стакан, фишки, 6 кубиков; шелковая лента 60 см, кусок картона не совпадающий по цвету с цветом ленты (длиной 10см, с шириной равной ленте).
  • Раздаточный: фишки по 10 шт.

 

Ход ОД:

В: здравствуйте, ребята!

Д: здравствуйте.

В: сейчас я вам загадаю загадку и вы узнаете, с чего мы начнем наше занятие.

Братьев этих ровно семь.

Нам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний —

Появляется передний.

Как вы думаете что это?

Д: дни недели

В: да, правильно. Кто скажет мне сегодня какой день недели?

Д: вторник

В: да, а число сегодня какое, кто знает? И месяц?

Д: сегодня 17 октября.

В: правильно, иди Глеб поставь правильное число на нашем календаре. (Меняет дату.)

А давайте узнаем какая неделя идет по порядку?

Д: сейчас идет 3 неделя октября.

(Узнаю сколько дней прошло с начала недели, сколько осталось до конца недели, сколько недель еще будет в этом месяце.)

В: молодцы, вы все правильно ответили. (ставлю на стол 6 кубика)

Ребята, скажите мне сколько здесь кубиков?

Д: 6

В: а как вы узнали?

Д: пересчитали.

(Убираю кубики, ставлю на стол миску с рисом.)

В: как вы думаете, как можно узнать сколько здесь гороха?

Д: надо посчитать

В: как?

Д: предположения детей, среди которых надо взвесить.

В: но у нас нет весов. (убираю салфетку, под которым лежит стакан и пустая миска). Стакан может помочь нам узнать, сколько здесь риса?

Д: предположения детей.

В: я покажу как. Мне нужно 3 помощника. (Выходят 3 ребенка.) Нам надо договориться, надо условиться, сколько гороха мы будем насыпать в стакан. Это очень важно, ведь от этого зависит правильность измерения. Будем наш стакан наполнять до ободка?

Д: да.

В: двое из вышедших ребят будут откладывать фишки, а 3 следить за действиями детей в группе.

А те кто сидят за столами, вы будете откладывать 1 фишку за каждый отмеренный стакан. Давайте с вами тоже договоримся, что фишку мы будем откладывать лишь тогда, когда стакан уже будет пересыпан в другую миску.

(Как условились, насыпаю в 1 стакан горох, до ободка. Показываю наполненный стакан детям; стоящие рядом-подтверждают правильность выполнения условия. Дети ставят фишку на доску, а остальные откладывают у себя на столах.)

В: (наполняю 2 стакан) мы так условились насыпать?

Д: да.

(Пересыпаю в другую миску- дети ставят фишку.)

В: (в 3 стакан насыпаю меньше половины) мы так условились насыпать гороха в стакан?

Д: нет.

В: что нужно сделать?

Д: досыпать гороха до ободка.

В: (досыпаю горох до конца) а теперь правильно?

Д: да.

(Пересыпаю в другую миску. 4 стакан наполняю как и условились.)

В: (в 5 стакан насыпаю горох с горкой) правильно я насыпала горох в стакан?

Д: нет.

В: а почему?

Д: стакан переполнен, нужно немного отсыпать, чтобы было правильно.

В: верно. (Немного отсыпаю и пересыпаю 5 стакан в миску. Далее насыпаю 6 стакан.)

В: ребята, сколько стаканов гороха было в 1 миске?

Д: шесть стаканов гороха.

В: а сколько стаканов гороха в этой миске?

Д: 6 стаканов гороха.

В: что мы с вами делали?

Д: мы пересыпали горох стаканом из одной миски в другую.

В: очень хорошо. Мы пересыпали, мы мерили, мы измерили и узнали что у нас 6 стаканов гороха. А чем мы с вами мерили, измеряли?

Д: стаканом.

В: правильно мы мерили стаканом. Сегодня стакан был нашей меркой измерения. Мы с вами проделали большую работу, теперь необходимо немного отдохнуть.

Физ. Минутка:

Три медведя шли домой: (дети идут как медведь)

Папа был большой-большой. (поднимают руки вверх)

Мама с ним – поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперёд)

А сыночек просто крошка, (садятся на корточки)

Очень маленький он был, (встают и имитируют игру на погремушках

С погремушками ходил. поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)

Игра: «волшебная палочка» на закрепление состава числа 5.

В: давайте по играем в игру, которая называется «волшебная палочка». Сейчас я выберу одного из вас с помощью считалочки. Кому достанется палочка должен сказать число из которого можно составить цифру 5 и показать на пальцах, затем передать палочку другому и задать вопрос: «сколько пальцев ты покажешь, что бы у нас получилась вместе цифра 5».

(Игровые действия повторяются: каждый придумывает свой вариант состава числа 5 и выбирает к кому обратиться. Игра проигрывается 3-4 раз.)

Прикрепляю на доску ленту длиной 60 см. Беру в руки полоску длиной 10 см. и ширина которой совпадает шириной ленты.

В: нам нужно узнать длину этой ленты. (Показываю полоску.) Мы может с вами договориться, условиться что эта наша мерка?

Д: да.

В: а для того, чтобы измерить ленту мне нужно двое ребят. Они мне будут помогать. 1 будет отмечать отмеренную часть ленты, а другой ставить фишку. А тек то сидит за столами будут откладывать фишки у себя на столах.

Ребята, по смотрите я приложила мерку, края мерки и края ленты совпали. Вам видно, где закончилась мерка?

Д: да.

В: прошу стоящего рядом ребенка отметить мелом. 2 ребенок откладывает фишку, а дети сидящие за столом так же откладывают фишку.

(К отмеченной на доске линии заново прикладываю мерку и ребенок отмечает.)

Затем заранее договариваюсь с ребенок который отмечает мерку, что бы он поставил линию не где она заканчивается, а по середине.

В: ребята, мы правильно отметили конец?

Д: нет

В: а как должны мы отметить?

Д: поставить линию в конце нашей мерки.

В: правильно, ведь мы с вами так договорились, условились. Давайте отметим правильно.

(Далее отмеряется 4 кусок ленты, для 5 снова договариваюсь с ребёнком что бы он провел линию не в конце, а по дальше.)

В: правильно отмерили? Такой длины наша мерка?

Д: нет.

В: что нужно сделать?

Д: провести линию в конце нашей мерки.

(Мерка прикладывается 6 раз.)

В: сколько раз наша мерка уложилась на этой ленте?

Д: мерка уложилась 6 раз.

В: (Показываю детям стакан, кусочек картона) мы с вами измерили горох, ленту. Стакан и полоска не похожи друг на друга. И все-таки можно их как-то назвать одним словом?

Д: говорят свои предположения.

В: можно их назвать меркой?

Д: да.

В: ребята, какие вы молодцы, хорошо отвечали на мои вопросы, замечали ошибки в измерениях, были очень внимательными. Спасибо вам.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий досуга ко Дню России для детей трёх лет

Сценарий досуга ко Дню России для детей 3х лет Дети заходят в зал. На экране изображен флаг России. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Дети:...

Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста

Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека...

Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей…

Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста «Без игры нет, и не может быть полноценного...

Читайте также

Сценарий праздника для яслей с элементами кукольного театра «Звери пришли…

Сценарий праздника для яслей с элементами кукольного театра «Звери пришли на Новый Год к ребятам» Атрибуты: ёлочка, гирлянда, ширма, игрушки бибабо...

Дидактические игры в работе учителя-логопеда

Дидактические игры в работе учителя-логопеда О том, что в жизни ребёнка роль игры важна, писали великие педагоги: Ж.Ж Руссо. К.Д Ушинский...

К здоровью и гармонии через сенсорный сад

К здоровью и гармонии через сенсорный сад Этим летом в одном из солнечных уголков территории детского сада «Ласточка» села Ребрихи появился...