Организованная образовательная деятельность по Формированию элементарных математических представлении в подготовительной группе
Цель: ознакомление детей с общепринятыми способами и мерой измерения объема сыпучих тел.
Задачи:
- Образовательные: учить детей измерению с помощью условной мерки определять объем сыпучих тел; измерять длину ленты; упражнять детей в составлении числа пять из двух меньших.
- Развивающие: развивать познавательную активность, логическое мышление, внимание, память, умение излагать результаты исследования.
- Воспитательные: воспитывать у детей интерес к математике, самостоятельность в работе, чувство товарищества, желание прийти на помощь.
Методические приемы: показ способов действия в сочетаниях с объяснением; пояснения, разъяснения; вопросы; контроль и оценка; синтез; игровые упражнения; предметное моделирование.
Материал:
- Демонстрационный: календарь на октябрь, 2 прозрачных сосуда, горох, стакан, фишки, 6 кубиков; шелковая лента 60 см, кусок картона не совпадающий по цвету с цветом ленты (длиной 10см, с шириной равной ленте).
- Раздаточный: фишки по 10 шт.
Ход ОД:
В: здравствуйте, ребята!
Д: здравствуйте.
В: сейчас я вам загадаю загадку и вы узнаете, с чего мы начнем наше занятие.
Братьев этих ровно семь.
Нам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний —
Появляется передний.
Как вы думаете что это?
Д: дни недели
В: да, правильно. Кто скажет мне сегодня какой день недели?
Д: вторник
В: да, а число сегодня какое, кто знает? И месяц?
Д: сегодня 17 октября.
В: правильно, иди Глеб поставь правильное число на нашем календаре. (Меняет дату.)
А давайте узнаем какая неделя идет по порядку?
Д: сейчас идет 3 неделя октября.
(Узнаю сколько дней прошло с начала недели, сколько осталось до конца недели, сколько недель еще будет в этом месяце.)
В: молодцы, вы все правильно ответили. (ставлю на стол 6 кубика)
Ребята, скажите мне сколько здесь кубиков?
Д: 6
В: а как вы узнали?
Д: пересчитали.
(Убираю кубики, ставлю на стол миску с рисом.)
В: как вы думаете, как можно узнать сколько здесь гороха?
Д: надо посчитать
В: как?
Д: предположения детей, среди которых надо взвесить.
В: но у нас нет весов. (убираю салфетку, под которым лежит стакан и пустая миска). Стакан может помочь нам узнать, сколько здесь риса?
Д: предположения детей.
В: я покажу как. Мне нужно 3 помощника. (Выходят 3 ребенка.) Нам надо договориться, надо условиться, сколько гороха мы будем насыпать в стакан. Это очень важно, ведь от этого зависит правильность измерения. Будем наш стакан наполнять до ободка?
Д: да.
В: двое из вышедших ребят будут откладывать фишки, а 3 следить за действиями детей в группе.
А те кто сидят за столами, вы будете откладывать 1 фишку за каждый отмеренный стакан. Давайте с вами тоже договоримся, что фишку мы будем откладывать лишь тогда, когда стакан уже будет пересыпан в другую миску.
(Как условились, насыпаю в 1 стакан горох, до ободка. Показываю наполненный стакан детям; стоящие рядом-подтверждают правильность выполнения условия. Дети ставят фишку на доску, а остальные откладывают у себя на столах.)
В: (наполняю 2 стакан) мы так условились насыпать?
Д: да.
(Пересыпаю в другую миску- дети ставят фишку.)
В: (в 3 стакан насыпаю меньше половины) мы так условились насыпать гороха в стакан?
Д: нет.
В: что нужно сделать?
Д: досыпать гороха до ободка.
В: (досыпаю горох до конца) а теперь правильно?
Д: да.
(Пересыпаю в другую миску. 4 стакан наполняю как и условились.)
В: (в 5 стакан насыпаю горох с горкой) правильно я насыпала горох в стакан?
Д: нет.
В: а почему?
Д: стакан переполнен, нужно немного отсыпать, чтобы было правильно.
В: верно. (Немного отсыпаю и пересыпаю 5 стакан в миску. Далее насыпаю 6 стакан.)
В: ребята, сколько стаканов гороха было в 1 миске?
Д: шесть стаканов гороха.
В: а сколько стаканов гороха в этой миске?
Д: 6 стаканов гороха.
В: что мы с вами делали?
Д: мы пересыпали горох стаканом из одной миски в другую.
В: очень хорошо. Мы пересыпали, мы мерили, мы измерили и узнали что у нас 6 стаканов гороха. А чем мы с вами мерили, измеряли?
Д: стаканом.
В: правильно мы мерили стаканом. Сегодня стакан был нашей меркой измерения. Мы с вами проделали большую работу, теперь необходимо немного отдохнуть.
Физ. Минутка:
Три медведя шли домой: (дети идут как медведь)
Папа был большой-большой. (поднимают руки вверх)
Мама с ним – поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперёд)
А сыночек просто крошка, (садятся на корточки)
Очень маленький он был, (встают и имитируют игру на погремушках
С погремушками ходил. поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)
Игра: «волшебная палочка» на закрепление состава числа 5.
В: давайте по играем в игру, которая называется «волшебная палочка». Сейчас я выберу одного из вас с помощью считалочки. Кому достанется палочка должен сказать число из которого можно составить цифру 5 и показать на пальцах, затем передать палочку другому и задать вопрос: «сколько пальцев ты покажешь, что бы у нас получилась вместе цифра 5».
(Игровые действия повторяются: каждый придумывает свой вариант состава числа 5 и выбирает к кому обратиться. Игра проигрывается 3-4 раз.)
Прикрепляю на доску ленту длиной 60 см. Беру в руки полоску длиной 10 см. и ширина которой совпадает шириной ленты.
В: нам нужно узнать длину этой ленты. (Показываю полоску.) Мы может с вами договориться, условиться что эта наша мерка?
Д: да.
В: а для того, чтобы измерить ленту мне нужно двое ребят. Они мне будут помогать. 1 будет отмечать отмеренную часть ленты, а другой ставить фишку. А тек то сидит за столами будут откладывать фишки у себя на столах.
Ребята, по смотрите я приложила мерку, края мерки и края ленты совпали. Вам видно, где закончилась мерка?
Д: да.
В: прошу стоящего рядом ребенка отметить мелом. 2 ребенок откладывает фишку, а дети сидящие за столом так же откладывают фишку.
(К отмеченной на доске линии заново прикладываю мерку и ребенок отмечает.)
Затем заранее договариваюсь с ребенок который отмечает мерку, что бы он поставил линию не где она заканчивается, а по середине.
В: ребята, мы правильно отметили конец?
Д: нет
В: а как должны мы отметить?
Д: поставить линию в конце нашей мерки.
В: правильно, ведь мы с вами так договорились, условились. Давайте отметим правильно.
(Далее отмеряется 4 кусок ленты, для 5 снова договариваюсь с ребёнком что бы он провел линию не в конце, а по дальше.)
В: правильно отмерили? Такой длины наша мерка?
Д: нет.
В: что нужно сделать?
Д: провести линию в конце нашей мерки.
(Мерка прикладывается 6 раз.)
В: сколько раз наша мерка уложилась на этой ленте?
Д: мерка уложилась 6 раз.
В: (Показываю детям стакан, кусочек картона) мы с вами измерили горох, ленту. Стакан и полоска не похожи друг на друга. И все-таки можно их как-то назвать одним словом?
Д: говорят свои предположения.
В: можно их назвать меркой?
Д: да.
В: ребята, какие вы молодцы, хорошо отвечали на мои вопросы, замечали ошибки в измерениях, были очень внимательными. Спасибо вам.
Читайте также |
---|
Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической…
Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Дополнительное образование технической направленности, ориентированное на детей дошкольного возраста, никак...
Стенд (уголок) «Эколята - молодые защитники природы»
Стенд (уголок) «Эколята - молодые защитники природы» «Станет лучше на планете, если ей помогут дети!» «Мир такой волшебный и огромный, ты его...
Развитие творчества в дошкольном возрасте
Развитие творчества в дошкольном возрасте Искусство таит в себе много возможностей для воспитания творческой личности. Можно сказать, что основная цель детского...