Сайт для воспитателей детских садов



Лепка для детей от 1 года до 2 лет

 

Лепка — одно из самых любимых занятий педагогов и родителей, которое способствует развитию у детей не только мелкой моторики руки и координации движения рук, но и воображения, внимания, восприятия. Поэтому неслучайно лепка является во многих детских клубах обязательным структурным элементом комплексных развивающих занятий для детей самого раннего возраста. Практика детских развивающих клубов показала, что занятия лепкой эффективно начинать уже с детьми годовалого возраста. Однако зачастую на занятиях для детей 1—2 лет предлагаются задания завышенной сложности, которые малыши понять и сделать не в состоянии, и за них требуемые действия выполняет рядом находящаяся мама. Понятно, что польза от выполнения подобных заданий невелика. Так как всё-таки правильно организовать занятия лепкой для детей в возрасте от 1 года до 2 лет?

Во-первых: необходимо очень тщательно подойти к выбору пластичных материалов, используемых на занятии. Для работы с такими маленькими детьми мы будем брать прежде всего тесто (пресное, дрожжевое, солёное) и мягкий пластилин. Только в этом случае непослушные пальчики малышей смогут выполнить предлагаемые действия, и задания действительно будут соответствовать необходимой развивающей нагрузке. Можно также использовать на занятии и обычный твёрдый пластилин, но высокого качества. Твёрдый пластилин годится для строго определённых заданий, где его свойства не будут влиять на качество и эффективность выполнения упражнений (отщипывание).

Во-вторых: для того чтобы занятия лепкой для детей 1—2 лет были грамотно организованы, важно правильно осуществить выбор тех основных приёмов, которые и лягут в основу выполнения задания. Среди таких приёмов можно выделить следующие:

  1. Придавливание пластилина пальчиком.
  2. Размазывание пластилина пальчиком.
  3. Отщипывание кусочков пластилина (теста).
  4. Сплющивание пластилина (теста) ладошками.
  5. Скатывание (шариков).
  6. Раскатывание («колбасок»).
  7. Вдавливание мелких предметов в пластилин или тесто.

Как видим, приёмов лепки, которые можно использовать на занятиях для детей 1—2 лет, не так уж и мало. Приёмы достаточно просты, но их освоение будет эффективно готовить руки малышей к выполнению более сложных работ на последующих возрастных ступенях. Чередование заданий с использованием данных приёмов позволит, с одной стороны, сформировать определённые умения работы с пластичными материалами, а с другой стороны, разнообразить комплексные развивающие занятия.

Что ещё может понадобиться для организации лепки на занятиях с детьми такого маленького возраста?

— Доски для лепки — формата А5 и А4.

— Матовый картон. Картон нужен для придавливания или размазывания пластилина пальчиком.

— Влажные салфетки или тряпочки для вытирания рук.

— Скалки (деревянные или пластмассовые). Скалки могут быть специальные для работы с пластилином или простые из набора «Юный кулинар».

— Специальные геометрические прорезные формы для работы с пластилином (частично их можно заменить металлическими крышками для банок). Стеки в данной возрастной группе не используем.

— Специальные раздаточные листы — ламинированные рисунки, на которых можно придавливать или размазывать пластилин пальчиками (ягодки в корзинке, витамины в банке,

горошины в стручке гороха, лучики солнышка и т. д.). На ламинированных листах, в отличие от картона, пластилин лучше крепится, и выполнение требуемого действия у ребёнка получается с первого раза.

Ниже мы приводим готовые задания, которые можно включать в комплексные занятия. В основе каждого задания лежит обучение только одному из приведённых приёмов лепки. Задания выстроены по линии усложнения — от первого знакомства с тестом и его разминания до изготовления поделок с использованием простых составных частей. Все приведенные упражнения прошли апробацию на занятиях в нашем детском эко-клубе «Умничка» и активно применяются педагогами в ходе развивающих занятий.

 

1. РАБОТА С ТЕСТОМ «ТЕСТО УБЕЖАЛО»

Цель: знакомство детей с тестом. Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки.

Материалы: солёное (пресное, дрожжевое) тесто в кастрюле или миске, доски для лепки. Кукла.

— Жила была девочка Катя (педагог показывает куклу). Однажды Катя замесила тесто для пирожков, положила его в кастрюльку и поставила её в тёплое место. Тесто подошло очень быстро, открыло крышку кастрюльки и стало убегать на стол. Давайте поможем Кате собрать тесто, замесить и положить обратно в кастрюлю!

Педагог выдаёт тесто, дети мнут его ручками, трогают пальчиками, шлёпают по нему ладошками. Педагог сопровождает деятельность детей словами: «месим, месим, месим тесто».

— Молодцы, а теперь кладите скорее тесто обратно в кастрюлю (миску)!

 

2. РАБОТА С МЯГКИМ ПЛАСТИЛИНОМ «ЯБЛОКИ НА ДЕРЕВЕ ДЛЯ ЁЖИКА»

Цель: формирование умения придавливать пластилин пальчиком, развитие мелкой моторики руки.

Материалы: раздаточный лист с нарисованной яблоней или контур яблони, вырезанный из картона, мягкий пластилин красного цвета, заранее скатанный в шарики, по 5 штук на каждого ребёнка, муляж яблока. Игрушка — ёжик.

— Ёжик пошёл в лес яблочки собирать, но ни одной яблоньки не нашёл. Давайте на этой яблоньке сделаем яблочки!

Педагог выдаёт тарелочки со скатанным в шарики пластилином.

Ёжик к белочке пришёл,

Ей подарочек нашёл:

Яблоки прекрасные:

Жёлтые и красные!

— Вот какие у нас будут яблочки — круглые и красные!

Педагог показывает и даёт потрогать детям муляж яблока. Затем дети придавливают прямым напряжённым пальчиком шарики на крону яблони.

 

3. РАБОТА С МЯГКИМ ПЛАСТИЛИНОМ «СОСИСКИ ДЛЯ КОШКИ»

Цель: формирование умения раскатывать колбаски из комка пластилина, развитие координации движений рук, мелкой моторики руки.

Материалы: мягкий пластилин красного или коричневого цвета, доски для лепки, тарелочки. Игрушка — кошка.

Мяу-мяу, наша кошка

Примостилась у окошка

И теперь следит за нами

Изумрудными глазами.

— Кошка хочет поймать мышку! Давайте лучше приготовим для кошки сосиски!

Педагог выдаёт детям кусочки пластилина размером с грецкий орех. Сначала мнём пластилин, а затем раскатываем колбаски. Обращаем внимание родителей, что ладошка у ребёнка должна быть напряжённой, а не мягкой. Складываем «сосиски» на тарелочки.

 

4. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ «МОРКОВКА ДЛЯ ЗАЙЧИКА»

Цель: учить детей отщипывать кусочки пластилина. Развитие мелкой моторики руки, тактильных ощущений.

Материалы: заранее скатанные педагогом пластилиновые колбаски оранжевого или красного цвета, тарелочки кукольные (или вырезанные из картона), муляж морковки. Игрушка — зайчик.

— Зайчик очень проголодался, его надо накормить. Он очень любит морковку. Только зубки у зайчика ещё маленькие и он не сможет откусить от съесть целой морковки. Давайте поделим морковку на кусочки и накормим зайчика!

Учим детей отщипывать кусочки пластилина от колбаски и складывать их на тарелочку.

— Спасибо, наелся наш зайка!

 

5. РАБОТА С ПЛАСТИЛИВОЙ ОСНОВОЙ «ЦВЕТОЧКИ ДЛЯ БЕЛОЧКИ»

Цель: знакомство детей с новым способом лепки — вдавливание, формирование пинцетного захвата, развитие мелкой моторики руки.

Материалы: пластилиновые основы или заранее изготовленные педагогом «полянки» — лепёшки зелёного пластилина диаметром 5—7 см, фасоль в мисочках. Игрушка — белочка.

По деревьям скачут белки,

Любят всякие проделки,

И видны до темноты

Их пушистые хвосты.

— Белочка очень любит собирать цветы, а на этой полянке нет ни одного цветочка! Давайте для белочки посадим цветочки на полянке!

Дети пальчиком вдавливают в пластилиновую основу фасоль (цветочки).

 

6. РАБОТА С ТЕСТОМ «ПЕЧЕНЬЕ ДЛЯ МИШКИ»

Цель: формирование умения придавливать тесто двумя ладошками, развитие координации движений рук, мелкой моторики руки.

Материалы: солёное (дрожжевое, пресное) тесто, тарелочки. Игрушка — мишка.

В лесу медведя уважают

И дядей Мишей называют.

Ведь никого он не боится —

Ни злого волка, ни лисицу.

— У мишки сегодня день рождения и его придут поздравлять все лесные звери. Для гостей мишка решил испечь печенье, только одному ему не справиться. Давайте поможем мишке!

Педагог выдаёт детям кусочки теста размером с грецкий орех. Сначала мнём тесто, затем ладошками с двух сторон придавливаем — делаем лепёшечку. Кладём печенье на тарелочку.

— Как много печенья напекли, всем гостям хватит!

 

Из книги "ЛЕПКА на комплексных занятиях в детском клубе для детей от 1 года до 2 лет".





Новые публикации

Конспект интегрированного бинарного занятия в подготовительной группе компенсиру…

Конспект интегрированного бинарного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Прогулка по весеннему лесу» Интеграция областей: речевое развитие, познавательное, социально-коммуникативное развитие, художественно...

НОД «Путешествие в страну геометрических фигур»

НОД «Путешествие в страну геометрических фигур» Для детей второй младшей группы   Цель: Создание условий для закрепления умений о геометрических фигурах: умения различать...

Реализация дополнительной общеразвивающей программы для детей старшего дошкольно…

Реализация дополнительной общеразвивающей программы для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница речь» Согласно целевым ориентирам, на этапе завершения дошкольного образования, ребенок достаточно хорошо...

Читайте также

Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении

Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении   Прежде чем перейти к написанию работы, я бы хотела немного рассказать, о...

Роль отца в воспитании детей

Роль отца в воспитании детей   Личность отца оказывает на детей большое внимание и часто бывает невосполнимый пробел в воспитании ребёнка не...

«Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста». «Космос»

«Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ»Тема: «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьмидошкольного возраста». «Космос» (В подготовительной к школе группе)     I. Задачи: 1) Расширять представления...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • Косарева Наталья Иго
    jочень интересное занятие, где можно посмотреть конспект занятия?

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Очень интересное и легкое занятие, ничего лишнего!!!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Большое спасибо за идею проведения развлечения

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо!!Очень хороший сценарий! ...!!

    Подробнее...

     
  • Елизавета
    очень интересная информация!!!! Большое спасибо обязательно применю на практике.

    Подробнее...

В блогах

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как сред…

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития математических представлений старших дошкольников. Задачи: Сформировать у педагогов – участников мастер -...

«9 мая — День Победы». Сценарий праздник…

«9 мая — День Победы». Сценарий праздника для детей средней группы Цель: Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, уважении к ее историческому прошлому. Задачи: Образовательные: Знакомить детей с событиями Великой Отечественной войны, закреплять...

Стихи ко Дню Победы!

День Победы — 9 мая это праздник, о котором должен знать каждый ребенок. Необходимо с детства рассказывать детям  что такое война, о тяготах войны не только для солдат, но и...

Праздник к 8 марта «Моя мама золотая» в …

Входят 3 ребенка и читают стихи: Дарина День сегодня необычный, День сегодня не простой, Отмечаем праздник славный, Самый светлый и большой. Будут песни, будут танцы, Выступать для вас не лень. Дорогие наши мамы, Празднуем мы Женский день! Лиза Звезды в небе далеко, И достать...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство