Сайт для воспитателей детских садов



Лепка для детей от 1 года до 2 лет

 

Лепка — одно из самых любимых занятий педагогов и родителей, которое способствует развитию у детей не только мелкой моторики руки и координации движения рук, но и воображения, внимания, восприятия. Поэтому неслучайно лепка является во многих детских клубах обязательным структурным элементом комплексных развивающих занятий для детей самого раннего возраста. Практика детских развивающих клубов показала, что занятия лепкой эффективно начинать уже с детьми годовалого возраста. Однако зачастую на занятиях для детей 1—2 лет предлагаются задания завышенной сложности, которые малыши понять и сделать не в состоянии, и за них требуемые действия выполняет рядом находящаяся мама. Понятно, что польза от выполнения подобных заданий невелика. Так как всё-таки правильно организовать занятия лепкой для детей в возрасте от 1 года до 2 лет?

Во-первых: необходимо очень тщательно подойти к выбору пластичных материалов, используемых на занятии. Для работы с такими маленькими детьми мы будем брать прежде всего тесто (пресное, дрожжевое, солёное) и мягкий пластилин. Только в этом случае непослушные пальчики малышей смогут выполнить предлагаемые действия, и задания действительно будут соответствовать необходимой развивающей нагрузке. Можно также использовать на занятии и обычный твёрдый пластилин, но высокого качества. Твёрдый пластилин годится для строго определённых заданий, где его свойства не будут влиять на качество и эффективность выполнения упражнений (отщипывание).

Во-вторых: для того чтобы занятия лепкой для детей 1—2 лет были грамотно организованы, важно правильно осуществить выбор тех основных приёмов, которые и лягут в основу выполнения задания. Среди таких приёмов можно выделить следующие:

  1. Придавливание пластилина пальчиком.
  2. Размазывание пластилина пальчиком.
  3. Отщипывание кусочков пластилина (теста).
  4. Сплющивание пластилина (теста) ладошками.
  5. Скатывание (шариков).
  6. Раскатывание («колбасок»).
  7. Вдавливание мелких предметов в пластилин или тесто.

Как видим, приёмов лепки, которые можно использовать на занятиях для детей 1—2 лет, не так уж и мало. Приёмы достаточно просты, но их освоение будет эффективно готовить руки малышей к выполнению более сложных работ на последующих возрастных ступенях. Чередование заданий с использованием данных приёмов позволит, с одной стороны, сформировать определённые умения работы с пластичными материалами, а с другой стороны, разнообразить комплексные развивающие занятия.

Что ещё может понадобиться для организации лепки на занятиях с детьми такого маленького возраста?

— Доски для лепки — формата А5 и А4.

— Матовый картон. Картон нужен для придавливания или размазывания пластилина пальчиком.

— Влажные салфетки или тряпочки для вытирания рук.

— Скалки (деревянные или пластмассовые). Скалки могут быть специальные для работы с пластилином или простые из набора «Юный кулинар».

— Специальные геометрические прорезные формы для работы с пластилином (частично их можно заменить металлическими крышками для банок). Стеки в данной возрастной группе не используем.

— Специальные раздаточные листы — ламинированные рисунки, на которых можно придавливать или размазывать пластилин пальчиками (ягодки в корзинке, витамины в банке,

горошины в стручке гороха, лучики солнышка и т. д.). На ламинированных листах, в отличие от картона, пластилин лучше крепится, и выполнение требуемого действия у ребёнка получается с первого раза.

Ниже мы приводим готовые задания, которые можно включать в комплексные занятия. В основе каждого задания лежит обучение только одному из приведённых приёмов лепки. Задания выстроены по линии усложнения — от первого знакомства с тестом и его разминания до изготовления поделок с использованием простых составных частей. Все приведенные упражнения прошли апробацию на занятиях в нашем детском эко-клубе «Умничка» и активно применяются педагогами в ходе развивающих занятий.

 

1. РАБОТА С ТЕСТОМ «ТЕСТО УБЕЖАЛО»

Цель: знакомство детей с тестом. Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки.

Материалы: солёное (пресное, дрожжевое) тесто в кастрюле или миске, доски для лепки. Кукла.

— Жила была девочка Катя (педагог показывает куклу). Однажды Катя замесила тесто для пирожков, положила его в кастрюльку и поставила её в тёплое место. Тесто подошло очень быстро, открыло крышку кастрюльки и стало убегать на стол. Давайте поможем Кате собрать тесто, замесить и положить обратно в кастрюлю!

Педагог выдаёт тесто, дети мнут его ручками, трогают пальчиками, шлёпают по нему ладошками. Педагог сопровождает деятельность детей словами: «месим, месим, месим тесто».

— Молодцы, а теперь кладите скорее тесто обратно в кастрюлю (миску)!

 

2. РАБОТА С МЯГКИМ ПЛАСТИЛИНОМ «ЯБЛОКИ НА ДЕРЕВЕ ДЛЯ ЁЖИКА»

Цель: формирование умения придавливать пластилин пальчиком, развитие мелкой моторики руки.

Материалы: раздаточный лист с нарисованной яблоней или контур яблони, вырезанный из картона, мягкий пластилин красного цвета, заранее скатанный в шарики, по 5 штук на каждого ребёнка, муляж яблока. Игрушка — ёжик.

— Ёжик пошёл в лес яблочки собирать, но ни одной яблоньки не нашёл. Давайте на этой яблоньке сделаем яблочки!

Педагог выдаёт тарелочки со скатанным в шарики пластилином.

Ёжик к белочке пришёл,

Ей подарочек нашёл:

Яблоки прекрасные:

Жёлтые и красные!

— Вот какие у нас будут яблочки — круглые и красные!

Педагог показывает и даёт потрогать детям муляж яблока. Затем дети придавливают прямым напряжённым пальчиком шарики на крону яблони.

 

3. РАБОТА С МЯГКИМ ПЛАСТИЛИНОМ «СОСИСКИ ДЛЯ КОШКИ»

Цель: формирование умения раскатывать колбаски из комка пластилина, развитие координации движений рук, мелкой моторики руки.

Материалы: мягкий пластилин красного или коричневого цвета, доски для лепки, тарелочки. Игрушка — кошка.

Мяу-мяу, наша кошка

Примостилась у окошка

И теперь следит за нами

Изумрудными глазами.

— Кошка хочет поймать мышку! Давайте лучше приготовим для кошки сосиски!

Педагог выдаёт детям кусочки пластилина размером с грецкий орех. Сначала мнём пластилин, а затем раскатываем колбаски. Обращаем внимание родителей, что ладошка у ребёнка должна быть напряжённой, а не мягкой. Складываем «сосиски» на тарелочки.

 

4. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ «МОРКОВКА ДЛЯ ЗАЙЧИКА»

Цель: учить детей отщипывать кусочки пластилина. Развитие мелкой моторики руки, тактильных ощущений.

Материалы: заранее скатанные педагогом пластилиновые колбаски оранжевого или красного цвета, тарелочки кукольные (или вырезанные из картона), муляж морковки. Игрушка — зайчик.

— Зайчик очень проголодался, его надо накормить. Он очень любит морковку. Только зубки у зайчика ещё маленькие и он не сможет откусить от съесть целой морковки. Давайте поделим морковку на кусочки и накормим зайчика!

Учим детей отщипывать кусочки пластилина от колбаски и складывать их на тарелочку.

— Спасибо, наелся наш зайка!

 

5. РАБОТА С ПЛАСТИЛИВОЙ ОСНОВОЙ «ЦВЕТОЧКИ ДЛЯ БЕЛОЧКИ»

Цель: знакомство детей с новым способом лепки — вдавливание, формирование пинцетного захвата, развитие мелкой моторики руки.

Материалы: пластилиновые основы или заранее изготовленные педагогом «полянки» — лепёшки зелёного пластилина диаметром 5—7 см, фасоль в мисочках. Игрушка — белочка.

По деревьям скачут белки,

Любят всякие проделки,

И видны до темноты

Их пушистые хвосты.

— Белочка очень любит собирать цветы, а на этой полянке нет ни одного цветочка! Давайте для белочки посадим цветочки на полянке!

Дети пальчиком вдавливают в пластилиновую основу фасоль (цветочки).

 

6. РАБОТА С ТЕСТОМ «ПЕЧЕНЬЕ ДЛЯ МИШКИ»

Цель: формирование умения придавливать тесто двумя ладошками, развитие координации движений рук, мелкой моторики руки.

Материалы: солёное (дрожжевое, пресное) тесто, тарелочки. Игрушка — мишка.

В лесу медведя уважают

И дядей Мишей называют.

Ведь никого он не боится —

Ни злого волка, ни лисицу.

— У мишки сегодня день рождения и его придут поздравлять все лесные звери. Для гостей мишка решил испечь печенье, только одному ему не справиться. Давайте поможем мишке!

Педагог выдаёт детям кусочки теста размером с грецкий орех. Сначала мнём тесто, затем ладошками с двух сторон придавливаем — делаем лепёшечку. Кладём печенье на тарелочку.

— Как много печенья напекли, всем гостям хватит!

 

Из книги "ЛЕПКА на комплексных занятиях в детском клубе для детей от 1 года до 2 лет".

0 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность

Подписка

Подписаться на получение новостей сайта



Вход на сайт


Комментарии

  • Лев
    [quote name="Ольга"]Ни на Ивановна, СПАСИБО!!!Отлич ный сценарий!Была бы очень благодарна, если бы ...

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Спасибо за разнообразие и вдохновение)!

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Ольга Николаевна, это потрясающая идея! Спасибо)

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Спасибо! Очень насыщенно)

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Спасибо! Замечательно описано), уже хочется поиграть,))

    Подробнее...

Добавить статью на сайт