Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«Четвероногие и крылатые бойцы Красной Армии в годы Великой Отечественной Войны»

 

Образовательная область: познавательное развитие.

Вид деятельности: непосредственно – образовательная.

Возрастная группа: старшая.

Цель: познакомить старших дошкольников с животными, участниками Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • Образовательные: дать первоначальные знания о животных участниках ВОВ.
  • Развивающие: продолжать развивать навыки диалоговой речи; Развивать внимание, память, умение слушать, сопереживать.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к животным, желание заботиться о братьях наших меньших.

Оборудование: компьютер, компьютерная презентация «Четвероногие и крылатые бойцы Красной Армии».

 

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Посмотрите за окно, как прекрасна весенняя природа.

Ребята, какое сегодня у вас хорошее настроение!

Дети: Хорошее, отличное, радостное

Воспитатель: Давайте за руки возьмемся и друг другу улыбнемся

Проводится психогимнастика: “Я”.

Я очень хороший, послушный, пригожий. Я всеми любимый. Я Богом хранимый.

- Ты очень хороший, послушный, пригожий. Ты всеми любимый. Ты Богом хранимый.

Воспитатель: Поднимите руки вверх те кто любит отгадывать загадки.

Дети: поднимают руки.

Воспитатель: В нашей стране есть главный праздник, который отмечают все граждане России. Отгадайте загадку, чтобы узнать, как он называется.

Дети: Хорошо, загадывайте.

Воспитатель: Загадаю вам загадку – для ума нужна зарядка!

Воспитатель загадывает загадку.

Воспитатель: Идет парад, гремит салют,

Звучат оркестры там и тут, не только прадеда и деды

Встречают славный……….

Дети: День Победы.

Слайд 2.

Воспитатель: 70 лет назад закончилась Великая Отечественная война.

Победа далась нелегко, использовались все возможные ресурсы – даже животные в эти тяжелые военные годы оказывали большую помощь человеку. Знаете ли вы ребята, какие животные принимали участие в войне?

Дети: Кони, собаки, голуби.

Воспитатель: Сегодня мы много узнаем интересного о наших четвероногих друзьях.

Слайд 3.

Воспитатель: Лошади в Великой Отечественной… На самом деле число их было огромно: около трех миллионов. Ведь в тогдашней армии лошади были не только в кавалерии, шли по военным дорогам бесчисленные обозы, на лошадях перевозились пушки и многое другое. Лошадь практически была основной тягловой силой.

Слайд 4.

Воспитатель: Самыми верными помощниками воинов в годы Великой Отечественной войны были, конечно, собаки.

Воспитатель: Собака — друг человека.

— Почему так говорят?

Дети: ответы.

Воспитатель: Какие пословицы вы знаете о дружбе?

Дети: Друзья познаются в беде.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Старый друг лучше новых двух.

Сам погибай, а товарища выручай.

Воспитатель: Подходят ли эти пословицы к собаке? (Конечно же подходят.) А теперь послушайте, как собака помогала человеку на войне.

Ребенок: У нас уважают собаку недаром.

Собака на фронте была санитаром,

Связистом, сапером.

Порою собаки.

Под танки фашистов бросались в атаки.

Слайд 5.

Воспитатель: Собаки – саперы «Из директивы начальника инженерных войск всем фронтам от 17 ноября 1944 года»: 

"Ни на одном из маршрутов, проверенных собаками-миноискателями, не было случая подрыва живой силы и техники. Иногда собаки обнаруживали фугасы на глубине 2,5 метра”.

Очень важную роль собаки-миноискатели сыграли во время Ясско-Кишиневской операции: они сопровождали идущие в наступление танки. Специально обученные, они спокойно сидели на броне танков, их не пугали шум мотора и грохот артиллерийских залпов. В подозрительных местах, где могли оказаться минные поля, собаки соскакивали на землю и под прикрытием огня танков производили разведку, обнаруживая мины.

Слайд 6.

Воспитатель: Собаки связисты. В сложной обстановке собаки не раз выручали бойцов и в качестве связистов. Небольшие размеры и высокая скорость передвижения делала из них трудные мишени. К тому же зимой на них зачастую надевали белые маскировочные халаты. Под ураганным пулеметным и артиллерийским огнем собаки преодолевали непроходимые для человека места, переплывали реки, доставляя донесения до места назначения. Обученные специальным образом они действовали в основном под покровом темноты быстро и скрытно, выполняя задания, решавшие судьбы целых сражений. Известны случаи, когда псы прибегали или приползали уже будучи смертельно ранеными.

Собака Норка в труднейших условиях и за короткий срок доставила 2398 боевых донесений, а пес по кличке Рекс – 1649. В 1944 году при ликвидации Никопольского плацдарма пес Джек доставил 2982 боевых донесения, причем поддерживал связь между частями, переплывая Днепр! А «боец» Ленинградского фронта собака Дик – 12 000 донесений!

Слайд 7.

Воспитатель: Собаки – санитары29 августа 1944 года начальник Главного военно-санитарного управления Красной Армии сообщал в приветственном письме по случаю двадцатилетия Центральной военно-технической школы дрессировщиков: «За истекший период Великой Отечественной войны на собаках было вывезено 500 тысяч тяжелораненых офицеров и бойцов, и теперь этот вид транспорта получил общее признание».

В свидетельствах рядовых бойцов и командиров воинских частей, использовавших собак на фронте, говорилось: «Там, где работали санитарные нартовые упряжки, никогда не было задержки с выносом раненых с поля боя, а с улучшением выноса раненых с поля боях хирургическая помощь раненым оказывалась в более ранние сроки. В связи с этим резко снизилась смертность на полковых пунктах и медсанбатах».

А всего за четыре года войны советские собаки-санитары вывезли с поля боя 700 тысяч раненых! В то время как в годы войны санитарам и другим медработникам за вынос с поля боя 80 раненых присваивали высшую воинскую награду — звание Героя Советского Союза.

Слайд 8.

Воспитатель: Диверсионные собаки – подрывали железнодорожные составы и мосты. На спине у таких собак был закреплен разъемный боевой вьюк. 19 августа 1943 года на перегоне Полоцк-Дрисса (Белоруссия) собаками был уничтожен эшелон с боевой техникой и живой силой противника.

Еще существует рассказ о собаке, которую во время парада Победы 24 июня 1945 года, пронесли на руках, по другой версии на шинели аж самого Сталина, по Красной площади. Пёс по кличке Джульбарс, четвероногий боец 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады, участвовал в боях и разминированиях на территориях Румынии, Чехословакии, Венгрии, Австрии. На его счету 468 мин и 150 обезвреженных снарядов. За заслуги пёс был награжден медалью "За боевые заслуги” и удостоился права участия на параде Победы, но не успел поправиться после недавнего ранения. Было решено пронести пса на руках по Красной площади.

Слайд 9.

Воспитатель: А я вам расскажу историю о том, как кошки помогали в военные годы.

В землянках наших воинов подстерегала большая опасность – мыши и крысы. Не найдя пищи в разорённой земле, они селились поближе к людям и переносили многие опасные болезни. Тогда на помощь бойцам пришли кошки. Солдаты селили их прямо в землянках, приучали не бояться взрывов. Пропитание Мурки и Барсики добывали себе сами, уничтожая хвостатых разносчиков инфекций.

А в городах кошки помогали узнавать о предстоящих бомбёжках. Наделённые великолепной чувствительностью, они задолго чувствовали приближение бомбардировщиков и начинали громко мяукать, предупреждая об опасности.

Из уст в уста передавали солдаты историю, которая произошла с раненым лётчиком под Смоленском. Спасаясь от преследования, он забрался в давно покинутый дом. Оказалось, здесь поселилось несколько десятков одичавших кошек. Еле живой, лётчик добрался до кровати и упал на неё. И когда услышал шаги, подумал, что погиб. Но тут произошло удивительное. Несколько кошек буквально облепили красноармейца, а остальные, завидев фашистов, бросились на них, норовя вцепиться когтями в лицо. То ли чужая речь так подействовала на мурок, то ли сказалась какая-то другая причина – неизвестно. Но ярость кошек была столь сильной, что немцы поспешили уйти. Они решили, что лётчика в доме нет…

Слайд 10.

Воспитатель: Помогали бойцам и голуби. С переднего края фронта было отправлено 15 тысяч «голубеграмм». Этих птиц обучали двум «профессиям» – почтальона и подрывника. Первые доставляли через линию фронта важные донесения. Причём роль «почтальонов» была так велика, что фашисты специально отдавали приказы снайперам отстреливать птиц и даже «натаскивали» ястребов-истребителей.

Крылатых диверсантов приучали садиться на цистерны с горючим или бронетехнику. При выполнении задания птица погибала…

Слайд 11.

Воспитатель: В лесах партизанам помогали лоси. Использовать лошадей не всегда было безопасно, ведь зимой по следам от подков фашисты легко могли найти отряд. А следы сохатого не вызывали подозрений. Приручить лося довольно легко, в лесу он был незаменимым помощником – мог пройти сквозь густую чащобу и перебраться через самые высокие сугробы. К тому же лось очень вынослив, силён и хорошо запоминает дорогу.

Слайд 12.

Воспитатель: Были среди четвероногих помощников были два верблюда – Маша и Миша. Их «призвали» на фронт в 1941 году в качестве тягловой силы из посёлка Нижний Баскунчак Астраханской области. Тогда никто из солдат не мог подумать, что двугорбые помощники вместе с ними дойдут до самого Берлина! Но восьмого мая именно Маша и Миша передвигали расчёт орудия, защищавшего воинов, которые водрузили над Рейхстагом знамя нашей Победы…

Слайд 13.

Воспитатель: Давно отгремели бои. Многих, создававших наше военное собаководство, уже нет в живых, тем более нет в живых и собак — участников Великой Отечественной войны. Но память о бессмертном подвиге хвостатых, крылатых воинов жива.

Физминутка «Мы солдаты»

1, 2 - стоит ракета, 3,4 — самолет.

1, 2 - хлопок в ладоши, а потом на каждый счет.

1, 2, 3, 4 - руки выше, плечи шире.

1, 2, 3, 4 - и на месте походили.

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом.

Левой - раз, правой - два,

Посмотрите все на нас!

Итог: Воспитатель задает вопросы детям.

1. Какие домашние животные помогали красноармейцам во время Великой?

2. Отечественной войны?

3. Расскажите о санитарных собаках.

4. Как собаки взрывали вражеские танки?

5. Расскажите, что делали на фронте лошади?

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили, что больше всего вам запомнилось?

Слайд 14.

Ребенок: Хотим под мирным небом жить,

И радоваться, и дружить,

Хотим, чтоб всюду на планете

Войны совсем не знали дети!

 

Использованная литература:

  1. Бондаренко Л. Н. Животные на войне. // Начальная школа. 2005 г., №3.
  2. В мире животных. 1999. №5.
  3. А.П. Казакова, Т.А. Шорыгина «Детям о великой Победе».
  4. Зоомир. 2003. №5.
  5. Книга памяти. Солдаты Победы 1041-1945гг, т. 8. Тула, 2008.
  6. http://goldkey.lpgzt.ru/aticle/8992.htm
  7. http://foto-history.livejournal.com/4145180.html

 

К работе прилагается презентация.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка конкурса чтецов среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций…

Методическая разработка конкурса чтецов среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций Серовского городского округа «Поэтическая радуга» Положение о конкурсе чтецов среди воспитанников...

Конспект интегрированного итогового занятия в средней группе «Путешествие в страну…

Конспект интегрированного итогового занятия в средней группе «Путешествие в страну знаний» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Цель: Обобщить полученные...

Развлечения группы «Рябинки» на 2020-2021 учебный год

Развлечения группы «Рябинки» на 2020-2021 учебный год Дата проведения Название и цели мероприятия Ответственный за проведение Сентябрь 1. Интегрированное развлечение «Семья – начало всех начал» ...

Читайте также

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями)

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями) Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определило ряд новых функций...

Проект «Масленица»

Проект «Масленица» Актуальность. Основной путь восхождения общества к духовным ценностям видится в сохранении и возрождении культуры своего народа. Огромный воспитательный потенциал...

Проект «В дружной семье и в холод тепло»

Проект «В дружной семье и в холод тепло» (Для детей 2 младшей группы с НОДА)   Этапы проекта Содержание Формы и методы работы I. Подготовительный этап Задачи: 1...