Конспект занятия по ознакомлению детей с природой
Целевая прогулка в сквер. Знакомство с деревьями – береза и ель в сравнении

(Средняя группа)

 

Программное содержание:

  1. Дать в сравнении знания детям о ели и березе, рассказать об их пользе для человека.
  2. Закрепить знания о внешнем виде ели и березе.
  3. Воспитывать бережное отношение и желание ухаживать за ними.

Оборудование: веточки березы и ели, семена – сережки и шишки, рисунки к сказке, подарки – сюрпризы.

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций с изображением деревьев, заучивание стихов о птицах, деревьях, рисование березы и ели на занятиях ИЗО, разучивание хоровода «Мы вокруг березки».

 

Ход занятия

- Дети, куда мы с вами пришли? А какое сейчас время года? А почему вы так думаете? (Ответы детей.)

- Да, сейчас весна – день стал длиннее, ярко светит и греет солнце. Появились лужи, тает снег, можно промочить ноги. (Стихи детей о весне.)

«К нам весна шагает

Быстрыми шагами

И сугробы тают

Под ее ногами»

«Воробей с березы

На дорожку – брыг!

Больше нет мороза

Чик – чирик!

- Все рады весне, прилетели птицы, кругом слышен их гам, трезвон. Но не только птицы прилетают с юга. С приходом весны проснулись и ожили деревья. Вот сейчас и поговорим о двух из них.

- Кто знает, как называется это дерево? (Береза.) А почему вы так думаете?

- Правильно, березу нельзя узнать. У нее прямой высокий ствол белого цвета с черными полосками. Потрогайте, он не такой гладкий, каким кажется на вид. Ветки направлены кверху, они очень длинные, тонкие.

«Чуть солнце пригрело откосы

И стало вокруг потеплей

Березы развесила косы

И ветер бежит средь ветвей…»

- Ее ветви действительно похожи на длинные косы, которыми играет ветер. Деревья оживают постепенно. Медленно просыпаясь, по стволу, ветками начинается двигаться сон. Позднее можно увидеть, как он капает. Чтобы добыть этот сон, люди березу ломают, режут кору ножом. Делать этого нельзя, иначе береза будет плакать.

«Не руби березы белой

Не губи души лесной

Не губи и зла не делай

А особенно весной…»

- Нельзя портить кору дерева, останется рана, дерево может погибнуть. (Показываю веточку березы.)

- Посмотрите на веточку березы – она тонкая, гибкая. Что можно на ней заметить? Что это за бугорочки? Правильно, почки. На что они похожи? На маленькие зернышки.

(Покажу руками, как почка набухает, раскрывается. Предложу детям проделать всем вместе. Появились маленькие, ярко-зеленые листочки.)

- А это что еще на веточках. Посмотрите, кто знает?

- Это сережки. Вот у меня есть сережки, у девочек. А у березы свои сережки. Посмотрите, на что они похожи? На небольшие палочки коричневого цвета. Вот в этих сережках находятся семена дерева (растираю в ладонях). Вот какие маленькие семена у березы. (Раздаю детям, предлагаю подумать как ветер. Дать представление как семена летят, разлетаются в разные стороны.)

- вот как ветер разносит семена, а упав на землю вырастает новое дерево, другая молодая березка.

- Рядом с березкой растут разные деревья. А как называется это дерево? (Ёлка.)

- Да, это ель.

«Ели на опушке, до неба макушки

Слушают, молчат, смотрят на ребят».

- Дети, похожа ли ель на березу (нет)..

- Посмотрите, ствол у ели прямой, сильный, высокий.

- Какого цвета? Коричневого.

- Куда направлены ветви ели? Вот так (показываю руками). Внизу самые большие, а к макушке все меньше и меньше.

- Посмотрите на веточку ели (показ веточки). А это что, листочки?

- Да, нет иголки. Какого цвета? Зеленого.

- Ветка береза похожа на ветку ели? Нет, ветка ели более толстая, сильная и не такая гибкая, длинная. А иголки – это те же листочки, только другой формы.

Дети, у ели нет сережек, как у березы. Что растет на ветках ели?

- Да, шишки. Вот такие шишки (показываю). Посмотрите внимательно, у шишки есть чешуйки. Вот в этой шишке находится семена ели. Шишки растут, чешуйки раскрываются, из нее высыпаются маленькие семена. Ветер разносит их как семена березы в разные стороны.

- Как обычно семя попадает в землю, начинает расти. Послушайте какую я вам сказку расскажу о том, как елочка росла (показ рисунков).

«Жила-была красивая белоствольная береза. Но вот однажды ветер принес под ее ветви семечко ели, упало оно рядом с березой в землю и стало прорастать. Сначала выросла вот такая маленькая елочка. Береза укрывала ее от жарких солнечных лучей, от ветров и сильных морозов. Хорошо было елочке около березы, росла она и радовалась. Росла большая – пребольшая. Закрыла березку от солнца. Стало березе плохо, нет кудрявых кос и зеленых листьев. Мало ей света. Со стороны ели все веточки голые, редкие, без листьев. Вот так была береза ели нянькой, а елка когда выросла большая, обижать березку стало. Поэтому и называют березку нянькой у ели.

- И все же эти оба дерева очень красивые, нарядные. Березу люди любят, называют – красавицей белоствольной, кудрявой.

Целый день не уставая,

Дождь березы умывает,

Умывает, умывает

Белокорые стволы.

- И елочку все любят, всем она нравится. Лесной красавицей называют, вечнозеленой, стройной.

«В лесу родилась елочка,

В лесу она росла

Зимой и летом стройная,

Зеленая была».

- Дети, но не только красивы эти деревья, но и пользу людям приносят. Листочки, почки, кору, сок березы используют в лечебных целях, различные болезни лечат.

- Из веточек и иголок ели заваривают чай и пьют при простуде. Укрепляют здоровье. Поэтому к деревьям нужно относиться бережно, ухаживать за ними, оберегать, не ломать.

Пусть лесная елочка

Останется живая

Стоя на опушке

Макушкою кивая.

А кому? Да никому!

Просто ветру и метели.

Да другой красивой ели.

- Вот сколько здесь елочек, кивают они макушками друг друга. Весело им всем вместе. Да и красиво кругом, отдыхают люди среди деревьев, любуются их красотой, берегут, ухаживают за ними, чтобы деревья долго жили. Без деревьев людям плохо. Вот закройте все глазки, что вы видите – темно, пустота. Не красиво без деревьев. А вот откройте – деревья стоят, птицы летают они живут на деревьях. Это их дом. Не будет деревьев и птицам жить будет негде. Нужно оберегать и всегда садить все новые и новые деревья.

Анализ занятия:

- С какими деревьями мы познакомились?

- Как называются семена березы?

- Как называются семена ели? Где находятся?

- Что нужно сделать, чтобы росли деревья?

- Какую пользу приносят?

В заключении раздаю детям подарки – сюрпризы, пакетики с семенами различных деревьев. Даю домашнее задание – определить и назвать, с помощью родителей деревья этих семян.





Новые публикации

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 5-7…

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 5-7 лет) Дети заходят ряженные в зал. Инструктор с маской на голове (в...

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 4-5…

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 4-5 лет) Дети заходят ряженные в зал. Инструктор с маской на голове (в...

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 3-4…

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 3-4 лет) Дети заходят ряженные в зал. Инструктор в костюме «Петушка» встречает детей...

Читайте также

«Педагогическая технология музыкально-ритмического развития старших дошкольников в хороводных играх»

«Педагогическая технология музыкально-ритмического развития старших дошкольников в хороводных играх» Цель: Раскрытие индивидуальных музыкально – ритмических и творческих возможностей детей старшего дошкольного возраста...

Мастер класс для родителей с детьми «Музыка во всем, ее…

Мастер класс для родителей с детьми «Музыка во всем, ее я слышу, и в листьях, что кружат над головой» Цель: включение...

Литературно-спортивный праздник «Не перевелись ещё богатыри на земле русской» в…

Литературно-спортивный праздник «Не перевелись ещё богатыри на земле русской» в подготовительной группе Задачи. - Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

Конспект НОД для старшего дошкольного возраста "По следам сказок"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: «По следам сказок»   Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели: развитие воображения, используя при этом разнообразные средства выразительности; развитие логического мышления и речи; формировать умение аргументировать свои...

Проект по ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на тему: "Здоровый малыш"

Актуальность. Охрана жизни и укрепление физического и психического  здоровья  детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в  младшем возрасте , когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных...

Конспект совместной деятельности в группе раннего развития на тему: «Миски трех медведей»

Конспект совместной деятельности в группе раннего развития на тему: «Миски трех медведей» Программное содержание: Развивать интерес детей к лепке знакомых предметов (миски) Учить детей лепить мисочки разного размера, используя прием раскатывания пластилина кругообразными движениями Учить сплющивать и оттягивать края мисочки...

Конспект занятия в средней группе по разделу «Здоровый образ жизни» по теме: «Будь здоров»

Конспект занятия в средней группе по разделу «Здоровый образ жизни» по теме: «Будь здоров» Цели и задачи: 1. Закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения. 2. Объяснить детям, как витамины влияют на организм...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство