Конспект занятия по ознакомлению детей с природой
Целевая прогулка в сквер. Знакомство с деревьями – береза и ель в сравнении

(Средняя группа)

 

Программное содержание:

  1. Дать в сравнении знания детям о ели и березе, рассказать об их пользе для человека.
  2. Закрепить знания о внешнем виде ели и березе.
  3. Воспитывать бережное отношение и желание ухаживать за ними.

Оборудование: веточки березы и ели, семена – сережки и шишки, рисунки к сказке, подарки – сюрпризы.

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций с изображением деревьев, заучивание стихов о птицах, деревьях, рисование березы и ели на занятиях ИЗО, разучивание хоровода «Мы вокруг березки».

 

Ход занятия

- Дети, куда мы с вами пришли? А какое сейчас время года? А почему вы так думаете? (Ответы детей.)

- Да, сейчас весна – день стал длиннее, ярко светит и греет солнце. Появились лужи, тает снег, можно промочить ноги. (Стихи детей о весне.)

«К нам весна шагает

Быстрыми шагами

И сугробы тают

Под ее ногами»

«Воробей с березы

На дорожку – брыг!

Больше нет мороза

Чик – чирик!

- Все рады весне, прилетели птицы, кругом слышен их гам, трезвон. Но не только птицы прилетают с юга. С приходом весны проснулись и ожили деревья. Вот сейчас и поговорим о двух из них.

- Кто знает, как называется это дерево? (Береза.) А почему вы так думаете?

- Правильно, березу нельзя узнать. У нее прямой высокий ствол белого цвета с черными полосками. Потрогайте, он не такой гладкий, каким кажется на вид. Ветки направлены кверху, они очень длинные, тонкие.

«Чуть солнце пригрело откосы

И стало вокруг потеплей

Березы развесила косы

И ветер бежит средь ветвей…»

- Ее ветви действительно похожи на длинные косы, которыми играет ветер. Деревья оживают постепенно. Медленно просыпаясь, по стволу, ветками начинается двигаться сон. Позднее можно увидеть, как он капает. Чтобы добыть этот сон, люди березу ломают, режут кору ножом. Делать этого нельзя, иначе береза будет плакать.

«Не руби березы белой

Не губи души лесной

Не губи и зла не делай

А особенно весной…»

- Нельзя портить кору дерева, останется рана, дерево может погибнуть. (Показываю веточку березы.)

- Посмотрите на веточку березы – она тонкая, гибкая. Что можно на ней заметить? Что это за бугорочки? Правильно, почки. На что они похожи? На маленькие зернышки.

(Покажу руками, как почка набухает, раскрывается. Предложу детям проделать всем вместе. Появились маленькие, ярко-зеленые листочки.)

- А это что еще на веточках. Посмотрите, кто знает?

- Это сережки. Вот у меня есть сережки, у девочек. А у березы свои сережки. Посмотрите, на что они похожи? На небольшие палочки коричневого цвета. Вот в этих сережках находятся семена дерева (растираю в ладонях). Вот какие маленькие семена у березы. (Раздаю детям, предлагаю подумать как ветер. Дать представление как семена летят, разлетаются в разные стороны.)

- вот как ветер разносит семена, а упав на землю вырастает новое дерево, другая молодая березка.

- Рядом с березкой растут разные деревья. А как называется это дерево? (Ёлка.)

- Да, это ель.

«Ели на опушке, до неба макушки

Слушают, молчат, смотрят на ребят».

- Дети, похожа ли ель на березу (нет)..

- Посмотрите, ствол у ели прямой, сильный, высокий.

- Какого цвета? Коричневого.

- Куда направлены ветви ели? Вот так (показываю руками). Внизу самые большие, а к макушке все меньше и меньше.

- Посмотрите на веточку ели (показ веточки). А это что, листочки?

- Да, нет иголки. Какого цвета? Зеленого.

- Ветка береза похожа на ветку ели? Нет, ветка ели более толстая, сильная и не такая гибкая, длинная. А иголки – это те же листочки, только другой формы.

Дети, у ели нет сережек, как у березы. Что растет на ветках ели?

- Да, шишки. Вот такие шишки (показываю). Посмотрите внимательно, у шишки есть чешуйки. Вот в этой шишке находится семена ели. Шишки растут, чешуйки раскрываются, из нее высыпаются маленькие семена. Ветер разносит их как семена березы в разные стороны.

- Как обычно семя попадает в землю, начинает расти. Послушайте какую я вам сказку расскажу о том, как елочка росла (показ рисунков).

«Жила-была красивая белоствольная береза. Но вот однажды ветер принес под ее ветви семечко ели, упало оно рядом с березой в землю и стало прорастать. Сначала выросла вот такая маленькая елочка. Береза укрывала ее от жарких солнечных лучей, от ветров и сильных морозов. Хорошо было елочке около березы, росла она и радовалась. Росла большая – пребольшая. Закрыла березку от солнца. Стало березе плохо, нет кудрявых кос и зеленых листьев. Мало ей света. Со стороны ели все веточки голые, редкие, без листьев. Вот так была береза ели нянькой, а елка когда выросла большая, обижать березку стало. Поэтому и называют березку нянькой у ели.

- И все же эти оба дерева очень красивые, нарядные. Березу люди любят, называют – красавицей белоствольной, кудрявой.

Целый день не уставая,

Дождь березы умывает,

Умывает, умывает

Белокорые стволы.

- И елочку все любят, всем она нравится. Лесной красавицей называют, вечнозеленой, стройной.

«В лесу родилась елочка,

В лесу она росла

Зимой и летом стройная,

Зеленая была».

- Дети, но не только красивы эти деревья, но и пользу людям приносят. Листочки, почки, кору, сок березы используют в лечебных целях, различные болезни лечат.

- Из веточек и иголок ели заваривают чай и пьют при простуде. Укрепляют здоровье. Поэтому к деревьям нужно относиться бережно, ухаживать за ними, оберегать, не ломать.

Пусть лесная елочка

Останется живая

Стоя на опушке

Макушкою кивая.

А кому? Да никому!

Просто ветру и метели.

Да другой красивой ели.

- Вот сколько здесь елочек, кивают они макушками друг друга. Весело им всем вместе. Да и красиво кругом, отдыхают люди среди деревьев, любуются их красотой, берегут, ухаживают за ними, чтобы деревья долго жили. Без деревьев людям плохо. Вот закройте все глазки, что вы видите – темно, пустота. Не красиво без деревьев. А вот откройте – деревья стоят, птицы летают они живут на деревьях. Это их дом. Не будет деревьев и птицам жить будет негде. Нужно оберегать и всегда садить все новые и новые деревья.

Анализ занятия:

- С какими деревьями мы познакомились?

- Как называются семена березы?

- Как называются семена ели? Где находятся?

- Что нужно сделать, чтобы росли деревья?

- Какую пользу приносят?

В заключении раздаю детям подарки – сюрпризы, пакетики с семенами различных деревьев. Даю домашнее задание – определить и назвать, с помощью родителей деревья этих семян.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Игра для старшего/подготовительного возраста «Падающие палочки»

Игра для старшего/подготовительного возраста «Падающие палочки» Интересная и увлекательная игра для детей 6-7 лет. Разработана игра для развития моторики. Материалы: палочки для...

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Такие разные…

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Такие разные жуки» Задачи: познакомить детей со строением жука и его характерными особенностями; учить лепить...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки»  Срок реализации программы 1 год.Возраст детей 5-6 лет. 1. Целевой раздел Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Математические ступеньки»...

Читайте также

Сценарий спортивно-развлекательного мероприятия для сотрудников ДОУ. «Малые зимние олимпийские игры»

Сценарий спортивно-развлекательного мероприятия для сотрудников ДОУ «Малые зимние олимпийские игры» Праздник с участием сотрудников и администрации ДОУ Место проведения территория ДОУ.Участники: сотрудники...

«Веточка сирени»

«Веточка сирени» Ход занятия: Дети сидят на стульях. Воспитатель: здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Воспитатель: ребята, посмотрите, как...

Предметно-развивающая среда в свете требований ФГОС

Предметно-развивающая среда в свете требований ФГОС Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день особенно актуален. Это связано с...