Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки»

 Срок реализации программы 1 год.
Возраст детей 5-6 лет.

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Математические ступеньки» (далее - программа) разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196, с изменениями на 30 сентября 2020 года), Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155. Программа «Математические ступеньки» составлена на основе авторской парциальной программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению математических представлений. Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. А успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью. Математика наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Направленность программы:

Дополнительная общеразвивающая программа «Математические ступеньки» имеет социально-педагогическую направленность и призвана обеспечить формирование предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах. («Порядок организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196). Основное ее назначение – приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

Отличительная особенность:

Отличительной особенностью данной программы является то, что дети находятся в

окружение увлекательных игр, упражнений с цифрами, геометрических фигур, тем самым

эта система позволяет качественно подготовить детей к школе.

Новизна программы в том, что в основе занятий по данной программе лежит игра. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

Актуальность создания программы обусловлена поиском обновления качества содержания интеллектуального образования, в частности, развития математических способностей детей.

1. Цели и задачи программы

Цель: формирование основ элементарных математических представлений, развитие памяти, внимания, мышления, подготовка к обучению в школе. приобщение к математическим знаниям, накопленных человечеством с учетом возрастных особенностей детей 5-6 лет.

Задачи программы:

Обучающие:

  • формировать общее представление о множестве и числе;
  • формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;
  • знакомить с составом числа;
  • учить детей решать простейшие арифметические задачи;
  • учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
  • учить сравнивать множества;
  • знакомить с математическими знаками;
  • обучать количественному и порядковому счету в прямом и обратном порядке; формировать графические и конструктивные умения и навыки (плоскостное моделирование)

Развивающие:

  • Развивать логические формы мышления, приемы умственной деятельности : (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, моделирование);
  • учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и др.);
  • формировать графические и конструктивные умения и навыки (плоскостное моделирование);
  • развивать умения применять полученные знания в разных видах деятельности
  • (игре, общении и др.).

Воспитательные:

  • воспитывать инициативность, самостоятельность;
  • воспитывать организованность;

1.1.2. Принципы построения Программы

Программа построена на следующих принципах, установленных ФГОС ДО:

1.принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);

2. принцип проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;

3. принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника; психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;

4. принцип творчества – формирование способности находить нестандартные решения;

5. принцип индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего математического содержания.

Принципы реализации Программы

Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.

Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).

Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.

Принцип интеграции – образовательная область «Познавательное развитие» интегрируется с образовательными областями : «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Развивающий и воспитательный характер обучения – повышение интереса к занятию математикой и развитие логического мышления у одаренных детей.

 Преемственность ДОУ и семьи - взаимодействие педагога с семьей по вопросам математического развития ребёнка.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в

том числе характеристики особенностей развития детей старшего

дошкольного возраста

Возрастные характеристики особенностей развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

В этом возрасте ребенок характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает его деятельность. Дети используют и называют цифры, умеют считать.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

1.2. Планируемые результаты

Образовательный процесс по дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Ступеньки» позволяет добиться следующих результатов:

Предметные:

  • сформированы общие умения и навыки учебной деятельности;
  • формировать представления и понятия о множестве, числе, форме,
  • пространстве и времени.
  • развиты элементарные математические представления;
  • сформированы графические и конструктивные умения и навыки

Метапредметные:

  • развиты процессы: внимание, память, мышление, речь, воображение;
  • взаимодействуют со сверстниками, педагогом в процессе совместной деятельности.

Личностные:

  • сформирован устойчивый интерес к учебной деятельности и желания учиться в школе;
  • сформированы основы социально-ценных личностных и нравственных качеств, трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, любознательность.

1.3 Методы и формы отслеживания результативности обучения

Методы:

  • педагогическое наблюдение;
  • оценка образовательно-творческой деятельности воспитанников;
  • беседы, опросы;
  • привлечение родителей к совместной работе с детьми.

Формы:

  • проведение мини-выставок;
  • сюжетно-ролевые игры.

2. Содержательный раздел

1.1 Содержание рабочей программы

Содержание Программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и включает не только работу по формированию первичных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности.

тема занятия Содержание занятий  
 
 
1 Вводное занятие: «добро пожаловать в волшебную страну!» «Давайте познакомимся с математикой»
2 «Весѐлая математика» Знакомство с цифрой 1 (один). Игра «большой, поменьше, маленький» Ориентировка во времени: ознакомление с названием месяца — сентябрь.
3 «Маша и Миша идут в магазин» Знакомство с понятиями «один» и «много». Число. Пара. Количественный и порядковый счет от 1 до 5 «Назови следующее, предыдущее число», «Назови меньше на 1, больше на 1».
4 «В стране занимательной геометрии» Число и цифра 2 (два). Знаки «+», «-».Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Ориентировка на листе бумаги.
5 «Как Круг и Квадрат отправились в поход» Математическая сказка, понятие квадрата, какие предметы которые нас окружают похожи на круг и квадрат? Практическое занятие. Выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Рисование в тетради в клетку .Игра «Найди клад»
6 Числа и цифры 1. 2. 3. Соотнесение количества предметов с цифрой. Моделирование из бумаги - «оригами»: «Воздушный змей».
7 «Кошкин дом» Геометрические фигуры, тела и их особенности. Теория: Знакомство с геометрическими телами и их особенностями, сравнение геометрических фигур с геометрическими телами, какие предметы в окружающей обстановке похожи на геометрические фигуры и тела.
8 Числа и цифры 1.2.3.4. Соотнесение количества предметов с цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Большой, поменьше, самый маленький
9 «По следам волшебной
линейки»
Числа и цифры 1.2.3.4. Соотнесение количества предметов с цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку.
10 В стране сказочных
фигур»
Количество и счет: числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. знаки +, =. Ориентировка во времени.
11 Количество и счет: число и цифра 6, знаки =, +. Величина. Логическая задача.
12   Количество и счет: числа и цифры 4, 5. 6, знаки < ,> , =. Геометрические фигуры.  
13 «Сказочная линия» Количество и счет: числа и цифры 4, 5, 6.  
14 «Длинный ,высокий» Количество и счет : числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0, знак -. Геометрические фигуры. Ориентировка во времени.
15 «Что легче что, тяжелее» Количество и счет: числа и цифры 0, 4, 5, 6. Ориентировка во времени и в пространстве.
16 Ближе, дальше, близко, далеко, низко, высоко» Количество и счет: число и цифра 7. Знаки =, +. Работа с изображением «Перекресток» ( определение количества, направления). Определение местоположения. Работа с изображением «Клоуны» (определение количества, цвета, местоположения, геометрических фигур)
17 Угадай где стоит (на, над. под) Количество и счет: числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.  
18 План, схема Числа и цифры 1- 8, знаки +, - . Ориентировка во времени. Учись рассказывать о том, что видишь  
19 Количество и счет: числа и цифры 1 — 9. Величина. Ориентировка во времени.  
20 Количество и счет: число 10. Геометрические фигуры. Логическая задача.
Количество и счет: цифры от 1 до 10. Геометрические фигуры. Логическая задача.
21 «В стране сказочных
фигур»
Теория Знакомство с геометрическими фигурами: кругом, овалом, треугольником, квадратом, прямоугольником и их особенностями. Практическое занятие. Работа в рабочей тетради «Занимательная геометрия», дорисуй круги и овалы до узнаваемых предметов: раскрась все треугольники определенным цветом.
24 «Как Круг и Квадрат
отправились в поход»
Геометрические фигуры, квадрат, круг. Теория: Математическая сказка, понятие круга и квадрата, какие предметы которые нас окружают похожи на круг и квадрат? Практическое занятие. Выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Рисование в тетради в клетку.Игра «Найди клад»
25 «Геометрические фигуры» «Кошкин дом» Геометрические фигуры, тела и их особенности. Теория: Знакомство с геометрическими телами и их особенностями, сравнение геометрических фигур с геометрическими телами, какие предметы в окружающей обстановке похожи на геометрические фигуры и тела. Практическое задание. Работа в рабочей тетради
26 «Сказочная линия» моделирование геометрических тел из бумаги и картона. Игра: «Сложи узор». Практическое задание Логическая игра «Соедини предметы» - Блоки Дьенеша.
27 «По следам волшебной
линейки»
Игра: «Длинные и короткие ленточки для кукол», игра «Заборы низкие и высокие» игра – построение «Лесенка широкая и лесенка узкая»
28 «Измерение объема» Знакомство со способом измерения предмета. Познакомить весами .Практическое задание Игра «Вода в стакане», «Как измерить пшено в кастрюльке»
29 «Что легче что, тяжелее» Игра: «Помоги Буратино собрать подарок», игра «Воздухоплаватели» Логическая игра «Нарисуй недостающие предметы»
30 «Длинный ,высокий» Сравнение предметов по длине и находить равные. Работа в рабочей тетради «Найди длинный, короткий, средний карандаш», игра Палочки Кьюзенера «Лесенка широкая и лесенка узкая
31 Ближе, дальше, близко, далеко, низко, высоко» Знакомство с пространственными отношениями: Ближе, дальше, близко, далеко, низко, высоко Практическое задание Выполнение логических задач «Сколько на картинке домиков. Кто живет далеко кто близко» игра «Выше- ниже» игра «Найди одинаковые предметы» -Палочки Кьюзенера «Подбираем ленточки к фартучкам».
32 «Справа- слева » Игра: «Найди клад» Угадай где стоит (на, над. под)
33 План, схема Логическая задача: «Схематизация» - Счетные палочки логическое задание «Куда едут автомобили»
игра: «Помоги колобку найти дорогу», игра «Дорога к маме»
34 «Путешествие в мир логики» Игра «лабиринт», «Чудо огородное», работа в рабочей тетради
35 Математические загадки с заданиями» Интеллектуальная игра: с бусами «Разложи бусинки по цветам» Работа в тетрадях «Покажи Незнайки».
36 «Занимательные вопросы, загадки – шутки» Упражнение: «Колечко», игра: «Быстро сообрази», Работа в тетрадях графический диктант. игра с блоками Дьѐныша: «занимательные вопросы загадки шутки»
Итого часов:36  

1.2.Способы и формы работы с детьми

Содержание, методы и формы организации организованной образовательной деятельности непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка.

Наглядные: рассматривание, показ образца и способов деятельности
Словесные рассказ воспитателя, художественное слово, сравнение, объяснение, напоминание, поощрение, вопросы проблемная ситуация, загадывание загадки, напоминание, загадки, стихи, пословицы
Игровые: игровая ситуация, игры различного характера
Практические: наблюдения, обследование, экспериментирование

1.3.Способы и направления поддержки детской инициативы

  • Способствовать самостоятельному освоению детьми свойств, отношений, зависимостей, чисел в совместной со взрослыми содержательной познавательной деятельности.
  • Стимулировать проявление детьми активности, инициативы, творчества в играх на преобразование, изменение объектов, использование условных знаков и схем.
  • Развивать у детей способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые.
  • Учить детей активно пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.

1.4.Особенности взаимодействие педагогического коллектива с семьей

Одно из условий реализации Программы — взаимодействие с родителями, определяемое рекомендациями основной образовательной программы, по которой работает ДОО. Акцент делается на математическом развитии ребенка.

Формами совместной работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей являются:

  • доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях;
  • организация выставок наглядных пособий с описанием их использования;
  • открытые занятия по математике для родителей;
  • групповые и индивидуальные консультации, беседы, передвижные папки 

Организационный раздел

1. Психолого – педагогические условия реализации Программы

Содержание, методы и формы организации организованной образовательной деятельности непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.

В учебно-методическом комплекте (УМК) предусматривается развитие математических представлений детей с учетом принципа интеграции, который предполагает взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое).
В п. 3.2.6 ФГОС ДО определяет условия эффективной реализации Программы, одним из которых является организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми

В кружок принимаются все желающие дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Набор детей в группу производится в конце августа, в начале сентября. Воспитанники, освоившие программу первого года обучения, переводятся на следующий год обучения.

Возраст детей Длительность
занятий
Количество в неделю Количество в месяц Количество в год
старшая группа 5-6 лет 25 минут 1 4 36

Срок реализации программы: Программа рассчитана на1 учебный год:

- 1-ый год обучения – дети 5-6 лет (36 занятий в год);

Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня.

Длительность одного занятия: 25 минут.

Форма организации детей: групповая.

Формы организации образовательной деятельности: Основная форма – занятия.

Методическое обеспечение программы:

Строительный набор (объемные тела);

Кубики из пластмасса, дерева;

Геометрические фигуры;

Цветные счетные палочки;

Конструкторы: «Малыш», «Кроха», «Лего»;

Блоки Дьеныша

Палочки Кьюзера

Арифметическое домино;

Коллекции шнуровок (ежик, грибок, белочка и др.);

Мозаика детская;

Набор карточек с цифрами от 0 до 20;

Счетная и ученическая линейка.

Счетные палочки;

Набор карточек с изображением различных моделей (для сборки конструктора);

Набор игрушек;

Набор плоскостных и объемных фигур;

Пособия «Круглый год», «Я изучаю дни недели

Учебно-методическое обеспечение:

Колесникова Е.В. Математика для детей 5 – 6 лет. Методическое пособие. – М.: «Ювента», 2016.

Колесникова Е.В. Геометрические фигуры. Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет. - М.: «Ювента», 2016.

Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет. – М.: «Ювента», 2016.

Демонстрационный материал: Математика для детей 5-6лет.-М.: ТЦ Сфера, 2015.

 

Список литературы

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей форма, цвет, звук.3ЖЭ;

2. Бурдина С.В. Серия «Умный малыш».

3. Игровой альбом «Блоки Дьенеша» для старших (5 – 8 лет) «Праздник в стране Блоков». Б.Б. Финкельштейн. С – Пб.«Корвет» 2014г

4. Колесникова Е. В. Программа «Математические ступеньки» Творческий центр,- М 2007г

5. Комарова, Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5 – 7 лет/ сост. Л.Д.Комарова - М: Изд. Гном и Д, 2012

6. «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.

7. Михайлова, З. А. Игровые задачи для дошкольников

8. З. А. Михайлова. – СПб., 2010.

9. Михайлова З.А. Логика и математика для дошкольников2000.

10. Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера»

11. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. – М.: Мозайка -Синтез, 2014;

12. Петерсон Л.Г. «Раз – ступенька, два – ступенька…»;

13. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников, Графические диктанты.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лепбук «Здоровье планеты - в наших руках»

Лепбук «Здоровье планеты - в наших руках» Аннотация к лепбуку «Здоровье планеты - в наших руках» Сегодня, мир не такой как вчера...

Дидактическая игра «Какое варенье?»

Дидактическая игра «Какое варенье?» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Какое варенье?» В процессе знакомства с окружающим миром, его многообразной растительностью, и...

Беседа в средней группе «Основные правила поведения на воде»

Беседа в средней группе «Основные правила поведения на воде» Цель: закреплять знания о лете, играх детей летом, познакомить детей с правилами...

Читайте также

Сюжетно-ролевая игра «Зайка заболел»

Сюжетно-ролевая игра «Зайка заболел» Виды детской деятельности: игровая; коммуникационная. Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли. Задачи: Образовательные: приобретать первичных...

«Незнайка в гостях у ребят» Образовательная деятельность по ФЭМП…

«Незнайка в гостях у ребят» Образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе Цель. Упражнять в счете до 10 в прямом порядке...

Развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ через художественное конструирование

Развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ через художественное конструирование Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия...