Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки»

 Срок реализации программы 1 год.
Возраст детей 5-6 лет.

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Математические ступеньки» (далее - программа) разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196, с изменениями на 30 сентября 2020 года), Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155. Программа «Математические ступеньки» составлена на основе авторской парциальной программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению математических представлений. Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. А успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью. Математика наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Направленность программы:

Дополнительная общеразвивающая программа «Математические ступеньки» имеет социально-педагогическую направленность и призвана обеспечить формирование предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах. («Порядок организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196). Основное ее назначение – приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

Отличительная особенность:

Отличительной особенностью данной программы является то, что дети находятся в

окружение увлекательных игр, упражнений с цифрами, геометрических фигур, тем самым

эта система позволяет качественно подготовить детей к школе.

Новизна программы в том, что в основе занятий по данной программе лежит игра. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

Актуальность создания программы обусловлена поиском обновления качества содержания интеллектуального образования, в частности, развития математических способностей детей.

1. Цели и задачи программы

Цель: формирование основ элементарных математических представлений, развитие памяти, внимания, мышления, подготовка к обучению в школе. приобщение к математическим знаниям, накопленных человечеством с учетом возрастных особенностей детей 5-6 лет.

Задачи программы:

Обучающие:

  • формировать общее представление о множестве и числе;
  • формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;
  • знакомить с составом числа;
  • учить детей решать простейшие арифметические задачи;
  • учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
  • учить сравнивать множества;
  • знакомить с математическими знаками;
  • обучать количественному и порядковому счету в прямом и обратном порядке; формировать графические и конструктивные умения и навыки (плоскостное моделирование)

Развивающие:

  • Развивать логические формы мышления, приемы умственной деятельности : (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, моделирование);
  • учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и др.);
  • формировать графические и конструктивные умения и навыки (плоскостное моделирование);
  • развивать умения применять полученные знания в разных видах деятельности
  • (игре, общении и др.).

Воспитательные:

  • воспитывать инициативность, самостоятельность;
  • воспитывать организованность;

1.1.2. Принципы построения Программы

Программа построена на следующих принципах, установленных ФГОС ДО:

1.принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);

2. принцип проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;

3. принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника; психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;

4. принцип творчества – формирование способности находить нестандартные решения;

5. принцип индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего математического содержания.

Принципы реализации Программы

Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.

Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).

Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.

Принцип интеграции – образовательная область «Познавательное развитие» интегрируется с образовательными областями : «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Развивающий и воспитательный характер обучения – повышение интереса к занятию математикой и развитие логического мышления у одаренных детей.

 Преемственность ДОУ и семьи - взаимодействие педагога с семьей по вопросам математического развития ребёнка.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в

том числе характеристики особенностей развития детей старшего

дошкольного возраста

Возрастные характеристики особенностей развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

В этом возрасте ребенок характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает его деятельность. Дети используют и называют цифры, умеют считать.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

1.2. Планируемые результаты

Образовательный процесс по дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Ступеньки» позволяет добиться следующих результатов:

Предметные:

  • сформированы общие умения и навыки учебной деятельности;
  • формировать представления и понятия о множестве, числе, форме,
  • пространстве и времени.
  • развиты элементарные математические представления;
  • сформированы графические и конструктивные умения и навыки

Метапредметные:

  • развиты процессы: внимание, память, мышление, речь, воображение;
  • взаимодействуют со сверстниками, педагогом в процессе совместной деятельности.

Личностные:

  • сформирован устойчивый интерес к учебной деятельности и желания учиться в школе;
  • сформированы основы социально-ценных личностных и нравственных качеств, трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, любознательность.

1.3 Методы и формы отслеживания результативности обучения

Методы:

  • педагогическое наблюдение;
  • оценка образовательно-творческой деятельности воспитанников;
  • беседы, опросы;
  • привлечение родителей к совместной работе с детьми.

Формы:

  • проведение мини-выставок;
  • сюжетно-ролевые игры.

2. Содержательный раздел

1.1 Содержание рабочей программы

Содержание Программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и включает не только работу по формированию первичных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности.

тема занятия Содержание занятий  
 
 
1 Вводное занятие: «добро пожаловать в волшебную страну!» «Давайте познакомимся с математикой»
2 «Весѐлая математика» Знакомство с цифрой 1 (один). Игра «большой, поменьше, маленький» Ориентировка во времени: ознакомление с названием месяца — сентябрь.
3 «Маша и Миша идут в магазин» Знакомство с понятиями «один» и «много». Число. Пара. Количественный и порядковый счет от 1 до 5 «Назови следующее, предыдущее число», «Назови меньше на 1, больше на 1».
4 «В стране занимательной геометрии» Число и цифра 2 (два). Знаки «+», «-».Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Ориентировка на листе бумаги.
5 «Как Круг и Квадрат отправились в поход» Математическая сказка, понятие квадрата, какие предметы которые нас окружают похожи на круг и квадрат? Практическое занятие. Выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Рисование в тетради в клетку .Игра «Найди клад»
6 Числа и цифры 1. 2. 3. Соотнесение количества предметов с цифрой. Моделирование из бумаги - «оригами»: «Воздушный змей».
7 «Кошкин дом» Геометрические фигуры, тела и их особенности. Теория: Знакомство с геометрическими телами и их особенностями, сравнение геометрических фигур с геометрическими телами, какие предметы в окружающей обстановке похожи на геометрические фигуры и тела.
8 Числа и цифры 1.2.3.4. Соотнесение количества предметов с цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Большой, поменьше, самый маленький
9 «По следам волшебной
линейки»
Числа и цифры 1.2.3.4. Соотнесение количества предметов с цифрой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку.
10 В стране сказочных
фигур»
Количество и счет: числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. знаки +, =. Ориентировка во времени.
11 Количество и счет: число и цифра 6, знаки =, +. Величина. Логическая задача.
12   Количество и счет: числа и цифры 4, 5. 6, знаки < ,> , =. Геометрические фигуры.  
13 «Сказочная линия» Количество и счет: числа и цифры 4, 5, 6.  
14 «Длинный ,высокий» Количество и счет : числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0, знак -. Геометрические фигуры. Ориентировка во времени.
15 «Что легче что, тяжелее» Количество и счет: числа и цифры 0, 4, 5, 6. Ориентировка во времени и в пространстве.
16 Ближе, дальше, близко, далеко, низко, высоко» Количество и счет: число и цифра 7. Знаки =, +. Работа с изображением «Перекресток» ( определение количества, направления). Определение местоположения. Работа с изображением «Клоуны» (определение количества, цвета, местоположения, геометрических фигур)
17 Угадай где стоит (на, над. под) Количество и счет: числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.  
18 План, схема Числа и цифры 1- 8, знаки +, - . Ориентировка во времени. Учись рассказывать о том, что видишь  
19 Количество и счет: числа и цифры 1 — 9. Величина. Ориентировка во времени.  
20 Количество и счет: число 10. Геометрические фигуры. Логическая задача.
Количество и счет: цифры от 1 до 10. Геометрические фигуры. Логическая задача.
21 «В стране сказочных
фигур»
Теория Знакомство с геометрическими фигурами: кругом, овалом, треугольником, квадратом, прямоугольником и их особенностями. Практическое занятие. Работа в рабочей тетради «Занимательная геометрия», дорисуй круги и овалы до узнаваемых предметов: раскрась все треугольники определенным цветом.
24 «Как Круг и Квадрат
отправились в поход»
Геометрические фигуры, квадрат, круг. Теория: Математическая сказка, понятие круга и квадрата, какие предметы которые нас окружают похожи на круг и квадрат? Практическое занятие. Выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Рисование в тетради в клетку.Игра «Найди клад»
25 «Геометрические фигуры» «Кошкин дом» Геометрические фигуры, тела и их особенности. Теория: Знакомство с геометрическими телами и их особенностями, сравнение геометрических фигур с геометрическими телами, какие предметы в окружающей обстановке похожи на геометрические фигуры и тела. Практическое задание. Работа в рабочей тетради
26 «Сказочная линия» моделирование геометрических тел из бумаги и картона. Игра: «Сложи узор». Практическое задание Логическая игра «Соедини предметы» - Блоки Дьенеша.
27 «По следам волшебной
линейки»
Игра: «Длинные и короткие ленточки для кукол», игра «Заборы низкие и высокие» игра – построение «Лесенка широкая и лесенка узкая»
28 «Измерение объема» Знакомство со способом измерения предмета. Познакомить весами .Практическое задание Игра «Вода в стакане», «Как измерить пшено в кастрюльке»
29 «Что легче что, тяжелее» Игра: «Помоги Буратино собрать подарок», игра «Воздухоплаватели» Логическая игра «Нарисуй недостающие предметы»
30 «Длинный ,высокий» Сравнение предметов по длине и находить равные. Работа в рабочей тетради «Найди длинный, короткий, средний карандаш», игра Палочки Кьюзенера «Лесенка широкая и лесенка узкая
31 Ближе, дальше, близко, далеко, низко, высоко» Знакомство с пространственными отношениями: Ближе, дальше, близко, далеко, низко, высоко Практическое задание Выполнение логических задач «Сколько на картинке домиков. Кто живет далеко кто близко» игра «Выше- ниже» игра «Найди одинаковые предметы» -Палочки Кьюзенера «Подбираем ленточки к фартучкам».
32 «Справа- слева » Игра: «Найди клад» Угадай где стоит (на, над. под)
33 План, схема Логическая задача: «Схематизация» - Счетные палочки логическое задание «Куда едут автомобили»
игра: «Помоги колобку найти дорогу», игра «Дорога к маме»
34 «Путешествие в мир логики» Игра «лабиринт», «Чудо огородное», работа в рабочей тетради
35 Математические загадки с заданиями» Интеллектуальная игра: с бусами «Разложи бусинки по цветам» Работа в тетрадях «Покажи Незнайки».
36 «Занимательные вопросы, загадки – шутки» Упражнение: «Колечко», игра: «Быстро сообрази», Работа в тетрадях графический диктант. игра с блоками Дьѐныша: «занимательные вопросы загадки шутки»
Итого часов:36  

1.2.Способы и формы работы с детьми

Содержание, методы и формы организации организованной образовательной деятельности непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка.

Наглядные: рассматривание, показ образца и способов деятельности
Словесные рассказ воспитателя, художественное слово, сравнение, объяснение, напоминание, поощрение, вопросы проблемная ситуация, загадывание загадки, напоминание, загадки, стихи, пословицы
Игровые: игровая ситуация, игры различного характера
Практические: наблюдения, обследование, экспериментирование

1.3.Способы и направления поддержки детской инициативы

  • Способствовать самостоятельному освоению детьми свойств, отношений, зависимостей, чисел в совместной со взрослыми содержательной познавательной деятельности.
  • Стимулировать проявление детьми активности, инициативы, творчества в играх на преобразование, изменение объектов, использование условных знаков и схем.
  • Развивать у детей способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые.
  • Учить детей активно пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.

1.4.Особенности взаимодействие педагогического коллектива с семьей

Одно из условий реализации Программы — взаимодействие с родителями, определяемое рекомендациями основной образовательной программы, по которой работает ДОО. Акцент делается на математическом развитии ребенка.

Формами совместной работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей являются:

  • доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях;
  • организация выставок наглядных пособий с описанием их использования;
  • открытые занятия по математике для родителей;
  • групповые и индивидуальные консультации, беседы, передвижные папки 

Организационный раздел

1. Психолого – педагогические условия реализации Программы

Содержание, методы и формы организации организованной образовательной деятельности непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.

В учебно-методическом комплекте (УМК) предусматривается развитие математических представлений детей с учетом принципа интеграции, который предполагает взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое).
В п. 3.2.6 ФГОС ДО определяет условия эффективной реализации Программы, одним из которых является организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми

В кружок принимаются все желающие дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Набор детей в группу производится в конце августа, в начале сентября. Воспитанники, освоившие программу первого года обучения, переводятся на следующий год обучения.

Возраст детей Длительность
занятий
Количество в неделю Количество в месяц Количество в год
старшая группа 5-6 лет 25 минут 1 4 36

Срок реализации программы: Программа рассчитана на1 учебный год:

- 1-ый год обучения – дети 5-6 лет (36 занятий в год);

Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня.

Длительность одного занятия: 25 минут.

Форма организации детей: групповая.

Формы организации образовательной деятельности: Основная форма – занятия.

Методическое обеспечение программы:

Строительный набор (объемные тела);

Кубики из пластмасса, дерева;

Геометрические фигуры;

Цветные счетные палочки;

Конструкторы: «Малыш», «Кроха», «Лего»;

Блоки Дьеныша

Палочки Кьюзера

Арифметическое домино;

Коллекции шнуровок (ежик, грибок, белочка и др.);

Мозаика детская;

Набор карточек с цифрами от 0 до 20;

Счетная и ученическая линейка.

Счетные палочки;

Набор карточек с изображением различных моделей (для сборки конструктора);

Набор игрушек;

Набор плоскостных и объемных фигур;

Пособия «Круглый год», «Я изучаю дни недели

Учебно-методическое обеспечение:

Колесникова Е.В. Математика для детей 5 – 6 лет. Методическое пособие. – М.: «Ювента», 2016.

Колесникова Е.В. Геометрические фигуры. Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет. - М.: «Ювента», 2016.

Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет. – М.: «Ювента», 2016.

Демонстрационный материал: Математика для детей 5-6лет.-М.: ТЦ Сфера, 2015.

 

Список литературы

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей форма, цвет, звук.3ЖЭ;

2. Бурдина С.В. Серия «Умный малыш».

3. Игровой альбом «Блоки Дьенеша» для старших (5 – 8 лет) «Праздник в стране Блоков». Б.Б. Финкельштейн. С – Пб.«Корвет» 2014г

4. Колесникова Е. В. Программа «Математические ступеньки» Творческий центр,- М 2007г

5. Комарова, Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5 – 7 лет/ сост. Л.Д.Комарова - М: Изд. Гном и Д, 2012

6. «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.

7. Михайлова, З. А. Игровые задачи для дошкольников

8. З. А. Михайлова. – СПб., 2010.

9. Михайлова З.А. Логика и математика для дошкольников2000.

10. Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера»

11. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. – М.: Мозайка -Синтез, 2014;

12. Петерсон Л.Г. «Раз – ступенька, два – ступенька…»;

13. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников, Графические диктанты.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического…

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического планшета «Геометрик»

Утренник без стресса

Утренник без стресса Малыш объявляет, что будет на утреннике Снежинкой или Зайчиком. Для крохи это событие, а для родителей — сплошь...

Сценарий беседы «Пожарная безопасность»

Сценарий беседы «Пожарная безопасность» Цель: Знакомство детей с правилами пожарной безопасности. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Задачи: учить отвечать на...

Читайте также

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре»

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре» Вед. Время летит, и его не вернуть Стали большими ребята. Мы отправляем сегодня их в путь, Они уже...

Физическое воспитание дошкольников как важная составляющая подготовки к выполнению норм…

Физическое воспитание дошкольников как важная составляющая подготовки к выполнению норм ГТО «На чемпионатах побеждают, конечно, единицы. Но прочный фундамент их успехов —...

Сценарий для детей старшей группы «В новогоднем лесу»

Сценарий для детей старшей группы «В новогоднем лесу» Действующие лица: - ведущий, Снегурочка, Дед Мороз, Снежная Королева – взрослые; - Зайка, Мишка, Волк, Лиса, Белки...